Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"
рабочая программа по теме
программа художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_volshebnyy_loskutok.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Искусство рукоделия пришло к нам из глубин истории. Мастера нашей страны издавна славились искусными вышивками, вязаньем, ткачеством. Многие поколения мастериц-рукодельниц создавали прекрасные узоры и технические приёмы исполнения. Лучшие образцы народного рукодельного творчества, в большинстве своём безымянные, поражают своей лаконичностью и простотой, и в тоже время филигранностью и мастерством исполнения. Это настоящее национальное богатство и каждый вид рукоделия имеет свои особенности развития и возникновения. Передаваясь из поколения в поколение, из рук в руки народное искусство всегда было и остаётся почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры.
В наше время интерес к рукодельному творчеству находится на подъёме. Многое, почти забытое, из народного рукоделия находит применение в сегодняшней жизни. Современная жизнь и технический прогресс также внесли вклад в копилку рукоделия, создав для него новые возможности. Вещи, созданные своими руками, хранят тепло, создают уют в доме, помогают сохранить старые традиции и ввести новые, способствуют самовыражению в процессе работы, приносят не только материальное, но и духовное удовлетворение, что порой главнее.
В связи с этим актуальность приобретает приобщение к художественному рукодельному творчеству подрастающего поколения.
Определённые знания обучающиеся получают в условиях общеобразовательной школы, но для приобретения практических навыков, возможности более глубокого изучения того или иного рукоделия времени недостаточно. Эту проблему призвана решить программа по рукодельному творчеству «Волшебный лоскуток», в которой задачи определённые школьной программой, значительно расширяются.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе программ В.И. Романиной, В.Г.Машинистова, Н.М.Конышевой «Трудовое обучение»»; В.Д.Симоненко, Ю.П.Хотунцева «Технология» (раздел «Обработка материалов»). В программу внесены дополнения: новые виды рукоделия – нитяная графика, аппликация из шнура, поделки из бросового материала, лепестковая живопись, флористика – и более углубленное изучение традиционных видов рукоделия – тканепластика, вышивка.
Целью данной программы является создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей средствами рукодельного искусства.
Реализация основной цели осуществляется через решение ряда задач:
- расширить знания по истории развития рукодельного творчества;
- формировать знания, умения и навыки в различных видах рукоделия (вышивка, тканепластика, вязание, флористика);
- формировать умения решать колористические, композиционные задачи;
- приобщить обучающихся к народным традициям;
- развивать мотивацию обучающихся к творчеству;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать интерес и любовь к рукодельному творчеству.
Программа «Волшебный лоскуток» предназначена для детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год, при режиме работы 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа
Основная форма организации деятельности – учебное занятие.
Программа «Волшебный лоскуток» опирается на принципы систематичности, последовательности, доступности, на принципе от простого к сложному. Работа с инструментами и материалами в различных видах рукоделия в течение курса совершенствуется и усложняется. Первые несложные работы ориентированы на выработку практических умений и навыков, получение базовых знаний для дальнейшей деятельности. Заинтересованные на первом этапе обучающиеся, поверив в свои силы, готовы совершенствовать свои навыки. Затем практическая деятельность усложняется и обогащается за счет заданий творческого характера. Широко используется принцип наглядности, что повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к новому материалу.
В результате прохождения программного материала 1 года обучения обучающиеся
знают:
- виды и свойства ткани, ниток, текстильных материалов;
- название и назначение инструментов и приспособлений для шитья;
- названия используемых ручных швов;
- начальные основы композиции и цветоведения;
- понятия и термины, связанные с рукоделием;
умеют:
- организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием;
- соблюдать правила Т/Б при работе с ручными инструментами для шитья;
- выполнять несложные изделия в изучаемых видах рукоделия (изонить, аппликация из шнура, лоскутная аппликация, вышивка ручными швами;
В результате прохождения программного материала 2 года обучения обучающиеся
знают:
- основы составления композиции, основы дизайна;
- приемы плетения из ниток;
- приемы ручной стежки (квилт);
- приемы работы с природным материалом;
- понятия и термины, связанные с рукоделием;
умеют:
самостоятельно выбирать композиции изделий;
самостоятельно подбирать и подготавливать материалы для работы
- выполнять ВТО (влажно-тепловую обработку) изделий;
- выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная аппликация, плетение из ниток, мягкая игрушка, флористика);
В результате прохождения программного материала 3 года обучения обучающиеся
знают:
- историю происхождения и основные направления изучаемых рукоделий;
- виды простых машинных швов;
- правила и способы самоконтроля;
- приемы счетной вышивки;
- основы вязания крючком;
- основы техники коллаж;
- основы пэчворк;
умеют:
- выполнять операции на швейной машине при помощи руководителя;
- применять знания о композиции, цветоведении на практике;
- оформлять изделия в соответствии с назначением;
- самостоятельно работать со схемами по вышивке и вязанию крючком;
- выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная пластика, коллаж, счетная вышивка, вязание крючком);
В ходе реализации программы «Волшебный лоскуток» проводится контроль, который позволяет получить более полную картину усвоения материала, увидеть какие именно операции даются обучающимся с наибольшим трудом, в каких областях они недостаточно подготовлены. Контроль проводится в форме тестирования, т.е. обучающимся предлагается ряд тестовых заданий (приложение).
