Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
«СТУПЕНЬКИ К ПОЗНАНИЮ»
Возраст учащихся: 4-12 лет
Срок реализации: 20 часов
1. Пояснительная записка
Направленность Программы: социально-педагогическая.
Актуальность Программы: программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве и в школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В каждый период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В патологическом процессе, у данной категории детей, оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно- двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Такие последствия выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и в неравномерности, нарушении целостности развития.
Особенности развития детей с нарушением интеллектуального развития рассматривались в трудах, таких авторов, как Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, С. Д. Забрамная, Д.Б.Эльконин, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, М. Е. Хватцев и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного и школьного возраста в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Данная программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушением умственного развития. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве и в школьном возрасте, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. Программа предназначена для проведения дефектологической работы с детьми в возрасте от 4 до 12 лет, имеющими интеллектуальную недостаточность. Программный материал, создает условия для раскрытия имеющихся у ребенка потенциальных возможностей развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные дефектологические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной и в школьной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения ребенка-дошкольника и школьника. При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (научный руководитель Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Ва-ренцова и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.). Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» умственно отсталого ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.
Все занятия проводятся с учетом дифференцированного подхода и с учетом психофизических возможностей и способностей детей.
Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которым действует ребенок.
Отличительные особенности Программы: работа по Программе осуществляется с детьми с сенсорными, опорно-двигательными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности. Программа ориентирована на оказание спектра социально-реабилитационных услуг, направленных на формирование познавательной деятельности, коммуникативной сферы, социальной адаптации, поэтому она состоит из блоков.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника и школьника, а также воспитание у него положительных качеств. Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником и школьником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы учителя-дефектолога в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами ЦСРИиДИ учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения. Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению и школьное обучение, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Все перечисленные задачи решаются коллективом ЦСРИиДИ, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.
Программа учитывает структуру нарушений и особенности индивидуального развития воспитанников.
Направлена на:
- социальное развитие,
- ознакомление с окружающим миром,
- обучение игре,
- формирование элементарных математических представлений,
- развитие речи,
- сенсорное развитие,
- формирование учебных навыков,
- формирование трудовых навыков,
- развитие творческих способностей.
Программа построена в соответствии с принципами, сформированными в психологических, педагогических исследованиях и программно-методических материалах.
К этим принципам относятся:
- деятельностный;
- онтогенетический;
- единства диагностики, коррекции и развития;
- общие дидактические принципы.
Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей на разных возрастных этапах, целей обучения и воспитания.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с вышеуказанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогического воздействия и социализацию воспитанников.
Адресат Программы: дети-инвалиды 4-12 лет с нарушением умственного развития.
Цели программы:
- Формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.
- Оказание личностно-ориентированной помощи воспитанникам в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации и интеграции в общество.
- Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий.
- Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование у воспитанников системы знаний и обобщенных представлений об окружающем мире.
- Развитие их познавательной активности.
- Формирование всех видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
- Развитие компенсаторных механизмов, становление психики и деятельности детей и подростков с проблемами в развитии.
- Формирование способов ориентировки в окружающем мире, которые служат средством приобретения целостной системы знаний, умений, навыков.
- Социокультурное развитие.
Воспитательные:
- Социализация воспитанников.
- Повышение самостоятельности и автономии воспитанника, его семьи.
- Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
- Воспитание положительных качеств.
- Гармоничность развития личности.
- Формирование способности принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.
Условия реализации Программы: программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.
Форма работы учителя-дефектолога - занятие. Занятия проводятся в кабинете, по мере необходимости в групповых комнатах. Занятия носят регулярный характер. Основная форма проведения занятий – игра, активно включающая инновационные педагогические техники, практические технологии.
Объем учебного времени составляет 20 часов без учета каникулярного времени.
Программа предусматривает следующие формы работы с детьми-инвалидами:
- индивидуальная;
- включение близкого окружения в непосредственный обучающий процесс;
- подгрупповая форма;
- комплексное занятие: учитель-дефектолог и специалист (специалист по адаптивной физической культуре, педагог-психолог, логопед).
Режим занятий рассчитан на два занятия в неделю, время занятия составляет от 15 до 35 минут в зависимости от возраста обучающихся и степени тяжести нарушений.
Программа предусматривает для детей дошкольного возраста (4-7 лет) 20 часов и младшего школьного возраста (7-12 лет) два модуля по 20 часов (I и II уровень), который выбирается в зависимости от результатов «входного» контроля (диагностики).
