«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
статья
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.
Содержание
Введение
Глава 1. Стратегия комплексной безопасности
образовательного учреждения
1.1. Общие положения
1.2. Основные понятия
1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов
1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ
1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ
1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы
Глава 2. Законодательные основы
обеспечения безопасности ОДОД в ОУ
2.1. Руководящие документы
2.2. Перечень документации по обеспечению безопасности ОУ
2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД
в образовательном учреждении
2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и её элементы
2.5. Формирование навыка личной безопасности
обучающихся в ОДОД
Глава 3. Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД
на примере ГБОУ СОШ № 634
Заключение
Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belousova_as_bezopasnost.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Аттестационная работа
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Автор:
Белоусова Александра Сергеевна,
педагог-организатор
Отделения дополнительного образования детей,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 634
с углубленным изучением английского языка
Санкт-Петербург
2018
Содержание
Введение 3
Глава 1. Стратегия комплексной безопасности
образовательного учреждения 6
1.1. Общие положения 6
1.2. Основные понятия 7
1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов 11
1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ 11
1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ 15
1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы 18
Глава 2. Законодательные основы
обеспечения безопасности ОДОД в ОУ 20
2.1. Руководящие документы 20
2.2. Перечень документации по обеспечению безопасности ОУ 21
2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД
в образовательном учреждении 31
2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и её элементы 32 2.5. Формирование навыка личной безопасности
обучающихся в ОДОД 34
Глава 3. Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД
на примере ГБОУ СОШ № 634 35
Заключение 39
Литература 40
Введение
В Российской Федерации в последние годы уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ). Особое внимание обращено на безопасность в образовательных учреждениях, где большое количество обучающихся и школьного персонала. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары, массовые заболевания и отравления обучающихся, травматизм, правонарушения, наркомания, табакокурение, акты телефонного, уголовного, политического и интернет-терроризма.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах). В стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОУ в системе национальной безопасности России.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ. В письме Минобрнауки России от 30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время в отделениях дополнительного образования детей (ОДОД). В предложенной министерством структуре комплексного плана безопасности ОУ меры по обучению сотрудников и обучающихся основам безопасности, по созданию учебно-материальной базы рассматриваются как неотъемлемая часть системы безопасности наряду с техническими, правовыми, организационными и иными мерами.
Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.
Значение безопасности как глобальной ценности человечества постоянно возрастает. Это обусловлено многими факторами: социально-экономическими условиями жизни, возрастающими информационно-психологическими нагрузками на человека, состоянием окружающей среды и т.д.
Задачей современной школы и в России является возрастание ее социальной ориентированности, обеспечивающей интеграцию обучающихся в процесс освоения безопасных способов жизнедеятельности. Вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства регламентируются на уровне каждого государства в международных и внутренних нормативно-правовых актах.
Введенный в России с 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) одной из задач средней общеобразовательной школы называет формирование моделей безопасного поведения школьника в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях; воспитание у него психологической культуры и компетентности для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательные результаты сегодняшнего ученика связаны с наличием у него системы сформированных ключевых компетентностей (универсальных учебных действий), среди которых важнейшей является компетентность его личной безопасности, обеспечивающая выживание человека в условиях нестабильной ситуации и социально-политических изменений в мире.
Анализ теоретических источников по исследуемой теме позволил установить имеющиеся противоречия в российской системе среднего образования между:
- требованиями общества к наличию у современного школьника компетентности личной безопасности и недостаточной разработанностью теоретических основ ее становления в отечественном среднем образовании;
- необходимостью становления у школьников компетентности личной безопасности и недостаточной изученностью условий обеспечения этого процесса в современной российской школе.
В аттестационной работе рассмотрены теоретические и правовые основы, организационные меры, технические средства и иные элементы системы безопасности Отделения дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделено защите ОУ от терроризма и угроз социально-криминального характера; рекомендации в этой области основаны на методических материалах МВД, МЧС и ФСБ России. Настоящая аттестационная работа может быть полезна руководителям и сотрудникам ОДОД в ОУ в практической работе по обеспечению безопасности.
