Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
в 11 классе
«Теория и практика
написания сочинений»
Пояснительная записка
Настоящая программа создана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями на 29 июня 2017 года).
3. Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку;
4. Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по русскому языку
5. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2022.
6. Материалов Федерального института педагогических измерений «Итоговое сочинение (изложение), 2021-2022 учебный год».
Элективный курс «Теория и практика написания сочинений» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2021 г.) на 32 часа (1 час в неделю).
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному сочинению и выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности |
Раздел 1.Введение. | 1 | Аналитическая беседа |
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | 11 | Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе. |
Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | 20 | Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения. |
Содержание программы элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров»
I. Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
II. Теория и практика написания эссе. (11 ч)
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (22 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Кол-во часов | Виды и формы контроля знаний | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Введение. | |||||||
1 | Особенности выпускного сочинения в 2021-2022 учебном году | Урок формирования новых знаний | 1 | ||||
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | |||||||
2 | Структура, план, признаки эссе. Классификация эссе. Требования к написанию выпускного эссе. Критерии оценивания эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание литературно-критического эссе / Написание личностного эссе в форме письма | |||
3-4 | Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | |||
5-6 | Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | |||
7-8 | Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Преступление и Наказание – вечная тема» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | |||
9-10 | Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | |||
11-12 | Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | |||
Раздел 3. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | |||||||
13-14 | Особенности написания сочинения-рассуждения. | Практикум | 2 | Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста. | |||
15 | Варианты вступительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание вступительной части | |||
16 | Варианты вступительной части. | Практикум | 1 | Написание вступительной части | |||
17-18 | Схема основной части сочинения-рассуждения. | Урок формирования новых знаний | 2 | Написание основной части | |||
19-20 | Варианты заключительной части. | Урок формирования новых знаний | 2 | Написание заключительной части | |||
21-22 | Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. | Комбинированный урок | 2 | Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения. | |||
23-24 | Комментарий поставленной проблемы | Практикум | 2 | Подбор и пояснение примеров. Связь примеров. | |||
25 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | Комбинированный урок | 1 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | |||
26-27 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста. | Практикум | 2 | Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания №27 текущего учебного года. | |||
28 | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | Практикум | 1 | Написание сочинения | |||
29 | Работа над ошибками. Рецензирование сочинений | Практикум | 1 | Оценивание своего сочинения-рассуждения | |||
30-31 | Итоговое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | Контроль знаний | 2 | Контрольная работа. | |||
32 | Анализ сочинения | Практикум | 1 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. |
5. Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
6. Учебно-методическое обеспечение:
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 с.
3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 191 с.
4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007
6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов-на-Дону, 2021.
7. ЕГЭ-2022: русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. «Национальное образование», Москва, 2021.
7. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. http://www.smartboard.ru/
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
5. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
6. http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....

Элективный курс "Программа подготовки к ЕГЭ по английскому языку".
Цель курса заключается в том, чтобы помочь учащимся подготовиться и успешно сдать ЕГЭ по английскому языку. Программа рассчитана сроком на один учебный год. Программа составлена с учётом возрастных и ...

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки....

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...
Элективный курс по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Рабочая программа...