Урок технологии на тему "Основы технологии малярных работ" в технологии развития проектной культуры учащихся (7 класс)
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Данный урок проведён 21.04.2021 г. в лицее №179 Калининского района Санкт-Петербурга в 7 "б" и 7 "в" классах. На этапе освоения нового материала использовалась инновационная образовательная технология развития проектной культуры учащихся (автор-разработчик технологии Хаматгалеев Э. Р.). Для административных и педагогических работников, методистов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
21.04.2021
УРОК НА ТЕМУ «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МАЛЯРНЫХ РАБОТ»
в технологии развития проектной культуры учащихся
НАУЧНОЕ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (Т. Е. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ) ОБОСНОВАНИЕ УРОКА:
Технология развития проектной культуры учащихся (автор Хаматгалеев Э. Р.) разработана в культурно-исторической методологии и содержит в себе последовательность из четырёх культурно-исторических этапов развития общественно-исторической практики (человеческой деятельности):
1 этап – мифотворческая деятельность (от древности до Средних веков);
2 этап – ремесленническая деятельность (Средневековье);
3 этап – научно-исследовательская (профессиональная) деятельность (Эпоха Возрождения и Новое время);
4 этап – проектная деятельность (современное общество, Новейшее время).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Хаматгалеев Э. Р. Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)/ Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Петров, 2019. – 66 с. – ISBN 978-5-6043318-5-9.
- Хаматгалеев Э. Р. Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 1: концепция, содержание этапов, приёмы. Учебно-методическое пособие/ Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Книга. Ру, 2019 – 168 с. – ISBN 978-5-6042906-4-4.
- Хаматгалеев Э. Р. Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие/ Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Книга. Ру, 2019 – 197 с. – ISBN 978-5-6042906-5-1.
- Хаматгалеев Э. Р. Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся. Учебно-методическое пособие/ Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Книга. Ру, 2019 – 126 с. – ISBN 978-5-6042906-6-8.
- Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 176 с.: ил.
ЭТАПЫ УРОКА
Вариант проведения урока в технологии развития проектной культуры учащихся (с частичным применением технологии диалогового взаимодействия и технологии развития критического мышления)
Этап 1: мифотворческий (смыслотворчество и структурная/подсистемная схематизация).
Составление структурной схемы параграфа (текста), т. е. разделение текста параграфа (или др. информации) на смысловые единицы (на части): групповая работа.
Этап 2: ремесленнический (нормирование).
1) Оформление единой коллективной структурно-логической схемы/план-схемы параграфа (подсистемно-надсистемная, иерархическая, логическая схематизация).
2) Назначение в группах ответственного за каждую единицу текста.
Этап 3: научно-исследовательский (профессиональный) – систематизация информации.
1) Учащиеся покидают группы, образуя новые временные методические объединения (группы, кафедры, лаборатории), в которых обсуждаются узкоспециальные вопросы, распределённые в виде ответственности для каждого учащегося на втором этапе.
2) Групповое обсуждение/дискуссия с последующим оформлением информации каждым участником методического объединения (группы, кафедры, лаборатории) в виде таблицы (на отдельном листе или в тетради):
№ абзаца | Озаглавьте абзац | Основное содержание абзаца (основная идея), правила, формулы, понятия, определения, смысл и др. |
Этап 4: проектный.
1) Учащиеся возвращаются из временных групп (кафедр, лабораторий, методических объединений) в свою первоначальную/основную группу (см. этап 1), поочерёдно сообщают информацию в группе (в соответствии с возложенными обязанностями на первом этапе урока) и готовят общую групповую презентацию по теме урока (т. е. по всему параграфу/тексту).
2) Представление результатов группами (мини-конференция/мини-защита проектов): поочерёдная публичная защита групповой работы каждой группой перед аудиторией класса (перед коллективом). Группы-слушатели (коллектив класса) получают оценочные листы и оценивают (по различным критериям и показателям) представление результатов работы выступающих групп.
3) Каждому учащемуся (работа в тетради): письменно ответить на все вопросы в конце изучаемого параграфа (вопросы по содержанию всего параграфа, вопросы самоконтроля, вопросы для проверки знаний).