Объектом исследования аттестационной работы является процесс организации безопасности Отделения дополнительного образования детей в образовательном учреждении.
Предметом исследования является деятельностный подход руководителя и сотрудников ОДОД по обеспечению комплексной безопасности.
Целью данной аттестационной работы является изучение системы безопасности ОДОД в ОУ, которая включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда на примере ОДОД в ГБОУ СОШ № 634.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты организации безопасности образовательного учреждения;
-рассмотреть концепцию обеспечения безопасности, выявить проблемы в организации безопасности образовательного учреждения;
- исследовать комплексную безопасность ОДОД в ГБОУ СОШ № 634;
- сформулировать предложения по совершенствованию организации безопасности отделения дополнительного образования детей в образовательном учреждении.
Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе аттестационной работы рассмотрены теоретические аспекты организации комплексной безопасности образовательного учреждения.
Во второй главе аттестационной работы рассмотрены законодательные основы обеспечения безопасности ОДОД образовательного учреждения.
В третьей главе рассмотрена деятельность руководителя и сотрудников ОДОД по организации безопасности на примере ГБОУ СОШ № 634.
Глава 1.
Стратегия комплексной безопасности образовательного учреждения.
- Общие положения.
Всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность обучающихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена - уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности.
Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока.
1. Безопасность школы, то есть обеспечение безопасных условий в школе и охрана школы.
2. Личная безопасность.
1.2. Основные понятия.
Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.
Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.
Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучающегося или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.
Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.
Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.
Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.
Чрезвычайное происшествие (ЧП) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.
Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.
Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм.
Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.
Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).
Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности (силикозы, пневмокониозы, притупление слуха, заболевания глаз, кожные заболевания и т. п.).
Безопасность ОУ – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.
Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).
Система безопасности – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические, профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.
Средства индивидуальной и коллективной безопасности (защиты) – технические, правовые, организационные, медицинские и иные, в том числе подручные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на учащихся и работников ОУ опасных факторов, а также для защиты от посягательств на их жизнь и здоровье. К ним относятся органы правопорядка, охрана, ее оснащение, вооружение, средства сигнализации, правовые запреты УК и КоАП РФ, здания, запоры, решетки, убежища, противогазы и т. д. и т. п.
Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).
Охрана труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) – это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны.
Защита трудовой и образовательной деятельности – это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ – это составная часть более широкой области – обеспечения БЖ.
Рабочее место – место, в котором обучающийся или работник должны находиться или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой) и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, иные требования по обеспечению БЖ.
Условия жизнедеятельности – совокупность благоприятных и неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда, досуга и иных видов жизнедеятельности.
Риск – вероятность наступления неблагоприятных последствий (потерь, разрушений, травм); мера оценки опасности ситуации, надежности проекта, решения, поведения. Различают риски индивидуальные, групповые, допустимые, недопустимые (например, перевозка учащихся через водоем в перегруженной лодке без средств спасения).
1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов.
В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды:
- природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода и т. п.);
- социально-биологические (болезни, эпидемии);
- техногенные (аварии или катастрофы, связанные с техникой);
- социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые, этнорелигиозные, военные).
Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи – эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).
1.4. Опасные ситуации в ОДОД в ОУ.
Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.
Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже – оползни, сели, землетрясения, цунами.
Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся.
Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами.
Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные, поэтому необходимо изучать материал о социально-криминальных опасностях каждому работнику ОДОД в ОУ и обучающемуся ОДОД.
Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта.
В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):
Социально-политические: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.
Угрозы военного характера: военные конфликты и противостояния; действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.
Социально-криминальные: противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся и работников ОУ; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм;
вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков; уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок; угрозы осуществления терактов; теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников).
Техногенные и социально-техногенные: транспортные аварии (катастрофы);
пожары, взрывы газа; разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений; аварии на очистных сооружениях (увеличение объема сточных вод или концентрации загрязняющих веществ до уровня, оказывающего критическое влияние на функционирование ОУ); отключения и аварии в системах теплоэнергоснабжения; выброс (угроза выброса) сильнодействующих ядовитых и химически опасных веществ; выброс (угроза выброса) радиактивных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие; выброс (угроза выброса) биологически опасных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие.
