Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы
рабочая программа (6 класс) по теме

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, раскрывает содержание изучаемого материала, требования к уровню подготовки обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по подготовке младшего обслуживающего персонала

в 6 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273.

В 6 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник № 2), Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год под редакцией В.В. Воронковой «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.

Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда. Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.

Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными  профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Практическое обучение осуществляется в школе, на пришкольной территории.

На изучение предмета  отводится 6 часа в неделю, в год _______ ч.

Количество часов по четвертям распределяется следующим образом:

I ч. - _____ часов,         II ч. - _____часов,         III ч. -_____часов,         IV ч. – _____часов.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сроки

Примечание

Вводное занятие – 3 ч

1

Техника безопасности на уроках труда

1

2

Рабочее место, правила ухода за ним

1

3

Знакомство с видами практических работ

1

Работа на участке – 22 ч

4

Территория вокруг школы

1

5

Аллеи, дорожки, площадки

1

6

Назначение аллей, дорожек, площадок

1

7

Правила ухода за аллеями

1

8

Виды сорных растений

1

9

Правила ухода за дорожками, площадками

1

10

Инвентарь для уборочных работ

1

11

Назначение уборочного инвентаря

1

12

Приемы работы инвентарем

1

13

Правила безопасности при уборке

1

14, 15

Сгребание опавших листьев

2

16, 17

Удаление сорных растений

2

18, 19

Уборка листвы с аллей и дорожек

2

20, 21

Подметание дорожек и площадок

2

22, 23

Переноска собранного мусора

2

24

Подготовка инвентаря к хранению

1

25

Складирование инвентаря

1

Ежедневная уборка спального помещения – 24 ч

26

Тряпка для  уборки. Ткань для тряпок

1

27

Назначение тряпок и салфеток

1

28

Порядок пользования тряпками и салфетками

1

29

Маркировка тряпок для уборки

1

30

Требования к тряпке во время работы

1

31

Требования к тряпке при хранении

1

32

Техника безопасности при уборке помещений

1

33

Последовательность уборки спальни

1

34

ТБ при протирке подоконника

1

35, 36

Протирка подоконника

2

37

ТБ при протирке радиатора

1

38, 39

Протирка отопительного радиатора

2

40, 41

Протирка радиаторных ниш

2

42

Крепление тряпки на швабру

1

43

Промывка тряпки во время работы

1

44, 45

Влажная протирка пола

2

46, 47

Уборка спальни

2

48

Проверка результатов работы

1

49

Обсуждение качества работы

1

Работа с тканью – 28 ч

50

Фартук квадратной формы с завязками

1

51

Ткань для изготовления фартука

1

52

Детали фартука

1

53

Швы для фартука

1

54

Виды отделки фартука

1

55

ТБ при работе с тканью

1

56

Организация рабочего места

1

57, 58

Наметывание первого и второго подгиба

2

59

Техника безопасности при работе на швейной машине

1

60

Подготовка швейной машины к работе

1

61

Виды машинных швов

1

62-67

Обработка срезов на швейной машине

6

68-71

Изготовление завязок на фартук

4

72, 73

Вкладывание и прострачивание завязок

2

74-77

Отделка фартука

4

Самостоятельная работа - 2 ч

78, 79

Уборка спальни

2

Работа с тканью – 20 ч

80

Мягкая игрушка

1

81

Ткани для мягкой игрушки

1

82

Техника безопасности при работе

1

83

Организация рабочего места

1

84

Способ выполнения петельного стежка

1

85, 86

Выполнение петельных стежков на образце

2

87, 88

Этапы изготовления мягкой игрушки

2

89, 90

Сметывание деталей готового кроя

2

91, 92

Соединение деталей готового кроя

2

93

Вывертывание игрушки

1

94, 95

Набивка игрушки ватой

2

96, 97

Присоединение дополнительных деталей (хвост, клюв, глаза)

2

98, 99

Окончательная отделка игрушки

2

Устройство жилого помещения – 15 ч

100

Элементы строительной конструкции

(стены, пол, потолок, дверной проем, оконный проем)

1

101

Оборудование дома

(плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь, штепсельная решетка)

1

102

Инструменты и материалы для выполнения аппликации

(цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, клей)

1

103

Аппликация «Жилая комната»

1

104

Разметка деталей на бумаге

1

105

Вырезание деталей

1

106

Расположение и наклеивание деталей

1

107

Аппликация «Прихожая»

1

108

Разметка деталей на бумаге

1

109

Вырезание деталей

1

110

Расположение и наклеивание деталей

1

11

Аппликация «Кухня»

1

112

Разметка деталей на бумаге

1

113

Вырезание деталей

1

114

Расположение и наклеивание деталей

1

Самостоятельная работа - 2 ч

115, 116

Аппликация по выбору

(«Жилая комната», «Кухня», «Прихожая»)

2

Работа в столовой – 15 ч

117

Школьная столовая

1

118

Понятие о гигиене питания

1

119

Фаянсовая и стеклянная посуда

1

120, 121

Алюминиевая посуда и приборы

2

122

Требования к работнику столовой

1

123, 124

Сервировка стола

2

125

Правила безопасности при подаче пищи

1

126, 127

Разноска пищи по столам

2

128, 129

Уборка и протирка столов

2

130, 131

Уборка пола столовой

2

Ремонт постельного белья – 9 ч

132

Виды ремонта белья

1

133

Техника безопасности при работе с тканью

1

134

Подготовка изделия к ремонту

1

135, 136

Ремонт простыни (по распоровшемуся шву)

