ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 5 классов «Волшебный лоскуток»
рабочая программа по технологии (5 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный лоскуток» ориентирована на обучающихся 5 классов. Цель программы - развивать творческий потенциал личности обучающегося с помощью создания форм традиционного лоскутного шитья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_loskutok.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА №33»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей МАОУ «СПШ №33» предметной области «Технология» протокол от «__»_______ №___ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора МАОУ «СПШ №33» _______/ М.М. Карапузова | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МАОУ «СПШ №33» Протокол от «___» ______ 20____г. №___ | УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ «СПШ №33» от «___»________20_____г. №___ |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся 5 классов
«Волшебный лоскуток»
Старый Оскол
2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный лоскуток» ориентирована на обучающихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
5. Настоящего Положения, разработанного на основании закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Рабочая программа имеет духовно-нравственное направление.
Цель программы - развивать творческий потенциал личности обучающегося с помощью создания форм традиционного лоскутного шитья.
Задачи программы:
- сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности, обучить способам изготовления сувениров из ткани;
- раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, побуждая использовать в работе при создании изделий собственные оригинальные идеи;
- развить и углубить знания по истории возникновения и развития лоскутного шитья;
- научить техническим приемам их выполнения, изучить характерные особенности материала и законы цветоведения;
- выполнять лоскутные изделия с применением творческого подхода к созданию новых форм в декоративно-прикладном искусстве;
- развивать бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров; нравственно-эстетические качества личности;
творческие способности личности; образное мышление при работе с цветовой композицией и эстетический вкус.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Волшебный лоскуток» 11-12 лет, 5 классы
Срок реализации программы – 1 год, 5 класс – 35 часов в год (1 час в неделю)
Формы и режим занятий - основными формами являются теоретические (беседы) и практические занятия ( практические работы), которые проводятся 1 час в неделю. С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся, создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Учебно – методические средства обучения
№ п/п | Наименование | % оснащенности |
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями) | 100% | |
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования | 100% | |
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. | 100% | |
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности | 100% | |
Персональный компьютер | 100% | |
Мультимедийный проектор | 100% | |
Магнитная доска | 100% | |
Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см. | 100% | |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | 100% | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 100% |
. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Ученик научится:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Ученик научится:
_ принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
_ учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД
Ученик научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной форме;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Ученик получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
_ понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
_ учитывать разные мнения;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Ученик получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Ожидаемые результаты
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- знать историю возникновения мягкой игрушки. Виды и формы мягкой игрушки. Иметь представление о тряпичной кукле.
-Знать технологию выполнения соединительных и украшающих швов. Условные обозначения на выкройках. Технологию выполнения полуобъёмной и объёмной игрушек. Способы соединения деталей игрушки, оформление парика, глаз.
- Подбирать ткань по фактуре и цвету для изделия.
-По готовой выкройке вырезать дополнительные детали игрушки.
- Соединять детали игрушки между собой.
-Декоративно оформлять готовое изделие.
В результате ученик научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-устанавливать аналогии. Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
В результате ученик получит возможность научиться:
-развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки ткани;
-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать систему универсальных учебных действий;
-сформировать навыки работы с информацией.
Содержание учебного курса
Вводное занятие - 1 час
Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. .Техника безопасности. Правила личной гигиены. Оборудование ручного места. Оборудование утюжного рабочего места. Оборудование рабочего машинного места. История развития ремесла.
История развития лоскутного шитья - 1 час
Его значение в жизни людей и применение в быту. Подготовка ткани к работе. Для работы используются гладкоокрашенные (одноцветные), набивные, пестротканые, жаккардовые, ворсовые ткани. Рисунок ткани может быть крупным, мелким, растительным, геометрическим, абстрактным и т.д. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Каждая ткань обрабатывается при определенной температуре.
Сочетания цвета разных видов ткани - 1 час.
Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Техника изготовления лекал, шаблонов - 1 час
Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и пр. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий. цветового решения). Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм. Швейная машина и ее механизмы.
Швейная машина и ее механизмы - 1 час.
Краткая характеристика ее устройства. Заправка и уход за швейной машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки. Выполнение прямой и зигзагообразной строчки. Выполнение соединительных (стачных, настрочных), краевых швов (вподгибку, окантовочного).
Виды шитья - 1 час.
Шитье из треугольников по схеме «Мельница» - 1 час.
Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Схема «Кольцо дружбы» - 1 час.
Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Схема «Дрезденская тарелка» - 1 час.
Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Традиционное лоскутное шитье России.
Выполнение лоскутного изделия в технике аппликации на тему «Сказка» - 3 часа.
