Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv-oge.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку
- Учебного плана МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» на 2015-2016 учебный год
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку (2016 год)
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2015.
Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 классов к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку.
Элективный курс «Работа с текстом как средство подготовки к ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2016 г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения.
Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения – рассуждения, потому что данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению части 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и 15.2, 15.3 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Основной целью является осуществление поэтапной системной подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Программа имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации: систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии; совершенствование умения излагать учебный текст; совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, работа с пакетами КИМов, написание изложений и сочинений, тренинги, тестирования, составление обобщающих таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение орфографических, синтаксических и пунктуационных правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки, работа с тренажерами). Это поможет выпускникам подойти к экзамену с хорошим багажом знаний и чувствовать себя на итоговой аттестации более уверенно.
Методы обучения:
-- эвристическая беседа;
-- исследование;
-- проблемно-поисковые задания;
-- наблюдение;
-- тренинг и др.
Принципы, на которых базируется программа:
-- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-- комплексный подход при разработке занятий;
-- вариативность содержания и форм проведения занятий;
-- научность, связь теории и практики;
-- преемственность;
-- наглядность;
-- систематичность и последовательность;
-- прочность полученных знаний;
-- активность и сознательность обучения.
-- здоровьесбережение.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны научиться:
-- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
-- научиться грамотно писать сжатое изложение, разные виды сочинений;
-- владеть формами обработки информации исходного текста;
-- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации, синтаксису и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
-- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
-- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
-- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
-- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.
Содержание курса представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Первый блок «Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение» содержит 5 модулей (3 теоретических и 5 практических занятий). Второй блок «Подготовка к сочинению-рассуждению. «Учимся писать сочинение - рассуждение» содержит 5 модулей (3 теоретических и 5 практических занятий). Третий блок «Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями» содержит 7 модулей (6 теоретических и 7 практических занятий).
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение» (Задание 1)
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения.. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); сочетание исключения и обобщения (замена). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 15.1, 15.2, 15.3).
Третья часть экзаменационной работы содержит 3 альтернативных творческих задания , которые проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание изменилось. Учащиеся должны выбирать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 и 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями» (Задания 2-14).
Вторая часть экзаменационной работы включает тестовые задания, которые представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений. А также тестовые задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных. При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-, правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание -Н- и -НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.). Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным, уточняющим членам предложения, а также на знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Программа элективного курса рассчитана на 2015 – 2016 учебный год, 1 час в неделю, всего – 34 часа.
II. Учебно-тематический план.
Раздел | Колич. часов | Теорет. | Практич. |
Введение. | 1 | 1 | |
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение». | 8 | 3 | 5 |
Сжатое изложение. -- Критерии оценивания сжатого изложения. -- Правила экзамена. -- Модель работы над сжатым изложением. Тема, идея. Микротемы и ключевые слова – опора для определения главной информации. --Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 | 1 | |
Стили речи и типы речи. | 1 | 1 | |
Способы и приёмы сжатия текста. | 4 | 1 | 3 |
Комплексное применение приёмов сжатия текста. Написание сжатого изложения. | 1 | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению. | 8 | 3 | 5 |
Задание 15.1. Сочинение-рассуждение. Формулировка и критерии оценки задания 15.1. Структура или композиция сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Слова – мостики. Варианты вступлений и заключений (Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении). Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | 2 | 1 | 1 |
Задание 15.2. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | 2 | 1 | 1 |
Задание 15.3. Особенности этого задания. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | 2 | 1 | 1 |
Написание сочинения – рассуждения. | 1 | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями». | 13 | 6 | 7 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 1 | |
Выразительность русской речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Фразеологизмы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Орфография. Правописание приставок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Орфография. Правописание суффиксов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. | 7 | 3 | 4 |
Контрольная работа в виде тестирования. | 1 | 1 | |
Заключение. Итоговый контроль и анализ | 4 | 4 | |
ИТОГО | 34 | 13 | 21 |
ІІІ. Содержание программы элективного курса.
Введение. Значение курса, его задачи
Структура экзаменационной работы. Об изменениях КИМ основного государственного экзамена в 2016 году. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Блок 2. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение».
