Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Григорьева Валентина Германовна

Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на  34 часа учебной нагрузки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАМММА

по подготовка к ОГЭ - 2019

по русскому языку

для учащихся 9 класса

                                                                                                        Составлено: сентябрь 2018 г.

                                                                                                  Учитель: Григорьева В.Г.    

 Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на  34 часа учебной нагрузки за 2018/2019  годы обучения.

Модуль 1 (ч.1).  Изложение исходного текста

1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

2. Речеведческий анализ текста.

3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).

Модуль 2 (ч.2).  Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

1. Повторение, морфемики и орфографии.

2. Повторение морфологии.

4. Повторение синтаксиса и пунктуации.

5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.

Модуль 3 (ч.3).  Сочинение-рассуждение.

1.  Анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.

3. Реализация коммуникативного замысла.

                                       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

№ п/п

Разделы, темы программы

 Часы/ дата       проведения

Виды деятельности учащихся

часы

дата

1

Модуль 1.

Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов

1

 

презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов

2

Работа над частью 1 (изложение).

 Типы и стили речи. Текст и его строение.  Лингвистический анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста.

1

работа с текстом
слушание и осмысление прочитанного текста

3

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста .

1

1

работа с текстом

выделение микро- и макротемы

составление алгоритмов

4

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

 

1

написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя

5

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.

 

2

практикум по написанию и анализу сжатого изложения

6

Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами 2. Выделение главной и второстепенной информации.

 

2

составление схем по главной и второстепенной информации

7

Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.

4

опорный конспект

практикум

8

Лексика. Фразеология.

 

2

практикум

работа со словарём

9

Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

нахождение и толкование языковых средств

10

Контроль знаний. Написание сочинения  о роли изобразительно- выразительных средств в тексте.

 

1

написание сочинения

11

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания.

 

1

работа  в группах

составление схем

12

Простое предложение и его виды.

3

Составление схем, переработка предложений

13

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

3

составление схем предложений, практикум

14

Контроль знаний. Тест в формате
ОГЭ (часть 2)

 

1

практикум

15

Модуль 3 (ч.3)

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (15.1), на понимание смысла предложения из текста (15.2), значения слов(15.3)

1

3

алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум

16

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (части 15.1, 15.2, 15.3).

 

1

Написание сочинения-рассуждения

17

Итоговое занятие.

 

1

анализ и редактирование работ
коллективная работа

 

Итого

7

27

34 часа

                                       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                   Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа  А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

              2. Работа над частью 1.  Изложение исходного текста.    

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.                        

        3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце  (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному.  Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);   б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);  в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

        4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и  переработка информации с применением приёмов компрессии).

        5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

        Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.А, Б)

 Задания части А  связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).

        6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.

         Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой  согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

           Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).        

        7. Повторение морфологии.      

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1.  Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2.  Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3.  Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4.  Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5.  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6.  Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.                        8. Лексика и фразеология. 

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами.  Нормы сочетаемости.

        9.  Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.

        10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение  композиции сочинения-рассуждения:  тезис, аргументы, вывод.

        11.Повторение синтаксиса и пунктуации.

 Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

        12. Простое предложение, его грамматическая основа.  Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив).  Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения,  обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

 Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.

        13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

        14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть А, В)

           Модуль 3 (ч.3)

15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.  Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем.  Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

               16. Контроль знаний (часть С)  Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание  С2.1)

        17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.

                             

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

                          Список основной литературы для учителя

        1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые   задания" - М.: Экзамен, 2017.

        2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

        3. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2017.

        4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ  ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2017.

        5. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2017.

        6. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2017.

        7. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2017.

        8. Т.А.Калганова "Сочинения различных жанров в старших классах" - М.: Просвещение, 2017.

        9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2017.

        10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык. Поурочные планы 9 класс" - Волгоград: Учитель, 2017.

        11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.

        12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: МарТ, 2017.

        13. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская "Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку" - М.: Дрофа, 2017.

        14. Л.М.Серегина, О.А.Хорт "Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс" - Волгоград: Учитель, 2017.

        15. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста" - Санкт-Петербург: Сага, 2017.

        16. А.Г.Нарушевич "Методика работы над сочинением на лингвистическую тему"

                                               Список литературы для учащихся:

        1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория" - М.: Просвещение, 2017.

        2. С.И.Львова, В.В.Львов "Русский язык". 8,9 кл. - М.:Мнемозина, 2017.

        3. Е.И.Никитина "Русская речь" - М.: Просвещение, 2017.

        4. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ  9 класс (выпуски 2017,2018г.г.).

        4. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация.  Образцы сочинений." -  М.: Экзамен, 2017.

        5. Е.А.Гингель , Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ  ФГОС  9 класс" -  М.: Национальное образование, 2017.

                Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":

http://fipi.ru

http://gia.edu.ru

                             

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"

Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...