Задания-тесты носят теоретический и практический характер. Теоретические задания призваны проверять не только знания о технологическом процессе, используемых материалах и инструментах, но и способность ребёнка к их классификации, логическому обобщению. Практические задания предназначены для проверки умений использовать различные материалы, инструменты, планировать и организовывать свою работу и одновременно показывают способность применять полученные знания в своей деятельности, в конкретной ситуации. Кроме этого используется метод наблюдения и корректировка на каждом занятии.
Результативность программы «Волшебный лоскуток» определяется участием обучающихся в выставках, конкурсах; формирование интереса к определённому виду или видам рукоделия; переход обучающихся на более высокую ступень обучения рукодельному искусству.
Для успешного усвоения программы «Волшебный лоскуток» необходимо следующее материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, доска для наглядности, швейные машины, с ручным, ножным или электрическим приводом, электрический утюг, средства ВТО, наборы инструментов для шитья, вышивания, вязания, образцы изделий, инструкционные карты.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Инструменты и материалы | 10 | 16 | 26 |
3. | Красивый дом | 24 | 46 | 70 |
4. | Коллекция идей | 15 | 29 | 44 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 53 | 91 | 144 |
Содержательная характеристика
1 года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися,с планом работы объединения.
Практическая работа: анкетирование. Экскурсия.
2. Инструменты и материалы.
Правила пользования инструментами и приспособлениями для рукоделия, правила безопасной работы. Виды ручных швов. Классификация, свойства ткани, текстильных материалов. Организация рабочего места.
Практическая работа: изготовление приспособлений для рукоделия.
3.Красивый дом.
Элементы цветоведения в декоративно-прикладном творчестве. Основы композиции. Виды узоров, орнаментов. Приемы и техника изонити, лоскутного шитья, плетения из ниток. Вышивание ручными швами.
Практическая работа: Изделия в лоскутной технике, в технике изонити, плетение из ниток. Вышивание с использованием ручных швов.
4. Коллекция идей.
Виды оформления, основы дизайна изделий. Приемы работы с бросовым материалом. Приемы изготовления помпонов. Приемы плоской мягкой игрушки.
Практическая работа: Игрушки из помпонов. Поделки с использованием бросового материала. Подарки и сувениры.
5. Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Выставка работ обучающихся. Награждение
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Красивый дом | 17 | 53 | 70 |
3. | Флористика | 8 | 12 | 20 |
4. | Коллекция идей | 18 | 32 | 50 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 47 | 97 | 144 |
Содержательная характеристика
2 года обучения
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы.
Практическая работа: Анкетирование. Составление расписания. Тестирование.
2.Красивый дом.
История и традиции рукоделия. Правила подготовки ткани к раскрою. Правила раскроя деталей по шаблонам и по разметке. Приемы стежки. Способы изменения фактуры ткани. Приемы утяжки при шитье мягкой игрушки. Эскиз в декоративно-прикладном творчестве. Приемы изготовления выкроек.
Практическая работа: Изделия в технике лоскутной пластики, квилт, Мягкая игрушка. Панно в технике изонити. Аппликация из волокнистых материалов
3.Флористика.
Флористика - новый вид декоративно-прикладного творчества. Приемы засушивания и хранения природного материала. Правила подготовки природного материала к работе. Композиция.
Практическая работа: Композиции из засушенных растений на плоскости. Объёмные композиции. Работы с использованием коры, грибов-трутовиков.
4.Коллекция идей.
Бросовый материал для использования в рукоделии. Приемы декорирования изделий. Работа с кожей. Приемы оригами при складывании салфеток.
Практическая работа: Изделия из текстильных материалов, кожи. Поделки с использованием бросового материала в технике аппликации, лоскутной пластике.
5. Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Выставка работ. Награждение обучающихся.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Красивый дом | 19 | 41 | 60 |
3. | Флористика | 8 | 12 | 20 |
4. | Коллекция идей | 19 | 41 | 60 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 50 | 94 | 144 |
Содержательная характеристика
3 года обучения
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы.
Практическая работа: Анкетирование. Составление расписания. Тестирование.
2. Красивый дом.
История и традиции рукоделия. Приемы вышивания бисером. Приемы счетной вышивки. Приемы ручного пэчворка. Правила подведение подкладки. Аппликация на ткани. Приемы объемного пэчворка. Правила безопасной работы с электрическим утюгом. Правила ВТО вышитых изделий, изделий в технике пэчворк. Правила работы со схемами для вышивания. Работа с выкройками. Приемы обработки края изделия.
