Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
материал по технологии
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 203.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование развитой личности. Программа направлена на развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь педагогам общеобразовательных учреждений обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности технологии. Способности-это термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и др. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли технологии как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология».
Задачи:
1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету.
2. Понимание важности изучения технологии в современном мире.
3. Развитие творческих способностей, кругозора, интеллекта обучающихся.
4. Развитие у обучающихся самостоятельности.
Основные направления реализации программы:
∙ выявление одаренных обучающихся;
∙ разработка индивидуальных форм работы;
∙ внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
∙ использование активных форм и методов организации образовательного
процесса;
∙ развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности
обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои
достижения на конкурсах, олимпиадах;
∙ включение обучающихся в проектную деятельность с
последующим выходом на школьные, районныеолимпиады;
∙ разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию
творческих обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы:
Диагностика
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка диагностических методик для обучающихся по
определению интеллектуальных и творческих способностей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования, личностных потребностей, путем собеседования.
4. Изучение работы обучающихся на уроке.
Развитие творческих и познавательных способностей
1. Привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов.
2.Проведение школьных конкурсов.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих
приемов:
-творческие ответы;
-выполнение творческих тематических заданий;
-выполнение проблемных поисковых работ;
-повышение степени сложности заданий;
-интеграция учебных и практических заданий.
Стимулирование - поощрение творческой деятельности
1. Публичное поощрение успехов обучающихся.
2. Поощрение родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для диагностики
способных и одаренных детей;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и
воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах; повышение показателей успешности детей на конкурсах
различного уровня, соревнованиях.
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на
работу с одаренными детьми.
Диагностические этапы:
- Педагогическая диагностика
- Психологическая диагностика
- Специальная углубленная диагностика
- Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Педагогические методики
Диагностика умственных способностей (интеллектуального развития), Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся), Метод Л.С.Выготского,
метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, развивающее обучение И.С.Якиманская.
Показатели результативности:
- развитие познавательной активности, памяти,
- развитие творческой активности,
- создание портфолио обучающимися,
- участие в олимпиадах, конкурсах,
- способность к рефлексии и самоанализу.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
- наблюдение,
- анализ,
- беседы,
- деловые и ролевые игра,
- тестирование,
- опрос,
- совместная деятельность.
Диагностический инструментарий
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проектированию.
5. Умение работать с информацией.
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностики:
- «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко)
- Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк)
- Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е.Рыбакова)
- Анкета «Уровень воспитанности обучающихся» (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И.Рожкова)
- Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)
- Методика «Оценка общей одаренности», «Карта одаренности» (А.И.Савенков)
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...
Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"
Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является воспитательная работа, в первую очередь, кружки и грамотно подобранная система внекласс...
Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
«Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»
laquo;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7 - 9 классов»...
Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов
quot;Программа развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 7-9 классов"...