Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
«СТУПЕНЬКИ К ПОЗНАНИЮ»
Возраст учащихся: 4-12 лет
Срок реализации: 20 часов
1. Пояснительная записка
Направленность Программы: социально-педагогическая.
Актуальность Программы: программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве и в школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В каждый период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В патологическом процессе, у данной категории детей, оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно- двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Такие последствия выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и в неравномерности, нарушении целостности развития.
Особенности развития детей с нарушением интеллектуального развития рассматривались в трудах, таких авторов, как Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, С. Д. Забрамная, Д.Б.Эльконин, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, М. Е. Хватцев и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного и школьного возраста в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Данная программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением умственного развития. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве и в школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. Программа предназначена для проведения дефектологической работы с детьми в возрасте от 4 до 12 лет, имеющими интеллектуальную недостаточность. Программный материал, создает условия для раскрытия имеющихся у ребенка потенциальных возможностей развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные дефектологические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной и в школьной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения ребенка-дошкольника и школьника. При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (научный руководитель Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Ва-ренцова и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.). Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» умственно отсталого ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.
Все занятия проводятся с учетом дифференцированного подхода и с учетом психофизических возможностей и способностей детей.
Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которым действует ребенок.
Отличительные особенности Программы: работа по Программе осуществляется с детьми с сенсорными, опорно-двигательными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности. Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации, поэтому она состоит из блоков.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника и школьника, а также воспитание у него положительных качеств. Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником и школьником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы учителя-дефектолога в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами ЦСРИиДИ учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения. Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению и школьное обучение, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Все перечисленные задачи решаются коллективом ЦСРИиДИ, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.
Программа учитывает структуру нарушений и особенности индивидуального развития воспитанников.
Направлена на:
- социальное развитие,
- ознакомление с окружающим миром,
- обучение игре,
- формирование элементарных математических представлений,
- развитие речи,
- сенсорное развитие,
- формирование учебных навыков,
- формирование трудовых навыков,
- развитие творческих способностей.
Программа построена в соответствии с принципами, сформированными в психологических, педагогических исследованиях и программно-методических материалах.
К этим принципам относятся:
- деятельностный;
- онтогенетический;
- единства диагностики, коррекции и развития;
- общие дидактические принципы.
Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей на разных возрастных этапах, целей обучения и воспитания.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с вышеуказанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогического воздействия и социализацию воспитанников.
Адресат Программы: дети-инвалиды 4-12 лет с нарушением умственного развития.
Цели программы:
- Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.
- Оказание личностно-ориентированной помощи воспитанникам в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации и интеграции в общество.
- Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий.
- Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование у воспитанников системы знаний и обобщенных представлений об окружающем мире.
- Развитие их познавательной активности.
- Формирование всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
- Развитие компенсаторных механизмов, становление психики и деятельности детей и подростков с проблемами в развитии.
- Формирование способов ориентировки в окружающем мире, которые служат средством приобретения целостной системы знаний, умений, навыков.
- Социокультурное развитие.
Воспитательные:
- Социализация воспитанников.
- Повышение самостоятельности и автономии воспитанника, его семьи.
- Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
- Воспитание положительных качеств.
- Гармоничность развития личности.
- Формирование способности принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.
Условия реализации Программы: программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.
Форма работы учителя-дефектолога - занятие. Занятия проводятся в кабинете, по мере необходимости в групповых комнатах. Занятия носят регулярный характер. Основная форма проведения занятий – игра, активно включающая инновационные педагогические техники, практические технологии.
Объем учебного времени составляет 20 часов без учета каникулярного времени.
Программа предусматривает следующие формы работы с детьми-инвалидами:
- индивидуальная;
- включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
- подгрупповая форма;
- комплексное занятие: учитель-дефектолог и специалист (специалист по адаптивной физической культуре, педагог-психолог, логопед).
Режим занятий рассчитан на два занятия в неделю, время занятия составляет от 15 до 35 минут в зависимости от возраста обучающихся и степени тяжести нарушений.
