2020-2021 Программа "Подготовка младшего обслуживающего персонала " 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)
"Подготовка младшего обслуживающего персонала" является формирования у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа " подготовка младшего обслуживающего персонала" | 63.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО учителей музыки, ИЗО и технологии (прот. № 1) Руководитель МО ________________ Васянина Г.З. 28.08.2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________ Вельмина К.О. 29.08.2020 г. | «Утверждено» директор МБОУ СОШ № 2 Котикова Л.Ф. ___________________ 31.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ (адаптированная) программа по предмету
Подготовка младшего обслуживающего персонала
5Дкласс
2020-2021 учебный год
Составитель: Громенко Светлана Геннадьевна, учитель технологии, первая
квалификационная категория
Советский
2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
В 5 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник № 2), Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год под редакцией В.В. Воронковой. «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2020 г.
Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда.
Для достижения поставленной цели на уроках подготовка младшего обслуживающего персонала решаются следующие
Задачи:
- научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму;
- сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами, механизмами, химическими средствами;
- сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность работы в небольшом коллективе;
- обеспечить получение опыта деятельности;
- передать технологию выбора моющих средств в зависимости от материала и вида работ;
- передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.
Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду
Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации 1 год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе отведено 204 часа год (6 часов в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа по подготовке младшего обслуживающего персонала определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она способствует социальной адаптации учащихся, которые в силу особенностей своих дефектов не могут заниматься производительным трудом. Занятия по труду предполагают коррекцию личности умственно отсталого ребёнка, практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
Учебно-методический комплект «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса включает рабочую программу, учебник и рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя и обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего развития, направленных на формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного освоения профессиональных образовательных программ.
Материал рабочей программы и учебника сгруппирован в модули:
- Сохранение и поддержка здоровья.
- Уход за одеждой и обувью.
- Работа на пришкольной территории.
- Уход за комнатными растениями.
- Уборка помещения. Мытье полов.
- Проверь себя.
Объем содержания модулей определяется логикой освоения видов деятельности младшего обслуживающего персонала и освоенностью отдельных функций в 5-8 классах. При выделении самостоятельных модулей программа построена концентрически: знания, осваиваемые в одном разделе, формируют мотивацию для освоения определенных практических навыков, дополняются в других модулях. Это позволяет постепенно усложнять содержание изучаемого материала и закреплять сформированные навыки и умения.
Адаптивная программа содержит сведения по технологии работ. Она усилена дифференцированным подходом к обучению, коррекционно-развивающими занятиями, а также технологическими картами. Особенности детей с нарушениями интеллекта затрудняют в овладении общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы и самоконтроль. Поэтому при обучении на уроках даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания.
При обучении следует использовать специфические методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, использовать наглядные средства обучения, дидактический материал, дидактические игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Важно приучать учащихся продумывать план предстоящей работы, оценивать выполненную работу на уроке. Необходимо правильно организовать предварительную ориентировку в задании и планирование с опорой на наглядное пособие, инструкционную или технологическую карту. Работа по развитию речи осуществляется при планировании работы, устном отчёте о выполненной работе.
Для контроля знаний, умений и навыков используются тесты, кроссворды, опорные таблицы – алгоритмы, операционные карты, самостоятельные, контрольные работы, фронтальный опрос. Так же со стороны учителя ведется наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся; непосредственный контроль правильности выполнения алгоритма действий в практической деятельности учащихся; проведение устного опроса для развития диалогической речи.
Обязательным при обучении является изучение правил техники безопасности при работе на всех рабочих местах и строгое их соблюдение.
