«Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год).
Составил учитель технологии Горбунёв Александр Иванович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.docx | 52.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по технологии.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии. Курс могут вести учителя технологии и изобразительного искусства.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности для 5 классов «Творческая мастерская» будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Обучить технологиям разных видов мастерства.
- Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
- Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
- Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
- Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
- Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
- Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности
с учебными предметами
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены метапредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Творческая мастерская» |
Литература | Устное народное творчество | Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок |
Биология, география | Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе | Гармония природы и деятельности человека |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции | Изготовление поделок |
Изобразительное искусство | Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета | Оформление изделий |
Музыка | Выразительность музыки | Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся) |
Для реализации программы «Творческая мастерская» необходима материально-техническая база:
учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия и практическая работа | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Введение Т.Б. при ручных работах. Изонить или рисование нитью. | 02.09 | |
2 | Примеры заполнения окружности. | 09.09 | |
3 | Примеры заполнения угла. | 16.09 | |
4 | Изготовление «Вазы с цветами» Выполнение тюльпана. | 23.09 | |
5 | Выполнение вазы. | 30.09 | |
6 | Сборка элементов «Вазы с цветами» | 07.10 | |
7 | «Осенний натюрморт» подбор материалов. | 14.10 | |
8 | Выполнение листьев клёна. | 21.10 | |
9 | Выполнение яблока. | 28.10 | |
10 | Выполнение вазы. | 11.11 | |
11 | Оформление натюрморта. | 18.11 | |
12 | Альтернативные материалы, используемые в технике изонить. | 25.11 | |
13 | Ёлочные украшения: Шарики. | 02.12 | |
14 | Звёздочки. | 09.12 | |
15 | Снежинки. | 16.12 | |
16 | Квиллинг- искусство бумагокручения. | 23.12 | |
17 | Основные формы. | 30.12 | |
18 | Ёлочные украшения: Снежинка. Подготовка спиралей. | 13.01 | |
19 | Сборка снежинки. | 20.01 | |
20 | Открытка к Новому Году: Ёлочка. Подготовка спиралей. | 27.01 | |
21 | Сборка открытки. | 03.02 | |
22 | Открытка к Новому Году: Ангел. Подготовка спиралей. | 10.02 | |
23 | Сборка открытки. | 17.02 | |
24 | Цветы из бумаги: Маргаритки. | 24.02 | |
25 | Ромашки. | 03.03 | |
26 | Васильки. | 10.03 | |
27 | Орхидеи. | 17.03 | |
28 | Выполнение «Корзины с цветами». Эскиз проекта. | 31.03 | |
29 | Выполнение корзины. | 07.04 | |
30 | Выполнение цветов. | 14.04 | |
31 | Выполнение стеблей и листьев. | 21.04 | |
32 | Корректирование картины. Выполнение дополнительных элементов декора: бабочек, бутонов… | 28.04 | |
33 | Окончательное оформление картины, подготовка к выставке. | 05.05 | |
34 | Выставка работ. | 12.05 |
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
- Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
- Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
- Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
- Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.
- Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
- Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
- Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
- Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.
- Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
- Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
- Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
- Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
- Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
- Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
- Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...