Материально-техническое обеспечение Программы: развивающая предметно-пространственная среда (перечень оборудования):
- игрушки резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт и т.д.;
- игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, колокольчик и т.д.;
- игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами;
- игрушки-автомобили;
- коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
- коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;
- коробочки и мисочки для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.д.;
- детский коврик напольный складной;
- плоские пособия из различных материалов в виде изображений фруктов, овощей, деревьев, животных, цветов и т.д.;
- деревянные бусы;
- мячи резиновые;
- игрушки для игр с песком;
- пособия для развития мелкой моторики (коврики, шнуровки, застежки, мозаика и т.д.);
- ковролинограф с деталями из ковролина;
- иллюстрированные кубики;
- индивидуальные доски для рисования;
- мольберт;
- иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт;
- календарь с вкладышами;
- картинки-пазлы;
- конструкторы деревянные и пластмассовые;
- кегли, шары;
- куклы ростовые (герои известных сказок);
- куклы разных размеров;
- настольно-печатные игры (азбука дорожного движения, аптека, лото, парные картинки, времена года, большие и маленькие, мои любимые сказки, наши чувства и эмоции, умная стрелка, ферма, учимся считать, учимся читать, учимся писать и т.д.);
- игровое оборудование (набрось колечко, божья коровка);
- оборудование для привития элементарных навыков хозяйственно-бытового труда.
- пособия по сенсорному развитию с использованием разнофактурных материалов со съемными деталями (осень, зима, весна, лето, овощи, фрукты и т.д.);
- материалы для занятий по изодеятельности;
- природный, бросовый материал;
- счетный материал;
- трафареты и т.д.
Планируемые результаты Программы:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей;
- Сформированность навыков грамотной коммуникации;
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук;
- Сформированность математических представлений и конструктивногопраксиса;
- Сформированность зрительно-двигательной координации;
- Сформированность познавательной сферы;
- Сформированность пространственно-временных представлений;
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении;
2. Учебный план
Разделы программы | Количество часов | |
Дети-инвалиды дошкольного возраста (4-7 лет) | 20 | |
Дети-инвалиды младшего школьного возраста (7-12 лет) | 1 уровень | 2 уровень |
20 | 20 |
В основе системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением умственного развития лежит блоковая структура, включающая основные направления работы по коррекции основных нарушений у детей:
Блок 1. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Блок 2. Развитие мелкой моторики.
Блок 3. Развитие сенсорных способностей и формирование элементарных математических представлений.
Блок 4. Развитие познавательных процессов.
БЛОК I. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром
Направления работы | Содержание |
Развивать коммуникативную функцию речи. Обеспечение необходимой мотивации речи. | Посредством активного общения со взрослыми и сверстниками Создание проблемных речевых ситуаций |
Формирование связной речи | С опорой на картинку По серии картинок Ситуативные игры, создание условий близких к повседневной жизни |
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира | Человек Животные Растения Явления природы |
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»); Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»); Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»). | «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». (опора на фотографии). |
Развитие эмоционально-волевой сферы. | Специально организованные игры и упражнения. (эмоции по схематическим изображениям) |
Формировать представления о предметах быта, необходимых в жизни человека | Дидактический материал |
Формировать временные представления и явления природы | Времена года (зима - лето, весна-осень), дни недели, время суток. Природные явления (дождь, ветер, гроза...) |
БЛОК II. Развитие мелкой моторики
Направления работы | Содержание |
Развитие элементарной манипулятивной деятельности (для детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности) | Тренировка захвата предмета Погладь игрушку Погреми погремушкой и т.п. |
Работа по развитию тактильного восприятия. | Перекладывание мелких предметов «Чудесный мешочек» Лепка из пластилина Определение предмета на ощупь с закрытыми глазами. |
Работа по развитию зрительно-двигательной координации. | Прослеживание за предметом Попади мячиком в ворота Провези машинку в гараж Разложи предметы Лабиринты Мозаика Пальчиковая гимнастика Собирание картинки из кубиков Повторение движений |
Работа по развитию графомоторных навыков | Формирование умения пользоваться карандашом, ручкой. Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание цифр, букв. |
БЛОК III. Развитие сенсорных способностей и формирование элементарных математических представлений
Направления работы | Содержание |