Природные и социально-природные: стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии); эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций; метеорологические опасные явления; природные пожары.
Угрозы экологического характера: деградация суши (почвы, недр, ландшафта); смог; превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере; загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.
Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера: групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;
появление опасных для человека больных диких животных и птиц.
Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала и обучающихся отделения дополнительного образования детей можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от обучающегося или работника.
К техническим причинам относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования, износ инвентаря и др.
К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.
К личным причинам относятся:
недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности; недисциплинированность учащихся, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности; незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения, неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.
Наиболее распространенной причиной опасностей в ОДОД является низкий уровень организации и поддержания порядка в ОУ. Травмы, полученные на занятиях в спортивных секциях составляют менее 30% общего количества. Из них половина – это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12 % – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. Мальчики травмируются почти в два раза чаще, чем девочки.
Имеют место случаи травматизма среди педагогов дополнительного образования, например травмы, полученные: на занятиях во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры и т. д.
Для устранения личных и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: обучающихся, педагогов, родителей. Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности ОДОД в ОУ.
1.5. Концепция обеспечения безопасности ОДОД в ОУ
Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы.
Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОДОД в ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».
Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОДОД в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОДОД в ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с обучающимися в кабинетах, спортивных, танцевальных и актовых залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Направления:
1. Материально-техническое обеспечение безопасности школы, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности.
2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности школы.
3. Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения.
4. Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности школы.
Цель: обеспечение безопасности обучающихся и педагогов дополнительного образования ОДОД в ОУ во время их трудовой и образовательной деятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задачи:
Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
– оснащение школы современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы), средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
– назначение ответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
– обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем в школе, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
– анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной и методической документации по обеспечению безопасности школы;
– разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в школе;
– внедрение научных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности школы;
– создание единой информационной среды по проблеме безопасности школы;
– организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность школы;
– обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
– организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях, секциях и объединениях ОДОД;
– проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;
– пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.
1.6. Система обеспечения безопасности ОДОД в ОУ и ее элементы.
Построение эффективной заблаговременной, оперативной системы обеспечения безопасности должна решаться с учётом специфики ОУ и вероятности возникновения тех или иных угроз путём поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Так как Отделение дополнительного образования детей является неотъемлемой частью образовательного учреждения, то система обеспечения безопасности должна быть согласована по целям, задачам, времени, и задача минимизации риска любой природы должна решаться совместно. В свою очередь система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Для оперативного реагирования на все возможные риски и снижения их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть интегрированы подсистемы, способные решать задачи, содержащиеся в Федеральных законах по обеспечению безопасности.
Подсистемы комплексной безопасности.
· Пожарная безопасность.
· Электрическая безопасность.
· Взрывобезопасность.
· Радиационная и химическая безопасность.
· Безопасность связанная с техническим состоянием среды обитания.
· Безопасность от проявления терроризма, наркотерроризма и криминальных проявлений.
· Безопасность от природных катаклизмов.
· Безопасность от техногенных рисков.
Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ.
· Достаточность количественных и качественных параметров (численности и квалификации персонала, структуры и режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств).
· Непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы.
· Постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий.
· Своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышение риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса. Проведением заранее спланированных мероприятий.
· Устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки. В том числе ЧС любой природы.
· Саморегулирование - способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних внешних условий, угроз и задач.
Технические системы комплексной безопасности.
· Видеонаблюдение доступа к зданию и идентификации личности.
· Устройства автоматического контроля параметров электросетей и принудительного отключения при возникновении сверхдопустимых электрических нагрузок.
· Система автоматической пожарной сигнализации.
· Система дымозащиты и аварийного освещения.
· Автоматизированная система оповещения и управления эвакуацией.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности ОДОД в ОУ
2.1. Руководящие документы.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему мер безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в которых сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.
7. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
8. Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.
9. Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.
10. Федеральный закон «О техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учётом степени риска, принципов и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
11. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-Ф-3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
12. Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании».
