Тема урока: Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
Вид урока: сообщение новых знаний
Цель урока:
Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенций
Задачи:
- Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
- Познакомить детей с видами тканей, их свойствами, с профессиями, связанными с производством тканей и одежды. Ознакомить учащихся с условными обозначениями на ярлыках одежды.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
- Расширять кругозор, словарный запас, познавательные интересы, коррегировать внимание.
Методы и формы обучения: АМО «Светофор», фронтальное объяснение, упражнение на коррекцию внимания
Оборудование: м/медийный проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._vidy_tkaney.docx | 948.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.
Вид урока: сообщение новых знаний
Цель урока:
Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенций
Задачи:
- Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
- Познакомить детей с видами тканей, их свойствами, с профессиями, связанными с производством тканей и одежды. Ознакомить учащихся с условными обозначениями на ярлыках одежды.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
- Расширять кругозор, словарный запас, познавательные интересы, коррегировать внимание.
Методы и формы обучения: АМО «Светофор», фронтальное объяснение, упражнение на коррекцию внимания
Оборудование: м/медийный проектор
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
Организация начала урока Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. | Настраиваются на работу. | Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания. |
2. Актуализация знаний Цель: установить уровень усвоения материала предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме. | *Просмотреть видеоряд и ответить на вопросы - Назовите названия предметов одежды - на какие группы по назначению их можно разделить? - из каких тканей шьют эти предметы одежды? Индивидуальный подход: Помощь при формулировке ответов. Вовлечение в беседу. Итак, запишем тему: Виды тканей | Дают ответы на вопросы учителя.
Просматривают видеоряд, задают вопросы. | Коррекция зрительного внимания, памяти через просмотр презентации. Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.
|
3. Физминутка/ Гимнастика для глаз Цель: смена деятельности; отдых для глаз, снятие напряжения | Сейчас мы с вами отдохнём от работы, выполним упражнения. Упражнения для верхнего отдела позвоночника, упражнения для глаз | Обучающиеся выполняют упражнения | Коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых. |
4. Новые знания Цель: дать новые сведения | Информация по новой теме: История возникновения тканей. История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. С годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду. * Знакомство с видами тканей (таблицы 1, 2) 1. Хлопок. Хлопок представляет собой натуральное волокно растительного происхождения. Хлопчатобумажные ткани являются очень прочными, теплыми и мягкими на ощупь, хорошо впитывают влагу. Они допускают частую стирку, кипячение, устойчивы к воздействию высоких температур, во влажном состоянии хорошо поддаются влажно-тепловой о6роботке (в литературе для ее обозначения часто используется аббревиация — ВТО. Хлопчатобумажные ткани очень различны по внешнему виду - от тонких и нежных (маркиз батист) до плотных и прочных (джинсовая, брезент). Хлопок почти не греет, т. е. он идеально подходит для летней одежды, так же он хор для:
2. Лен. Это натуральное волокно растительного происхождения (из стеблей льна). Он очень прочный, его можно часто стирать. На ощупь ткани изо льна скользкие и холодные, поэтому их используют для летней одежды. Они хорошо впитывают влагу. Если льняная ткань не содержит примесей каких - либо других волокон, она сильно мнется при эксплуатации. Поэтому она не подходит для фасонов со складками и сложного кроя - такую одежду придется слишком часто гладить. Добавление других волокон в состав льняных тканей делает их более стойкими. Кипятить лен в щелочных растворах не рекомендуется, так как при этом наблюдается потеря прочности волокон. Они прекрасно подходят для:
3. Шерсть. Шерстяные ткани производятся из шерсти овец, коз, верблюдов, кроличьего пуха. Шерстяные ткани - мягкие, эластичные, обеспечивают теплоизоляцию и обладают упругостью, поддаются формообразованию, позволяя надолго закреплять складки при ВТО и выполнять плиссировку. Отличительными свойствами шерстяных тканей являются гигроскопичность, а также стойкость к сминанию. Недостатком шерстяных тканей является чувствительность к стирке и кипячению, а также слабая прочность на истирание и разрыв. Неумелая стирка этих тканей может вызвать их сволакивание и усадку. Стирают их только вручную, стиральным порошком для тонких шерстяных тканей и подвергают утюжке с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань. Кроме того, шерсть нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах и на солнце. Добавка к шерсти других волокон делает ее боя упругой и несминаемой, а также уменьшает ее сволачиваемость. 4. Натуральный шелк. Это натуральное волокно животного происхождения (из нитей кокона гусеницы). Ткани из натурального шелка на ощупь гладкие, мягкие и приятно ощущаются на теле. На вид они блестящие, поддаются укладыванию в складки, хорошо и красиво драпируются. Они прочные и обладают большой упругостью. Шелковые ткани чувствительны к нагреванию и становятся ломкими, хрупкими и жесткими. Одежду из шелка нельзя сушить на солнце и отопительных радиаторах. Производить ВТО следует во влажном состоянии, умеренно нагретым утюгом. При стирке любой шелк сильно линяет, его нельзя тереть, выжимать и выкручивать, а следует хорошо прополоскать в теплой, а затем в холодной воде. При последнем полоскании можно добавить немного С/4 чашки) уксуса, это освежает цвет. * Записать в тетради таблицу (приложение 2) | Оформление записи в тетрадях.
| Расширение словарного запаса через включение в речь новых слов Индивидуальный подход при сообщении новых знаний.
|
5. Закрепление полученных знаний Цель: закрепить полученные знания | Упражнение на коррекцию внимания выдаётся индивидуально каждому ученику: * Зачеркнуть в заданном тексте (текст о видах ткани) буквы «а – красным, о- синим, и – чёрным цветом» и своими словами кратко рассказать о чём прочитали (приложение 3) * Отгадать загадки:
Из ткани вам льняной. К ней пуговки затем пришить- На то он и портной). Швея - ______________ _________ Портной – ________________ _______________ Ткач – ________________ _______________ Прядильщица – ________________ _______________ Закройщица – ________________ _______________ Подобрать из списка соответствующие слова, обозначющие действия, выполняемые этими работниками и предметы действий Шьёт, пишет, выпекает, ткёт, строит, прядёт, продаёт, лечит, стрижёт, выкраивает. Одежда, юбка, пирог, причёска, продукты, пациент, полотно, пряжа | выполняют инструкцию учителя выполняют инструкцию учителя | Использование привлекательности игровой деятельности для поддержания интереса и концентрации внимания на задании. Индивидуальный подход: Помощь по необходимости. Поощрение за активную работу Развитие словесно-логического мышления |
6. Подведение итогов урока. АМО «Светофор» Цель и задачи: оценить свою работу на уроке и вклад в работу группы, создать ситуации успеха. | АМО Название: «Светофор» Материалы: ватман, кружки бумаги красного, желтого и зеленого цветов (по 3 на каждого ученика) Технология проведения: Педагог предлагает каждому оценить свой вклад в работу группы и оценить свою работу на уроке: красный – не доволен собой, так как сделал не все, что мог; желтый – доволен наполовину, так как мог бы поработать лучше; зеленый – молодец, совсем справился и сделал все что мог для того, чтобы группа справилась с заданиями. Кружки наклеиваются на плакат с изображением светофора. Индивидуальный подход: Помощь при формулировке ответов. Вовлечение в беседу Поощрение за активную работу | Оценивают свою работу | Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение. |
7. Рефлексия | - Что вам запомнилось на уроке? - Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в повседневной жизни? - Понравился ли вам урок? - Какой момент урока понравился больше всех? Индивидуальный подход: Помощь при формулировке ответов. Вовлечение в беседу | Дают ответы на вопросы учителя. | Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение. Создание благоприятного эмоционального фона занятия, ощущения удовлетворенности собственной деятельностью. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Хлопок. Хлопок представляет собой натуральное волокно растительного происхождения. Хлопчатобумажные ткани являются очень прочными, теплыми и мягкими на ощупь, хорошо впитывают влагу. Они допускают частую стирку, кипячение, устойчивы к воздействию высоких температур, во влажном состоянии хорошо поддаются влажно-тепловой о6роботке (в литературе для ее обозначения часто используется аббревиация — ВТО.