Счет по порядку Элементарные счетные операции, решение элементарных математических задач с опорой на наглядность и без опоры на наглядность (отвлеченные примеры и задачи) | Посчитай, сколько …соотнесение с количеством пальцев Счет от заданного числа Счетные операции на сложение в пределах 5-ти,10-ти и т.д. на предметной основе. Счетные операции на вычитание в пределах 5-ти, 10-ти и т.д. на предметной основе. Соотнесение дня недели с порядковым числительным |
Сравнение множеств | Положи столько же …. (уравнивание множеств) Выделение нужного количества из множества предметов. Где больше…(сравнение множеств) Решение элементарных примеров на наглядной основе. |
Формирование временных представлений | Формирование представлений о временах года (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о частях суток (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) с использованием наглядности. Формирование представлений о месяцах года (название, последовательность) с использованием наглядности. |
Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений об основных цветах. Формирование представлений о цветовых оттенках ориентировочно старший дошкольный возраст, младший школьный возраст. Формирование представлений об основных геометрических формах. Формирование представлений о длине, величине предмета (младший школьный возраст). Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями (младший школьный возраст). |
Развитие конструктивного праксиса. | Формирование умения строить по подражанию. Формирование умения строить по образцу Формирование умения строить по схеме Формирование умения строить самостоятельно на предложенную тему. |
БЛОК IV. Развитие познавательных процессов
Направления работы | Содержание |
Развитие зрительного и слухового внимания | Парные картинки в соответствии с лексическими темами Игра «Выполни поручение» (ориентация в пространстве) Подбери по …. «Угадай, что звучит» и т.п. «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» Парные картинки Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составь слово, геометрическую фигуру, … Выработка умения показывать, назвать предметы, их изображения в последовательном порядке с постепенным увеличением их числа. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей. Зрительное восприятие одних предметов частично перекрытых другими («зашумленные» изображения) |
Развитие памяти | «Чего не стало» «Что изменилось» «Назови, что ты знаешь» «Назови цифры и повтори, как я» (3, 5,…) «Запомни и назови наоборот» «Назови соседей буквы, числа…» «Назови одним словом» (обобщающие понятия) Узнавание и называние предметов, их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении. Запоминание и называние ряда предметов, их изображений |
Примерный план работы с родителями (законными представителями)
№ | Содержание работы | Примерная тематика |
1. | Знакомство. | Беседы: «Индивидуальные особенности развития ребенка», «Индивидуальный подход к ребенку в семье», «Специфика взаимодействия родителя с ребенком с интеллектуальными нарушениями», «Рекомендации специалиста по использованию специального оборудования для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» |
2. | Участие родителя в процессе проведения занятия: привлечение родителя к совместной деятельности с ребенком и учителем-дефектологом, обучение различным видам деятельности, направленным на коррекцию нарушений, осознание родителем необходимости, в целях мотивации и стимулирования к последующей деятельности, видеть и давать положительную оценку достижениям ребенка. | |
3. | Беседы с родителями «Часы обратной связи». | Индивидуальное консультирование родителей по привлечению их к совместной деятельности дома по рекомендациям учителя-дефектолога. Примерная тематика бесед-консультаций учителя-дефектолога для родителей:
|
3. Календарный учебный график
Уровень обучения | Дата начала обучения по Программе | Дата окончания обучения по Программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Дети-инвалиды дошкольного возраста (4-7 лет) | В соответствии с ИППСУ | 20 | Два занятия в неделю, время занятия составляет от 15 до 35 минут в зависимости от возраста обучающихся и степени тяжести нарушений | ||
Дети-инвалиды младшего школьного возраста (7-12 лет) | 1 уровень 20 | ||||
2 уровень 20 |
При составлении программы были учтены психофизические возможности и индивидуальные особенности детей, а так же соблюдены следующие принципы:
- принцип последовательности, предусматривающее постепенное усложнение заданий;
- принцип доступности заданий;
- принцип систематичности занятий (1- 2 раза в неделю);
- принцип закрепление усвоенного материала с привлечением родителей и специалистов учреждения.
- развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
- принцип целесообразности, который предполагает, что в ходе проведения развивающей работы с обучающимся возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения. Это связано с индивидуально-типологическими особенностями развития детей, с характером протекания у них заболевания и другими объективными причинами, возникающие в процессе образовательной деятельности с ними.