Программа предусматривает для детей дошкольного возраста (4-7 лет) 20 часов и младшего школьного возраста (7-12 лет) два модуля по 20 часов (I и II уровень), который выбирается в зависимости от результатов «входного» контроля (диагностики).
Материально-техническое обеспечение Программы: развивающая предметно-пространственная среда (перечень оборудования):
- игрушки резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт и т.д.;
- игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, колокольчик и т.д.;
- игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами;
- игрушки-автомобили;
- коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
- коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;
- коробочки и мисочки для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.д.;
- детский коврик напольный складной;
- плоские пособия из различных материалов в виде изображений фруктов, овощей, деревьев, животных, цветов и т.д.;
- деревянные бусы;
- мячи резиновые;
- игрушки для игр с песком;
- пособия для развития мелкой моторики (коврики, шнуровки, застежки, мозаика и т.д.);
- ковролинограф с деталями из ковролина;
- иллюстрированные кубики;
- индивидуальные доски для рисования;
- мольберт;
- иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт;
- календарь с вкладышами;
- картинки-пазлы;
- конструкторы деревянные и пластмассовые;
- кегли, шары;
- куклы ростовые (герои известных сказок);
- куклы разных размеров;
- настольно-печатные игры (азбука дорожного движения, аптека, лото, парные картинки, времена года, большие и маленькие, мои любимые сказки, наши чувства и эмоции, умная стрелка, ферма, учимся считать, учимся читать, учимся писать и т.д.);
- игровое оборудование (набрось колечко, божья коровка);
- оборудование для привития элементарных навыков хозяйственно-бытового труда.
- пособия по сенсорному развитию с использованием разнофактурных материалов со съемными деталями (осень, зима, весна, лето, овощи, фрукты и т.д.);
- материалы для занятий по изодеятельности;
- природный, бросовый материал;
- счетный материал;
- трафареты и т.д.
Планируемые результаты Программы:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей;
- Сформированность навыков грамотной коммуникации;
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук;
- Сформированность математических представлений и конструктивногопраксиса;
- Сформированность зрительно-двигательной координации;
- Сформированность познавательной сферы;
- Сформированность пространственно-временных представлений;
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении;
2. Учебный план
Разделы программы | Количество часов | |
Дети-инвалиды дошкольного возраста (4-7 лет) | 20 | |
Дети-инвалиды младшего школьного возраста (7-12 лет) | 1 уровень | 2 уровень |
20 | 20 |
В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением умственного развития лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:
Блок 1. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Блок 2. Развитие мелкой моторики.
Блок 3. Развитие сенсорных способностей и формирование элементарных математических представлений.
Блок 4. Развитие познавательных процессов.
БЛОК I. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром
Направления работы | Содержание |
Развивать коммуникативную функцию речи. Обеспечение необходимой мотивации речи. | Посредством активного общения со взрослыми и сверстниками Создание проблемных речевых ситуаций |
Формирование связной речи | С опорой на картинку По серии картинок Ситуативные игры, создание условий близких к повседневной жизни |
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира | Человек Животные Растения Явления природы |
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»); Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»); Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»). | «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». (опора на фотографии). |
Развитие эмоционально-волевой сферы. | Специально организованные игры и упражнения. (эмоции по схематическим изображениям) |
Формировать представления о предметах быта, необходимых в жизни человека | Дидактический материал |
Формировать временные представления и явления природы | Времена года (зима - лето, весна-осень), дни недели, время суток. Природные явления (дождь, ветер, гроза...) |
БЛОК II. Развитие мелкой моторики
Направления работы | Содержание |
Развитие элементарной манипулятивной деятельности (для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности) | Тренировка захвата предмета Погладь игрушку Погреми погремушкой и т.п. |
Работа по развитию тактильного восприятия. | Перекладывание мелких предметов «Чудесный мешочек» Лепка из пластилина Определение предмета на ощупь с закрытыми глазами. |
