Значение материально-технической базы для обеспечения качественного образовательного процесса по технологии в школе
статья по технологии
Укрепление и развитие материально-технической базы обучения школьников технологии является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение материально-технической базы для обеспечения
качественного образовательного процесса по технологии в школе
Предмет «технология» в школьную программу введен для того, чтобы дети наравне с теоретическими знаниями получали общетрудовые и практические навыки в областях кулинарии, кройки и шитья, столярного, токарного дела и других, которые пригодятся им в жизни. В кабинетах технологии ученики и ученицы шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия.
Технология – это уже знакомые старшим поколениям «труды». Однако познавательный и предметно-преобразовательный виды деятельности видоизменены в соответствии с требованиями новой программы образования в РФ. Технология построена на системе проектов «от идеи до реализации». Дети учатся формировать идею (сшить фартук, сделать табурет), планировать работу по этапам, выполнять ее, получать готовый результат и оценивать его качество.
Трудовое обучение проводится отдельно (за исключением некоторых школ, в которых по тем, или иным причинам отсутствуют отдельные учебные помещения) для мальчиков и для девочек. Соответственно, в школе должно быть минимум два класса технологии (труда). Требования к оформлению мастерских и кабинетов перечислены в соответствующих государственных стандартах: ГОСТ, ФГОС, СанПиН.
Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.
Материально-техническая база кабинета труда в школе ФГОС регламентировано нормативными документами Министерства образования РФ. Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».
Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.
Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.
Кабинет технологии (труда) для девочек.
Кабинеты технологии для обучения девочек разделяют на несколько зон, каждая из которых имеет свое оснащение, рассчитанное на пятнадцать учащихся:
- Зона для теоретической подготовки.
Эта часть представляет собой обычный учебный класс с партами, доской и столом учителя. Также здесь устанавливают стеллажи для хранения наглядных пособий. Постепенно школы оснащают классы технологии компьютерами, проекторами, интерактивными досками и др. При наличии такой техники часть учебных материалов хранится в электронном виде, что существенно экономит пространство и расширяет возможности обучения.
- Кухня-лаборатория.
В этой части класса организовывают места для первичной обработки продуктов со столами и раковинами, зоны для тепловой обработки и рабочие места для учениц. Кухонный блок оснащают лабораторно-технологическим оборудованием: варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновой печью, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. Наличие кухонной утвари в кабинете обязательно.
- Мастерская обработки ткани.
В зоне кройки и шитья устанавливают швейные машины и универсальные рабочие столы по количеству учениц, выделяют зону для примерочной с зеркалом и манекеном. Для сбора обрезков устанавливают специальные емкости. Также необходимы специализированная мебель и системы хранения для выкроек и швейного оборудования, места для влажно-тепловой обработки текстильных изделий.
Другие требования к оснащению кабинета технологии:
- Существует отдельная разновидность классов технологии – кабинет технической графики. Такие классы оснащают одноместными ученическими столами для черчения. На передней стене рядом с доской устанавливают чертежный прибор для учителя.
- В ряде школ в теплое время года в рамках уроков технологии проводится обучение сельскохозяйственным работам. В таком случае нужно приобрести садовый инвентарь и мебель для организации мест его хранения.
Оснащение кабинета труда в школе в соответствии с требованиями
ФГОС
Общее учебно-практическое и наглядное оборудование | Оснащение кабинета для девочек |
Рабочий халат или фартук Очки защитные Аптечка Комплект технологических таблиц по темам урока. | 1. Швейное дело: Стол рабочий Машина швейная Оверлок трехниточный Станок ткацкий Манекен на несколько размеров Измерительные инструменты для работы с тканями Инструменты для ручного шитья Шаблоны для раскроя швейных изделий Наборы: -для вязания спицами; -для вязания крючком; -для вышивания. Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей 2. Кулинария: Комплект кухонного оборудования: - рабочий стол; -шкаф; -мойка; -электроплита; -сушилка для посуды; -холодильник; - печь СВЧ. Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов Комплект кухонной посуды: -эмалированные миски; -столовая посуда; -комплект столовых приборов. -столовый сервиз; -чайный сервиз. Приспособления для разделки: - теста; - мяса; - рыбы; - овощей. Предметы для сервировки стола |
Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства. Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования. На практике приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники не всегда подходит, особенно в городских условиях. В таких случаях школьники занимаются благоустройством школьного двора: убирают листву, разбивают клумбы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида
Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...
Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса
Все дети талантливыищедро одарены природой!ДокладНа тему Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса. Разнообразие тем учебника, з...
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса учителя технологии Троцкой Н.П.
При выборе образовательной программы мной учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области "Технология", которые определены государственным образовательным стандартом общего о...
Единство урочной и внеклассной работы–важнейшее условие качественного образовательного процесса.
Разнообразие тем учебника, затрагивающее основные стороны жизни человека в обществе, даёт возможность выдвигать перед учениками большое количество нравственных, этических и других проблем как непосред...
Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в условиях коррекционной школы
Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ключевыми словами личностно-ориентированных техн...
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение ...
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...