Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку. | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАМММА
по подготовка к ОГЭ - 2019
по русскому языку
для учащихся 9 класса
Составлено: сентябрь 2018 г.
Учитель: Григорьева В.Г.
Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа учебной нагрузки за 2018/2019 годы обучения.
Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение.
1. Анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс
№ п/п | Разделы, темы программы | Часы/ дата проведения | Виды деятельности учащихся | |
часы | дата | |||
1 | Модуль 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов | 1 |
| презентация, аналитическое чтение и изучение содержания КИМов |
2 | Работа над частью 1 (изложение). Типы и стили речи. Текст и его строение. Лингвистический анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста. | 1 | работа с текстом | |
3 | Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста . | 1 | 1 | работа с текстом выделение микро- и макротемы составление алгоритмов |
4 | Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения |
| 1 | написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя |
5 | Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками. |
| 2 | практикум по написанию и анализу сжатого изложения |
6 | Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами 2. Выделение главной и второстепенной информации. |
| 2 | составление схем по главной и второстепенной информации |
7 | Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 4 | опорный конспект практикум |
8 | Лексика. Фразеология. |
| 2 | практикум работа со словарём |
9 | Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | нахождение и толкование языковых средств | |
10 | Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте. |
| 1 | написание сочинения |
11 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания. |
| 1 | работа в группах составление схем |
12 | Простое предложение и его виды. | 1 | 3 | Составление схем, переработка предложений |
13 | Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | 3 | составление схем предложений, практикум |
14 | Контроль знаний. Тест в формате |
| 1 | практикум |
15 | Модуль 3 (ч.3) Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (15.1), на понимание смысла предложения из текста (15.2), значения слов(15.3) | 1 | 3 | алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, коллективная работа, практикум |
16 | Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (части 15.1, 15.2, 15.3). |
| 1 | Написание сочинения-рассуждения |
17 | Итоговое занятие. |
| 1 | анализ и редактирование работ |
| Итого | 7 | 27 | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.
Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты ч.А, Б)
Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).
6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова. 8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.
10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть А, В)
Модуль 3 (ч.3)
15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.
16. Контроль знаний (часть С) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание С2.1)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Список основной литературы для учителя
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2017.
2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2017.
3. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2017.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2017.
5. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2017.
6. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2017.
7. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик "Изложения: тексты с лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2017.
8. Т.А.Калганова "Сочинения различных жанров в старших классах" - М.: Просвещение, 2017.
9. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2017.
10. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык. Поурочные планы 9 класс" - Волгоград: Учитель, 2017.
11. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.
12. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: МарТ, 2017.
13. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская "Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку" - М.: Дрофа, 2017.
14. Л.М.Серегина, О.А.Хорт "Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс" - Волгоград: Учитель, 2017.
15. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова "Русский язык. Анализ текста" - Санкт-Петербург: Сага, 2017.
16. А.Г.Нарушевич "Методика работы над сочинением на лингвистическую тему"
Список литературы для учащихся:
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория" - М.: Просвещение, 2017.
2. С.И.Львова, В.В.Львов "Русский язык". 8,9 кл. - М.:Мнемозина, 2017.
3. Е.И.Никитина "Русская речь" - М.: Просвещение, 2017.
4. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ 9 класс (выпуски 2017,2018г.г.).
4. Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений." - М.: Экзамен, 2017.
5. Е.А.Гингель , Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС 9 класс" - М.: Национальное образование, 2017.
Общедоступные ресурсы международной сети "Интернет":
http://fipi.ru
http://gia.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"
Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Элективный курс по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Рабочая программа...