Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель : Чемезова Т. Ф., учитель русского языка высшей квалификационной категории, эксперт региональной предметной комиссии по проверке работ части "С" ЕГЭ (опыт работы - 5 лет), преподаватель подготовительных курсов "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" (опыт работы - 6 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forum_chemezova.docx | 111.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
ЭКСПРЕСС-КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
(для учителей русского языка и литературы)
Автор:
Чемезова Т. Ф.,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Лицей №2» г. Братска Иркутской обл.
БРАТСК, 2010
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен прошёл стадию эксперимента и перешёл в штатный режим, приобретя официальный статус Государственного экзамена. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку еди ного государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере смотра системы предэкзаменационной подготовки старшеклассников. Анализ результатов, показанных выпускниками на ЕГЭ по русскому языку в предыдущие годы, свидетельствует о том, что ни грамотное преподавание русского языка, ни добросовестное отношение ученика к предмету, ни традиционные формы, методы, приёмы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими и привычными, не гарантируют выпускникам успеха на экзамене в формате ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ должна быть обязательно ориентирована на данную форму экзамена и, что не менее важно, на специфическую систему проверки.
Задания, включённые в экзаменационную работу, проверяют лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) и различаются по способам предъявления языкового материала. Выпускник работает как с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений, так и с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, создаёт собственное письменное монологическое высказывание. При этом для успешного выполнения экзаменационного теста он должен не только освоить учебный материал, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в инструкциях о выполнении работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовать, спланировать собственную деятельность, продемонстрировать готовность к общению, то есть к пониманию текста и элементарным навыкам его продуцирования.
Успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ, способствует своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая обучающихся и педагогов.
К любому тестированию необходимо готовиться. «В психологии даже существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов». [2]
Каждому педагогу, занимающемуся подготовкой обучающихся к ЕГЭ, необходимо учитывать, что на результаты экзамена влияют многие факторы, важнейшими из которых являются уровень предметной подготовки выпускников, уровень их тестовой культуры, психологическая готовность демонстрировать полученные знания и сформированные навыки и общеучебные умения в обстановке экзамена. При этом задачами педагогов в период предэкзаменационной подготовки являются:
- объективная оценка учебных достижений выпускников в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- рациональное использование учебного времени для целенаправленной предэкзаменационной подготовки обучающихся, не «натаскивание» старшеклассников на выполнение тестовых заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения русскому языку.
- информирование обучающихся обо всех изменениях в экзаменационной работе, анализ заданий, впервые включённых в ЕГЭ;
- выполнение и анализ заданий теста ЕГЭ, предоставление обучающимся возможности самостоятельно составлять некоторые тестовые задания частей А и В, что способствует пониманию того, как и по каким принципам составлено то или иное задание, какие закономерности нужно использовать при выборе правильного ответа;
- выявление того круга умений и навыков, отработка которых требует наибольшего внимания в процессе обучения, разбор типичных ошибок и затруднений выпускников на основе статистики ЕГЭ;
- выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией и анализом возникающих при выполнении заданий трудностей.
Для реализации этих задач педагогам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всех вопросов и проблем, связанных с организацией и проведением ЕГЭ, разрабатывать рациональные методики подготовки к ЕГЭ, знакомиться с опытом коллег.
Цели и задачи
По рекомендации городского научно-методического совета в 2009-2010 учебном году на базе Опорной школы МОУ «Лицей №2» г. Братска был организован экспресс-курс по проблеме «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку». Предлагаемый экспресс-курс разработан с учётом последних официальных документов и методических рекомендаций и предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.
Цель данного экспресс-курса - помочь педагогам организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- познакомить слушателей с Кодификатором, Спецификацией, Демоверсией теста ЕГЭ по русскому языку 2010 года;
- проанализировать типологию заданий частей А, В и типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении данных заданий;
- проанализировать типологию заданий, связанных с анализом текста, типичные трудности анализа текста и изобразительно-выразительных средств;
- познакомить с изменениями, внесёнными в экзаменационную работу
ЕГЭ -2009;
- познакомить с основными требованиями к сочинению части «С», системой поэтапной подготовки к написанию сочинения и методикой его проверки по заданным критериям оценивания;
- познакомить с методическими разработками, обеспечивающими эффективную подготовку педагогов и учащихся к ЕГЭ.