При реализации адаптированной рабочей программы используется УМК:
5 класс
Обучающийся должен знать:
Алгоритм выполнения мытья рук после соприкосновения с загрязненными поверхностями;
Последовательность оказания первой помощи при порезах и уколах рук;
Основные приспособления для чистоты одежды и обуви;
Правила безопасного поведения во время стирки, при работе с химическими средствами;
Правила безопасного поведения при пользовании обувным кремом, электросушилкой для обуви;
Режим уборки общественного помещения от его назначения и количества посещающих его людей;
Правила безопасного поведения при работе с моющими средствами
Обучающийся должен уметь:
Следовать алгоритму действий; выполнять взаимопроверку и коррекции действий, группировать по заданному признаку,
Выбирать рабочую одежду с учетом погоды и вида работы;
Пользоваться механическими приспособлениями для чистоты одежды и обуви;
Пользоваться условными обозначениями для определения материала и режимов ухода за обувью;
Соблюдать гигиенические требования к одежде и обуви, аккуратности в их хранении.
Классифицировать и сортировать по разным основаниям предметы;
Действовать по показу и словестной инструкции;
Работать в группе, распределять участки ответственности;
Выбирать этапы и методы уборки дорожек с учётом покрытия и сезона;
Понимать необходимые для любой жизни, условия и их поддержания для комнатных растений;
Ухаживать за комнатными растениями;
Использовать инвентарь в соответствии с маркировкой;
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся
Примерные нормы оценок знаний и умений, обучающихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
-полностью освоил учебный материал;
-умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
-в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки;
-при его изложении материала пользуется своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-не усвоил существенную часть учебного материала;
-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
-почти не усвоил учебный материал;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы обучающихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе:
«5» - получают обучающийся, справившийся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Сохранение и поддержка здоровья | 5 | Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболеваний органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр, тонометр. Гигиена рук Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук. Предметы и средства личной гигиены Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены. |
2 | Уход за одеждой и обувью | 10 | Назначение одежды, хранение и уход Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда: летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования. Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы. Обувь: назначение, хранение и уход Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви. Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка. Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков. |
3 | Работа на пришкольной территории | 9 | Пришкольный участок Устройство пришкольного участка. Особенности территории в разное время года. Два режима работы на территории. Выбор одежды для работы на пришкольном участке. Инвентарь для уборки территории. Выбор инвентаря с учетом сезона и вида работ. Хранение и уход за инвентарем. Утилизация твердых бытовых и природных отходов Отходы природы и человека. Из чего состоит бытовой мусор. Подготовка бытовых отходов к переработке. Утилизация – получение из отходов пользы. Сортировка бытовых отходов. Природные отходы. Уличный смет. Уход за газоном и дорожками с разным покрытием Уход за газоном. Дорожки с твердым покрытием. Правила летней уборки дорожек с твердым покрытием. Дорожки с сыпучим и сборным покрытием. Уборка дорожек в зимнее время. Особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием. Скол льда и устранение скользких дорожек. Меры осторожности при использовании антигололедных средств. |
4 | Уход за комнатными цветами | 6 | Комнатные растения Условия, необходимые для жизни и роста растений. Особенности листьев комнатных растений. Инвентарь для комнатных растений. Украшение кашпо для комнатных растений Уход за комнатными растениями. |
5 | Уборка помещений. Мытьё полов. | 5 | Общие сведения о жилье Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила пользования мусорными контейнерами. Помещение школы. Влажная уборка школьных помещений. Гигиенические требования к жилому помещению, уборка Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья полов. |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование 5
№ Урока | Дата проведения 5 «В» | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
| Регулятивные:определяют цели учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; выполняют действия и заканчивают в требуемый временной момент. Познавательные: анализируют изучаемый материал, выделяют признаки изучаемого объекта; работают с текстом и рисунками. Коммуникативные:аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | ||||
Сохранение и поддержка здоровья. | |||||
1 | Личная гигиена. | ||||
2 | Гигиена рук. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: анализируют изучаемый материал,выделяют признаки изучаемого объекта;работают с текстом и рисунками. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||
3 | Почему важно соблюдать гигиену рук в течение дня. | ||||
4 | Уход за руками. |
| |||
5 | Предметы и средства личной гигиены. |
| Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | ||
Уход за одеждой и обувью. | |||||
6 | Зачем нужна специальная одежда. | ||||
