рабочая программа "Подготовительные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа может быть использована при проведении занятий пр подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progrogramma.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _________/ Гордиенко М.Н./ Протокол № от « » августа 2020г. | Принята педагогическим советом МБОУ «Школа № 54» Протокол № от « » 08. 2020г. Председатель педагогического совета _________/Шапошникова Т. Г./ | Утверждена приказом № от .08. .2020 г. Директор МБОУ «Школа № 54» ___________/Кобцева О. В./ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Подготовительные курсы для обучающихся 9-х классов по русскому языку»
платные услуги
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 14-15 лет
учитель русского языка и литературы
Якунина О.Ю.
Курск 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – общеинтеллектуальная.
Актуальность программы обусловлена тем, что в процессе реализации данной дополнительной общеобразовательной программы дети знакомятся с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ), намечаются приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 класс, обеспечивается понимание системы знаний о языке, формируются стабильные навыки владения языком и речевой культурой. Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью ОГЭ в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
В основе программы лежит педагогическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной систематической работы по подготовке к итоговой аттестации, на которой учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На занятиях предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знания орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивые навыки).
Особенностью данной программы является модульный подход к подготовке учащихся к сдаче ОГЭ.
Цель программы: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, преодоление трудностей в изучении русского языка, обобщение и углубление знаний по разделам «Морфология», «Синтаксис», «Орфография»; создание условий для овладения обучающимися умения написания сжатого изложения, сочинения- рассуждения.
Образовательно-предметные задачи программы: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение разных стилей речи;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Метапредметные задачи:
- учить осознанному целеполаганию и планированию учебной деятельности;
- учить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости;
- развивать рефлексию учебной деятельности на основных этапах работы;
- формировать осознание необходимости новых знаний;
- стимулировать самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;
- воспитывать уважение к мнению собеседника;
- учить находить компромисс;
- развивать продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися.
Личностные задачи:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения;
- позитивная оценка своих способностей.
- развивать наглядно-образное, пространственное мышление;
- развивать любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании;
- стимулировать фантазию, способности к творческому самовыражению;
- воспитывать доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку;
- воспитывать уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.
Дидактические принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения;
-доступность;
-успешность;
- развивающее и воспитывающее обучение;
- психологическая комфортность в коллективе;
- здоровьесбережение.
Программа включает в себя лекции, опросы, практические занятия, самостоятельную творческую работу, тренинги.
На занятиях используются следующие виды работ:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Проведение практикумов;
- Работа с контрольно – измерительными материалами;
- Написание сжатых изложений, сочинений – рассуждений.
Основная форма работы групповая. Наряду с ней используются также индивидуальная, работа в парах.
Программа обеспечивает разностороннее личностное развитие учащихся, их готовность применять знания, умения, личностные качества для решения актуальных и перспективных задач в жизненной практике.
Языковой материал программы «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» основан на лучших образцах художественной и публицистической литературы.
Учебный материал программы содержит ряд приемов, методик, способов контроля результативности обучения. Контроль результатов обучения отслеживается через мониторинг динамики результативности.
Адресат программы
Программа адресована учащимся старшего школьного возраста (14-15) лет.
Старший школьный возраст (14-15 лет) характеризуется как период относительно спокойного развития. Старший школьник готов к большим физическим и умственным нагрузкам. Социально значимыми факторами для него становятся самоопределение, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Расширяются возможности познания, появляется интерес к различным областям деятельности. Новый характер умственной деятельности старшего школьника сказывается на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления. В этом возрасте преобладает произвольное внимание, память также становится произвольной, управляемой.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, количество часов на год обучения – 48 часов (2 часа в неделю).
Формы обучения и режим занятий
Формы обучения: очная в учреждении (групповая, индивидуальная) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа).
Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Наполняемость учебной группы обучения: до 20 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Количество учебных часов | Формы аттестации и контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I | Сжатое изложение | 7 | 3 | 4 | Лекция, опрос |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | 1 | 1 | - | |
2 | «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию cжатого изложения. | 1 | 1 | - | Лекция, опрос |
3 | Построение сжатого изложении. Этапы работы над изложением. | 1 | 1 | - | Лекция, опрос |
4 | Овладеваем приёмами сжатия текста на практике. Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ | 1 | - | 1 | Практическая работа |
5 | Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1). | 1 | - | 1 | Практическая работа |
6 | Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1). | 1 | - | 1 | |
7 | Работа над ошибками | 1 | - | 1 | Практическая работа |
II | Работа с тестами ОГЭ | 25 | 8,5 | 16,5 | Лекция, опрос |
8 | Орфография. Нормы русской орфографии. Правописание н – нн в различных частях речи. Правописание приставок и суффиксов. | 1 | 1 | - | |
9 | Речь. Языковые нормы. | 1 | 1 | - | Лекция |
10 | Средства художественной выразительности русского языка. | 1 | - | 1 | Тренинг |
11 | Лексика и фразеология в текстах | 1 | - | 1 | Тесты |
12 | Контрольное зачётное тестирование | 1 | - | 1 | Практическая работа |
13 | Работа над ошибками. | 1 | - | 1 | |
14 | Грамматика и морфология. Работа по тестам. | 1 | 1 | - | Лекция. Тесты |
15 -16 | Грамматика. Синтаксис. | 2 | 1 | 1 | Лекция. Тренинг
|
17 | Контрольное зачётное тестирование | 1 | - | 1 | Практическая работа |
18 | Работа над ошибками. | 1 | - | 1 | Практическая работа |
19-20 | Синтаксис. Грамматическая основа. ОГЭ. Работа по тестам. | 2 | 1 | 1 | Лекция Тесты |
21 | Синтаксический анализ. Словосочетания | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Тренинг. |
22 | Пунктуация в тестах ОГЭ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Пунктуационные нормы русского языка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Вводные слова и обращения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Обособленные определения и приложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Обособленные обстоятельства | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Сложные предложения | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28-29 | Работа по тестам. | 2 | - | 2 | Тесты |
30--31 | Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ | 2 | - | 2 | Практическая работа |
32 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. | 1 | - | 1 | Практическая работа |
III | Сочинение – рассуждение | 16 | 4,5 | 11,5 | Лекция. Практическая работа |
33-34 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением | 2 | 1 | 1 | |
35 | Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного | 1 | 0,5 | ||
0,5 | Лекция. Практическая работа | ||||
36-37 | Как писать сочинение – рассуждение. Композиция, вступление и концовка сочинения на лингвистическую. ( 9.1). | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практическая работа
|
38-39 | Работа по текстам | 2 | - | 2 | Самостоятельная работа |
40 | Стилистика русского языка | 1 | 1 | - | Лекция, опрос |
41 | Написание сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) | 1 | 1 | - | Лекция, опрос |
42 | Работа по текстам | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа |
43 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) | 1 | 1 | Практическая работа | |
44 | Работа по текстам | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа |
45 | Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ . | 1 | - | 1 | Практическая работа |
46 | Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку. | 1 | - | 1 | |
47 | Итоговая работа по контрольно – измерительным материалам. | 1 | - | 1 | Самостоятельная работа Практическая работа |
48 | Работа над ошибками. | 1 | - | 1 | |
ВСЕГО | 48 | 16 | 32 |
Содержание учебного плана
1.Сжатое изложение (7 часов).
Теория. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Практическая работа. Основные правила работы с текстом, умение адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Оборудование и оснащение: ноутбук, колонки, записи аудио.
2.Работа с тестами (25 часов)
Теория. Нормы русской орфографии
Правописание приставок, суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Практическая работа. Работа над орфографическими правилами, использование знаний по орфографии при анализе предложенного текста. Работа над средствами выразительности, умение их различать; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Знать систему частей речи в русском языке, уметь использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста. Работа над синтаксическими и пунктуационными нормами в простом и сложном предложении. Практическая проверка знаний по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Оборудование и оснащение: ноутбук, тесты, проектор, текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
3.Сочинение – рассуждение (16 часов)
Теория. Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Построение сочинения-рассуждения.
Практическая работа. Работа над определением стилистической принадлежности слов и выражений, над стилистическими синонимами. Подбор примеров для обоснования аргументов для написания сочинения–рассуждения. Понимание смысла текста и его фрагмента. Подбор примеров-аргументов, доказывающих правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения- рассуждения. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, тесты.
Оборудование и оснащение: ноутбук, тесты, проектор, текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Образовательно-предметные результаты
К концу года обучения дети должны
знать/ понимать/ уметь
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Метапредметные результаты
(Освоенные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- осознание необходимости новых знаний;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- формирование целостного представления о возникновении и существовании сичтемы языка
Коммуникативные УУД:
- разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении учебных задач;
- умение применять знания вне учебного процесса.