Работа по развитию зрительно-двигательной координации. | Прослеживание за предметом Попади мячиком в ворота Провези машинку в гараж Разложи предметы Лабиринты Мозаика Пальчиковая гимнастика Собирание картинки из кубиков Повторение движений |
Работа по развитию графомоторных навыков | Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой. Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание цифр, букв. |
БЛОК III. Развитие сенсорных способностей и формирование элементарных математических представлений
Направления работы | Содержание |
Счет по порядку Элементарные счетные операции, решение элементарных математических задач с опорой на наглядность и без опоры на наглядность (отвлеченные примеры и задачи) | Посчитай, сколько …соотнесение с количеством пальцев Счет от заданного числа Счетные операции на сложение в пределах 5-ти,10-ти и т.д. на предметной основе. Счетные операции на вычитание в пределах 5-ти, 10-ти и т.д. на предметной основе. Соотнесение дня недели с порядковым числительным |
Сравнение множеств | Положи столько же …. (уравнивание множеств) Выделение нужного количества из множества предметов. Где больше…(сравнение множеств) Решение элементарных примеров на наглядной основе. |
Формирование временных представлений | Формирование представлений о временах года (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о частях суток (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о месяцах года (название, последовательность) с использованием наглядности. |
Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений об основных цветах. Формирование представлений о цветовых оттенках ориентировочно старший дошкольный возраст, младший школьный возраст. Формирование представлений об основных геометрических формах. Формирование представлений о длине, величине предмета (младший школьный возраст). Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями (младший школьный возраст). |
Развитие конструктивного праксиса. | Формирование умения строить по подражанию. Формирование умения строить по образцу Формирование умения строить по схеме Формирование умения строить самостоятельно на предложенную тему. |
БЛОК IV. Развитие познавательных процессов
Направления работы | Содержание |
Развитие зрительного и слухового внимания | Парные картинки в соответствии с лексическими темами Игра «Выполни поручение» (ориентация в пространстве) Подбери по …. «Угадай, что звучит» и т.п. «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» Парные картинки Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составь слово, геометрическую фигуру, … Выработка умения показывать, назвать предметы, их изображения в последовательном порядке с постепенным увеличением их числа. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей. Зрительное восприятие одних предметов частично перекрытых другими («зашумленные» изображения) |
Развитие памяти | «Чего не стало» «Что изменилось» «Назови, что ты знаешь» «Назови цифры и повтори, как я» (3, 5,…) «Запомни и назови наоборот» «Назови соседей буквы, числа…» «Назови одним словом» (обобщающие понятия) Узнавание и называние предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении. Запоминание и называние ряда предметов, их изображений |
Примерный план работы с родителями (законными представителями)
№ | Содержание работы | Примерная тематика |
1. | Знакомство. | Беседы: «Индивидуальные особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком с интеллектуальными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» |
2. | Участие родителя в процессе проведения занятия: привлечение родителя к совместной деятельности с ребенком и учителем-дефектологом, обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка. | |
3. | Беседы с родителями «Часы обратной связи». | Индивидуальное консультирование родителей по привлечению их к совместной деятельности дома по рекомендациям учителя-дефектолога. Примерная тематика бесед-консультаций учителя-дефектолога для родителей:
|
3. Календарный учебный график
Уровень обучения | Дата начала обучения по Программе | Дата окончания обучения по Программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Дети-инвалиды дошкольного возраста (4-7 лет) | В соответствии с ИППСУ | 20 | Два занятия в неделю, время занятия составляет от 15 до 35 минут в зависимости от возраста обучающихся и степени тяжести нарушений | ||
Дети-инвалиды младшего школьного возраста (7-12 лет) | 1 уровень 20 | ||||
2 уровень 20 |
При составлении программы были учтены психофизические возможности и индивидуальные особенности детей, а так же соблюдены следующие принципы:
- принцип последовательности, предусматривающее постепенное усложнение заданий;
- принцип доступности заданий;
- принцип систематичности занятий (1- 2 раза в неделю);
- принцип закрепление усвоенного материала с привлечением родителей и специалистов учреждения.
- развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
- принцип целесообразности, который предполагает, что в ходе проведения развивающей работы с обучающимся возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения. Это связано с индивидуально-типологическими особенностями развития детей, с характером протекания у них заболевания и другими объективными причинами, возникающие в процессе образовательной деятельности с ними.
4. Рабочие программы
4.1 Рабочая программа
для детей-инвалидов дошкольного возраста 4-7 лет
Задачи
Образовательные:
- Дать знания о числовом ряде;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности
Обучающие:
- Учить считать в пределах …;
- Учить графически изображать элементы букв и цифр;
- Учить составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
- Учить составлять загадки по опорным словам;
- Учить дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Учить составлять и решать элементарные арифметические задачи;
- Учить конструировать из основных геометрических фигур.
- Учить применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Учить узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Учить совершать простейшие исследовательские действия;
- Учить соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Учить находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
- Учить внимательно слушать и понимать задание;
- Учить грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Учить пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
- Учить элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Учить последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Учить доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо-деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные и временные представления;
- Развивать когнитивную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активную позицию в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Планируемые результаты:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей
- Сформированность навыков грамотной коммуникации
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук
- Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса
- Сформированность зрительно-двигательной координации
- Сформированность познавательной сферы
- Сформированность пространственно-временных представлений
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении
Учебный план
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала для детей-инвалидов дошкольного возраста (при двухразовых занятиях в неделю для детей от 4 до 5 лет – 15-20 минут, от 5 до 6 лет – 20-25 минут, от 6 до 7 лет – 25-30 минут).
№ занятия | Тематика | Количество занятий | Формы контроля |
1 | Игрушки | 2 | Диагностический скрининг |
2 | Одежда, обувь. Времена года. | 2 | |
3 | Овощи, фрукты. Времена года | 2 | |
4 | Животные, птицы | 2 | |
5 | Дом. Семья | 2 | |
6 | Продукты | 2 | |
7 | Город, улицы | 2 | |
8 | Транспорт | 2 | |
9 | Время суток. | 2 | |
10 | Растения. Время года | 2 | |
Итого: | 20 |
Содержание обучения (программный материал)
Тема занятий | Содержание | Дидактические игры, литература, оборудование | Количество часов |
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ИГРУШКИ (кукла, машина, мишка, мяч, кубики, пирамидка и т.д.) Кукла Катя играет. Цели: а) Знать предметы мебели, посуды, игрушек (находить, показывать, называть) б) Выполнять простейшие действия с ними, понимать обращение, вопросы «кто», «что», «чей», «где» и т.д. в) Создание эмоционально положительного отношения к занятиям Д/и «Магазин» (использовать игрушки) - Катя пришла в магазин, выбирает игрушки - Дети помогают, называют игрушки. «Ветер листики гоняет (сильный выдох, короткий) – чей листик дольше летает – длинный выдох. Д/и Прятки (где спрятался мишка, зайка и т.д.) Учить понимать вопрос, выполнять действия по словесной инструкции. Д/и «Повтори» (хлопнуть, топнуть, погудеть, чихнуть, постучать и т.д.) Разложи по цвету П/и «Каравай» | Различные игрушки, кукла, мебель На столе выставлен ряд игрушек (магазин) Игрушки, медведь, заяц, кукла | 2 |
