статья "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья по технологии
Альтернативный источник энергии — способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание школьного образования в современном динамично меняющемся мире не может оставаться неизменным: развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают влияние на этот аспект образовательной системы. Кроме того, предпосылками к обновлению содержания образования на современном этапе его модернизации являются реализация Федеральных государственных образовательных стандартов, Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПOOП ООО), исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Следует отметить, что анализ указанных нормативно- правовых документов выявляет очевидные противоречия между актуализацией в них необходимости обновления содержания образования и отсутствием четко выраженного механизма и мер по созданию соответствующих условий на местах (методических, организационных, материально-технических предпосылок) в каждой образовательной организации. Например, значимой составляющей содержательной части примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии является тема энергетики: «Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология... Альтернативные источники энергии».
Актуальность освоения обучающимися различных аспектов этой темы очевидна: человек каждый день пользуется электричеством и воспринимает горящий свет и работающие приборы как само собой разумеющееся явление. При этом он не всегда задумывается, что энергоресурсы не генерируются самостоятельно — для их производства ежегодно тратится огромное количество финансовых средств, и при этом этот процесс загрязняет окружающую среду. Одним из самых популярных вариантов решения этой проблемы являются альтернативные источники энергии, которые стоят дешевле и не причиняют вреда природе.
Альтернативный источник энергии — способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле.
К современным видам альтернативной энергетики в частности относят: солнечную, ветровую энергетику, гидроэнергетику, энергетику биомассы, волновую, приливную, геотермальную энергетику. Количество видов альтернативных источников энергии постоянно увеличивается. Появилась градиент- температурная энергетика (основана на разности температур), эффект запоминания формы (выработка значительного количества тепла при восстановлении первоначальной формы сплавов) и некоторые другие. Специалисты данной сферы предпринимают попытки создавать устройства, которые конвертируют возобновляемые источники энергии в электричество.
Реализация этой содержательной компоненты в рамках технологической подготовки школьников может способствовать достижению ведущего предметного результата, обозначенного в ФГОС ООО: «осознание учащимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта».
В ПOOП ООО этот результат конкретизирован как умение обучающегося на базовом уровне:
называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии получения, преобразования и использования различных видов энергии;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий в сфере энергетики от традиционных, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить мониторинг развития технологий получения, преобразования и использования различных видов энергии на основе работы с информационными источниками различных видов.
При этом на повышенном уровне выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сфере энергетики.
Важно также отметить, что освоение обучающимися различных аспектов темы об альтернативных источниках энергии будет способствовать достижению ими метапредметных (формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации) и личностных результатов (формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях).
С точки зрения выявления компонентов содержания по теме альтернативной энергетики можно выделить информационный компонент (система знаний о видах альтернативных источников энергии, их особенностях, сходстве и различиях, необходимости и важности их использования, профессиях, вопросах безопасности), операционный компонент (система умений, необходимых для осуществления разных видов технологической и трудовой деятельности, связанной с изготовлением материальных объектов, моделей), аксиологический компонент (система ценностей по отношению к человеку, к природным ресурсам) и компонент, характеризующий опыт творческой, проектной, преобразующей деятельности, опыт решения нестандартных задач и проблем.
Какие же ресурсы и возможности реализации этой части содержания по предмету «Технология» могут быть использованы учителем? Если говорить о «знаниевой» составляющей, то она может быть реализована, в том числе, с использованием обширных возможностей сети интернет, электронных образовательных ресурсов, справочной и учебной литературы, экскурсий и в онлайн-режиме тоже и т. д. Сложнее стоит проблема выполнения операционного компонента предметного содержания темы альтернативной энергетики. Достаточно сложно за счет материально-технических возможностей среднестатистического кабинета технологии создать условия для получения обучающимися практического опыта разработки или усовершенствования ка- кого-либо объекта, реально демонстрирующего или моделирующего процесс (процессы) получения, преобразования, передачи, использования альтернативных видов энергии. Хотя, именно в этот момент, следует вспомнить о межпредметной интеграции как методе изучения процессов и явлений окружающего мира через рассмотрение естественных взаимосвязей наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов. Кстати, этот метод послужит не только решению проблемы, обозначенной нами выше, но и повышению интереса учеников к теме и повышению уровня качества образования. В данном контексте, конечно, мы ведем речь, прежде всего, об установлении межпредметных связей технологии и физики. В школьном курсе физики в настоящее время есть темы, рассматривающие развитие источников энергии, в частности, альтернативных источников энергии, и применение электрических и тепловых источников энергии во всех отраслях. Например, приведены сведения о гелиотехнических установках и использовании солнечной энергии, коротко освещена физическая сущность современной солнечной фото энергетики. Аккумулируя эти знания, а также используя ресурсы кабинета физики, школьных кружков и факультативных курсов по физике, ресурсов сетевого взаимодействия школы с предприятиями электроэнергетики можно организовать практические занятия по этой теме, в том числе и реализовать компонент, связанный с опытом творческой, проектной, преобразующей деятельности, опытом решения нестандартных задач и проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»
«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»...
Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс.
Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс. Раздел программы "Технологии в современном мире". Учебник для учащихся...
Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"
В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...
Приоритетные направления развития системы образования Красноярского края на муниципальном уровне
Приоритетные направления...
Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития
Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.Рассмотрена важнос...
Летняя математическая школа как одно из перспективных направлений развития интереса к математике
В статье содержатся ключевые моменты организации и проведения ЛМШ от мотивации к результатам...
Доклад:"Концепция развития технологического образования в системе образования Российской Федерации"
Концепция развития технологического образования....