Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни.
Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвалидов по зрению, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1. Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
2. Познакомить воспитанников с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.
3. Способствовать формированию у учащихся стереотипа безопасного поведения на дороге.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать экологическую культуру.
5. Развивать творческие способности младших школьников, их инициативность в коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_poznayu_mir.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе «Я познаю мир»
Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни.
Если спросить у младших школьников, что они больше всего любят в режиме школы-интерната, большинство ответит – прогулки. Несмотря на плохую погоду, когда дует ветер, под ногами слякоть, дети рвутся на улицу. Как помочь нашим воспитанникам осмысленно реализовать свои потребности пребывания вне школы-интерната, дать им навыки правильного поведения во время прогулок? В этом состоит одна из главных задач воспитателя.
Выходя со своими воспитанниками на прогулку, воспитатель выстраивает интересную ситуацию, где было бы место и для разнообразных движений, и для познания, и для фантазии.
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановление умственной работоспособности, а также расширение кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников, и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.
Важно заметить, что прогулка – это занятие на воздухе, т.е. за пределами школьного помещения, а значит в тесном общении с природой, людьми на улице. Друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи опыта детей с жизнью в различных ее проявлениях.
Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвалидов по зрению, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
- Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
- Познакомить воспитанников с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.
- Способствовать формированию у учащихся стереотипа безопасного поведения на дороге.
- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать экологическую культуру.
- Развивать творческие способности младших школьников, их инициативность в коллективной деятельности.
Срок реализации данной программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год). Курс программа рассчитан для 4 классов.
Основные формы деятельности:
- прогулки-наблюдения;
- тематические прогулки;
- пешеходные и спортивные прогулки;
- экскурсии;
- игры на координацию движений;
- спортивные часы;
- подвижные игры.
Учебно-тематический план.
Разделы | Количество часов |
| 10 |
| 8 |
| 12 |
| 6 |
Содержание программы:
Раздел I: Привитие потребности охраны окружающей среды, экологической культуры. Целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями в природе. Опытническая деятельность в сенсорном саду.
Раздел II: Активизация досуговой и познавательной деятельности. Ознакомление с улицами, переулками вокруг школы-интерната. Экскурсии по городу, его культурным и историческим местам.
Раздел III: Развитие личности в ходе занятий спортом. Проведение подвижных игр, спортивных часов и эстафет. Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.
Раздел IV: Закрепление знаний учащихся о поведении на дороге и соблюдении правил дорожного движения, охрана здоровья младших школьников. Привитие навыков культурного поведения в общественных местах.
Предполагаемые результаты.
Результаты первого уровня−овладение учащимися социальных знаний:
- о природе, как составной части окружающего мира;
- о понимании выбора здорового образа жизни;
- о соблюдении правил дорожного движения;
- первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Результаты второго уровня – получение учащимися опыта:
- наблюдений за изменениями в природе;
- охраны окружающей среды;
- положительной динамики состояния здоровья учащихся;
- оказание первой доврачебной помощи;
- ориентировки при движении по улице, городу;
- применение на практике опыта публичного выступления по проблемным вопросам данной тематики;
- проведение подвижных игр для первоклассников.
Результаты третьего уровня – получения опыта:
- первичного опыта самостоятельного ухода за растениями в сенсорном саду;
- участия в городских и краевых спортивных соревнованиях;
- самостоятельное поведение на дороге;
- передача своих знаний путем собственных действий окружающим в социуме.
Критерием выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- убежденности к активности в пропаганде добросовестного выполнения правил ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- активности к защите прав людей на качество среды обитания;
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников;
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика состояния здоровья (снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости);
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
- осознание значимости охраны окружающей среды;
- знание основ безопасного поведения на улице;
- развитие мобильности, умение ориентироваться во дворе школы-интерната и на близ прилегающих улицах;
- формирование навыков пропагандистской работы.
Формы и виды контроля:
- соревнования;
- конкурсы;
- мониторинг здоровья.
Информационно-методическое обеспечение:
- Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. М., 1985.
- Воспитание младшего школьника. (Сост. Л.В.Ковинько. М., 2000).
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
- Орлова Д. Правила дорожного движения для школьников и малышей. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
- Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы: Учебно-методическое пособие (Сост. Е.М.Тихомирова. М.: Экзамен, 2007).
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Ю. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. СПб, 1994.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Спорт (В.И.Малов, под общей ред. Е.М.Ивановой. М.: АСТ, 2002.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Мероприятие | Дата | Фактическая дата |
Сентябрь: | |||
1. | Беседа: «Здоровый образ жизни и осанка». | 6.09. | |
2. | Подвижные игры с мячом на спортплощадке. | 13.09. | |
3. | «дежурство по здоровью» - помощь первоклассникам при выполнении гигиенических правил. | 20.09. | |
4. | Психологический тренинг «Кто я?», «Какой я?» | 27.09. | |
Октябрь | |||
1. | «Мозговая атака» - предупреждение вредных привычек. | 4.10. | |
2. | Подвижные игры на спортплощадке. | 11.10. | |
3. | Воспитательный час «Правильное питание – залог здоровья». | 18.10. | |
4. | Экскурсия по осеннем парку. | 25.10. | |
Ноябрь | |||
1. | Беседа-наблюдение «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке». | 15.11. | |
2. | Подвижные игры на спортплощадке. | 22.11. | |
3. | Знакомые маршруты «Мы-пешеходы». | 29.11. | |
Декабрь | |||
1. | Беседа: «Как не заболеть, когда другие болеют?» | 6.12. | |
2. | «Веселые переменки» - игры с первоклассниками. | 13.12. | |
3. | Экскурсия по зимнему саду. | 20.12. | |
4. | Книга спортивных рекордов группы «Наши успехи» | 27.12. | |
Январь | |||
1. | Беседа: «Зимняя Олимпиада 2014» в г. Сочи. | 17.01. | |
2 | Акция «Пятиминутка здоровья» | 24.01. | |
3. | Пешеходная прогулка. | 31.01. | |
Февраль | |||
1. | Беседа: «Общие и индивидуальные требования охраны зрения в бытовом и учебном труде» | 7.02. | |
2. | «Веселые старты» (ко Дню Защитника Отечества) | 14.02. | |
3. | Встреча со знаменитостью. | 21.02. | |
4. | Игры на координацию движений. | 28.02. | |
Март | |||
1. | «Мозговая атака» - предупреждение вредных привычек. | 7.03. | |
2. | Незнакомые маршруты: «Мы – пешеходы». | 14.03. | |
3. | Тренинг для глаз. | 19.03. | |
4. | Спортивные игры, эстафеты. | 21.03. | |
Апрель | |||
1. | Беседа: «Чистота и уют в моем доме – залог моего здоровья» | 4.04. | |
2. | Игры на координацию движений. | 11.04. | |
3. | Опытническая деятельность на школьном участке. | 18.04. | |
4. | Оказание первой помощи. | 25.04. | |
Май | |||
1. | Беседа «Что дает спорт человеку». | 2.05. | |
2. | Незнакомые маршруты: «Мы – пешеходы». | 6.05. | |
3. | Выезд на природу (совместно с родителями). | 16.05. | |
4. | Летний отдых. ТБ на каникулах. | 23.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия (базовый уровень)
Рабочая программа курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия( базовый уровень)...
Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)
Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственой отстал...
развивающая программа для детей-инвалидов трудотерапевтической направленности
Данная программа является экспериментальной, она опирается на логопедические занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями двигательной активности различного происхождения, а так же ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...