Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела
статья

Ольга Александровна Захарова

Выступление на МО с опытом работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Захарова Ольга Александровна,

учитель трудового обучения

ГОКУ «Специальная (коррекционная)

школа-интернат №20 г. Иркутска»

При обучении швейному делу наиболее важную роль играют  наглядные и практические методы, в сочетании со словесными.

Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе  VIII вида  – это формирование умений, необходимых  для успешной социально – трудовой адаптации  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения данной цели в процессе обучения я ставлю следующие  задачи:

  1. формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
  2. развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
  3. обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
  4. воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга,  и др.);
  5. развивать мелкую моторику, глазомер.
  6. формировать коммуникативные умения.

Чтобы добиться успеха в своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.

Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большой степени от методов обучения, которые я использую на уроках труда.

Для того чтобы учащиеся научились пользоваться иглой, напёрстком, измерительными инструментами, составлять упрощённым способом простые выкройки, понимать их чертежи и уметь применять при раскрое готовую выкройку, программа по швейному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий.

Это и образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал, который даёт учитель.

В швейном деле наглядные пособия создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности школьников.

          «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически....» - писал Ушинский.

Для решения задач подготовки школьников с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая  оснащенность мастерских.

По цели использования наглядные средства можно разделить на группы:

  1. Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).
  2. Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (технологические и инструкционные карты, планы в таблицах, чертежи изделий, выкройки, крой и др.).

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционных, технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности.

На протяжении многих лет в своей педагогической практике я в системе  использую  инструкционные и технологические карты.

Инструкционно-технологическая карта отражает основные операции изготовления отдельных деталей и узлов. На ней располагаются в определенной последовательности прикрепленные образцы каждого этапа практической работы.

Технологическая карта отражает основные операции изготовления изделия, предусмотренного программой по швейному делу.

В своей практической работе я придерживаюсь следующих  направлений:

  1. коррекция и  развитие психофизических недостатков учащихся посредством обучения швейному делу;
  2. обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;
  3. развитие самостоятельной ориентации.

Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное - вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками.

На занятиях по швейному делу имеются широкие возможности для использования проблемности. Это обусловлено тем, что изготовление швейных изделий требует творческого подхода. Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые.

Например,  при описании модели платья, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов: Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на платье? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани?

Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Вот вам еще один элемент творчества и самостоятельности. Опыт показывает, что по окончании 9 класса учащиеся вполне самостоятельно выполняют работы по пошиву изделий.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках швейного дела.

Применение проблемно-поисковых методов на уроках швейного дела наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

Провожу систематическую работу по коррекции речи (словарная работа), моторики мелких мышц (практическая работа). Воспитываю трудолюбие, аккуратность в работе. Не менее важно воспитание в детях культуры труда.

Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей.

Одно из условий воспитания этих качеств - четкое представление о назначении изготовляемого изделия. Сообщая тему и цель занятия, необходимо сказать о том, для чего нужна данная конкретная работа. Дети должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим.

Работу веду дифференцированно, т.к. трудовая группа неоднородна. Есть сильные ученицы, работу выполняют самостоятельно. Ко второй группе относятся учащиеся, которые умеют закреплять полученные знания и реализовывать их на практике. К третьей группе относятся слабые ученики, с которыми провожу индивидуальную работу постоянно.

В нашей совместной работе дети проявляют фантазию, воображение, наблюдательность.

Осуществляя на практике принцип наглядности, перед началом работы девочки рассматривают образцы полуобъемных и объемных игрушек. Образцы должны быть крупными, яркими, удобными для обозрения и вызывать желание сделать собственными руками такие же, обращаю внимание на своеобразность и оригинальность в отделке этих игрушек.

Важной стороной трудовой деятельности является планирование предстоящей работы. Обучение планированию начинается с использования предметно-инструктивных карт, таблиц и т.д. Учащиеся подробно знакомятся с поэтапной технологией изготовления изделия по технологической карте. Обводят шаблон, затем вырезают.

Систематически, перед началом работы с инструментами и приспособлениями повторяем правила техники безопасности, закрепляем навыки работы с ними в практической деятельности.

Осуществляя принцип более высокого уровня трудности в обучении, я провожу большую коррекционную работу, прежде всего мыслительных операций. Правильно оценить выполненную работу (как собственную, так и своего товарища) тоже помогают вопросы учителя (почему именно так ученик оценил свою работу, что получилось хорошо, а что не очень и т.д.).

Важно учить детей проводить оценку работы путем сравнения с образцом (а не только чистоту, аккуратность работы). Рассказывая о своей работе, ученица осмысливает правильность (или ошибочность) произведенных действий, закрепляет в сознании последовательность этапов работы и отдельных операций.

Я сторонник коллективных форм организации труда. Такие уроки дают возможность формировать у школьников навыки общения со сверстниками в труде, воспитывать дисциплинированность, ответственность за конечный результат, стремление делать работу лучше.

Часто применяю в работе игровой момент, что особенно активизирует творческую познавательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Фактически в игровой форме я на практике реализую третью особенность метода обучения - совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важную роль играют наглядные и практические методы.

Однако многолетняя практика моей работы в школе показывает, что наиболее прочное усвоение учебного материала происходит лишь при условии сочетания этих методов со словесными.

На каждом занятии я определяю общественно-полезную направленность трудовой деятельности учащихся, учитываю посильность и доступность объектов труда, стремлюсь к тому, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для наших учащихся. Это вызывает положительную мотивацию учебной деятельности и эмоциональный подъем, и настрой детей на работу.

Я стараюсь своими  методами усовершенствовать программу учебно-коррекционной работы по швейному делу, что способствует лучшему усвоению материала, улучшению памяти и речи учащихся, совершенствованию их профессиональных навыков. Кроме деления по способностям детей, делю их на группы, используя индивидуальные и дифференцированные подходы, намечаю пути для получения необходимого результата.

При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. Использую разумное чередование на уроках швейного дела и в кружковой работе теоретических и практических навыков, которые помогают сшить изделие качественно и быстро.

Программа по швейному делу в специальной (коррекционной) школе предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.

Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

  1. усвоение (осознание) цели работы;
  2. усвоение порядка операций, необходимых для изготовления изделия;
  3. умение производить оценку своей работы.

Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности для учеников VIII вида, повысить уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, утомляемость. Использование компьютера помогает в закреплении знаний.

На каждом занятии надо определять общественно-полезную направленность трудовой деятельности учащихся, учитывая посильность и доступность объектов труда, стремиться к тому, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для учащихся.

Результаты работы отражены в качественно изготовленных изделиях в старших классах, в успешной сдаче выпускных экзаменов, где учащиеся показывают теоретические и практические навыки и умения. А также в активном участии учащихся в жизни школы, в общественно - полезной работе (шитье и ремонт постельного белья, изготовление театральных костюмов для детских школьных спектаклей). В участии в выставках и ярмарках, где наши изделия из ткани пользуются неизменным спросом.

Основным направлением всех подходов и методов в трудовом обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционно-развивающая направленность.

Для решения задачи коррекции и развития  на уроках швейного дела, я применяю систему упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций учащихся, такие как задания на развитие и коррекцию памяти, упражнения на развитие и коррекцию  мышления, внимания, восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.

Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществл...

Развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела. (Из опыта работы)

Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела.Развитие мышления школьников на уроках швейного дела относится к числу сложных задач трудового обучения. У большинства из них...

Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ на примере урока «Окружающий природный мир»

Дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так, как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразно...

самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"

материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного  метода...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Презентация Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие  мыслительной деятельности детей с ОВЗ  на  уроках  швейного дела...