Хлопчатобумажные ткани очень различны по внешнему виду - от тонких и нежных (маркиз батист) до плотных и прочных (джинсовая, брезент).
Хлопок почти не греет, т. е. он идеально подходит для летней одежды, так же он хор для:
- постельного, столового, детского белья;
- занавесок;
- декоративных целей.
Лен. Это натуральное волокно растительного происхождения (из стеблей льна). Он очень прочный, его можно часто стирать. На ощупь ткани изо льна скользкие и холодные, поэтому их используют для летней одежды. Они хорошо впитывают влагу. Если льняная ткань не содержит примесей каких - либо других волокон, она сильно мнется при эксплуатации. Поэтому она не подходит для фасонов со складками и сложного кроя - такую одежду придется слишком часто гладить. Добавление других волокон в состав льняных тканей делает их более стойкими. Кипятить лен в щелочных растворах не рекомендуется, так как при этом наблюдается потеря прочности волокон.
Они прекрасно подходят для:
- столового, постельного белья;
- летней одежды;
- вышивания;
- декоративных целей и обивки мебели.
Шерсть. Шерстяные ткани производятся из шерсти овец, коз, верблюдов, кроличьего пуха.
Шерстяные ткани - мягкие, эластичные, обеспечивают теплоизоляцию и обладают упругостью, поддаются формообразованию, позволяя надолго закреплять складки при ВТО и выполнять плиссировку. Отличительными свойствами шерстяных тканей являются гигроскопичность, а также стойкость к сминанию.
Недостатком шерстяных тканей является чувствительность к стирке и кипячению, а также слабая прочность на истирание и разрыв. Неумелая стирка этих тканей может вызвать их сволакивание и усадку. Стирают их только вручную, стиральным порошком для тонких шерстяных тканей и подвергают утюжке с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань. Кроме того, шерсть нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах и на солнце. Добавка к шерсти других волокон делает ее боя упругой и несминаемой, а также уменьшает ее сволачиваемость.
Натуральный шелк. Это натуральное волокно животного происхождения (из нитей кокона гусеницы).
Ткани из натурального шелка на ощупь гладкие, мягкие и приятно ощущаются на теле. На вид они блестящие, поддаются укладыванию в складки, хорошо и красиво драпируются.
Они прочные и обладают большой упругостью. Шелковые ткани чувствительны к нагреванию и становятся ломкими, хрупкими и жесткими. Одежду из шелка нельзя сушить на солнце и отопительных радиаторах. Производить ВТО следует во влажном состоянии, умеренно нагретым утюгом. При стирке любой шелк сильно линяет, его нельзя тереть, выжимать и выкручивать, а следует хорошо прополоскать в теплой, а затем в холодной воде. При последнем полоскании можно добавить немного С/4 чашки) уксуса, это освежает цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
«Плавание в океане сил» Тема урока: «Виды сил»
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний; формирование самостоятельности мышления учащи...
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."
технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...
Конспект урока основ социальной жизни 8 класс. Тема: Виды тканей: растительного, животного, минерального происхождения, синтетическое волокно. Профессии, связанные с производством ткани, пошивом одежды.
Формирование хозяйственно-бытовых компетенций....
Урок по профильному труду (столярное дело) 9 класс. Тема урока: Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, рейки, дощечки, планки.
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в пиломатериалах,коррекционная:развить трудовые навыки и умения обучающихся;развивать воображ...
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...
Открытый урок ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Тема урока: «ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ» от 25.04.2023 г.
Урок профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий» на тему: ...