Сжатое изложение. Критерии оценивания сжатого изложения. Правила экзамена. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Главная мысль текста. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Работа над планом текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Стили речи и типы речи. Написание сжатого изложения и его анализ. Работа с орфографическим словарём.
Блок 3. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Критерии оценки задания 15. Структура или композиция сочинения-рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Подбор аргументов. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста 15.2 и 15.3: тезис – аргументы – вывод. Формулировка тезиса. Аргументы. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Средства межфразовой связи. Композиционное оформление сочинения-рассуждения.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. (15.2 и 15.3)
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями».
Текст. Понимание текста. Изобразительно - выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология. Орфография. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание корней. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Заключение. Итоговый контроль.
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема и содержание занятия | Знания и умения | Виды деятель-ности | Оборудование | Дата план | Дата факт | |
Введение (1 час) | |||||||
1 | Структура экзаменационной работы. Об изменениях КИМ основного государственного экзамена в 2016 году. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать особенности структуры экзамена в новой форме, его примерное содержание, специфику и структуру, понимать необходимость следования инструкциям перед выполнением каждого вида заданий. | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | Демонстрацио-нный вариант КИМ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по русскому языку. Бланки ОГЭ. | |||
Блок 1. Подготовка к сжатому изложению. «Пишем сжатое изложение» (8 часов) | |||||||
2 | Сжатое изложение (Задание 1) Критерии оценивания сжатого изложения. Модель работы над сжатым изложением. Тема, идея. Микротемы и ключевые слова – опора для определения главной информации. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | Знать содержание текста для изложения и понимать его основную мысль; уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь выделять ключевые слова, знать принцип их выделения и нахождения, | Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект. | Карточки-информаторы, тексты и задания. Мультимедийная презентация. | |||
3 | Стили речи и типы речи. | Знать особенностей стилей речи, уметь определить типы речи. | Работа с таблицами, опорными схемами, работа с текстами. | Мультимедийная презентация, памятки, тексты и задания | |||
4 | Что такое сжатие (компрессия) текста. Способы и приемы сжатия текста: -- исключение подробностей, деталей (удаление); -- обобщение конкретных, единичных явлений (объединение): -- сочетание исключения и обобщения (замена); | Знать способы и приемы сжатия текста, уметь излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирова ния. Опорный конспект. Инсерт. | Мультимедийная презентация. Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений, памятки. | |||
5 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Исключение подробностей, деталей (удаление). Отработка приёмов сжатия текста. | Показать приемы разделения информации на главную и второстепенную, учить исключать повторы, цитаты, пояснения, описания; синонимы заменять обобщающими словами, исключать вводные слова и конструкции, исключать фрагменты предложений (менее существенные).. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений | |||
6 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Обобщение или объединение. Отработка приёмов сжатия текста. . | Знать, что этот прием сжатия включает в себя: обобщение парцеллированных предложений, ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений, конкретных, единичных фактов, событий и явлений; уметь применить этот прием. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений | |||
7 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Сочетание исключения и обобщения (замена). Отработка приёмов сжатия текста. | Учить упрощению (замена однородных членов обобщающим словом, сложного предложения - простым, придаточного определительного - определением, прямой речи – косвенной, придаточного обстоятельственного- деепричастным оборотом) и ду; уметь применить этот прием. | Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования. | Карточки для самостоятельной работы, тексты изложений | |||
8 | Контрольная работа №1. Написание сжатого изложения. (Зачёт по блоку) | Знать приемы сжатия и применять их в практической работе, соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения | Создание собственного текста изложения | Аудиозапись изложения. | |||
9 | Работа над ошибками изложения. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок | Понимать текст, уметь определять микротемы, анализировать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, что выявлять количество микротем и их соответствие количеству абзацев, анализировать умение определять главную и второстепенную информацию текста, умение использовать приемы сжатия, умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные) | Исправление ошибок разных видов (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). Работа с текстами и заданиями к тексту. | Памятка для анализа изложения. | |||
Блок 2. Подготовка к сочинению-рассуждению «Учимся писать сочинение – рассуждение» (8 часов) | |||||||
