Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»
рабочая программа (5 класс) на тему

Слепцова Валентина Петровна

Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни. 

Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвалидов по зрению, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

1.             Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

2.             Познакомить воспитанников с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.

3.             Способствовать формированию у учащихся стереотипа безопасного поведения на дороге.

4.             Воспитывать бережное отношение к природе, прививать экологическую культуру.

5.             Развивать творческие способности младших школьников, их инициативность в коллективной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_poznayu_mir.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе «Я познаю мир»

Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни.

Если спросить у младших школьников, что они больше всего любят в режиме школы-интерната, большинство ответит – прогулки. Несмотря на плохую погоду, когда дует ветер, под ногами слякоть, дети рвутся на улицу. Как помочь нашим воспитанникам осмысленно реализовать свои потребности пребывания вне школы-интерната, дать им навыки правильного поведения во время прогулок? В этом состоит одна из главных задач воспитателя.

Выходя со своими воспитанниками на прогулку, воспитатель выстраивает интересную ситуацию, где было бы место и для разнообразных движений, и для познания, и для фантазии.

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановление умственной работоспособности, а также расширение кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников, и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.

Важно заметить, что прогулка – это занятие на воздухе, т.е. за пределами школьного помещения, а значит в тесном общении с природой, людьми на улице. Друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи опыта детей с жизнью в различных ее проявлениях.

Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвалидов по зрению, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  1. Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
  2. Познакомить воспитанников с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека.
  3. Способствовать формированию у учащихся стереотипа безопасного поведения на дороге.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать экологическую культуру.
  5. Развивать творческие способности младших школьников, их инициативность в коллективной деятельности.

Срок реализации данной программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год). Курс программа рассчитан для 4 классов.

Основные формы деятельности:

  • прогулки-наблюдения;
  • тематические прогулки;
  • пешеходные и спортивные прогулки;
  • экскурсии;
  • игры на координацию движений;
  • спортивные часы;
  • подвижные игры.

Учебно-тематический план.

Разделы

Количество часов

  1. Разведка прекрасного и удивительного.

10

  1. Люби и охраняй природу.

8

  1. Спортивные игры.

12

  1. Наш друг – светофор. ОБЖ.

6

Содержание программы:

Раздел I: Привитие потребности охраны окружающей среды, экологической культуры. Целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями в природе. Опытническая деятельность в сенсорном саду.

Раздел II: Активизация досуговой и познавательной деятельности. Ознакомление с улицами, переулками вокруг школы-интерната. Экскурсии по городу, его культурным и историческим местам.

Раздел III: Развитие личности в ходе занятий спортом. Проведение подвижных игр, спортивных часов и эстафет. Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.

Раздел IV: Закрепление знаний учащихся о поведении на дороге и соблюдении правил дорожного движения, охрана здоровья младших школьников. Привитие навыков культурного поведения в общественных местах.

Предполагаемые результаты.

Результаты первого уровняовладение учащимися социальных знаний:

  • о природе, как составной части окружающего мира;
  • о понимании выбора здорового образа жизни;
  • о соблюдении правил дорожного движения;
  • первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Результаты второго уровня – получение учащимися опыта:

  • наблюдений за изменениями в природе;
  • охраны окружающей среды;
  • положительной динамики состояния здоровья учащихся;
  • оказание первой доврачебной помощи;
  • ориентировки при движении по улице, городу;
  • применение на практике опыта публичного выступления по проблемным вопросам данной тематики;
  • проведение подвижных игр для первоклассников.

Результаты третьего уровня – получения опыта:

  • первичного опыта самостоятельного ухода за растениями в сенсорном саду;
  • участия в городских и краевых спортивных соревнованиях;
  • самостоятельное поведение на дороге;
  • передача своих знаний путем собственных действий окружающим в социуме.

