Урок технологии по теме: "Основные технологии штукатурных работ"
методическая разработка по технологии (6 класс)

Коротаев Алексей Гурьевич

Методическая разработка урока по теме: "Основные технологии штукатурных работ".  Представлена технологическая карта урока. Уро подойдет для проведения в 6 классах. Может быть использовано в других классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii.docx467.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Технология

Класс: 6 класс

Время: 2 урока

Тема урока: «Основные технологии штукатурных работ».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: 

- ознакомить обучающихся с технологией малярно-штукатурных работ, основными понятиями;

- развивать у ребят профессиональный интерес;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • формировать навыки сотрудничества со взрослыми
  • формировать у учащихся представление о важности и значимости строительных профессий.

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • ввести понятие «штукатурка»;
  • дать определение терминов «оштукатуривание поверхности», «обрызг», «грунт», «накрывка»;
  • учить теоретически технологии нанесения основных слоёв штукатурного намёта;

Метод обучения: пассивный, интерактивный

Методы организации: наглядные, объяснительно-иллюстративные, метод контроля - письменный)

Оборудование: компьютер, видеопроектор, макеты - образцы слоёв штукатурного намёта.

Средства обучения: учебно - наглядные пособия, презентация и образцы готовой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочего места. Приветствие учителя

2. Проверка домашнего задания

Учитель задает вопросы по пройденной теме

- Как закрепление настенные предметы.

- Как установка форточку

- Как правильно установить петли для двери?

Учащиеся озвучивают свои ответы

3.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

Учитель задает наводящие вопросы для формулирования темы урока:

В этом ребусе   с3 (буква С и цифра 3) зашифровано слово, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока.

С3 (стройка)

Буквы в слове заблудились. Покажите им правильную дорогу, тем самым отгадаете это слово

Т У Р А У К Ш Т

(ШТУКАТУР)

Плюс один, два  ребусы  из приложения 1.

учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока, цели.

Записывают в тетрадь тему урока

4. Изучение нового материала

Объясняет основные понятия, показывает инструменты, приспособления.

Штукатурка —это специальная самотвердеющая смесь различного состава, наносимая на стены, потолки и полы для выравнивания их поверхностей, утепления помещений и для других целей. С течением времени штукатурка может отслаиваться, трескаться, вспучиваться, что ухудшает вид помещения. Для проведения ремонтных штукатурных работ необходимо уметь приготовить штукатурные растворы, научиться пользоваться специальными инструментами, знать последовательность оштукатуривания поверхностей и т. д. Штукатурные растворы приготавливают из вяжущих веществ и заполнителей.

К вяжущим материалам относятся: глина, известь, цемент, гипс и др. Самым прочным вяжущим материалом является цемент —порошок специального состава, имеющий серый или белый цвет.

Заполнители могут быть тяжелыми (обычные пески) или легкими (шлак, пемза, древесный уголь и др.).

Цементный раствор состоит из 1 части цемента и 2...5 частей песка (части объемные). На отмеренное количество песка насыпают необходимую порцию цемента, и все тщательно перемешивают до получения однородной сухой смеси. В смесь добавляют воду до нужной густоты, еще раз все перемешивают и используют полученный раствор в течение часа. Более позднее применение снижает прочность раствора.

Для получения цементно-известкового раствора 1 часть цемента смешивают с 6...12 частями песка и добавляют 1 часть строительной гашеной извести, предварительно разбавленной водой до сметанообразной густоты. Смесь тщательно перемешивают.

Для штукатурных работ применяют самые простые инструменты, их можно купить или изготовить своими силами. Штукатурная лопатка применяется для отмеривания и перемешивания материалов и растворов, набрасывания раствора на поверхность, разравнивания и заглаживания его. Отрезовка— небольших размеров лопаточка, удобная для мелких ремонтных работ. Терка служит для затирки штукатурки, изготавливают ее из древесины хвойных пород. Скребками счищают старую краску и обои.

Раствор, намазываемый на поврежденный участок, должен быть такой густоты, чтобы он удерживался на лопатке. Разравнивать раствор следует строго в одной плоскости со старой штукатуркой, чтобы отштукатуренное место не выделялось из общей плоскости.

Если между оконной или дверной коробкой и стеной образовались щели, сквозь которые продувает холодный воздух, то сначала удаляют слабо держащуюся штукатурку. Заготавливают пряди пакли или пеньки, смачивают их в сметанообразном растворе гипса, вставляют в щели и тщательно уплотняют так, чтобы эти пряди не доходили до края стены на 20 мм. Гипс, твердея, расширяется, и смоченная в нем пакля или пенька плотно заполняет щель, предохраняя шов от продувания. После этого шов замазывают раствором и затирают.

Знакомятся с технологической картой (приложение 2),

Учащиеся записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает инструменты и приспособления, задают вопросы. Подписывают наимевания инструментов в прил.4

5. Физкультминутка

Физкультминутка

Выполняют физкультминутку

6. Практическая работа

Подготовка к практической работе.  

Техника безопасности.

  • Растирание кожи рук может произойти от неправильно изготовленных ручек инструмента. Ручки должны быть без острых углов, кромок. Ручки всех инструментов должны быть прочно закреплены. Это предохраняет руки от натирания, мозолей и других травм. Содержание инструмента в чистоте и правильный уход за ним до минимума снижает травматические повреждения.
  •    Категорически   запрещается    брать  руками   раствор — известковый,   известково-гипсовый     и цементный. Во   избежание  травм   все   материалы   рекомендуется   насыпать лопаткой или совком. Работать необходимо в перчатках. Стоит остерегаться попадания известкового раствора или извести в глаза. Перед началом работы внимательно ознакомиться со своим рабочим местом, убрать все лишние предметы, осмотреть инструмент и исправить все дефекты.