10 | Задание 15.1. Сочинение-рассуждение. Формулировка и критерии оценки задания 15.1. Структура или композиция сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Слова – мостики. Варианты вступлений и заключений (Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении). Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Знать особенности задания 15.1, особенности сочинения на лингвистическую тему, особенности композиции сочинения-рассуждения ( тезис- примеры- аргументы- вывод), алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Уметь пользоваться клише в практической работе. | Работа со схемами, опорным конспектом. | Мультимедийная презентация. Тексты и задания, схема, наиболее выигрышные варианты вступлений и заключений, примерная модель сочинения. | |||
11 | Задание 15.1. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Практическая работа по написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками. | Уметь излагать собственную мысль и оформлять её в письменное высказывание. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие) | Тренировочная работа. Карточки «Найди ошибки и исправь их!» | |||
12 | Задание 15.2. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | Знать особенности, структуру задания 15.2, уметь моделировать сочинение – рассуждение, уметь выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы – вывод. | Работа с текстом. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом | Памятка «Как работать над сочинением». Мультимедийная презентация.. | |||
13 | Сочинение-рассуждение по тексту. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками | Знать особенности задания 15.2, уметь выстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы – вывод. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Приём “Лови ошибку”. Работа со схемами, опорным конспектом. | Тренировочная работа. Карточки «Найди ошибки и исправь их!» | |||
14 | Задание 15.3. Особенности этого задания. Структура сочинения- рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Вывод. | Знать особенности задания 15.3, уметь моделировать сочинение – рассуждение, уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам, аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. | Работа с текстами и заданиями к тексту. Работа со схемами, опорным конспектом, образцом сочинения | Мультимедийная презентация. Карточки для самостоятельной работы. | |||
15 | Сочинение-рассуждение по тексту. (Написание сочинения с использованием моделей). Работа над ошибками. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Написание сочинения-рассуждения по тексту. Приём “Лови ошибку” | Тренировочная работа. Задания «Найди ошибки и исправь их!» Текст с пропусками. | |||
16 | Контрольная работа №2. Сочинение – рассуждение. (Зачёт по блоку) | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. | Написание сочинения-рассуждения | Тренировочная работа (КИМ) | |||
17 | Работа над ошибками. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Работа над ошибками. | Задания. | |||
Блок 3. Подготовка к решению тестовых заданий. «Лицом к лицу с тестовыми заданиями» (13 часов) | |||||||
18 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. | Уметь работать с текстом, понимать, что текст является речевым произведением, обладающим композиционной и смысловой целостностью, уметь анализировать текст | Работа с текстом, опорной схемой | Опорные схемы. Вопросы задания 2. | |||
19 | Выразительность русской речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи. | Знать изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи), уметь распознавать их в тексте и пользоваться алгоритмом выполнения задания | Работа с таблицами, тестами. Исследование текста. Самостоятельная работа с КИМами. | Мультимедийная презентация. Текст с пропусками. Памятки. Тест. | |||
20 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Фразеологизмы. | Знать лексическое значение слова, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению, лексический анализ слова. Уметь применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий. | Беседа, работа с таблицами, блиц-опрос, опорный конспект, тест. Самостоятельная работа с КИМами. | Текст с пропусками. Текст для разбора. Словари. | |||
21 | Орфография. Правописание приставок. Неизменяющиеся на письме приставки. Приставки на з- и с-. Написание приставок, зависящее от значения (при- и пре-). | Знать основные орфографические правила правописания приставок, уметь ими пользоваться при выборе ответа. | Работа с таблицами, тестами, алгоритмом. Выполнение тренировочных упражнений | Мультимедийная презентация (правила + тренажёр) Упражнения. | |||
22 | Орфография. Правописание суффиксов. -- Правописание -н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных -- Правописание -н- и –нн- в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях. -- Правописание –н- и –нн- в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных. | Знать основные орфографические правила правописания суффиксов, уметь ими пользоваться при выборе ответа | Работа с таблицами, тестами. Составление опорной схемы. Выполнение тренировоч-ных упражнений | Текст с пропусками. Тест. Упражнения. Учебный тренажёр: «Правописание суффиксов» | |||
23 | Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Виды подчинительной связи между главным и зависимым словом: согласование, управление, примыкание. | Знать способы связи слов в словосочетаниях. Уметь производить синонимическую замену словосочетаний. Знать структуру словосочетаний. | Беседа, работа с таблицами, разбор словосочетаний, тест. Выполнение тренировочных упражнений | Тест-тренажёр «Словосочетание» | |||
