развивающая программа для детей-инвалидов трудотерапевтической направленности
методическая разработка по технологии

Данная программа является экспериментальной, она опирается  на логопедические занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями двигательной активности различного происхождения, а так же на занятия кружка «Умелые руки» для школьников младшего и среднего звена.

         Целью данной программы является формирование у обучающихся навыков самообслуживания, умения обращаться с различными ручными инструментами, знакомство с различными конструкционными материалами их свойствами и способами обработки, а главное, развитие творческого подхода к жизни и жизненным ситуациям.

            В идеале, обучающиеся должны  самостоятельно творчески научиться применять полученные знания в своей жизни, что поможет им повысить самооценку, сформировать позитивное отношение к жизни, социализироваться в обществе, стать более коммуникабельными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая программа для детей-инвалидов трудотерапевтической  направленности.

Пояснительная записка.

          Данная программа является экспериментальной, она опирается  на логопедические занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями двигательной активности различного происхождения, а так же на занятия кружка «Умелые руки» для школьников младшего и среднего звена.

         Целью данной программы является формирование у обучающихся навыков самообслуживания, умения обращаться с различными ручными инструментами, знакомство с различными конструкционными материалами их свойствами и способами обработки, а главное, развитие творческого подхода к жизни и жизненным ситуациям.

            В идеале, обучающиеся должны  самостоятельно творчески научиться применять полученные знания в своей жизни, что поможет им повысить самооценку, сформировать позитивное отношение к жизни, социализироваться в обществе, стать более коммуникабельными.

Методология.

           Длительность занятия по одной теме не должна превышать одного часа по причине быстрой утомляемости учеников и недостаточной концентрации внимания.

            В основе занятий лежит принцип: одно занятие, один навык или одно изделие. Это способствует актуализации занятия, и ученик видит конечный результат «дело рук своих».

            Занятия включают в себя игровые и соревновательные элементы, что повышает мотивацию к обучению.

            Занятия должны проводиться в атмосфере взаимной эмпатии преподавателя и учеников, оценивание личности обучающегося и плодов его труда исключено! Так как каждый из них имеет разные начальные возможности, связанные с этиологией дефекта. Так же при оценивании преподаватель может потерять контакт с учеником. Ребят можно только хвалить и ободрять, создавая благоприятную атмосферу для творчества.    

            Оптимальное количество обучающихся 5-6 человек с учётом того, что они приходят на занятия в сопровождении родителей или воспитателя.

            Тематика занятий разнообразна: различные материалы, инструменты, способы обработки.

            Главное: соблюдение принципа - от простого к сложному, то есть, последующие занятия опираются на умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Это позволяет актуализировать полученные знания,  то есть, применить их на практике.

          Занятия не требуют специального оборудования, вполне достаточно рабочего стола и ручного инструмента. Однако, наличие комбинированной мастерской и станочного оборудования кардинально расширило бы возможности и тематику занятий. А также способствовало бы профориентации обучающихся.

       

          Возрастных ограничений для данных занятий практически нет. Главное – индивидуальный подход к обучению и знание этиологии нарушений у обучающихся

          Отдельные занятия или в комплексе могут быть использованы и при обучении младших школьников и даже детей старших групп детского сада.

          При небольшой доработке программу возможно адаптировать для обучения слабовидящих и слабослышащих детей,  так как в основе занятий лежит ручной труд, опирающийся на тактильные ощущения и мелкую моторику.

Тематическое планирование.

  1. Устройство и функциональные возможности шуруповерта.

    Цель: познакомить обучающихся с приемами установки и удаления бит и      сверел из патрона, изменением усилия завертывания, направления вращения, скорости вращения патрона.

    Оборудование: шуруповерт аккумуляторный, комплект бит и сверел.

    Техника безопасности и приемы работы с шуруповертом.

  1. Приемы сверления отверстий, разметки, заворачивания и выкручивания шурупов, выполнение зенковки.

    Виды сверел и бит и их назначение, виды отверстий, разметочный инструмент.           Техника безопасности при разметке и сверлении отверстий.

  1. Изготовление изделия (брелок) с использованием операций: разметки, сверления, зенковки, художественной и декоративной отделки (выжигание и пропитка маслом), сборка изделия. Т. Б. при сверлении и работе с выжигателем.
  2. Выжигатели. Виды, назначение и возможности прибора. Приемы работы: выжигание точками, линиями, штампами, гравирование жжением. Требования к материалам для выжигания. Т.Б. при работе с выжигателем.
  3. Изготовление изделия (вешалка для прихваток).

Операции: нанесение выжигания рисунком, разметка и сверление отверстия, сборка деталей на шурупах. Т.Б. при работе с шуруповертом.

  1. Способы и приемы шнуровки обуви на спец.макете.

     Виды шнурков, их достоинства и недостатки, различные способы шнуровки и     их назначение, завязывание бантиков различными способами.

  1. Пришивание пуговиц к одежде. Виды пуговиц и их назначение. Виды игл и ниток, их недостатки и преимущества. Завязывание узелка. Пришивание пуговиц различной конструкции и различными способами. Дополнительные инструменты. Т.Б. при работе с иглами.
  2. Изготовление наручной игольницы. Материалы: пластмассовые заготовки, ткань, поролон, резинка для волос, скрепка. Операции: разметка ткани и пластика, протыкание пластика шилом, гибка проволоки, вырезание заготовок ножницами, обшивание шаблона, склеивание деталей термоклеем. Т.Б. при работе с иглой, пассатижами и термопистолетом.
  3. Лепка из пластилина. Виды материалов для лепки, их недостатки и преимущества. Инструменты для работы с пластилином. Приемы работы с пластилином: раскатывание и формование различных геометрических фигур. Изготовление фигурки змеи.
  4.  Скульптурная лепка из пластилина. Изотовление изделий Чебурашка и Человечек. Операции: определение составных частей изделия, формование заготовок, сборка основных частей, лепка головы и лица, дополнение изделия мелкими деталями и аксессуарами.
  5.  Изготовление декоративной пластины для органайзера. Тематика: годовщина Победы в Великой Отечественной войне, военная техника. Выполнение эскиза и выжигание по рисунку.
  6.  Изготовление поделок и  приспособлений из бумаги. Цель занятия: познакомить с физико-механическими свойствами бумаги и возможностями ее использования в быту, научить размечать и сгибать бумагу под определенным углом и в определенной последовательности, сворачивать в трубку, в конус, сгибать по диагонали, находить центр в квадрате. Изделия: трубка, воронка, рупор, самолет, пилотка, кораблик.  
  7.  Молоток и его функциональные возможности. Цель: познакомить учеников с видами и назначением молотков, истории возникновения инструмента, способами работы и Т.Б., научить забивать гвозди. Оборудование: молотки различного веса, гвозди различных размеров, пеньки.
  8. Изготовление подставки из брусков. Цель: собрать изделие с соединением на гвоздях, научиться делать разметку, забивать и подгибать гвозди, соблюдать правила Т.Б. Оборудование: 7 брусков, отпиленных по размеру, гвозди финишные 40мм, подкладки, молоток, шило, линейка
  9.  Игра в шашки. Цель: познакомить с правилами игры в шашки, поддавки, уголки, провести соревнования по игре в шашки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»

Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни. Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвал...

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Умелые ручки» социально-педагогической направленности Тема «Вода-водичка»

Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:"Умелые ручки" социально-педагогической направленности. Тема: "Вода-водичка"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...