4. Рабочие программы
4.1 Рабочая программа
для детей-инвалидов дошкольного возраста 4-7 лет
Задачи
Образовательные:
- Дать знания о числовом ряде;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные)
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности
Обучающие:
- Учить считать в пределах …;
- Учить графически изображать элементы букв и цифр;
- Учить составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
- Учить составлять загадки по опорным словам;
- Учить дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Учить составлять и решать элементарные арифметические задачи;
- Учить конструировать из основных геометрических фигур.
- Учить применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Учить узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Учить совершать простейшие исследовательские действия;
- Учить соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Учить находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
- Учить внимательно слушать и понимать задание;
- Учить грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Учить пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
- Учить элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Учить последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Учить доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо-деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные и временные представления;
- Развивать когнитивную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активную позицию в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Планируемые результаты:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей
- Сформированность навыков грамотной коммуникации
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук
- Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса
- Сформированность зрительно-двигательной координации
- Сформированность познавательной сферы
- Сформированность пространственно-временных представлений
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении
Учебный план
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала для детей-инвалидов дошкольного возраста (при двухразовых занятиях в неделю для детей от 4 до 5 лет – 15-20 минут, от 5 до 6 лет – 20-25 минут, от 6 до 7 лет – 25-30 минут).
№ занятия | Тематика | Количество занятий | Формы контроля |
1 | Игрушки | 2 | Диагностический скрининг |
2 | Одежда, обувь. Времена года. | 2 | |
3 | Овощи, фрукты. Времена года | 2 | |
4 | Животные, птицы | 2 | |
5 | Дом. Семья | 2 | |
6 | Продукты | 2 | |
7 | Город, улицы | 2 | |
8 | Транспорт | 2 | |
9 | Время суток. | 2 | |
10 | Растения. Время года | 2 | |
Итого: | 20 |
Содержание обучения (программный материал)
Тема занятий | Содержание | Дидактические игры, литература, оборудование | Количество часов |
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ИГРУШКИ (кукла, машина, мишка, мяч, кубики, пирамидка и т.д.) Кукла Катя играет. Цели: а) Знать предметы мебели, посуды, игрушек (находить, показывать, называть) б) Выполнять простейшие действия с ними, понимать обращение, вопросы «кто», «что», «чей», «где» и т.д. в) Создание эмоционально положительного отношения к занятиям Д/и «Магазин» (использовать игрушки) - Катя пришла в магазин, выбирает игрушки - Дети помогают, называют игрушки. «Ветер листики гоняет (сильный выдох, короткий) – чей листик дольше летает – длинный выдох. Д/и Прятки (где спрятался мишка, зайка и т.д.) Учить понимать вопрос, выполнять действия по словесной инструкции. Д/и «Повтори» (хлопнуть, топнуть, погудеть, чихнуть, постучать и т.д.) Разложи по цвету П/и «Каравай» | Различные игрушки, кукла, мебель На столе выставлен ряд игрушек (магазин) Игрушки, медведь, заяц, кукла | 2 |
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ОДЕЖДА, ОБУВЬ. Времена года. (платье, рубашки, брюки, трусы, майка, колготки, пальто, варежки, шарф, юбка, куртка и др., тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки. Цели: а) Знать предметы одежды, обуви б) Учить последовательно надевать вещи, называть, показывать их. Д/и «Кукла Катя собирается на прогулку 1. Повторить предметы одежды (по сезону) 2. Д/и «Что забыла надеть Катя?» (шапку, ботинки) Задать вопросы: что надевает? зачем? и т.д., помоги ей! Кто помогает одеваться? Кусочек ваты на ладошке: «Кто дальше?» Д/и «Чего не хватает?» (одежды, обуви). Что звучало? Найти за ширмой, показать, назвать, поиграть Игры с кубиками (использовать «Чудесный мешочек»). П/и «Каравай». | Дидактическая кукла с набором одежды, обуви. Барабан, колокольчик, пищалка. Строитель настольный | 1 |