24 | Синтаксис. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке. Уметь правильно выделить подлежащее и сказуемое. | Беседа, работа с таблицами, анализ предложений, проверочная работа. Прием РАФТ. | Интерактивный плакат «Главные члены предложения» Тренажер «Грамматическая основа предложения» | |||
25 | Синтаксис. Простое осложненное предложение (простое предложение, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями и приложениями). Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены. Их смысловые и интонационные особенности. | Знать: виды предложений по наличию главных членов предложения; конструкции, осложняющие простое предложение; знаки препинания при конструкциях, осложняющих предложение. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений. Уметь определить, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания в предложении. Уметь определять количество грамматических основ предложения. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложенийпроверочная работа. | Учебный тренажёр «Предложение с обособленными членами». Текст для разбора. | |||
26 | Пунктуация. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. -- Правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; -- Группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения; -- Что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении. | Знание и умение видеть в предложении синтаксические конструкции, грамматически не связанные с основной частью предложения: обращение, вводные слова и вставные конструкции. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений проверочная работа. Прием РАФТ. | Учебные таблицы, упражнения. Учебный тренажер+проверочный тест «Вводные слова» | |||
27 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания при них. | Знать основные группы сложных предложений, основные правила постановки знаков препинания в ССП, СПП. И БСП. Уметь отличать ССП от СПП в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе; осуществлять пунктуационный анализ. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа. Прием «Корзина идей, понятий, имен» | Презентация «Основные виды сложных предложений» Интерактивный тренажер «Знаки препинания в сложном предложении» | |||
28 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Знать основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и уметь самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными, различать параллельное , однородное и последовательное соподчинение придаточных, осуществлять пунктуационный анализ. | Беседа, работа со схемой, разбор предложений, проверочная работа. | ||||
29 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | Знать сложные предложения с разными видами связи между частями. Уметь отличать ССП от СПП в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе, БСП от СПП, в которых придаточная часть предшествует главной. | Беседа, работа с таблицами, разбор предложенийпроверочная работа. | Последовательность разбора сложных предложений с разными видами связи. Учебный тренажер. | |||
30 | Контрольная работа № 3. Тестовые задания. (Зачёт по блоку) | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. | Тестиро-вание | ||||
Заключение. Итоговый контроль и анализ выполнения работ (4 часа) | |||||||
31-33 | Диагностическая работа. | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. | Выполнение экзаменационной работы | КИМы (в 3-х вариантах) | |||
34 | Анализ ошибок. Рекомендации учителя. | Уметь анализировать свои ошибки и исправлять их, применять полученные знания на практике | Выполнение заданий, в которых допущены ошибки | Тренировочные работы по вариантам |
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014
2. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА 9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Сборник экзаменационных тестов. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов на/Д: Легион,2014.
4. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. ГИА 2014. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.
6. Драбкина С.В., Субботин Д.И. ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. - М.: «Интеллект-Центр», 2014.
7. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
8. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
9. Бисеров А.Ю., Маслова И.Б. ГИА 2014. Русский язык: тематические тренировочные задания. 9 класс.-М, Эксмо, 2013.
10. Нефёдова Н.А. и др. Готовимся к ГИА. Русский язык. Диагностические работы в форме ОГЭ 2014.- М.: МЦНМО, 2014.
11. ГИА – 2014: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме/авт.-сост. Л.С.Степанова.-М.: АСТ: Астрель, 2014.
12. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ГИА -2014. Русский язык: тренировочные экзаменационные задания.-М.: Эксмо, 2013.
13. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
14. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
15. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Готовимся к ГИА по русскому языку (пособие для учащихся)/ О.В.Волкова, Я.В.Алексеева – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012.
16. CD – ROM. Большая энциклопедия России. Русский язык.
17. CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Русский язык.
Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.
1. Федеральный институт педагогических измерений
http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки....
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Элективный курс по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Рабочая программа...