Требования по охране труда. Необходимые механизмы, устройства, строительные материалы и инструменты на рабочем месте следует размещать так, чтобы не делать лишних движений и не создавать суеты. На рабочем месте не должно быть мусора и лишних материалов и инструментов.

Освещение следует расположить так, чтобы и рабочее место, и близлежащие территории были хорошо видны.

Во время работы обязательно соблюдение правил противопожарной безопасности и производственной санитарии.

По окончании работы следует очистить от мусора и загрязнений рабочее место, вымыть и убрать в шкаф инструмент, выключить подачу электричества.

Составление плана поэтапного выполнения работы.

Вводный инструктаж:

- Подготовка инструментов и смесей;

- Показ учителем трудовых приемов с объяснением на рабочем месте;

- Показ трудовых приемов ученикам совместно с учителем.

Задание: сделать раствор, заштукатурить дощечку.

Текущий инструктаж:

Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Проговаривают технику безопасности.

Записывают требования к охране труда.

Рассказывают правила работы с инструментами.

Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.

Выполнение практической работы.

7. Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

Учащиеся показывают свои работы, указывают на сложности при выполнении

8. Закрепление материала

Совместное разгадывание кроссворда (приложение 3)

Разгадывают кроссворд

9. Рефлексия

Показ большого пальца вверх или вниз

Картинки по запросу палец большой  отлично плохо

Показывают на сколько поняли материал урока

10.  Задание на дом

Выучить записи в тетради

запись домашнего задания

Приложение 1

разравнивание

обрызг

ребус (грунт)

затирка

Приложение 2

Опорный конспект

тема «Выполнение простого оштукатуривания»

1. Штукатурка необходима для того, чтобы утеплить здание, улучшить звукоизоляцию, обеспечить полную или частичную несгораемость здания и предохранить его деревянные части от гниения.

2. Виды монолитной штукатурки

3. Рабочее место - это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность.

4. Организацией рабочего места называется система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

5. Простое оштукатуривание кирпичных поверхностей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

№ п/п

Операции

Контрольно-измерительный инструмент

Рабочий инструмент

Технологический процесс

1

Подготовка поверхности, провешивание

отвес, уровень

штукатурный молоток, металлическая щетка, мочальная кисть,
зубило

Швы в кирпичных стенах равномерно высекают на глубину 10-15 мм, очищают металлической щеткой. Затем очищают стену от грязи и пыли, смачивают водой. Провешивают на высоту 10 м – отклонения не более 20 мм, на всю высоту здания не более 30 мм.

2

Нанесение обрызга

 

мастерок, ковш

Обрызг наносят на поверхность стены мастерком порциями. Толщина намета 3-5 мм, обрызг не разравнивают. Густота погружения конуса 8-12 см.

3

Нанесение грунта

правило

мастерок, ковш

Грунт наносят способом набрасывания или намазывания. Грунт выравнивает поверхность. Толщина слоя 5-7 мм, густота погружения конуса 7-9 см.

4

Разравнивание грунта

правило

полутерок

Грунт выравнивают снизу вверх зигзагообразными движениями вертикально слева направо. Контролируют правилом.

5

Затирка поверхности

 

терка

Затирают вкруговую против часовой стрелки (для уплотнения штукатурного слоя).

Приложение 3

Приложение № 6

4

 

2

п

1

о

б

р

ы

з

г

ш

о

т

с

3

г

р

у

н

т

к

а

8

а

я

Н

т

6

А

5

у

л

у

ч

ш

е

н

н

а

я

К

р

т

Р

и

у

Ы

7

в

ы

с

о

к

о

к

а

ч

е

с

т

В

е

н

н

а

я

а

а

К

н

т

А

и

у

е

р

к

а

 По горизонтали:

1. Первый слой штукатурного намёта. (обрызг)

3. Второй слой штукатурного намёта.  (грунт)

5. Вид штукатурки, которая применяется при оштукатуривании жилых помещений. (улучшенная)

7. Вид штукатурки, которая применяется при оштукатуривании крупных общественных и административных помещений. (высококачественная)

По вертикали:

2. Нанесение слоёв штукатурного намёта. (оштукатуривание)

4. Вид штукатурки, которая применяется при оштукатуривании подсобных помещений. (простая)

6. Отделочный слой, наносимый на поверхность различных строительных конструкций и элементов здания. (штукатурка)

8. Третий слой штукатурного намёта.  (накрывка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

http://nach-hause.ru/files/images/14/4.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на тему "Основы технологии штукатурных работ". 6 класс

Небольшой тест для проверки знаний по теме "Основы технологии штукатурных работ"....

Основные технологии штукатурных работ

Технологическая карта урока 6Б - Основные технологии штукатурных работ...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)

Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образо...

Рабочие программы учебной и производственной практик ПМ.01 Технология штукатурных работ ПМ.02 Технология малярных работ

Рабочие программы учебной и производственной  практики по профессии 19727 "Штукатур" ПМ.01 Технология штукатурных работ. 13450 "Маляр строительный" ПМ.02 Технология малярных р...

Конспект урока технологии по теме "Основные варианты планировки кухни."

Материал урока, приемы  организации работы соответствуют возрасту учащихся. На уроке соблюдаются требования к технике безопасности.  Структура урока соответствует требованиям к уроку открыти...

Методическая разработка урока по предмету МДК 01.01. Технология штукатурных работ.

План-конспект урока-практикума по МДК 01.01 Выполнение декоративной штукатурки....