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | ОВОЩИ. ФРУКТЫ. Времена года. Цели: а) Наблюдения за изменениями в природе б) Понятие об основных признаках: холодно, дождь, листья желтые, падают - Д/и «Осенние листья» - сбор в букет; Найти такой же (по цвету) - У меня один листик, где много? ОГОРОД Цели: Знакомить с овощами; растут в огороде, созревают осенью: а) огурец, помидор (сравнение); б) огурец, морковь; в) морковь, помидор; г) картофель, лук (находить, узнавать, показывать, понимать вопрос «где?», «что это?» Кто дальше? (использование бумажных шариков) Чего не стало? (овощи 2-3 шт.); что прибавилось? Что звучало? (найти, показать, назвать, поиграть) Игры с пальчиками «Сорока-белобока» | Листья зеленые и желтые Муляжи овощей, предметные картинки, натуральные овощи «Узнай на вкус» Д/и «кукла собирает овощи. Д/и «Сварим борщ, щи» Д/и «Посадим на грядку» Звучащие игрушки «Чудесный мешочек с овощами» | 1 |
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ФРУКТЫ, ОВОЩИ. Цели: а) Узнавать, называть, показывать; б) Знать, что растет на дереве, в саду, на грядке. «Яблоко» (большое, маленькое, круглое, вкусное) «Груша» (сладкая, сочная) «Апельсин» (кожура, есть семечки) «Слива» (маленькая, синяя, косточка внутри) Д/и «Угостим куклу фруктами» (на, возьми, дай, спасибо, яблоко, апельсин). «Кто дольше?» (пластмассовые шарики) – длительный выдох. Что потерял Мишка? (Мишка везет фрукты на машине и вдруг потерял…?) Кого позвал Мишка? Настольная игра «Соберем урожай» Ходьба. Остановка в саду, в огороде. Нарвем груш – тянутся вверх, встают на носочки, собирают с земли. | Муляжи фруктов, овощей иллюстрации «Сад, огород» «Чудесный мешочек» Фланелеграф с контурами фруктов, овощей Д/и «Соберем в корзину» Где лежит? Пластмассовые шарики Мишка, машинка Игра «Урожай». | 1 |
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Цели: а) Узнавать на вид, показывать, называть б) Вызывать интерес, учить понимать вопрос - Собака, кошка, лошадь, корова, свинья, лиса, медведь, волк, еж, заяц - Курица, петух, гусь, утка, воробей, голубь Д/и-показы, игры-побуждения. Ответы на вопросы «кто это?», «где?», покажи. Понюхаем цветы… Кто дольше? (спеть «муу») Где? (сидит зайка, мишка, спряталась лягушка) Кто убежал? (животные, птицы) Узнай, покажи (ко-ко-ко, муу, ав-ав); повтори. Игры со строителем «Построим двор для животных, сарай, забор, дорожку» Подвижные игры «Лошадки» (имитация движений и прищелкивания языком), «Зайчики» и т.д. | Игры «Кто позвал?», кто как кричит? Лото «Животные» Найди пару (детеныши) Фланелеграф – контуры животных Игрушки животных, макеты, иллюстрации; стихи А.Барто Игрушки Предметы, картинки и игрушки Конструктор «Строитель» | 1 |
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Времена года. Цели: а) Закрепить знания, находить «один-много» б) Понимать вопросы «какой?», «какие?», «кто (что) делает?» Д/и «Узнай, покажи» (по звукоподражанию, описанию найти, показать или назвать) Д/и «Найди маму» (животные и птицы) - Кто кого боится? (игра-инсценировка с использованием масок животных) - Чтение стихов, потешек и т.д. о животных и птицах. Сдуй снежинку (холодный ветерок); Погреем ручки (теплый ветерок). Д/и «Чья мама ушла?» (животные, птицы) Поставь на свою картинку - Соотносить предмет с его изображением (животные, птицы, одежда) - Запомни, назови (покажи) 2 предмета (животные, птицы, предметы одежды, обуви) -Разрезные картинки «Одежда», «Обувь» (из 2 частей) Подвижная игра «Каравай». | Фланелеграф Контур «Кто это», иллюстрациипредметные карточки, картина «Двор» Использовать игрушки, предметные картинки Лото «Домашние животные и птицы» Игрушки, предметные картинки Лото «Домашние животные» игрушки, предметные картинки натуральные предметы одежды | 1 |