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ОДЕЖДА, ОБУВЬ. Времена года. (платье, рубашки, брюки, трусы, майка, колготки, пальто, варежки, шарф, юбка, куртка и др., тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки. Цели: а) Знать предметы одежды, обуви б) Учить последовательно надевать вещи, называть, показывать их. Д/и «Кукла Катя собирается на прогулку 1. Повторить предметы одежды (по сезону) 2. Д/и «Что забыла надеть Катя?» (шапку, ботинки) Задать вопросы: что надевает? зачем? и т.д., помоги ей! Кто помогает одеваться? Кусочек ваты на ладошке: «Кто дальше?» Д/и «Чего не хватает?» (одежды, обуви). Что звучало? Найти за ширмой, показать, назвать, поиграть Игры с кубиками (использовать «Чудесный мешочек»). П/и «Каравай». | Дидактическая кукла с набором одежды, обуви. Барабан, колокольчик, пищалка. Строитель настольный | 1 |
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | ОВОЩИ. ФРУКТЫ. Времена года. Цели: а) Наблюдения за изменениями в природе б) Понятие об основных признаках: холодно, дождь, листья желтые, падают - Д/и «Осенние листья» - сбор в букет; Найти такой же (по цвету) - У меня один листик, где много? ОГОРОД Цели: Знакомить с овощами; растут в огороде, созревают осенью: а) огурец, помидор (сравнение); б) огурец, морковь; в) морковь, помидор; г) картофель, лук (находить, узнавать, показывать, понимать вопрос «где?», «что это?» Кто дальше? (использование бумажных шариков) Чего не стало? (овощи 2-3 шт.); что прибавилось? Что звучало? (найти, показать, назвать, поиграть) Игры с пальчиками «Сорока-белобока» | Листья зеленые и желтые Муляжи овощей, предметные картинки, натуральные овощи «Узнай на вкус» Д/и «кукла собирает овощи. Д/и «Сварим борщ, щи» Д/и «Посадим на грядку» Звучащие игрушки «Чудесный мешочек с овощами» | 1 |
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ФРУКТЫ, ОВОЩИ. Цели: а) Узнавать, называть, показывать; б) Знать, что растет на дереве, в саду, на грядке. «Яблоко» (большое, маленькое, круглое, вкусное) «Груша» (сладкая, сочная) «Апельсин» (кожура, есть семечки) «Слива» (маленькая, синяя, косточка внутри) Д/и «Угостим куклу фруктами» (на, возьми, дай, спасибо, яблоко, апельсин). «Кто дольше?» (пластмассовые шарики) – длительный выдох. Что потерял Мишка? (Мишка везет фрукты на машине и вдруг потерял…?) Кого позвал Мишка? Настольная игра «Соберем урожай» Ходьба. Остановка в саду, в огороде. Нарвем груш – тянутся вверх, встают на носочки, собирают с земли. | Муляжи фруктов, овощей иллюстрации «Сад, огород» «Чудесный мешочек» Фланелеграф с контурами фруктов, овощей Д/и «Соберем в корзину» Где лежит? Пластмассовые шарики Мишка, машинка Игра «Урожай». | 1 |
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Цели: а) Узнавать на вид, показывать, называть б) Вызывать интерес, учить понимать вопрос - Собака, кошка, лошадь, корова, свинья, лиса, медведь, волк, еж, заяц - Курица, петух, гусь, утка, воробей, голубь Д/и-показы, игры-побуждения. Ответы на вопросы «кто это?», «где?», покажи. Понюхаем цветы… Кто дольше? (спеть «муу») Где? (сидит зайка, мишка, спряталась лягушка) Кто убежал? (животные, птицы) Узнай, покажи (ко-ко-ко, муу, ав-ав); повтори. Игры со строителем «Построим двор для животных, сарай, забор, дорожку» Подвижные игры «Лошадки» (имитация движений и прищелкивания языком), «Зайчики» и т.д. | Игры «Кто позвал?», кто как кричит? Лото «Животные» Найди пару (детеныши) Фланелеграф – контуры животных Игрушки животных, макеты, иллюстрации; стихи А.Барто Игрушки Предметы, картинки и игрушки Конструктор «Строитель» | 1 |