4) Сдать работу на проверку учителю.
ПРИМЕР урока в технологии развития проектной культуры учащихся
Урок технологии на тему
«Основы технологии малярных работ»
Предмет: технология.
Класс: седьмой.
Четверть: четвёртая.
Количество часов: два.
Дата: 21.04.2021 г. (2 часа).
Уроки: №№ _______.
Раздел: «Технологии ведения дома».
Урок провёл: учитель технологии Хаматгалеев Э. Р.
Цель: ознакомить учащихся с технологией малярных работ.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Основные понятия: Малярные работы, пигменты, связующие материалы, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисти: побелочная, филеночная, макловица, ручник, флейц, торцовка; валик, трафарет, маляр.
ХОД УРОКА
- Повторение пройденного материала.
- Фронтальный опрос (по предыдущей теме):
- Какие виды обоев вы знаете?
- Чем отличается отделка помещения в один колер от отделки в два колера?
- Что такое филенка?
- Чем отличается бордюр от фриза, от гобелена?
- Как подготовить стены к оклейке обоями?
- Назовите последовательность оклейки стен обоями.
2. Дополнительно (по выбору учителя):
- Как выполняется ручное тиснение по фольге: инструменты, приспособления, материалы, последовательность выполнения работ, приёмы работы. Приведи примеры работ (изделий).
- Опиши технику изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурной скульптуры из металла): инструменты, приспособления, материалы, последовательность выполнения работ, приёмы работы. Приведи примеры работ (изделий).
- Опиши технику выполнения басмы: инструменты, приспособления, материалы, последовательность выполнения работ, приёмы работы. Приведи примеры работ (изделий).
- Опиши технику просечного металла: инструменты, приспособления, материалы, последовательность выполнения работ, приёмы работы. Приведи примеры работ (изделий).
- Опиши технику чеканки: инструменты, приспособления, материалы, последовательность выполнения работ, приёмы работы. Приведи примеры работ (изделий).
- Формулирование темы и цели урока.
Наводящее формулирование темы раздела и урока учащимися совместно с учителем.
Тема урока: «Основы технологии малярных работ».
Цель урока – познакомиться с технологией малярных работ.
- Изучение нового материала.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Этап 1: мифотворческий (смыслотворчество и структурная/подсистемная схематизация).
1) Разделение коллектива учащихся на 4 группы (преимущественно по 4 человека). Учителем заранее определено количество смысловых частей параграфа: 1 часть – «Материалы для выполнения малярных работ»; 2 часть – «Инструменты для выполнения малярных работ»; 3 часть – «Технология окрашивания (технология выполнения малярных работ)»; 4 часть – «Нанесение рисунков на стены (техника нанесения рисунков на поверхность) и окончание малярных работ; техника безопасности».
Количество учащихся в группах должно соответствовать количеству смысловых частей (подтем) в тексте (например, в изучаемом параграфе).
Количество смысловых частей текста параграфа (а значит, и групп учащихся) может быть увеличено (в зависимости от количества учащихся на уроке) посредством дальнейшей дифференциации (дальнейшего дробления) информации параграфа/текста учителем или совместно с учащимися. Например, можно выделить пятую группу учащихся с темой «Окончание малярных работ и техника безопасности» и пр. (по выбору учителя). При этом, если образовано 5 групп учащихся, значит необходимо разбить текст параграфа на 5 равноценных смысловых частей.
2) Составление учащимися структурной схемы параграфа (текста), т. е. разделение текста параграфа (или др. информации) на смысловые единицы (на части): групповая работа.
Этап 2: ремесленнический (нормирование).
1) Оформление единой коллективной структурно-логической схемы/план-схемы параграфа (подсистемно-надсистемная, иерархическая, логическая схематизация).
2) Назначение в группах ответственного за каждую единицу текста (за каждую выделенную часть текста – см. этап 1).
Этап 3: научно-исследовательский (профессиональный).
1) Учащиеся покидают группы, образуя новые временные методические объединения (группы, кафедры, лаборатории), в которых обсуждаются узкоспециальные вопросы, распределённые в виде ответственности для каждого учащегося на втором этапе.