2.2. Примерный перечень документации по обеспечению безопасности
образовательного учреждения
и отделения дополнительного образования детей:
Организация пожарной безопасности в образовательном учреждении и в отделении дополнительного образования детей.
Структура пожарной безопасности ОУ и ОДОД должна состоять.
1. Из системы предотвращения пожара.
2.Системы препятствующей распространению пожара.
3. Системы безопасности людей при пожаре.
Содержание каждой из систем составляет соответствующий комплекс организационно- технических мероприятий.
Содержание системы предотвращения пожара.
а) Формирование и введение противопожарного режима:
- это разработка и утверждение организационно распорядительных документов ОУ, отражающих требования нормативно - правовых актов РФ, в том числе Правил пожарной безопасности в РФ (утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313.
- это организация выполнения требований организационно - распрядительных документов, регламентирующих противопожарный режим в ОУ и ОДОД.
б) Оснащение зданий и сооружений техническими системами.
1. Пожарной сигнализацией.
2. Системой оповещения учащихся и сотрудников ОУ о пожаре.
3. Системой водоснабжения и огнетушителями.
4.Системой пожаротушения (в том числе автоматической).
5.Системой дымоудаления.
Содержание системы препятствующей распространению пожара.
Это выполнение работ по:
1.Огнезащитной пропитке деревянных конструкций зданий.
2.Регулярной очистке помещений и территорий от горючих материалов и мусора.
3.Своевременному обслуживанию и ремонту оборудования перечисленных выше технических систем.
Это организация работы противопожарной дежурной службы, обучение учащихся и сотрудников правилам и мерам пожарной безопасности.
Это контроль за пожароопасными работами и электроустановками.
Содержание системы безопасности людей при возникновении пожара.
1.Организация обучения действиям на пожаре противопожарной дежурной службы.
2.Периодический инструктаж обучающихся и сотрудников ОУ и ОДОД по действиям при возникновении пожара.
3.Тренировки и учения по пожарной безопасности.
4.Своевременное использование технических систем - пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей.
5.Содержание в постоянной готовности путей эвакуации, средств зашиты органов
Обеспечение пожарной безопасности
• Совместный приказ Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ от 17.04.03 г. № 190/1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений».
• Совместное письмо Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ «О противопожарной защите образовательных учреждений» № 30-51 -217 ин/об-01 от 12.05.03 г.
• Совместное письмо Министерства по ГО и ЧС РФ и Минобразования РФ «Об усилении противопожарного режима на объектах образовательных учреждений при подготовке к новому учебному году» (№ 30-51-360ин/02-07 от 30.07.03).
• Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
• Планы и инструкции по эвакуации людей и имущества.
• Информация об оснащенности учреждения первичными средствами пожаротушения (об их перезарядке).
• Акты проверок на водоотдачу пожарных кранов.
• Памятки для занятий с сотрудниками, обучающимися (воспитанниками).
• Положение о службе пожарной безопасности образовательного учреждения.
• Акты на проведение тренировок по эвакуации людей (ежеквартально).
• Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность в целом и по отдельным помещениям (ежегодно).
• Инструкции по обеспечению пожарной безопасности.
• Журнал учета инструктажа сотрудников по пожарной безопасности.
• Акты систематических осмотров по обеспечению на объекте пожарной безопасности (захламленность, складирование строительных материалов, состояние путей эвакуации, запасных выходов и чердачных люков и т. п.).
• Приказ о запрещении разведения костров и пользования открытым огнем на территории образовательного учреждения.
• Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений.
• План действий администрации и работников учреждения в случае пожара.
• Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре.
• Акт на обработку огнезащитными и огнепреграждающими средствами деревянных несущих конструкций и пустот в межэтажных перекрытиях и перегородках.
Организация антитеррористической деятельности
• Закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ.
• Указ Президента РФ от 13.09.2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».
• Концепция национальной безопасности РФ.
• Постановление Правительства РФ от 10.12.02 г. № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии».
• Методические материалы и рекомендации по обучению сотрудников, обучающихся (воспитанников) основам защиты от террористических актов и от иных чрезвычайных ситуаций.
• Приказ начальника управления образования «О комплексе мер по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений».