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Времена года. Цели: а) Закрепить знания, находить «один-много» б) Понимать вопросы «какой?», «какие?», «кто (что) делает?» Д/и «Узнай, покажи» (по звукоподражанию, описанию найти, показать или назвать) Д/и «Найди маму» (животные и птицы) - Кто кого боится? (игра-инсценировка с использованием масок животных) - Чтение стихов, потешек и т.д. о животных и птицах. Сдуй снежинку (холодный ветерок); Погреем ручки (теплый ветерок). Д/и «Чья мама ушла?» (животные, птицы) Поставь на свою картинку - Соотносить предмет с его изображением (животные, птицы, одежда) - Запомни, назови (покажи) 2 предмета (животные, птицы, предметы одежды, обуви) -Разрезные картинки «Одежда», «Обувь» (из 2 частей) Подвижная игра «Каравай». | Фланелеграф Контур «Кто это», иллюстрациипредметные карточки, картина «Двор» Использовать игрушки, предметные картинки Лото «Домашние животные и птицы» Игрушки, предметные картинки Лото «Домашние животные» игрушки, предметные картинки натуральные предметы одежды | 1 |
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ДОМ, СЕМЬЯ. а) Дом, квартира, мебель, предметы быта б) Семья (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка) - различать большой - маленький; - отвечать на вопросы «кто?», «что делает?», «где?» - знать свое имя, фамилию, сверстников, воспитателя и т.д. «Кто в домике живет?» Рассматривание картин, иллюстраций, книг. Чтение стихов о маме, бабушке, папе. «Запомни, повтори», «покажи где!», «сделай так!» Д/и «Кто позвал?» (учить называть имена или показывать) «Что звучало?», «Где звучит?» Построим мебель из кубиков! Подвижная игра «Лошадка». | Книги, журналы с иллюстрациями Дидактический материал, «Звездочка» Наглядное пособие игра «Семья», «Папа, мама и я». Звучащие игрушки Набор кубиков Стихотворение А.Барто «Лошадка» | 2 |
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ПРОДУКТЫ. Цели: а) Называть или показывать хлеб, молоко, каша, суп, чай, компот, котлета, колбаса, сыр, конфеты, фрукты, овощи, салат б) Знать назначение продуктов (их приготовление: кашу варят, суп и т.д.); свойства (горячий чай, суп и т.д., сладкий, кислый, вкусный) в) Учить понимать предлоги «в-», «на-», выполнять действия «Приготовим обед» (выбери то, что можно кушать – использовать натуральные продукты питания, потом предметные картинки) Д/и «Подбери пару» г) Повторить названия посуды, закрепить назначение «Чего не хватает?» (ложки, блюдца, чашки). Обводка по трафарету «Предметы посуды» Пальчиковая гимнастика Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». | Натуральные продукты Картинки Трафареты | 2 |
ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ГОРОД, УЛИЦА. Цели: Учить показывать, называть дома (большие – маленькие); понятие «город», «улица», «дом» (один – много); части дома: стены, крыша, окно и т.д.) а) Рассматривание картины (показать, назвать «что это?», «где?», «какой?» б) Большой – маленький (дом) Рассматривание иллюстраций в книгах (много домов, машины) Что не так? Домик с окнами, затем с дверью; было много домов, остался один. Конструирование из кубиков: строим дом, потом улицу (один – много, большой – маленький) «Строим дом» (имитация движений с озвучиванием действий: нарисуем кирпичи, везем, пилим доски и т.д.) Обводка дома по трафарету. | Картина «Улица в городе» Книги с иллюстрациями Пособие «Что изменилось?» Конструктор Трафареты, карандаши | 2 |
ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ТРАНСПОРТ: машины легковые и грузовые. Цели: - Учить различать, показывать, называть; - Строить из «строителя» грузовые машины; - Называть, узнавать части машины. Прослушивание стихотворения А.Барто «Грузовик». - Рассматривание грузовика, его частей (большой – маленький, один – много) Д/и «Кто кого хочет покатать» - Перевозка кубиков для гаража (закрепить: грузовая – легковая) - Рассматривание иллюстраций Какая машинка приехала, уехала (большая – маленькая, легковая – грузовая). Гараж из палочек, из мелкого конструктора. П/и «Заведем моторы, поедем, остановимся, поехали». Обводка трафаретов «Транспорт». Настольная игра «Я – пешеход». Аппликация «Машина». | Игрушки, предметные картинки Сборник А.Барто «Игрушки» Машинки, игрушки Предметные картинки Машинки Палочки, конструктор Трафареты | 2 |
ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | ВРЕМЯ СУТОК. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. 1) Утро - Понимать, показывать, отвечать - Знать туалетные принадлежности и их назначение 2) День (занятия детей) Повторение по теме «Посуда», «Игрушки». 3) Ночь - Узнавать время суток. Повторение тем «Спальня», «Мебель», «Одежда». Д/и «Идем на прогулку» «Кто пришел?»; «Где спряталась кукла?» Д/и «День – ночь» (гуляют – приседают, закрывают глаза) Потешка «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик - …» Обводка по трафарету (предметы одежды) | Иллюстрации «Утром, днем, ночью» «В спальне» Игрушки большие и маленькие Музыкальное сопровождение | |
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. - Вверху, внизу, впереди, сзади - Повторение темы «Домашние и дикие животные». а) Игра «Кто за кем» (использовать игрушки животных, предметные картинки) б) «Кто где живет?» Игра с магнитной доской «Где сидит котенок?» Шнуровка «Животные». Обводка по трафарету «Животные» Игра с движениями «Заинька, попляши» | Кто живет: - в сарае? - в доме? - в лесу? Игра «Зоопарк» | |
ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | Растения. Время года. - Знать признаки весны, понятие «весна» (тает снег, греет солнце, бегут ручьи, птички поют, тепло, травка зеленеет и т.д.) - Беседа по картине «Весна пришла» Находить картинки с изображением весны. Д/и на тактильных ощущениях: Солнышко – тепло (улыбаемся); тучка – похолодало (нахмурились) Д/и «Птички весной». Чего не стало? Пальчиковая гимнастика. «1, 2, 3, 4, 5 – мы идем гулять (ходьба с препятствиями – «лужа», ручей, бег от дождя) Д/и «Узнай про кого стихотворение» «Лает громко пес лохматый, Промурлыкал в кресле кот, Квакает в пруду лягушка, В луже хрюкает свинья, Кукарекает петух, На лугу мычит корова, Конь неудержимо ржёт». | Картинки о весне Панно «Весна» Картинка «Грачи прилетели» Использовать игрушки Магнитофон, бубен Игрушки животных, предметные картинки | 1 |
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | РАСТЕНИЯ (трава, цветы, листья, деревья, кусты) - понятие о весне, ее признаках - учить находить, называть, показывать растения 1. Деревья, кусты (закрепить понятия «один - много»), части дерева (ствол, ветки), большой- маленький (дерево, куст); листья появились – зеленые, пахнут. 2. Трава, цветы – знать, называть, показывать (зеленая, растет на земле внизу, цветы душистые, пахнут). Д/и «Где растет?» (трава - внизу, ветки – наверху, листья – и т.д.) Наблюдение натуральных объектов, рассматривание иллюстраций. Д/и «Один- много» (листики, игрушки и т.д.) «Чей голос услышал?» «Кто быстрее соберет букет?» Обводка листьев по трафарету Вкладыши «Листья деревьев». | Иллюстрация, картинки, весенние ветки с листьями, цветы Ширма, звучащие игрушки Пристежка «Цветочная полянка» | 1 |
4.2 Рабочая программа
для детей-инвалидов младшего школьного возраста 7-12 лет
Задачи
Образовательные:
- Дать знания о числовом ряде;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные);
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности.
Обучающие:
- Учить считать в пределах …;
- Учить графически изображать элементы букв и цифр;
- Учить составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
- Учить составлять загадки по опорным словам;
- Учить дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Учить составлять и решать элементарные арифметические задачи;
- Учить конструировать из основных геометрических фигур.