Список лабораторий (методических объединений, кафедр и пр.):
Методическое объединение (лаборатория, кафедра и пр.) №1: тема «Материалы для выполнения малярных работ».
Методическое объединение (лаборатория, кафедра и пр.) №2: «Инструменты для выполнения малярных работ».
Методическое объединение (лаборатория, кафедра и пр.) №3: «Технология окрашивания (технология выполнения малярных работ)».
Методическое объединение (лаборатория, кафедра и пр.) №4: «Нанесение рисунков на стены и окончание малярных работ; техника безопасности».
2) Групповое обсуждение/дискуссия с последующей табличной систематизацией и оформлением информации каждым участником методического объединения (группы, кафедры, лаборатории) в виде таблицы (на отдельном листе или в тетради; допустимо текстовое оформление информации):
№ абзаца | Озаглавьте абзац | Основное содержание абзаца (основная идея), правила, формулы, понятия, определения, смысл и др. |
Этап 4: проектный (в форме защиты исследовательского проекта проектными группами учащихся).
1) Учащиеся возвращаются из временных групп (кафедр, лабораторий, методических объединений) в свою первоначальную/основную группу (см. этап 1), поочерёдно сообщают информацию в группе (в соответствии с возложенными обязанностями на первом этапе урока) и готовят общую групповую презентацию по теме урока (т. е. по всему параграфу/тексту). Условие для участников групп: учащимся после данных сообщений и групповых докладов/презентаций необходимо выполнить письменный пересказ на листочках (при закрытых книгах и тетрадках) и/или письменно на основе услышанной информации ответить на вопросы в конце параграфа, не заглядывая в книгу и тетрадь (каждому самостоятельно).
2) Каждая группа выставляет отметки/оценки каждому участнику группы за сообщение/доклад и сдаёт ведомость отметок/оценок учителю.
3) Представление результатов группами (мини-конференция/мини-защита проектов): поочерёдная публичная защита групповой работы каждой группой перед аудиторией класса (перед коллективом); учащиеся самостоятельно выбирают демонстрационный материал и/или готовят презентацию. Экспертное оценивание: группы-слушатели (коллектив класса) преобразуются в экспертные группы, получают оценочные листы (или коллектив класса формулирует критерии оценивания совместно с учителем) и оценивают (по различным критериям и показателям) представление результатов работы (защиту исследовательских проектов) поочерёдно выступающими группами: каждый участник слушающей группы/групп оценивает выступление других групп по какому-либо одному критерию (или по нескольким критериям), с публичным обоснованием выносимой оценки/отметки. Критерии оценивания: информативность/содержательность, подача материала (громкость, темп речи и пр.), краткость, стиль речи, соблюдение норм регламента и др.
4) Самостоятельная работа. Каждому учащемуся (работа в тетради): вариант А – каждый учащийся пишет письменный пересказ всего параграфа на основе услышанного, закрыв книгу и тетрадку; вариант Б – учащимся необходимо письменно ответить на все вопросы в конце изучаемого параграфа (вопросы по содержанию всего параграфа, вопросы самоконтроля, вопросы для проверки знаний и пр.).
5) Сдать работу (в тетради и на листочках) на проверку учителю.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты для группового изучения, обсуждения (дискуссии) и систематизации в методических объединениях (лабораториях, кафедрах и т. д.):
ГРУППА УЧАЩИХСЯ №1: МАТЕРИАЛЫ
К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей. Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.
Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, жёлтого, синего, красного и др.
Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы. В водные составы добавляют клей, а в масляные – олифу. Натуральную олифу изготовляют путём варки при температуре 275 0С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.
Масляные краски готовят на заводах: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотёрках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл, дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности составляет 24 ч.
Эмали – это окрасочные составы, приготовленные путём растирания смеси из пигментов и лаков на краскотёрках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесённой на окрашиваемую поверхность, - от 1 до 24 ч.
Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные. Они высыхают за 24-48 ч.
Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т. д.