2

137, 138

Ремонт наволочки

(по распоровшемуся шву)

2

139, 140

Ремонт пододеяльника

(по распоровшемуся шву)

2

Ежедневная уборка помещения – 21 ч

141

Виды служебных помещений

(учительская, методический кабинет, классы, складские помещения школы)

1

142

Назначение служебных помещений

1

143

Оборудование служебных помещений

1

144

Порядок хранения, расположения вещей

1

145

Правила уборки служебного помещения

1

146

Бытовой электропылесос: устройство, назначение

1

147

Техника безопасности при работе пылесосом

1

148, 149

Протирка подоконников, радиаторов отопления

2

150, 151

Протирка пола шваброй

2

Протирка столов и настольных светильников

1

152

Очистка мусорных корзин

1

153, 154

Удаление пыли пылесосом

2

155, 156

Уборка учительской

2

157, 158

Уборка методического кабинета

2

159, 160

Уборка учебных классов

2

Самостоятельная работа - 2 ч

161. 162

Уборка служебных помещений

2

163

Мебель: виды, назначение

1

164

Виды покрытия мебели

1

165

Средства и правила ухода за мебелью

1

166

Уборка мягкой мебели

1

167

Применение пылесоса при обработке мебели

1

168-171

Уход за школьной мебелью

4

Работа на участке – 18 ч

172

Осмотр участка для вскапывания

1

173

Значение глубины вскапывания почвы

1

174

Требования к качеству вскапывания почвы

1

175

Определение глубины вскапывания

1

176-179

Вскапывание почвы

4

180, 181

Выравнивание почвы граблями

2

182-185

Формирование клумб

4

186-189

Высевание многолетних цветов

4

Практическое повторение – 8 ч

190-192

Уборка спального помещения

3

193-195

Уборка школьной столовой

3

196-198

Уборка служебных помещений

3

199-201

Уборка учебных классов

Самостоятельная работа - 2 ч

202-204

Ежедневная уборка помещения

3

Содержание программы

1. Вводное занятие

Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Работа на участке:

- аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода;

- инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, правила безопасности при работе;

-  сгребание опавших листьев, удаление сорных растений;

- подметание дорожек и площадок, переноска собранного мусора;

- подготовка уборочного инвентаря к хранению, складирование инвентаря.

3. Ежедневная уборка спального помещения:

- пол, подоконник, отопительные радиаторы в спальне;

- тряпка для уборки, требования к состоянию и хранению;

- последовательность уборки;

- протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш, пола;

- проверка результатов и качества работы.

4. Работа с тканью:

- фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя);

- ткани для изготовления, детали, швы, виды отделки;

- наметывание подгибов, обработка срезов на швейной машине;

- присоединение завязок, отделка фартука;

- мягкая игрушка по выбору: ткани для изготовления мягких игрушек, их названия;

- способ выполнения петельного стежка, выполнение петельного стежка на образце;

- сметывание и соединение основных деталей готового кроя петельными стежками;

- вывертывание и набивка игрушки ватой, присоединение дополнительных деталей.

5. Устройство жилого помещения:

- элементы строительной конструкции дома: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем;

- оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня», инструменты и материалы для выполнения аппликации;

- выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение и приклеивание деталей на бумаге.

6. Работа в столовой:

- понятие о гигиене питания;

- фаянсовая и стеклянная посуда;

- столовые приборы и посуда из алюминия;

- требования к работнику столовой: одежда, поведение;

- правила подготовки стола к подаче пищи, эстетическое оформление стола;

- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;

- сервировка стола, разноска пищи по столам, подача пищи;

- уборка и протирка столов, пола.

7. Ремонт постельного белья:

- ремонт постельного белья по распоровшемуся шву.

8. Ежедневная уборка помещения:

- служебные помещения: учительская, методический кабинет, кабинет директора, класс, складские помещения;

- порядок хранения и расположения вещей в помещении;

- правила уборки в служебном помещении: протирка подоконников, отопительных радиаторов, столов, настольных светильников, очистка мусорных корзин;

- бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование;

- удаление пыли с помощью пылесоса, чистка уборочного инвентаря и уборка в специально отведенное место.

9. Уход за мебелью:

- школьная мебель: виды, назначение;

- виды покрытия мебели, средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия;

- удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели;

- уборка мягкой мебели;

- применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Учащиеся должны знать:
  2. - последовательность  уборки пришкольной территории в разное время года;
  3. - устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;
  4. - правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
  5. -правила безопасной работы иглой и ножницами, утюгом;
  6. -виды ручных стежков;
  7. -правила работы на швейной машине с ручным приводом.
  8. Учащиеся должны уметь:
  9. - обращаться с хозинвентарем, соблюдая технику безопасности;
  10. - убирать пришкольную территорию;
  11. - работать с измерительной линейкой, угольником, ножницами;
  12. - тщательно убирать участки под наблюдением учителя;
  13. - обрабатывать уборочный инвентарь после работы;
  14. - пользоваться утюгом;
  15. - выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).
  16. - планировать последовательность действий в ходе коллективного обсуждения.

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. учебная литература:

- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;

- дидактический материал по главным темам курса;

2) научно-методическая литература:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);

- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;

- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;

- интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания изучаемого материала, требований к уровню подготовки обучающихся и литературы....

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся....

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за бо...