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ДОМ, СЕМЬЯ. а) Дом, квартира, мебель, предметы быта б) Семья (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка) - различать большой - маленький; - отвечать на вопросы «кто?», «что делает?», «где?» - знать свое имя, фамилию, сверстников, воспитателя и т.д. «Кто в домике живет?» Рассматривание картин, иллюстраций, книг. Чтение стихов о маме, бабушке, папе. «Запомни, повтори», «покажи где!», «сделай так!» Д/и «Кто позвал?» (учить называть имена или показывать) «Что звучало?», «Где звучит?» Построим мебель из кубиков! Подвижная игра «Лошадка». | Книги, журналы с иллюстрациями Дидактический материал, «Звездочка» Наглядное пособие игра «Семья», «Папа, мама и я». Звучащие игрушки Набор кубиков Стихотворение А.Барто «Лошадка» | 2 |
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ПРОДУКТЫ. Цели: а) Называть или показывать хлеб, молоко, каша, суп, чай, компот, котлета, колбаса, сыр, конфеты, фрукты, овощи, салат б) Знать назначение продуктов (их приготовление: кашу варят, суп и т.д.); свойства (горячий чай, суп и т.д., сладкий, кислый, вкусный) в) Учить понимать предлоги «в-», «на-», выполнять действия «Приготовим обед» (выбери то, что можно кушать – использовать натуральные продукты питания, потом предметные картинки) Д/и «Подбери пару» г) Повторить названия посуды, закрепить назначение «Чего не хватает?» (ложки, блюдца, чашки). Обводка по трафарету «Предметы посуды» Пальчиковая гимнастика Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». | Натуральные продукты Картинки Трафареты | 2 |
ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ГОРОД, УЛИЦА. Цели: Учить показывать, называть дома (большие – маленькие); понятие «город», «улица», «дом» (один – много); части дома: стены, крыша, окно и т.д.) а) Рассматривание картины (показать, назвать «что это?», «где?», «какой?» б) Большой – маленький (дом) Рассматривание иллюстраций в книгах (много домов, машины) Что не так? Домик с окнами, затем с дверью; было много домов, остался один. Конструирование из кубиков: строим дом, потом улицу (один – много, большой – маленький) «Строим дом» (имитация движений с озвучиванием действий: нарисуем кирпичи, везем, пилим доски и т.д.) Обводка дома по трафарету. | Картина «Улица в городе» Книги с иллюстрациями Пособие «Что изменилось?» Конструктор Трафареты, карандаши | 2 |
ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ТРАНСПОРТ: машины легковые и грузовые. Цели: - Учить различать, показывать, называть; - Строить из «строителя» грузовые машины; - Называть, узнавать части машины. Прослушивание стихотворения А.Барто «Грузовик». - Рассматривание грузовика, его частей (большой – маленький, один – много) Д/и «Кто кого хочет покатать» - Перевозка кубиков для гаража (закрепить: грузовая – легковая) - Рассматривание иллюстраций Какая машинка приехала, уехала (большая – маленькая, легковая – грузовая). Гараж из палочек, из мелкого конструктора. П/и «Заведем моторы, поедем, остановимся, поехали». Обводка трафаретов «Транспорт». Настольная игра «Я – пешеход». Аппликация «Машина». | Игрушки, предметные картинки Сборник А.Барто «Игрушки» Машинки, игрушки Предметные картинки Машинки Палочки, конструктор Трафареты | 2 |
ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | ВРЕМЯ СУТОК. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. 1) Утро - Понимать, показывать, отвечать - Знать туалетные принадлежности и их назначение 2) День (занятия детей) Повторение по теме «Посуда», «Игрушки». 3) Ночь - Узнавать время суток. Повторение тем «Спальня», «Мебель», «Одежда». Д/и «Идем на прогулку» «Кто пришел?»; «Где спряталась кукла?» Д/и «День – ночь» (гуляют – приседают, закрывают глаза) Потешка «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик - …» Обводка по трафарету (предметы одежды) | Иллюстрации «Утром, днем, ночью» «В спальне» Игрушки большие и маленькие Музыкальное сопровождение | |
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ. - Вверху, внизу, впереди, сзади - Повторение темы «Домашние и дикие животные». а) Игра «Кто за кем» (использовать игрушки животных, предметные картинки) б) «Кто где живет?» Игра с магнитной доской «Где сидит котенок?» Шнуровка «Животные». Обводка по трафарету «Животные» Игра с движениями «Заинька, попляши» | Кто живет: - в сарае? - в доме? - в лесу? Игра «Зоопарк» | |