• Приказ начальника управления образования «О дополнительных мерах по предупреждению террористических актов в образовательных учреждениях».
• Приказ начальника управления образования «Об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности».
• Положение о антитеррористической группе образовательного учреждения.
• Приказ руководителя образовательного учреждения о создании антитеррористической группы (издается ежегодно).
• Решения антитеррористических комиссий.
• Положение об организации контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении.
• Акт обследования антитеррористической укреплённости объекта.
• Памятки и инструкции о действиях в чрезвычайных ситуациях.
• Положение о паспорте безопасности обучающегося (воспитанника).
• Паспорт антитеррористической защищенности учреждения.
• Ежегодные и перспективные планы мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
• Отчеты о выполнении мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
• Журнал учета посетителей.
• Копия договора об оказании охранных услуг.
• Схема охраны объекта.
• Акты проверки объекта охраны сотрудниками ОВД.
• Инструкции и памятки сотруднику охраны или ответственному дежурному.
• Журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы.
• Журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану.
• Список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, силовых структур и аварийных служб.
• Планы проводимых практических занятий, тренировок и учений.
• Графики дежурства ответственных лиц в праздничные и выходные дни.
• Доклады (отчеты):
а) о результатах работы по противодействию терроризму и экстремизму за учебный год;
б) о всех происшествиях и чрезвычайных ситуациях (доклад – немедленно, отчет в течение пяти рабочих дней с указанием проведенных мероприятий по недопущению и профилактике подобных чрезвычайных ситуаций).
Деятельность по организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
• Закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
• Закон РФ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
• Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» № 1113 от 05.11.1995 г.; «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» № 782 от 10.07.1999 г.; «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» № 1396 от 23.11.1996 г.; «О создании и оснащении служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны (ГО)» № 620 от 10.06.1999 г.; «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» № 841 от 02.11.2001 г. и другие.
• Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
• Инструкции по действиям персонала образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях и при выполнении мероприятий гражданской обороны.
• Итоговый приказ начальника управления образования «О проведении мероприятий по гражданской обороне в образовательных учреждениях в 20_г. и задачах на 20_ год».
• Приказ директора образовательного учреждения о создании объектовых звеньев РС ЧС.
• Приказ о создании формирований гражданской обороны.
• План проведения основных мероприятий гражданской обороны на 20__ год.
• Положение о гражданской обороне учреждения.
• Положение о штабе по делам ГО и ЧС образовательного учреждения.
• План гражданской обороны учреждения.
• План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
• Положение о службах гражданской обороны.
• Функциональные обязанности начальника гражданской обороны учреждения.
• Функциональные обязанности начальника штаба по делам ГО и ЧС.
• Функциональные обязанности председателя КЧС учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы оповещения и связи учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы радиационной и химической защиты учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы охраны общественного порядка учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы противопожарной службы учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы материально-технического обеспечения учреждения.
• Функциональные обязанности начальника медицинской службы учреждения.
• Функциональные обязанности начальника службы убежищ и укрытий учреждения.
• Приказ о подготовке и проведении командно-штабных учений (КШУ), план подготовки и план проведения КШУ.
• Приказ о подготовке и проведении общешкольной тренировки – «Дня защиты детей», план ее подготовки и проведения.
• Приказ о подготовке и проведении соревнований по программе «Школа безопасности», план их подготовки и проведения.
• Расписание занятий по гражданской обороне с постоянным составом школы и журнал учета занятий.
• Схема оповещения постоянного состава школы.
Организация безопасности образовательного процесса
• Акт государственной комиссии о приемке образовательного учреждения в эксплуатацию (с пакетом обязательной технической документации – технический паспорт).
• Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.
• Акты испытания гимнастических снарядов и оборудования (перед началом учебного года).
• Акт-разрешение на проведение занятий в учебных кабинетах (для вновь открываемых или реконструированных кабинетов).
• Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования (после ремонта).
• Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда (ежегодно, в целом по учреждению и по каждому помещению).
• Соглашение администрации и профсоюзного комитета (представительного органа трудового коллектива) учреждения по охране труда (на календарный год).