- Учить применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Учить узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Учить совершать простейшие исследовательские действия;
- Учить соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Учить находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
- Учить внимательно слушать и понимать задание;
- Учить грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Учить пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
- Учить элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Учить последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Учить доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо-деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные и временные представления;
- Развивать когнитивную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активную позицию в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Планируемые результаты:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей;
- Сформированность навыков грамотной коммуникации;
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук;
- Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса;
- Сформированность зрительно-двигательной координации;
- Сформированность познавательной сферы;
- Сформированность пространственно-временных представлений;
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении;
Учебный план
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала для детей-инвалидов младшего школьного возраста (при двухразовых занятиях в неделю для детей от 7 до 12 лет – 30-35 минут)
Занятия | Тематика | Количество занятий | Формы контроля | |
1 уровень | 2 уровень | |||
1. | Учимся писать | 6 | 6 | Диагностический скрининг |
2. | Мир вокруг нас | 6 | 6 | |
3. | Конструирование | 3 | 3 | |
4. | Учимся считать | 5 | 5 | |
Итого: | 20 | 20 |
Содержание обучения (программный материал)
№ занятия | Тематика занятий | Содержание | Количество занятий |
1 | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» «4-ый лишний» Отгадывание загадок Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Написание букв. Элементы музыкотерапии. | 2 |
2 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Счетные операции на сложение в пределах … Соотнесение дня недели с порядковым числительным Состав числа Выделение нужного количества Построение по образцу. «Занимательная математика» | 2 |
3 | Ознакомление с окружающим Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица | Карточки с эмоциями, Кубики с эмоциональными состояниями, Работа перед зеркалом Д.И. «Путешествие в страну эмоций» | 1 |
4 | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений о частях суток (название, последовательность, «часы») Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) Круг – шар, квадрат – куб (геометрическое лото) Д.И. «Путешествие в страну математика» | 2 |
5 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор (кубики) «Строитель», «Железная дорога» | 2 |
6 | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами, отличающимися по длине, ширине, … (назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
7 | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков. | «Чего не стало» «Найди отличия» Пазл «Собака» Черчение квадрата по линейке и его штриховка. | 1 |
8 | Формирование математических представлений и конструктивногопраксиса. | Счетные операции на вычитание в пределах … Состав числа Выделение нужного количества из общего Составление картинки из кубиков «Собери узор» «Занимательная математика» | 1 |
9 | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Закрепление знаний о частях суток, днях недели (Календарь природы) Цветовые оттенки (Игра «Художник») Рамки Никитина. Д.и. «Дорожки» | 1 |
10 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор (кубики) Лабиринты | 1 |
11 | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами, отличающимися по длине, ширине, (назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
12, 13 | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составление картинки из кубиков «Сказки Пушкина» Составь слово, геометрическую фигуру. Узнай предмет по его части Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание букв, цифр. «Найди отличия» Элементы музыкотерапии. | 2 |
5. Система контроля результативности обучения
Диагностика уровня интеллектуального и физического развития предусматривает проведение диагностического скрининга в следующем формате:
- первичная диагностика («входной контроль») перед началом обучения,
- итоговая диагностика («выходной» контроль) по завершению Программы.
Формами анализа результатов являются:
- бланк результатов диагностического обследования ребенка в зависимости от возрастной группы и степени тяжести нарушения (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, школьный возраст) с последующими рекомендациями (Приложения 1, 2 и 3);
- индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий с ребенком.
6. Список используемой литературы.
- Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна: Дефектология №5, 1999.
- Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю.Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб: КАРО, 2005.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игровая терапия, СПб, 2001.
- Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты, Дошкольное воспитание №11, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку, СПб, 1998.
- Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2006
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников, Москва, Просвещение, 1991.
- Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми, Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7, 2008.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями, - Москва, Академия, 2000.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, СПб, Речь, 2001.
- М. Монтессори: Помоги мне это сделать самому, - Москва, Карапуз, 2000.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009
- Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие/Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Рстов н/Д : Феникс,2009.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию, - Москва, Просвещение, 1983.
- Соломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями, - Дефектология №2, 1998.
- «Сенсорная комната», аннотация и методические рекомендации по использованию, СПб, «Альма».
- Худенко Е.Д. Методические разработки Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция».
- Шипицина Л.М. “Необучаемый” ребенок в семье и обществе, СПб, Дидактика Плюс, 2002.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПб, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493612-1412694958.jpg)
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...