Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ на уроках столярного дела
учебно-методический материал
В данном докладе я попытаюсь осветить опыт использования технологии индивидуального и дифференцированного подхода при обучении на уроках столярного дела в школе для обучающихся с ОВЗ и доказать целесообразность их применения, а также положительное влияние на усвоение знаний по столярному делу. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, т. к. обучающиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение, которое осуществляется через индивидуальный и дифференцированный подходы. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области
«Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ на уроках
столярного дела.»
Педагог дополнительного
образования: Бугаенко Г.А.
2024 г.
В данном докладе я попытаюсь осветить опыт использования технологии индивидуального и дифференцированного подхода при обучении на уроках столярного дела в школе для обучающихся с ОВЗ и доказать целесообразность их применения, а также положительное влияние на усвоение знаний по столярному делу.
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, т. к. обучающиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение, которое осуществляется через индивидуальный и дифференцированный подходы. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения, построения "индивидуального образовательного маршрута».
С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Цели дифференцированного обучения детей с ОВЗ - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача - увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
В современном специальном образовании система индивидуального и дифференцированного подхода в обучении стала важным направлением модернизации образовательного процесса и повышения качества обучения учащихся с ОВЗ. Повышение качества знаний обучающихся невозможно без хорошо отработанных навыков. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к обучающимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей:
-возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
-образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся;
-выделение групп обучающихся по знаниям, способностям;
-распределение обучающихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
-отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от нас (педагогов) изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) обучающихся, диагностики их уровня знаний и умений по трудовому обучению (в частности по столярному делу), что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями:
-создание атмосферы, благоприятной для обучающихся;
-активное общение с обучающимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программ.
Для индивидуального и дифференцированного подхода в обучении я в своей работе использую:
-карточки-информаторы, включающие наряду с заданием учащемуся элементы дозированной помощи;
-альтернативные задания для добровольного выполнения;
-задания, содержание которых найдено учеником;
-облегченные формы технологических карт.
Направления работы:
1. Повышение роли теоретических знаний по столярному делу с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.
2. Продвижение обучающихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний по предмету с постоянным повторением пройденного материала, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.
3. Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех обучающихся класса, в том числе и слабых.
4. Создание атмосферы сотрудничества.
Обучающиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
Дифференциация и индивидуализация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
-изучение нового материала;
-учет знаний на уроке;
- текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные работы;
- организация работы над ошибками;
- уроки закрепления;
- практическая работа.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации индивидуального и дифференцированного подходов в обучении, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Обучающиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, обучающиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Огромные возможности для развития познавательной активности обучающихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, обучающиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, бригадиров, контролёров и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, обучающиеся разрабатывают план работы творческого проекта, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый обучающийся отчитывается о своей работе. Каждому ученику при выполнении таких заданий есть чем гордиться, так как каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже обучающимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех группы. Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами обучающихся.
Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся способствуют положительным результатам экзаменов выпускников, их умениям и навыкам:
- умеют самостоятельно ориентироваться в трудовом задании, выполняют эскизы отдельных деталей, составляют план работы на изготовление изделия, затачивают и налаживают ручной инструмент;
- умеют выполнять весь комплекс работ по изготовлению несложных изделий;
- знают технологический процесс и технические условия на обработку и сборку деталей;
- знают требования, предъявляемые к качеству, выполняемой работы, правила подготовки инструмента, шаблонов и приспособлений;
- знают устройство и принцип действия отдельных станков и приспособлений, требования безопасности труда в учебных мастерских и на предприятиях, а также правила безопасной работы на станках и др.
Много времени уделяю индивидуальной работе с теми воспитанниками, которые проявляют творческие способности, хотят научиться работать творчески, интересно. Очень бережно отношусь к любому начинанию творческой работы обучающихся.
Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях столярного дела необходимы для того, чтобы провести всех обучающихся к единому темпу и ритму работы и добиваться усвоения каждым из них своего объёма учебного материала. Учителю трудового обучения особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так одни испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия. Нужно понять состояние своего обучающегося, его переживания и сомнения, вовремя его поддержать и тогда он пойдёт к намеченной цели и достигнет её.
Итак, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета индивидуальных особенностей их состава. Обучающиеся в школе с ОВЗ представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Соответственно, для обучения детей с ОВЗ реализация индивидуального и дифференцированного подходов является необходимой как в общем образовательном процессе, так и конкретно при трудовом обучении. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что:
• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания разных уровней;
• стали ощущать себя успешными и уверенными;
• возросла степень их психологического комфорта на уроках;
• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать обучающимися содержания образования.
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
-овладение индивидуальным и дифференцированным подходом дает мне возможность осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения;
-применение индивидуальных заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся;
-такие задания должны использоваться систематически, так, как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.
Применение в работе с учащимися индивидуального дифференцированного подходов на занятиях позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
Литература.
1 Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992.
2.Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2005. – 95 с.
3. Мирский, С.Д. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе / С.Д. Мирский // Дефектология. – М.: Академия, 2000. – №2. – С. 98.
4. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. – М.: Просвещение, 2001. – 189 с.
5. Петровская, Л.А. Социальная психология / Л.А. Петровская. – М.: Академия, 2005. – 217 с.
6.Селиверстова, Е.Н. Развивающая функция обучения / Е.Н. Селиверстова. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 362 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...
Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА
Педагогами в каждом классе применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учащиеся делятся на группы по уровню усвоения программного материала, используемые разно-уровневые задания...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»
Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...
Доклад на тему: «Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»
Доклад на тему:«Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»...
самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"
материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного метода...