• Акт проверки выполнения соглашения по охране труда (2 раза в год).
• Должностные инструкции по охране труда всех работников учреждения с их личными подписями (подписи обновляются ежегодно).
• Протоколы по обеспечению безопасности образовательного учреждения (акты на проверку лестниц-стремянок и т. п.).
• Акты и предписания государственных органов надзора: санэпиднадзора, пожарного надзора, энергонадзора и др.
• Документация по охране труда, которая включает следующие журналы:
– регистрации вводного инструктажа по охране труда (оформляется при приеме на работу сотрудников);
– программы вводного инструктажа по охране труда;
– регистрация инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется на всех работников 2 раза в год);
– программы текущего инструктажа по охране труда на рабочем месте;
– регистрация инструктажа обучающихся (воспитанников) по охране труда при организации общественно полезного производительного труда;
– регистрации несчастных случаев (с приложением актов по формам Н-1, Н-2);
– журнал административно-общественного контроля.
Обеспечение электробезопасности
• Общие требования электробезопасности (ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ).
• Схема устройств защитного отключения и доступа к нему.
• Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП).
• Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
• Инструкции, плакаты и памятки по работе с электроприборами.
• Список лиц, имеющих доступ по электробезопасности (с присвоением группы) среди персонала образовательного учреждения.
• Акт проверки сопротивления изоляции и заземления.
• План-схема электротехнических коммуникаций.
• Акт приемки в эксплуатацию электроустановок.
• Договор на обслуживание электроустановок.
• Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.
• Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности
• Нормативы СанПиНов (требования к освещению, тепловому и световому режимам, расписаниям учебных занятий, максимальные величины образовательной нагрузки, включая объемы домашних заданий и другие санитарные нормы).
• Предписания и акты СЭС.
• Планы по устранению выявленных недостатков.
• Журнал учета прохождения медицинских осмотров работниками (при приеме на работу и периодические).
• Список работников, имеющих вредные условия труда.
• Акты проверок состояния медицинских аптечек.
Обеспечение безопасности на дорогах
• Копии приказов о проведении экскурсий и походов.
• Журнал регистрации экскурсий и походов.
• Инструкции и памятки руководителю похода и экскурсии.
• Заявки в ОВД по организации сопровождения автобусов и проведения обследования технического состояния используемых транспортных средств.
• Инструкция сопровождающему лицу по обеспечению безопасности при осуществлении перевозок детей.
• Инструкция для обучающихся (воспитанников) по правилам безопасности при поездках.
• Инструкция руководителя учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозок детей.
• Тематика и памятки для проведения бесед на классных часах.
. Обеспечение безопасности на воде в период весеннего паводка
• Правила оказания первой помощи пострадавшему.
• Инструкции, плакаты и памятки о поведении на воде.
• Программа или план мероприятий по обучению школьников плаванию.
• Инструкция по организации купания в открытых водоемах.
• Статистические данные о школьниках, умеющих плавать.
Обеспечение курса ОБЖ
• Письмо Минобразования России от 04.05.01 г. № 457/13–13 «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного)общего образования по курсу ОБЖ».
• Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны государства и их подготовки по основам военной службы, утверждена приказом Минобороны и Минобразования России от 03.05.01 г. №203/1936.
• Письмо Минобразования России от 25.03.99 г. № 389/11–12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе».
Письмо Минобразования России от 27.04.2007 г. №03-898 «О методических рекомендациях по курсу ОБЖ.
• Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений.
• Методические рекомендации по организации занятий курса ОБЖ.
• Постановление главы города об организации и проведении учебных сборов.
• Планирование внеклассной и кружковой деятельности по ОБЖ.
Взаимодействие с городскими (районными) структурами и организациями
• Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. № 53–ФЗ.
• План организации первоначальной постановки на воинский учет обучающихся.
• Планы профориентационной работы.
• План организации дней призывника.
• Журнал регистрации учебы и повышения квалификации сотрудников по вопросам организации безопасности (ГО, электробезопасности и др.).
2.3. Примерная структура комплексного плана безопасности ОДОД
Организационные мероприятия.
1. Разработка правил внутреннего распорядка отделения дополнительного образования детей.