7 | Правила ухода за одеждой и обувью. | Регулятивные:обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план выполнения работы. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||
8 | Ручная стирка одежды. | ||||
9 | Средства для ручной стирки одежды. | Регулятивные: оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: работают с текстом и рисунками; выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||
10 | Подготовка к стирке носков. | ||||
11 | Ежедневный уход за обувью. | Регулятивные:организовывают своё рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выбирают наиболее рациональные и эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||
12 | Ежедневный уход за обувью |
| |||
13 | Сушка мокрой обуви. | . | Регулятивные: организовывают своё рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выбирают наиболее рациональные и эффективные способы решения задачи; Коммуникативные: формируют компетенцию в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, как партнеров в общении и совместной деятельности. | ||
14 | Хранение одежды. | ||||
15 | Хранение спецодежды и обуви. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; выполняют действия и заканчивают в требуемый временной момент. Познавательные: анализируют изучаемый материал, контролируют промежуточный иконечный результаттруда по установленным критериям и показателям с использованием измерительных инструментов. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивают свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||
Работа на пришкольной территории. | |||||
16 | Устройство пришкольного участка. | ||||
17 | Отходы природы и человека. |
| Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности. | ||
18 | Подготовка бытовых отходов к переработке. | ||||
19 | Сортировка бытовых отходов. | Регулятивные:умеют организовывать своё рабочее место и работу, принимают и сохраняют учебною задачу. Познавательные:развивают умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: формируют компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. | |||
20 | Инвентарь для уборки территории. | ||||
21 | Уход за газоном. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, чтобы быть готовым изменить свою. | |||
22 | Дорожки с твёрдым покрытием. | ||||
23 | Дорожки с сыпучим и сборным покрытием. |
| Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные:усваивают новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||
24 | Уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка. | ||||
Уход за комнатными растениями. | |||||
25 | Что необходимо для жизни. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самоконтроль выполнения задания, вносят корректив в учебно-познавательную деятельность. Познавательные: ) создают, применяют и преобразовывают знаково-символические средства, модели и схемы. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||
26 | Особенности листьев комнатных растений. | . | |||
27 | Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. | ||||
28 | Что такое уход за комнатными растениями. | Регулятивные:определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии. | |||
29 | Уход за комнатными растениями. | Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии | |||
Уборка помещений. Мытьё полов. | Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач. Познавательные: применяют правила и пользуются инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии | ||||
30 | Уборочный инвентарь для мытья полов. | ||||
31 | Влияние моющих веществ на здоровье. | ||||
32 | Виды полов. | Регулятивные: определяют цели учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Познавательные: анализируют изучаемый материал, выделяют признаки изучаемого объекта; работают с текстом и рисунками. Коммуникативные: развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. | |||
33 | Мытьё полов. | ||||
34 | Как уменьшить количество грязи и пыли с улицы. | ||||
35 | Проверь себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок подготовки младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе в 8 классе Тема:Практическая работа "изготовление перевязочного материала".
Данный урок подготовки младшего обслуживающего персонала имеет практичекую направленность и способствует выбору будущей професии. Перед практической работой учащиеся знакомятся с видами преревяз...
Рабочая программа по предмету "Подготовка младшего обслуживающего персонала", 5 класс.10.06.2014.
Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (5 класс) разработана на основе авторской программы С.Л.Мирского «Подготовка младшего обслуживающего персонала»(Программы спе...
Рабочая программа по предмету "Подготовка младшего обслуживающего персонала", 6 класс.14.07.2014.
Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (6 класс) разработана на основе авторской программы С.Л.Мирского «Подготовка младшего обслуживающего персонала» (Программы сп...
КТП по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение" (профиль "Подготовка младшего обслуживающего персонала"), 8 класс. 22.10.2014.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (8 класс) разработано для классов с тяжелой, умеренной и глубокой умственной отсталостью...
КТП по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение" (профиль "Подготовка младшего обслуживающего персонала"), 6 класс. 20.11.2014.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (6 класс) разработано для классов с тяжелой, умеренной и глубокой умственной отсталостью...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, раскрывает сод...
Рабочая программа. Профильный труд (подготовка младшего обслуживающего персонала) 5 класс 2020-2021 учебный год
Рабочая программа. Профильный труд (подготовка МОП) 5 класс....