Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития
методическая разработка

Афонина Эмилия Константиновна

Материал отражает возможные перспективные направления деятельности педагогов дополнительного образования в вопросах, касающихся ранней профессиональной ориентации детей и подростков.

Рассмотрена важность постановки и достижения определенных метапредметных и личностных планируемых результатов, являющихся необходимой составляющей в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_prof.orientatsiya_detey.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профессиональная ориентация детей в системе дополнительного образования. Перспективные направления развития.

Сегодня одной из ключевых задач является подготовка детей и молодежи к профессиональному и карьерному росту, формирование целеустремленной личности, достигающей своей цели через трудовую деятельность.

Школьников необходимо готовить к запросам социально-экономической и кадровой политики государства через процесс профессионального самоопределения, соответствующий личностным особенностям и требованиям современного общества, нуждающегося в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах в различных областях деятельности. Профессиональная ориентация подразумевает под собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии развития конкретной личности с учетом его способностей, интересов и ценностей.

Цель данной работы заключается в выявлении акцентов в воспитательной работе педагогов при реализации образовательных программ в системе дополнительного образования.

Задачи же данной работы можно сформулировать следующим образом:

- показать, насколько система дополнительного образования связана с ранней профессиональной ориентацией детей;

- отразить важность достижения метапредметных и личностных результатов при освоении образовательной программы в контексте ранней профессиональной ориентации.    

Деятельность, регламентированная новыми образовательными стандартами в системе дополнительного образования детей, предполагает освоение педагогами критериев оценки метапредметных и личностных результатов образовательно-воспитательного процесса. Методы работы над освоением конкретных универсальных учебных действий, таких как: выстраивание грамотной коммуникации в устной, письменной и художественной формах, пополнение лексического запаса за счет терминологии профессиональной направленности, можно рассмотреть как на учебных занятиях, так и на организационно-массовых мероприятиях. При таком подходе (смене различных видов деятельности) школьники наиболее свободны в самовыражении.

Если профессия востребована в современном обществе, то ее престижность и социальная значимость значительно повышается. Это легко сейчас проследить, посмотрев на ведущие направления экономики, среди которых можно выделить такие как: IT-сфера, инженерные специальности, креативные индустрии, где специалисты в последнее время значительно вырвались вперед по социальному статусу и уровню заработной платы по сравнению с другими профессиями.

Актуальным остается вопрос о разносторонней информированности молодежи о тех или иных профессиях. Школьникам и молодым людям нужна квалифицированная помощь в начале профессионального пути. Ранняя профессиональная ориентация в значительной степени рассматривается как необходимый элемент системы воспитания, способствующей нравственному развитию будущего профессионала. При таком подходе актуализируются такие виды воспитания как правовое, нравственное, патриотическое, экономическое, экологическое, которые формируют индивидуальные качества личности специалиста. С точки зрения же культурологического подхода в профессиональном воспитании необходимо показать учащемуся культурную ценность профессии, которая отражает культурно-исторический путь труда в конкретной предметной сфере.

Такие качества личности, как конкурентоспособность, мобильность, стремление к достойной жизни, целеустремленность логично развивать в культуре как раз через систему образования. И через систему дополнительного образования в большей степени. Коммуникативные навыки и выстраивание межличностных отношений в коллективе становятся сейчас особенно значимыми для того, чтобы ребенок уже с младших классов учился вести диалог с целью выявления сути обсуждаемого предмета, а также готового принимать ответственные решения в процессе созидательной деятельности. В этом контексте можно точно сказать, что эффективное профессиональное самоопределение в сегодняшней российской действительности возможно именно в системе дополнительного образования, которое характеризуется многообразием, уникальностью программ и вариативностью форм и методов обучения и воспитания. Сегодня стала очень популярной практика создания портфолио достижений ученика с самых ранних классов. Можно предположить, что к моменту окончания школы, успешным, скорее всего, станет тот молодой человек, который уже в стенах образовательного учреждения изберет для себя конкретное направление профессиональной деятельности.

Достижение таких планируемых результатов, как:
- развитая интеллектуальная и творческая личность, способная на самостоятельную генерацию идей, направленная на созидательную деятельность, нравственно развитая и понимающая важность экологического поведения;

- личность, уверенно ориентирующаяся в различных профессиональных областях, которые способствуют личностному развитию конкретного специалиста, а также развитию общества, в котором он существует;

- личность, тяготеющая к труду, самовыражению через свою профессиональную деятельность и пр.

определяет образовательную программу как соответствующую современным запросам общества и способствует гармоничному развитию личности самого учащегося.

Вывод. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным развитием на всех возрастных этапах. В период нестабильного развития страны системе обучения и воспитания детей приходиться совершенствоваться практически ежегодно. И образовательные программы в системе дополнительного образования детей нуждаются в постоянной корректировке и детальной проработке конкретных планируемых результатов, критериев их оценки и форм фиксации данных результатов. На сегодняшний день в России нет единой системы оценки качества реализации программ в системе дополнительного образования, поэтому педагогам очень важно исходить из запросов самих детей и делать образовательный процесс действительно индивидуализированным.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...

Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»

Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...

Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования

О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...