Критерием выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • убежденности к активности в пропаганде добросовестного выполнения правил ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • активности к защите прав людей на качество среды обитания;
  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников;
  • здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика состояния здоровья (снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости);
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
  • осознание значимости охраны окружающей среды;
  • знание основ безопасного поведения на улице;
  • развитие мобильности, умение ориентироваться во дворе школы-интерната и на близ прилегающих улицах;
  • формирование навыков пропагандистской работы.

Формы и виды контроля:

  • соревнования;
  • конкурсы;
  • мониторинг здоровья.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. М., 1985.
  2. Воспитание младшего школьника. (Сост. Л.В.Ковинько. М., 2000).
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  4. Орлова Д. Правила дорожного движения для школьников и малышей. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
  5. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы: Учебно-методическое пособие (Сост. Е.М.Тихомирова. М.: Экзамен, 2007).
  6. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Ю. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. СПб, 1994.
  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Спорт (В.И.Малов, под общей ред. Е.М.Ивановой. М.: АСТ, 2002.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Мероприятие

Дата

Фактическая дата

Сентябрь:

1.

Беседа: «Здоровый образ жизни и осанка».

6.09.

2.

Подвижные игры с мячом на спортплощадке.

13.09.

3.

«дежурство по здоровью» - помощь первоклассникам при выполнении гигиенических правил.

20.09.

4.

Психологический тренинг «Кто я?», «Какой я?»

27.09.

Октябрь

1.

«Мозговая атака» - предупреждение вредных привычек.

4.10.

2.

Подвижные игры на спортплощадке.

11.10.

3.

Воспитательный час «Правильное питание – залог здоровья».

18.10.

4.

Экскурсия по осеннем парку.

25.10.

Ноябрь

1.

Беседа-наблюдение «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке».

15.11.

2.

Подвижные игры на спортплощадке.

22.11.

3.

Знакомые маршруты «Мы-пешеходы».

29.11.

Декабрь

1.

Беседа: «Как не заболеть, когда другие болеют?»

6.12.

2.

«Веселые переменки» - игры с первоклассниками.

13.12.

3.

Экскурсия по зимнему саду.

20.12.

4.

Книга спортивных рекордов группы «Наши успехи»

27.12.

Январь

1.

Беседа: «Зимняя Олимпиада 2014» в г. Сочи.

17.01.

2

Акция «Пятиминутка здоровья»

24.01.

3.

Пешеходная прогулка.

31.01.

Февраль

1.

Беседа: «Общие и индивидуальные требования охраны зрения в бытовом и учебном труде»

7.02.

2.

«Веселые старты» (ко Дню Защитника Отечества)

14.02.

3.

Встреча со знаменитостью.

21.02.

4.

Игры на координацию движений.

28.02.

Март

1.

«Мозговая атака» - предупреждение вредных привычек.

7.03.

2.

Незнакомые маршруты: «Мы – пешеходы».

14.03.

3.

Тренинг для глаз.

19.03.

4.

Спортивные игры, эстафеты.

21.03.

Апрель

1.

Беседа: «Чистота и уют в моем доме – залог моего здоровья»

4.04.

2.

Игры на координацию движений.

11.04.

3.

Опытническая деятельность на школьном участке.

18.04.

4.

Оказание первой помощи.

25.04.

Май

1.

Беседа «Что дает спорт человеку».

2.05.

2.

Незнакомые маршруты: «Мы – пешеходы».

6.05.

3.

Выезд на природу (совместно с родителями).

16.05.

4.

Летний отдых. ТБ на каникулах.

23.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия (базовый уровень)

Рабочая программа курса Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия( базовый уровень)...

Адаптированная образовательная программа для детей - инвалидов с умеренной умственной отсталостью по обучению письму 6 класс (индивидуальное обучение)

Адаптированная образоватеьльная программа по обучению детей с умеренной умственной отсталостью составлена на основе "Программы обуччения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой  умственой отстал...

развивающая программа для детей-инвалидов трудотерапевтической направленности

Данная программа является экспериментальной, она опирается  на логопедические занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями двигательной активности различного происхождения, а так же ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...