Структура курса
В основу данного экспресс-курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львовой, А. Г. Нарушевича, Г.Т. Егораевой, Л. Л. Соколовой, А. Н. Тихова, С. А. Павловой, аналитические материалы ФИПИ и Министерства образования Иркутской области ОГОУ ДПО Института развития образования.
Курс рассчитан на 16 часов (8 занятий по 2 часа). Основные формы занятий: лекции – 8 часов, практические занятия - 8 часов. Курс может быть реализован в течение 5 дней при 3- часовых занятиях, 1 час на итоговом занятии отводится на проведение Круглого стола по итогам работы экспресс-курса. Программа прошла апробацию на базе опорной школы МОУ «Лицей № 2» в 2009-2010 учебном году, подтвердила свою эффективность.
Все занятия курса проводились с использованием ИКТ. На каждом занятии слушатели знакомились с алгоритмами рассуждения (при выборе ответов в частях А и В), эффективными формами и методами подготовки к ЕГЭ по русскому языку, учитывающими специфику ЕГЭ.
В результате прохождения курса слушатели будут
знать:
- кодификатор, спецификацию КИМов ЕГЭ-2010;
- типологию заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку;
- типичные ошибки, допущенные учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования Иркутской области).
- основные требования к сочинению части «С», алгоритм его написания, критерии оценивания;
- методику проверки сочинений части «С» по заданным критериям оценивания.
уметь:
- рационально использовать учебное время для целенаправленной предэкзаменационной подготовки обучающихся к ЕГЭ;
- работать с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11,
А-27, А28-30, В1-В-8);
- проверять экзаменационные работы учащихся в соответствии с новыми критериями оценки.
применять на практике:
- методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку;
По окончании курса слушатели:
- участвуют в работе Круглого стола;
- представляют свои методические разработки, дидактический материал для подготовки к ЕГЭ, потфолио слушателя курса и др.
Б. Паскаль писал: « Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить». И учить этому своих учеников.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы | Форма занятия | |
лекция | практическая работа | |||
1 | Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В. | 2 | 1 | 1 |
2 | Анализ типичных ошибок ч. А, В. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку | 2 | 1 | 1 |
3 | Работа с текстом. Типичные трудности анализа текста при выполнении заданий ч. А, В | 2 | 1 | 1 |
4 | Анализ выразительных средств. | 2 | 1 | 1 |
5 | Основные требования к сочинению части С. Выявление проблемы текста. | 2 | 1 | 1 |
6 | Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции. | 2 | 1 | 1 |
7 | Способы аргументации в сочинении части С. | 2 | 1 | 1 |
8 | Методика проверки сочинений части С. Круглый стол по итогам работы курса. | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 16 | 8 | 8 |
Основное содержание
№ | Тема | Основные вопросы | Виды деятельности | Материалы портфолио слушателя курса |
1 | Кодификатор, Спецификация теста ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий ч. А, В. | Результаты и итоги ЕГЭ-2009 по русскому языку в РФ и Иркутской области. Знакомство с Кодификатором, Спецификацией КИМов ЕГЭ-2010, демоверсией ЕГЭ – 2010, изменениями в экзаменационной работе ЕГЭ-2009. Типология заданий теста ЕГЭ. | 1. Заполнение анкеты слушателя курса. 2. Участие в обсуждении в ходе лекции. 3. Практикум. Выполнение и разбор теста демоверсии ЕГЭ-2010 по русскому языку. | 1. Презентация. 2. Демоверсия теста ЕГЭ – 2010. 3. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на ЕГЭ в 2009 году. 4. Буклеты с программой курса и полезными ссылками. |
2 | Анализ типичных ошибок ч. А, В. теста ЕГЭ. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку | Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися (на основе статистики ФИПИ и информационно-аналитических материалов, подготовленных Институтом развития образования Иркутской области). Методы и формы эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ. | 1. Участие в обсуждении в ходе лекции. 2. Практикум. Выполнение и разбор заданий ч. А, В ЕГЭ по русскому языку. | 1.Обобщающие таблицы, алгоритмы, помогающие освоить сложный материал. 2. Тестовые задания для тренинга |
3 | Типичные трудности анализа текста при выполнении заданий ч. А, В | Работа с текстом. Знакомство с типологией заданий, связанных с языковыми явлениями, предъявленными в тексте. Работа с алгоритмами выполнения заданий (А6-А11, А-27, А28-30, В1-В-8). Анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся. | 1. Обсуждение материалов лекции. 2. Практикум. Выполнение и разбор заданий, связанных с анализом текста, выполнение задания нового типа - А27. 3. Групповая работа: составление алгоритма рассуждения (при выборе ответа в задании А-27 – задания нового типа). | 1. Презентация 2. Тесты и тексты для анализа. |