ТЕМА 10. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ | Растения. Время года. - Знать признаки весны, понятие «весна» (тает снег, греет солнце, бегут ручьи, птички поют, тепло, травка зеленеет и т.д.) - Беседа по картине «Весна пришла» Находить картинки с изображением весны. Д/и на тактильных ощущениях: Солнышко – тепло (улыбаемся); тучка – похолодало (нахмурились) Д/и «Птички весной». Чего не стало? Пальчиковая гимнастика. «1, 2, 3, 4, 5 – мы идем гулять (ходьба с препятствиями – «лужа», ручей, бег от дождя) Д/и «Узнай про кого стихотворение» «Лает громко пес лохматый, Промурлыкал в кресле кот, Квакает в пруду лягушка, В луже хрюкает свинья, Кукарекает петух, На лугу мычит корова, Конь неудержимо ржёт». | Картинки о весне Панно «Весна» Картинка «Грачи прилетели» Использовать игрушки Магнитофон, бубен Игрушки животных, предметные картинки | 1 |
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | РАСТЕНИЯ (трава, цветы, листья, деревья, кусты) - понятие о весне, ее признаках - учить находить, называть, показывать растения 1. Деревья, кусты (закрепить понятия «один - много»), части дерева (ствол, ветки), большой- маленький (дерево, куст); листья появились – зеленые, пахнут. 2. Трава, цветы – знать, называть, показывать (зеленая, растет на земле внизу, цветы душистые, пахнут). Д/и «Где растет?» (трава - внизу, ветки – наверху, листья – и т.д.) Наблюдение натуральных объектов, рассматривание иллюстраций. Д/и «Один- много» (листики, игрушки и т.д.) «Чей голос услышал?» «Кто быстрее соберет букет?» Обводка листьев по трафарету Вкладыши «Листья деревьев». | Иллюстрация, картинки, весенние ветки с листьями, цветы Ширма, звучащие игрушки Пристежка «Цветочная полянка» | 1 |
4.2 Рабочая программа
для детей-инвалидов младшего школьного возраста 7-12 лет
Задачи
Образовательные:
- Дать знания о числовом ряде;
- Дать элементарные представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях и характерных признаках;
- Дать знания об отличительных особенностях времён года (природа, одежда, животные);
- Дать знания об основных предметах окружающей действительности.
Обучающие:
- Учить считать в пределах …;
- Учить графически изображать элементы букв и цифр;
- Учить составлять рассказ по опорным иллюстрациям, схеме, фотографии;
- Учить составлять загадки по опорным словам;
- Учить дифференцировать основные геометрические фигуры;
- Учить составлять и решать элементарные арифметические задачи;
- Учить конструировать из основных геометрических фигур.
- Учить применять на практике элементарные социально-бытовым навыки;
- Учить узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры
- Учить совершать простейшие исследовательские действия;
- Учить соотносить величину пользуясь приёмом наложения;
- Учить находить геометрические фигуры, цифры, буквы среди других предметов;
- Учить внимательно слушать и понимать задание;
- Учить грамотно обращаться ко взрослому за помощью;
- Учить пользоваться элементарными сравнительными оборотами в речи;
- Учить элементарно озвучивать последовательность выполняемого задания;
- Учить последовательно играть в простейшие дидактические игры совместно со взрослым, ребёнком (внимательно слушать инструкцию, выполнять правила игры, понимать основную цель игры, последовательно осуществлять игровые действия.
- Учить доводить начатое до логического конца.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мыслительные операции;
- Развивать мелкой моторики и зрительно-двигательной координации рук и пальцев рук посредством изо-деятельности;
- Развивать основные графо-моторные умения и навыки через работу с карандашом, бумагой, пластилином, вкладышами;
- Развивать элементы поисковой деятельности при решении творческих и игровых задач;
- Развивать основные коммуникативных функции;
- Развивать зрительно-двигательную координацию;
- Развивать пространственные и временные представления;
- Развивать когнитивную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей активную позицию в собственной познавательной деятельности;
- Воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции при выполнении заданий;
- Воспитывать основы коллективной деятельности детей, умение пользоваться правилами этикета общения с окружающими сверстниками и педагогом;
- Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам окружающей действительности;
- Воспитывать умение доводить начатое до логического завершения.