Перед окраской поверхность рекомендуется огрунтовать – покрыть определённым составом – грунтовкой, хорошо прилипающей и оставляющей на ней тонкую плёнку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому на отдельных участках её будет больше или меньше, и окраска станет неравномерной – пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ №2: ИНСТРУМЕНТЫ
Для масляных работ применяют различные инструменты: кисти, валики, шпатели, линейки.
Кисти изготовляют из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти (рис. 102, а) имеют ширину до 200 мм, толщину 45…65 мм и длину волоса 100 мм. Макловицы (рис. 102, б) – это плоские кисти шириной 25…100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесённой краски.
Филеночные кисти (рис. 102, д) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест.
Ручник и флейц (рис. 102, в, г) – это универсальные кисти, чаще всего применяемые при окраске поверхностей масляными красками и эмалями.
Торцовки (рис. 102, е) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесённой кистью.
Для окрашивания больших плоскостей (потолков, стен) применяют валики (рис. 103). Валиками можно нанести более ровный, чем кистью, слой краски, а также выполнить малярные работы с большей производительностью. Изготовляют валик из меха или поролона.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ №3: ОКРАШИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ (ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ)
Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т. д. (см. рис. 98).
Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.
Качество окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть недостаточно сильно, то краска ложится узкими штрихами или полосками. При слишком сильном нажиме на кисть с неё стекает краска.
Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.
Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем – вертикально от потолка к полу (рис. 104). При окрашивании потолка штрихи последнего слоя проводят параллельно световым лучам, падающим из окна.
Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ровным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета – филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету (рис. 105).
Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям ещё больший блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ №4: НАНЕСЕНИЕ РИСУНКОВ НА СТЕНЫ И ОКОНЧАНИЕ МАЛЯРНЫХ РАБОТ; ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты. Трафареты изготовляют из плотной бумаги. На неё наносят рисунок и вырезают его острым ножом. Чтобы узоры не вываливались, между ними оставляют соединяющие мостики (полоски бумаги). Для каждого цвета делают свой трафарет (рис. 106).
Рисунки по трафарету выполняют вдвоём. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности останется точная копия рисунка трафарета.
При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок.
По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в ёмкость с краской.
Малярные ремонтно-строительные работы в жилых и административных зданиях выполняют маляры. Они должны хорошо знать технологию выполнения малярных работ, уметь пользоваться красками и эмалями различного состава, владеть малярными инструментами, правильно подбирать цвета при окраске помещений, соблюдать правила безопасного труда.
Правила безопасной работы
- Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.
- При окраске поверхностей проветривать помещение.
- Не касаться загрязнёнными краской руками лица и предметов одежды.
- Не оставлять в помещении испачканные краской тряпки.
- Не наклонять лицо близко к ёмкости с краской.
- По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
- Фронтальный опрос по изученному материалу.
Данный опрос рекомендуется провести на четвёртом этапе технологии письменно при закрытых книгах и тетрадях (см. выше: 4 этап – проектный).
- Какие работы называют малярными?
- Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?
- Что такое олифа? Где её используют?
- Чем отличается эмаль от лака?
- Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?
- Какие инструменты применяют для малярных работ?
- Что такое флейц?
- Как изготовить трафареты для нанесения рисунка на поверхность?
- Практическая работа № 35.
Изучение технологии малярных работ
- Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите в рабочую тетрадь назначение каждого инструмента.
- Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).
- Изготовьте трафарет в виде бордюра для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с его помощью рисунка на лист рабочей тетради.
- Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.
- Итог урока.
- Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется отметка. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.
- Домашнее задание. 1) Ответить устно на вопросы, приведённые в конце § 31 учебника (с. 115). 2) Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения школьной мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье предложены способы использования ИТ для развития исследовательской культуры у учащихся....
Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.
Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 1: концепция, содержание этапов, приёмы
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).В книге 1 с позиций теории поэтапного формирования умственныхд...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 3: методика применения периодической таблицы и системного оператора в развитии проектной культуры учащихся
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 3 знакомит педагогов с методикой и примерами реализации ...
Технология развития проектной культуры учащихся
Автор технологии развития проектной культуры Хаматгалеев Э. Р. предлагает к использованию в проектной деятельности учащихся с позиций культурно-исторического подхода такие средства опосредствования ка...