- умение выражать свои мысли;
- продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;
Личностные результаты
Учащимися проявлены:
• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• Наличие эмоционально - ценностного отношения к учебному процессу;
• Реализация потенциала в процессе коллективного сотрудничества ;
• Позитивная оценка своих способностей.
• ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;
•доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержка;
•уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю.
Оценка результатов обучения
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оценка образовательно-предметных результатов | ||
Учащиеся в основном усвоили: - полученные в ходе изучения русского языка знания; -навык написания сочинения-доказательства на заданные темы; -навык написания изложения разных видов (полные и сжатые); - языковые нормы в устных и письменных высказываниях; - как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Учащиеся могут с помощью педагога: - понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать основную мысль прослушанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; -подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; - интерпретировать информацию звучащего текста; -точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать главную мысль прочитанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; - понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; - комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; - интерпретировать информацию прочитанного текста; - определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; - определять средства связи предложений в тексте; - определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; - применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания; -осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. | Учащиеся достаточно знают: - как систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; - способы написания сочинения-доказательства на заданные темы; - способы написания изложения разных видов (полные и сжатые); - языковые нормы в устных и письменных высказываниях; - как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Учащиеся могут уверенно: - понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать основную мысль прослушанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; -подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; - интерпретировать информацию звучащего текста; -точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать главную мысль прочитанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; - понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; - комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; - интерпретировать информацию прочитанного текста; - определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; - определять средства связи предложений в тексте; - определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; - применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания; -осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. | Учащиеся полностью представляют: - как систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; -как писать сочинения-доказательства на заданные темы; -как писать изложения разных видов (полные и сжатые); - языковые нормы в устных и письменных высказываниях; - как находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях). Учащиеся могут свободно: - понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать основную мысль прослушанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; -подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; - интерпретировать информацию звучащего текста; -точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; -понимать главную мысль прочитанного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; - понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; - комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; - интерпретировать информацию прочитанного текста; - определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; - определять средства связи предложений в тексте; - определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; - применять знания по морфологии и синтаксису в практике правописания; -осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Оценка метапредметных результатов | ||
Недостаточно развиты:
- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности; - самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости; - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы; - осознание необходимости новых знаний; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - уважение к мнению собеседника; - умение находить компромисс; - продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися. | Достаточно развиты:
- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности; - самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости; - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы; - осознание необходимости новых знаний; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - уважение к мнению собеседника; - умение находить компромисс; - продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися. | Уверенно развиты:
- осознанное целеполагание и планирование учебной деятельности; - самостоятельная работа в соответствии с планированием (по алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости; - рефлексия учебной деятельности на основных этапах работы; - осознание необходимости новых знаний; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - уважение к мнению собеседника; - умение находить компромисс; - продуктивное сотрудничество с педагогом и другими учащимися. |
Оценка личностных результатов | ||
Недостаточно развиты:
- проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы; - проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности; - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества; - позитивная оценка своих способностей. - наглядно-образное, пространственное мышление; - любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании; - фантазия, способности к творческому самовыражению; -доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку; - уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю. | Недостаточно развиты:
- проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы; - проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности; - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества; - позитивная оценка своих способностей. - наглядно-образное, пространственное мышление; - любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании; - фантазия, способности к творческому самовыражению; -доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку; - уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю. | Недостаточно развиты:
- проявленное наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы; - проявление на понимание причин успеха в учебной деятельности; - проявленное наличие эмоционально - ценностное отношение к учебному процессу; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного сотрудничества; - позитивная оценка своих способностей. - наглядно-образное, пространственное мышление; - любознательность, познавательная активность, потребность в самообразовании; - фантазия, способности к творческому самовыражению; -доброжелательность, дружелюбие и взаимоподдержку; - уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране, курскому краю. |
Для оценки предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся применяется мониторинг на этапах вводного контроля в начале учебного года и промежуточной аттестации за каждое полугодие
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Наличие учебного кабинета Для занятий имеется помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СанПиН 2.4.4 3172-14). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением.