Понятие об аппликации. Способы выполнения аппликации: ручной, машинный, клеевой. Просмотр иллюстраций в литературе. Выполнение аппликации по рисунку Фильм «Мастер лоскутного шитья».
Схемы: «Елочка», «Колодец, «Квадрат», «Шахматка», из прямоугольных треугольников – 5 часов.
Техника «Русский квадрат» - 1 час.
Варианты цветового решения.
Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТУ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Способы декорирования изделий - 1 час.
Оборки, воланы, рюши - 1 час.
Витражный способ шитья - 1 час.
Показ презентации «Фантазии из лоскутков» - 1 час.
Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТБ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.
Изготовление различных сувенирных игольниц, игрушек, орнаментов из многоугольников ручным способом. Анализ конструкций изделий. Этапы работы. Приемы соединения деталей. Техника утяжки при изготовлении частей поделок. Способы оформления работ. Правила раскроя деталей. Применение выкроек и шаблонов. В ходе работы дети закрепляют полученные навыки шитья, приобретенные в первый год обучения, развивают эти навыки и умения, т.к. предусмотрено поэтапное усложнение заданий.
Фантазии из лоскутков
Грелка на чайник – 2 часа.
Летняя сумка (технология - шахматка) – 2 часа..
Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета. Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка
Создание эскизов творческих изделий. Шитье в ручную.
Диванная подушка «Бурёнка». Одеяло из квадратиков
Созданние эскизов творческих изделий – 1 час.
Шитье в ручную – 1 час.
Диванная подушка «Бурёнка» - 2 часа.
Одеяло из квадратиков – 2 часа
Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Организация выставки - 1 час.
Итоговое занятие - 1 час.
Тематическое планированиe
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Воспитательный потенциал занятия (виды/формы деятельности) |
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила личной гигиены. Оборудование ручного места. | 1 | Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней. | |
История развития ремесла. Подготовка ткани к работе. | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала, инициирование обсуждения полученной информации | |
Сочетания цвета, фактуры и разных видов ткани. | 1 | Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации обучающихся | |
Техника изготовления лекал, шаблонов. | 1 | Развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других | |
Швейная машина и ее механизмы. | 1 | Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия | |
Виды шитья. | 1 | Установление доброжелательной атмосферы во время занятия. | |
Шитье из треугольников по схеме «Мельница» | 1 | Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное | |
Схема «Кольцо дружбы» | 1 | Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися | |
Схема «Дрезденская тарелка» | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала | |
Выполнение лоскутного изделия в технике аппликации на тему «Сказка» | 3 | Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения | |
Схема «Елочка» | 1 | Формирование системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательной деятельности | |
Схема «Колодец» | 1 | Инициирование осознания необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации | |
Схема «Квадрат» | 1 | Организация работы обучающихся с получаемой на занятиях информацией | |
Схема «Шахматка» | 1 | Привлечение внимания обучающихся к бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам | |
Схема из прямоугольных треугольников | 1 | Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемого на занятиях материала | |
Техника «Русский квадрат», вариант цветового решения | 1 | Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации обучающихся | |
Способы декорирования изделий. | 1 | Установление доброжелательной атмосферы во время занятия. | |
Оборки, воланы, рюши | 1 | Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия | |
Фестоны | 1 | Организация работы с получаемой на занятиях социально значимой информацией | |
Витражный способ шитья. | 1 | Формирование системы ценностных отношений обучающихся | |
Презентация «Фантазии из лоскутков» | 1 | Организация работы обучающихся с получаемой на занятиях информацией | |
Грелка на чайник | 2 | Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное | |
Летняя сумка (технология - шахматка) | 2 | Воспитание культуры общения, развитие умений слушать и слышать других | |
Создание эскизов творческих изделий | 1 | Развитие коммуникативных компетенций обучающихся, умений слушать и слышать других | |
Шитье в ручную | 1 | Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное | |
Диванная подушка «Бурёнка». | 2 | Формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное | |
Одеяло из квадратиков | 2 | Организация работы с получаемой на занятиях социально значимой информацией | |
Организация выставки | 1 | Организация работы с получаемой на занятиях социально значимой информацией | |
Итоговое занятие | 1 | Инициирование осознания необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации | |
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"
программа художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста....
Программа внеурочной деятельности обучающихся Кружка «Веселые лоскутки» для 6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)
Рабочая программа кружка «Веселые лоскутки» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российс...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.
В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения....
ПРОГРАММА Внеурочная деятельность обучающихся по математике
ПРОГРАММАВнеурочная деятельность обучающихся по математике...
«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы....
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Живая классика»
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Живая классика»...