2. Определение порядка обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОДОД при проведении праздников, спортивных состязаний и иных культурно-массовых мероприятий.
3. Проверка учебных кабинетов, помещений для занятий спортом и спортивных площадок ОДОД.
4. Организация контроля соблюдения правил зачисления обучающихся в секции и объединения ОДОД.
5. Создание и организация деятельности антитеррористической рабочей группы образовательного учреждения.
6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в образовательном учреждении.
7. Определение порядка контроля и ответственных за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений.
8. Организация взаимодействия коллектива образовательного учреждения с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
Обучение сотрудников и обучающихся.
1. Обучение обучающихся, сотрудников образовательного учреждения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС).
2. Обучение учащихся по курсу «ОБЖ».
Создание учебно-материальной базы.
1. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.
2. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующиx команд, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
3. Монтаж систем противопожарной сигнализации.
2.4. Система безопасности ОУ и ОДОД и ее элементы.
Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ и отделениях ОУ (ОДОД) создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.
Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.
Субъекты обеспечения безопасности ОУ:
руководство ОУ и ОДОД, персонал ОУ и ОДОД и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи;
администрация района, правоохранительные органы;
органы управления образованием, органы здравоохранения.
Физическая защита здания ОУ и ОДОД:
освещение здания, периметра и территории;
ограждения, запоры, решетки на окнах;
турникеты для ограничения пропуска посетителей;
ворота на подъездах к ОУ.
Охрана ОУ и ОДОД:
вахтеры, персонал охраны, дежурный администратор, руководство;
организация охраны и режима;
пакет документов по организации охраны;
организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
план совместных мероприятий охранного предприятия и образовательного учреждения.
Технические средства охраны и безопасности ОУ и ОДОД:
Система пожаротушения, сигнализация;
системы оповещения оперативных и дежурных служб (полиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
системы видеонаблюдения;
системы автоматического электронного допуска.
Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:
согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;
распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;
обмен информацией;
совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
организация совместного контроля работы ОП в ОУ.
Работа с персоналом ОУ и ОДОД:
подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.
Правовые и организационные документы по безопасности ОУ и ОДОД:
комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ и ОДОД.
На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ и ОДОД как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ и ОДОД. Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз: повышает психологическую устойчивость в ЧС; повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС, способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ; способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками; создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.
Общая система безопасности ОУ и ОДОД должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося: твердое знание законов и правил поведения; отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности; умелое использование средств безопасности; самоконтроль и дисциплина; хорошая связь с правоохранительными органами; взаимопомощь товарищей по работе; нормальные отношения в семье и с окружающими.
Задача руководителя и коллектива ОУ и ОДОД состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему
2.5. Формирование навыка личной безопасности обучающихся.
Основная цель в формировании навыка личной безопасности заключается в следующем:
1. Побуждение педагогов, обучающихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения.
2. Формирование:
– устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
– ответственности за своё благополучие;
– необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать.
3. Воспитание культуры безопасности.
Задачи.
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности.
3. Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ.
4. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
5. Повышение компетентности педагогов, родителей и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
6. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
7. Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие у педагогов и обучающихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
Глава 3. Обеспечение безопасности в объединениях ОДОД
на примере ГБОУ СОШ № 634
Обеспечение безопасности в отделении дополнительного образования детей в образовательном учреждении – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ № 634 работает по программам физкультурно-оздоровительной направленности, включает в себя секции и объединения, такие как «Аэробика», «Бадминтон», «Спортивный танец», «Пионербол», «Волейбол», «Легкая атлетика», «Футбол», «Школа мяча», «Подвижные игры», «Школа безопасности», «Шахматы».
Обеспечение безопасности является приоритетом в деятельности администрации ОДОД и педагогического коллектива.
Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Цель: обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников ОДОД во время их трудовой и образовательной деятельности путём повышения безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с требованиями положения о службе охраны труда работа осуществляется в следующих направлениях:
– защита здоровья и сохранение жизни;
– соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы.
