Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в условиях коррекционной школы
статья
Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются - развитие, личность, индивидуальность, сывобода, самостоятельность, творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lichnostno-orientirovannyh_tehnologiy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в условиях коррекционной школы
Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
К личностно-ориентированным технологиям относятся:
- технология разноуровневого обучения
- коллективное взаимообучение
-технология модульного обучения
- здоровьесберегающая технология
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Цель: «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.
Функции личностно-ориентированного обучения - гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.
Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество;
В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:
-оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
-отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их и развитию.
Основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т.е. принципы:
-Принцип самоактуализации. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
-Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
-Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:
-если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай - ничего не выйдет);
-если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема.
При подборе индивидуальных заданий на уроке учитываю и характер ребенка, и его темперамент, и внимание, и умения, и волю, и чувства, и эмоции, и, конечно же, способности, и уровень знаний. Применяя разноуровневое обучение, условно делю класс на 3 группы по следующим факторам:
- возможностью усваивать учебный материал
- однородностью трудностей, т.е. на математике, например, Данил П. в 3 группе, а на письме и развитии речи – в 1 группе. Дима Х. – на письме, математике в 3 группе, а на устных предметах – в 1 группе.
1 уровень – самый легкий
2 уровень – рассчитан на среднего ученика
3 уровень – так скажем повышенной трудности
Осуществляя дифференцированный подход к обучающимся, включаю обращённые к ученикам вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения.
Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Традиционный урок | Личностно- ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). Распределяю карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности.
Как осуществляется дифференцированный подход на различных этапах урока?
На этапе нового материала (3 группа) сильные обучающиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст. Обучающиеся 2 группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Слабые ученики (1 группа) нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под моим руководством, используя наглядно-опорный материал.
На этапе закрепления обучающиеся получают различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя – затормозится их развитие.
Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников 1 группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных детей нуждаются в постоянной помощи учителя.
Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаю различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые важные слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы уже многие ребята переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».
Памятка для учителя:
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Исходя из опыта, стоит отметить, что коррекционные занятия легче для учителя и увлекательнее для учащихся проходят в коллективной работе ( а вовсе не в индивидуальной). Во-первых ученики любопытствуют, чья была ошибка, во-вторых, с большим желанием находят и поясняют правильный ответ. Ребенок при такой форме работы не чувствует себя «белой вороной» из-за большого количества ошибок, а наоборот, увлеченно и быстро выполняет коррекционные упражнения. Также и наглядный алгоритм структуры урока включает соревновательный дух обучающихся, что способствует более активному темпу их деятельности. Очень важно ставить перед учащимися конкретную задачу в освоении определенной темы. Например: «Твоя задача – научиться выполнять фонетический разбор слов». Это помогает ребенку видеть свои слабые стороны и определять для се5бя способы решения проблемы.
Планируя урок, не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.
Например:
-составление текстов диктантов:
-составление карточек-заданий по изученному материалу;
-составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
-работа с дополнительной литературой;
-проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки.
В классе имеются опорные схемы, таблицы. на парты кладутся словари и «папка-помощница».
Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания .Например ,если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.
Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.
Задача учителя – так подобрать материал и формы деятельности, чтобы как можно сильнее сплотить коллектив класса, научить детей быть толерантными друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели
Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ»
ИКТ в коррекционной школе...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Материалы педагогических чтений 2013 год...
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
«Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ: личностно – ориентированное обучение; здоровьесберегающие технологии»
Выступление на методическом объединении воспитателей....
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»
laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...
- Мне нравится (1)