Летняя математическая школа как одно из перспективных направлений развития интереса к математике
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Анна Александровна Ганзера

В статье содержатся ключевые моменты организации и проведения ЛМШ от мотивации к результатам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летняя математическая школа как одно из перспективных направлений развития интереса к математике

Учитель математики ГБОУ школы 573
Приморского района Санкт-Петербурга
Ганзера Анна Александровна

Не секрет, что для того, чтобы появились результаты, детям должно быть интересно. Они должны получать удовольствие от решения задач.

Увлеченный ребенок с головой погружается в процесс изучения предмета. Но одного урока для этого недостаточно. Необходимо задействовать и другие ресурсы – внеурочные, внешкольные. Необходимо создать атмосферу, чтобы детям самим захотелось заниматься. И важно, чтобы дети не чувствовали себя «не такими». Поэтому важна среда, важно окружение, где дети находят себе подобных.

Сегодня в каждой старшей школе реализуется профильное обучение и есть возможность обучения в классах математического цикла. Но беда в том, что в этом возрасте сложно уже заставить мозг ребенка творчески работать, если он не был приучен ранее к поиску решения проблемной ситуации. Убеждена, что чем раньше у ребенка возникнет интерес к предмету, тем шире и глубже будут его познания.

В Санкт-Петербурге много математических кружков для маленьких детей. В основном это кружки не при школах, действуют они на платной основе, но плата умеренная. А вот для детей начиная с 5 класса, кружков мало. Поэтому дети так стремятся поступить в лучшие физико-математические школы, где отбор доходит до 1000 учащихся на 50 мест. Но это удается, очевидно, не всем.

Летние математические школы – тоже не новинка сегодня, но, как правило, школы выездные, что определяет их стоимость. Хотя возможностей у этих школ больше.

Летняя математическая школа позволяет:

  • реализовать другие образовательные цели, отличные от целей самого урока
  • в полной мере использовать индивидуальный подход к ребенку
  • обеспечить иной уровень подготовки учащихся
  • больший запас времени и другой потенциал, в том числе кадровый

Но как отметила ранее, у школы своя цена. Поэтому на базе ГБОУ СОШ № 573 Приморского района г. Санкт-Петербурга была организована «Летняя математическая школа».

Цель ЛМШ многогранна - создание условий для освоения способов и методов решения математических заданий различной степени сложности с учетом возрастных особенностей учащихся, расширение знаний по предмету, знакомство с форматом проведения математических боев. И что более важное – выработка математической культуры, устойчивого интереса к математике как таковой, умение долго и упорно решать трудную задачу.  А олимпиадные успехи – это бонус.

ЛМШ рекомендована детям, кому интересна математика сама по себе, а не только спортивная составляющая школьной математической жизни.

Задачи ЛМШ:

  • ознакомление и изучение тем курса олимпиадной математики;
  • обучение школьников различным приемам и способам решения олимпиадных заданий;
  • внедрение эффективных форм проведения занятий по математике с учащимися, проявляющими интерес к предмету;
  • подготовка к участию в математических боях;
  • формирование математической культуры учащихся;
  • подготовка математически образованных людей.

Срок реализации ЛМШ – первые две недели июня.

Программа ЛМШ включала следующие этапы:

  1. Проведена вступительная олимпиада, которая помогла определить уровень подготовки учащихся
  2. Проведение занятий в соответствии с тематическим планом
  3. Проведение дня интересных задач от учащихся. На этом занятии учащиеся делились друг с другом интересными задачами, найденными на просторах интернета, а возможно тех, которые встречали на олимпиадах
  4. Проведения турнира математических боев. Знакомство с правилами проведения и реализация возможности стать участником этих игр.
  5. Подготовка к реализации ролей «Докладчика», «Оппонента», «Рецензента»
  6. Итоговая олимпиада, по результатам обучения.

В процессе обучения обязательны домашние задания! Это иллюзия, что можно добиться результатов легко. Учиться должно быть тяжело.

Да, можно загуглить и найти информацию, но без знаний определенного объема информации нельзя научиться думать. И уж тем более делать открытия. Чтобы научиться что-то делать самому или заниматься наукой, есть этап, который пропустить нельзя – накопление обязательного объема знаний.

Методический материал подобран таким образом, чтобы выполнить одновременно два условия успешного учебного процесса: с одной стороны – высокий и сильный эмоциональный отклик от решаемых задач, с другой стороны – это высокая плотность информации и ее эффективное усвоение. Особенность методического материала и в том, что темы олимпиадных задач слабо совпадают со школьными темами, что обеспечивает повышенный интерес.

В учебном процессе рассматриваются следующие разделы:

  • Логические задачи на взвешивание и переливание
  • Рыцари и лжецы
  • Четность – нечетность
  • Делимость
  • Принцип Дирихле
  • Круги Эйлера и другие.

Перспективы летней математической школы:

  • Привлечение студентов для подготовки учащихся.  Олимпиадные занятия высокого уровня могут вести только бывшие олимпиадники.  И в этом трудность. Трудность финансирования.
  • Организация зимней математической школы

Летняя математическая школа – успешное сочетание образования и отдыха. Это лучший способ сделать учебу летом не занудным занятием, а интересным делом. Это возможность стать еще лучше в предмете или заняться подготовкой к олимпиадам. ЛМШ – редкая возможность познакомиться с заинтересованными, мотивированными и целеустремленными людьми, с которыми можно обмениваться знаниями.

ЛМШ – эффективный формат развития математических способностей ученика и подготовка к Всероссийским перечневым олимпиадам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Программа учебного модуля «Игры разума» образовательной программы по математике летней математической школы «Интеллектуал – 2012»

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое.  Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, ...

«Качество образования как одно из приоритетных направлений развития школы»

«Качество образования как одно из приоритетныхнаправлений развития школы»...

Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс.

Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных  технологий" 10 класс. Раздел программы "Технологии  в современном  мире".  Учебник для учащихся...

Математические кружки как средство развития интереса к математике в 5 – 6 классах

В статье даются цели и задачи кружка математики в 5 -6 классе, учебные пособия, которые может использовать учитель...

Игровые ситуации на уроках - одно из направлений развития интереса учащихся к предмету.

 Одним из действенных средств развития интереса учащихся к физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситу...

Развитие интереса к математике в основной школе с помощью организации внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Статья посвящена организации внеурочной деятельности в основной школе. В ней приводится различных форм организации внеурочной деятельности по математике с методическими комментариями....