Исходя из цели и направлений, были поставлены следующие задачи:
– обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
– организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях в секциях и объединениях ОДОД;
– изучение причин детского, производственного травматизма;
– обучение сотрудников ОДОД правилам оказания первой помощи;
– проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;
– пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.
Реализация вышеперечисленных задач в ОДОД осуществляется следующим образом:
· издан приказ в начале учебного года «О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»;
· разработаны должностные инструкции по охране труда работников школы, необходимая документация;
·утверждено положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
·составлены планы работы по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, по пожарной безопасности, по предупреждению террористических актов;
·составлен режим работы ОДОД;
·осуществлялся контроль за вопросами охраны труда, ТБ, ГО и др.
Профилактика детского травматизма
- Набор в секции и объединения физкультурно-спортивной направленности обучающихся 7-18 лет производится только при наличии справки от врача о допуске к занятиям.
- Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» установлен режим работы ОДОД.
- Периодически в теоретической части образовательных программ ОДОД проводятся занятия по обучению правилам дорожного движения, поведению на воде, противопожарной безопасности.
- Постоянно проводится инструктаж по технике безопасности поведения в спортивном, танцевальном, актовом залах и в учебных кабинетах.
- Учебные кабинеты, спортивные, танцевальные, актовые залы оснащены аптечками для оказания первой помощи.
- Назначаются дежурные администраторы, обладающие навыками оказания первой помощи.
- При выездных мероприятиях издается приказ на назначение сопровождающего ответственного за жизнь и здоровье детей.
- При проведении соревнований на базе школы приказом назначается администратор, отвечающий за безопасность жизни и здоровья детей.
- При выездных мероприятиях и проведении соревнований для участников проводится целевой инструктаж.
- Оформлен стенд по безопасности дорожного движения.
Соблюдение санитарно-технических требований
Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании», планом производственного контроля. Освещенность, уровень шума, воздушно-тепловой режим, санитарное состояние контролируется и соответствует норме.
Меры противопожарной безопасности
Противопожарное состояние отвечает установленным требованиям пожарной охраны. Установлена пожарно-охранная сигнализация, системы оповещения.
Регулярно ведётся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара.
Гражданская оборона, защита от ЧС природного и техногенного характера
Гражданская оборона в течение учебного года организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-Ф-3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Проведена определенная профилактическая работа:
– приняты необходимые дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школе – установлены турникеты;
– организована пропускная система;
– приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы во время работы секций и объединений ОДОД;
– постоянно проводятся инструктажи с работниками (вахтёрами, педагогическими работниками);
– установлен контроль над закрытием, опечатыванием помещений, имеющих отдельный внешний вход;
– периодически проводится разъяснительная работа среди педагогов дополнительного образования, обучающихся и родителей по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановки.
Осуществление контроля вопросов безопасности в ОДОД
В течение учебного года осуществлялся контроль:
– за своевременной подготовкой учебных кабинетов, спортивных, танцевальных, актовых залов;
– состоянием охраны труда и наличием необходимых средств по охране труда;
Таким образом, в Отделении дополнительного образования детей в образовательном учреждении ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Заключение.
Учреждения образования и их отделения относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ и ОДОД приобрели особую злободневность и значимость.
Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.
В данной работе приведён комплексный план мероприятий для изучения, закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий обучающихся, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психической устойчивости в условиях повышенной опасности.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / Авт. – сост. С. В. Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001 Криминальные угрозы и технологии защиты. Журнал ОБЖ №12 2007 г..
3. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Журнал ОБЖ № 11 2007 г.
4. Охрана труда: организация и управление: Учеб.пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.
5. Пожарная безопасность: Научно-технический журнал. – М.: ООО «Информост», 2001–2002.
6. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении (сост. Н. В. Андреева и др.) – 2- е изд.- М.: Айрис – пресс, 2006 г.
7. Организация комплексной безопасности образовательного учреждения. Журнал ОБЖ № 10 2007 г.
8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....
Методические рекомедации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в отделении дополнительного образования детей
Настоящие методические рекомендации были составлены для оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ....
«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи...
Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"
В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...
Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...
Организация и планирование занятия в творческом объединении отделения дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии на занятиях оркестра в объединении отделения дополнительного образования....