Статья "Изобразительная деятельность обучающихся на уроке и занятии в системе дополнительного образования"
статья
Нравственное воспитание обучающихся - одна из главных задач современной педагогики. Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении этой важной задачи. Особое место в духовном развитии подростающего поколения принадлежит занятиям изобразительному искусству в сиистеме дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostova.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Остова Т.А.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицея №572 Невского района
Санкт-Петербурга
Изобразительная деятельность обучающихся
на уроке и занятии в системе дополнительного образования.
Нравственное воспитание обучающихся - одна из главнейших задач современной педагогики.
Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении этой очень важной задачи.
Особое место в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования обучающихся сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.
Цель дополнительной образовательной программы в области изобразительных искусств – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- научить владеть средствами художественной выразительности;
- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
- формировать интерес к изобразительному искусству;
- углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
- развитие у детей фантазии, образного мышления;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Дополнительная образовательная программа в области изобразительных искусств дает возможность педагогу непрерывно расширять и постоянно дополнять ее творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность программы дает возможность обучающимся начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предается умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, лепка, работа с гуашью, работа в технике акварели). Необходимо в процессе освоения образовательной программы дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.). Занятия с обучающимися проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера.
Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств обучающегося. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в школьном коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям (к примеру, коллективные праздники). Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что учение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы.
Для гармоничного развития обучающегося очень важно, что его творчество дает возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего ученики зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.
Учреждения дополнительного образования реализуют модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого обучающегося, подрастающего человека в художественно-эстетические и социальные сферы жизнедеятельности. Открытое образование предполагает концентрацию на индивидуальной личности обучающегося, на его стремлении к познанию, развитию, самосовершенствованию, творчеству. Открытое образование обеспечивает свободу выбора учреждением дополнительного образования стратегии образования в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, сопряженного с социализацией личности каждого обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"
Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...
Методическая разработка Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»
laquo;Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД &laq...
Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.
В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....