4 | Анализ выразительных средств текста. | Типология заданий, связанных с анализом выразительных средств текста. Классификация выразительных средств. Трудные случаи разграничения выразительных средств. | 1. Участие в обсуждении в ходе лекции. 2. Практикум Выполнение и разбор тестовых заданий, связанных с анализом выразительных средств текста. | 1.Теоретический материал по теме (электронный вариант) 2. Подборка тестовых заданий для тренинга. |
5 | Основные требования к сочинению части С. Выявление проблемы текста. | Знакомство с основными требованиями к сочинению, алгоритмом его написания, критериями оценивания, в том числе – с изменениями в критериях ЕГЭ-2009 К4, К11 и К12 (для работ объёмом менее 150 слов). Виды проблем и способы формулировки проблемы текста. | Групповая работа: Составление плана поэтапной подготовки к сочинению. Анализ текстов, формулировка проблем. Саморефлексия. | 1. Презентация 2. Критерии оценивания сочинения части С. 3. Сочинение по одному из текстов для анализа. |
6 | Комментарий проблемы. Трудности выявления авторской позиции. | Виды комментария к выявленной проблеме (Текстуальный и концепционный). Анализ типичных ошибок по К1и К 2. Знакомство с трудностями выявления авторской позиции в текстах публицистического и художественного стилей. Анализ типичных ошибок по К3 Практика: анализ текстов, | Практикум Анализ текстов, формулировка проблем, написание комментария к проблеме, выявление авторской позиции Саморефлексия. Анализ сочинения части С по критериям К1-К3 | 1. Презентация 2. Тексты для анализа с информацией о тексте |
7 | Способы аргументации в сочинении части С. | Выражение собственного мнения и основные способы аргументации. Типы аргументов. Анализ типичных ошибок по К 4. | Практикум. Анализ текстов, выявление авторской позиции, выражение собственного мнения и аргументация. Анализ экзаменационных работ выпускников по критериям оценки сочинения части С. | 1. Презентация 2. Тексты для анализа с информацией о тексте 3. Экзаменационная работа для анализа. |
8 | Методика проверки сочинений части С.
| Знакомство с методикой проверки сочинений части С (пошаговое оценивание сочинения части С). Специфика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Круглый стол по итогам работы курса, представление методических разработок, самостоятельно подготовленных слушателями курса, выработка рекомендаций по подготовке обучающихся старших классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ. | 1. Практикум Проверка экзаменационных работ учащихся в соответствии с новыми критериями оценки. Сравнительный анализ результатов проверки с оценкой экспертов. Саморефлексия. 2. Участие в работе Круглого стола. | 1. Презентация 2. Рекомендации для экспертов при проверке сочинений части С (электронный вариант). 3. Экзаменационная работа для анализа. |
Рекомендуемый список литературы
1. 1.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Часть 3 (С). Методические рекомендации по выполнению задания. – М.: «Экзамен», 2009.
2. Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям / Сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 13 с. (Серия «Учебно-методический комплекс»).
3. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч.А,В /О.В.Загоровская, О.В.Григоренко.-М.: Просвещение,2009.
4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Нарушевич А. Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
6. Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа / С. А. Павлова. – М.: Просвещение, 2009
7. Результаты ЕГЭ на территории Иркутской области. Часть 1. Русский язык: информационно-аналитические материалы/ Сост.: Л. А. Крашенинникова, д. п. н. С. Э. Лятте ,- Иркутск, 2009
8. ФИПИ Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку/ И. П. Цыбулько и др. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009
Интернет-ресурсы:
9. Тихов А. Н. Типология КИМов частей А и В ЕГЭ по русскому языку и методика подготовки учеников к решению этих заданий. Библиотека сайта pedsovet.org
10. Соколова Л. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части С. wwwgramma.ru
Полезные интернет-ресурсы
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://ruslit.metodist.ru (Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.47
http://www.educom.ru - Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru - Московский институт открытого образования;
www.kafedrarus.narod.ru (Кафедра филологического образования МИОО)
www. omczo.org ( Окружной методический центр)
www.slovar.lib.ru (Словарь литературоведческих терминов)
www.gramma.ru (Культура письменной речи)
www.gramota.ru (Справочно-информационный портал «Русский язык»)
www.philology.ru (Русский филологический портал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...