Практическая работа: Изделия в технике пэчворк, лоскутная аппликация. Вышивание бисером, счетными швами.
3.Флористика.
Виды и техника флористического коллажа. Лепестковая «живопись». Объемные флористические композиции. Приемы подготовки основы для объемных композиций. Сведения о растениях нашей местности, их виды и названия.
Практическая работа: Плоскостной коллаж из природных материалов. Аппликация с использование цветочных лепестков. Объемная композиция на спиле
4. Коллекция идей.
Устройство и безопасное использование швейной машины. Простые машинные швы. Комбинирование приемов вышивания. Коллаж с использованием бросового материала. Основы дизайна изделий. Основы вязания крючком. Техника декупаж. Комбинирование приемов рукоделия.
Практическая работа: Пэчворк и стежка с использование швейной машины. Выполнение аппликации в технике декупаж. Вышивание пейзажа ручными швами. Изготовление панно в технике коллаж. Вязание крючком.
5. Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Выставка работ. Награждение обучающихся.
Ключевые понятия
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, природного материала на основу
Вышивка – старинный вид рукоделия, искусство «рисовать» на тканой основе нитками, комбинируя различные виды швов.
Вязание – создание вязаного полотна из ниток, пряжи с помощью специальных инструментов – крючка или спиц.
Дизайн – придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей и всего окружения (Л.П.Малиновская).
Изонить – нитяная графика, создание рисунка на плотной основе нитями, переплетёнными в определённом порядке.
Квилт – ручная или машинная стежка лоскутной поверхности.
Композиция – взаимное расположение деталей изделия, создание единого целого из разных частей, гармоничное их сочетание.
Коллаж - слово французского происхождения и буквально означает «наклеивание» на какую-нибудь основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Коллажом также называется произведения, целиком выполненные этим способом.
Канва – специальная ткань для вышивки.
Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся элементов.
Пяльца – приспособление для натягивания полотна при вышивании.
Пэчворк – лоскутная пластика, шитьё из лоскутков.
Панно – картина, с выступающими, объёмными деталями.
Флористика – создание художественных изделий из объёмно- или плоско засушенных растений, с использованием семян, шишек, другого природного материала.
Список литературы
Для педагога:
- Баранов, С. П. Педагогика : учебное пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразов. шк.» / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – 2-е изд., перераб. – М. Изд-во Просвещение, 1987. – 368 с.
- Деревянко, Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад [Текст] Н. С. Деревянко. – М. : Изд-во Рипол классик; СПб. : Изд-во Валерии СПД, 2001. – 112 с.
- Заготова, С. Н. Валеология : учеб. пособие / С. Н. Заготова. – Ростов-на-Дону : Издательство Баро-пресс, 2002. – 448 с.
- Катханова, Ю. Ф. Дизайн : учебное пособие для учащихся младших классов / Ю. Ф. Катханова. – М. : Изд. центр Владос,совместно с изд-вом Аким, 1994. – 48 с.
- Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
- Литвинец, Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание [Текст] / Э. Н. Литвинец. – Минск : Хэлтон, Харвест, ООО Изд-во АСТ, 2001. – 144 с.
- Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Марьина, Ю. Школа флористики. Коллажи и панно [Текст] / Ю. Марьина. – Изд. дом Ниола 21 век, 2006. – 96 с.
- Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
- Пономарев, С. Я познаю мир. История ремесел : энцикл. / Е. Пономарев, Т. Пономарева. – М. : ООО Изд-во АТС : ООО Изд-во Астрель, 2004. – 413 с.
- Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
- Смирнов, В. И. Общая педагогика : учебное пособие. / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. - М. : Изд-во Логос, 2002. – 304 с.
- Трибис, Е. Е. Школа вязания на спицах и крючком. Оригинальные вещи своими руками [Текст] / Е. Е. Трибис. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2006. – 384 с.
- Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.
Для обучающихся:
1. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
- Левина, М. 365 веселых уроков труда [Текст] / М. Левина. – М. : Изд-во Рольф, 1990. – 256 с.
- Леонова, О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинки [Текст] / О. В. Леонова. – СПб. : Изд. дом Литера, 2005. – 128 с.
- Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
- Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
- Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Лотос" (декоративно-прикладное искусство)
Образовательная программа "Лотос" разработана для работы в условиях Центра детского творчества. Содержание программы рассчитано в основном для девочек 10-16 лет. Программой предусмотрено освоение разл...
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
В статье представлен опыт работы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» для детей 5-6 лет....
Дидактический материал к дополнительной образовательной программе по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный клубок"
Данный материал может использоваться на занятиях по вязанию крючком....
Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"
Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....
Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »
В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...
СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству
Пояснительная записка. Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...
Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"
Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...