Планируемые результаты:
- Направленная мотивация к занятиям у детей и родителей;
- Сформированность навыков грамотной коммуникации;
- Сформированность мелкой моторики, координации рук и пальцев рук;
- Сформированность математических представлений и конструктивного праксиса;
- Сформированность зрительно-двигательной координации;
- Сформированность познавательной сферы;
- Сформированность пространственно-временных представлений;
- Готовность проходить обучение в образовательном учреждении;
Учебный план
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала для детей-инвалидов младшего школьного возраста (при двухразовых занятиях в неделю для детей от 7 до 12 лет – 30-35 минут)
Занятия | Тематика | Количество занятий | Формы контроля | |
1 уровень | 2 уровень | |||
1. | Учимся писать | 6 | 6 | Диагностический скрининг |
2. | Мир вокруг нас | 6 | 6 | |
3. | Конструирование | 3 | 3 | |
4. | Учимся считать | 5 | 5 | |
Итого: | 20 | 20 |
Содержание обучения (программный материал)
№ занятия | Тематика занятий | Содержание | Количество занятий |
1 | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | «Угадай, чей силуэт» «Найди различия» «Какие предметы спрятал художник» «4-ый лишний» Отгадывание загадок Обводка знакомых фигурок Штриховка в определенном направлении Дорисовывание Написание букв. Элементы музыкотерапии. | 2 |
2 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Счетные операции на сложение в пределах … Соотнесение дня недели с порядковым числительным Состав числа Выделение нужного количества Построение по образцу. «Занимательная математика» | 2 |
3 | Ознакомление с окружающим Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица | Карточки с эмоциями, Кубики с эмоциональными состояниями, Работа перед зеркалом Д.И. «Путешествие в страну эмоций» | 1 |
4 | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Формирование представлений о частях суток (название, последовательность, «часы») Формирование представлений о днях недели (название, последовательность) Круг – шар, квадрат – куб (геометрическое лото) Д.И. «Путешествие в страну математика» | 2 |
5 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор (кубики) «Строитель», «Железная дорога» | 2 |
6 | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами, отличающимися по длине, ширине, … (назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
7 | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков. | «Чего не стало» «Найди отличия» Пазл «Собака» Черчение квадрата по линейке и его штриховка. | 1 |
8 | Формирование математических представлений и конструктивногопраксиса. | Счетные операции на вычитание в пределах … Состав числа Выделение нужного количества из общего Составление картинки из кубиков «Собери узор» «Занимательная математика» | 1 |
9 | Формирование временных представлений Формирование представлений о цвете, форме, величине | Закрепление знаний о частях суток, днях недели (Календарь природы) Цветовые оттенки (Игра «Художник») Рамки Никитина. Д.и. «Дорожки» | 1 |
10 | Формирование математических представлений и конструктивного праксиса. | Собери узор из мозаики. Составление примеров на сложение, вычитание на предметной основе. Собери узор (кубики) Лабиринты | 1 |
11 | Формирование представлений о длине, величине предмета. Формирование умения пользоваться измерительными геометрическими принадлежностями. | Работа с различными геометрическими формами, отличающимися по длине, ширине, (назови, в чём отличие) Измерение и запись результата в тетрадь, сложение результатов измерения. Вычитание (на сколько длиннее, короче…). Составление примеров с использованием полученных результатов измерения. | 2 |
12, 13 | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие памяти Работа по развитию графомоторных навыков | Узнай по словесному описанию «4-ый лишний» Отгадывание загадок Составление картинки из кубиков «Сказки Пушкина» Составь слово, геометрическую фигуру. Узнай предмет по его части Дорисовывание Раскрашивание предметов. Написание букв, цифр. «Найди отличия» Элементы музыкотерапии. | 2 |
5. Система контроля результативности обучения
Диагностика уровня интеллектуального и физического развития предусматривает проведение диагностического скрининга в следующем формате:
- первичная диагностика («входной контроль») перед началом обучения,
- итоговая диагностика («выходной» контроль) по завершению Программы.
Формами анализа результатов являются:
- бланк результатов диагностического обследования ребенка в зависимости от возрастной группы и степени тяжести нарушения (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, школьный возраст) с последующими рекомендациями (Приложения 1, 2 и 3);
- индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий с ребенком.
6. Список используемой литературы.
- Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна: Дефектология №5, 1999.
- Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю.Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб: КАРО, 2005.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игровая терапия, СПб, 2001.
- Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты, Дошкольное воспитание №11, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку, СПб, 1998.
- Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2006
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников, Москва, Просвещение, 1991.
- Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми, Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №7, 2008.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями, - Москва, Академия, 2000.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, СПб, Речь, 2001.
- М. Монтессори: Помоги мне это сделать самому, - Москва, Карапуз, 2000.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009
- Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие/Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Рстов н/Д : Феникс,2009.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию, - Москва, Просвещение, 1983.
- Соломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями, - Дефектология №2, 1998.
- «Сенсорная комната», аннотация и методические рекомендации по использованию, СПб, «Альма».
- Худенко Е.Д. Методические разработки Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция».
- Шипицина Л.М. “Необучаемый” ребенок в семье и обществе, СПб, Дидактика Плюс, 2002.
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПб, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...