Оборудование: ноутбук, проектор;
-мультимедийная доска;
- записи аудио, видео, формат CD, MP3;
.
Формы отслеживания и демонстрации
образовательных результатов
Для отслеживания и демонстрации образовательных результатов применяются следующие формы: собеседование, наблюдение, опрос, самостоятельная и практическая работа учащихся, мониторинг результатов обучения.
Оценочные материалы
Для проверки и оценки освоения теории и практики на каждом уровне обучения используются диагностические методики.
Теория: перечень вопросов и заданий к опросам.
Практика: практические работы, тесты, КИМы.
Методы обучения
В процессе реализации программы применяются следующие методы и приёмы обучения
- орфографический практикум;
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- тренинг;
- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка);
- метод самоконтроля (самоанализ, самостоятельное исправление недостатков в работе).
Методы воспитания
Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.
Формы организации учебного занятия
На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: лекции, беседы, практические занятия, соединение теории и практики, творческая работа.
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология создания ситуации успеха.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: словарные диктанты, грамматические разборы, тестовые задания, алгоритмы, составление схемы, таблицы, написание сжатого изложения.
Алгоритм учебных занятий
для каждого раздела программы
I. Организационный этап
Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к занятию. Повторение правил техники безопасности.
II. Основной этап
Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.
Практическая часть. Выполнение практических заданий. Тесты. Тренинги. Написание творческих работ. Рецензирование.
III. Заключительный этап
Анализ и обсуждение проделанной работы. Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, № 273-ФЗ (Ст.2 п.9; Ст.25 п.4; Ст.28 п.3 пп.6; Ст.2 п.25; Ст.28 п.6 п.п.1).
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.1918 г. №196), пп.6, 9, 11.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.).
4. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р), раздел 4.
6. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Минобрнауки от 29.03.2016 г. №ВК-641/09).
7. Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ».
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2020, 2021. Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений.
- Текучева И.В. Весь школьный курс в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. М.: АСТ
- Васильевых И.П. Егораева Г.Т. Гостева Ю.Н. ОГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика. М.: Экзамен
- Егораева Г.Т. Русский язык. ОГЭ 2020. Экзаменационные сочинения на отлично. М.: Экзамен
- Скрипка Е.Н. Русский язык. Тренажер. Лингвистический анализ. М.: Экзамен
- Драбкина С.В. Русский язык. ОГЭ. Готовимся к итоговой аттестации. М.: Интеллект-Центр
- Симакова Е.С. Русский язык. ОГЭ. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: АСТ
- Львова С.И. ОГЭ. Русский язык. Сборник заданий: 500 заданий с ответами. ЭКСМО-пресс.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2020. Русский язык. 9 класс. Типовые варианты экзаменационных заданий. 14 вариантов. М.: Экзамен.
- Егораева Г.Т., Луканина О.Г. ОГЭ 2021. Русский язык. 9 класс. 30 тренировочных вариантов и теоретический справочник. М.: Экзамен
- Александров В.Н. Александрова О.И. Русский язык. Отличный результат. Учебная книга участника ОГЭ. М.: Экзамен
- Скрипка Е.Н. Скрипка В.К. Русский язык. ОГЭ 2020. Тренажер. Выразительные средства. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. М.: Экзамен
- Васильевых И.П. Егораева Г.Т. Гостева Ю.Н. Русский язык. ОГЭ на ОТЛИЧНО.
- Сенина Н.А. Гармаш С.В. Андреева С.В. Русский язык. ОГЭ 2021. 30 тренировочных вариантов по новой демоверсии. М.: Экзамен.
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2020, 2021. Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРЕНЕТ-РЕСУРСЫ,
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Сайт: www.uchkopilka.ru
- https://www.капканы-егэ.рф/
- https://rus-oge.sdamgia.ru/
- https://neznaika.info/oge/rus_oge/
- https://ctege.info/oge-po-russkomu-yazyiku-gia/
- https://multiurok.ru/files/10-variantov-oge-po-russkomu-iazyku-2021-god.html
- https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/60073-demoversija-oge-2021-po-russkomu-jazyku.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...
Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...
Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....
Дистанционный курс по подготовке к ГИА по русскому языку(9 класс)
Данный курс поможет обучающимся при подготовке к ГИА по русскому языку. Содержит 3 онлайн-теста....
Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки....
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...