технологическая карта урока "Снятие мерок для изготовления фартука"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Учащиеся познакомятся с историей создания фартука, видами фартуков; ознакомятся с правилами снятия мерок; соблюдению правил безопасного труда; научатся самостоятельно снимать мерки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 685.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Патрахина Екатерина Валерьевна
Предмет: технология
Класс: 5
Тема | Снятие мерок для изготовления фартука |
Целевые ориентиры | Познакомится с понятием фартук; его видами; последовательностью снятия мерок для фартука |
Планируемый результат (Базовый уровень и повышенный уровень) | Предметные: учащиеся познакомятся с историей создания фартука, видами фартуков; ознакомятся с правилами снятия мерок; соблюдению правил безопасного труда; научатся самостоятельно снимать мерки. Личностные: самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
Основные понятия | Фартук, мерки, выкройка |
Межпредметные связи | История |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Презентация |
Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия) | Беседа, работа с учебником |
Технология преподавания | Деятельность | Задания обучающимся, для достижения запланированных результатов Базовый уровень | Планируемые результаты | УУД | ||
Педагогического работника | Обучающихся | Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание учебного настроя на деятельность. | 1.Приветствие, проверка готовности к уроку. 2.Задает проблемную задачу | 1.Приветствие 2.Предлогают пути решения | 1.Подготовить тетради, учебники к уроку 2.Расказать способы защиты одежды от загрязнений | Учащиеся решают задачу | Учащиеся ставят цели урока | Л. Самоопределение, самоорганизация, К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке П. Правильность организации рабочего места |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения. | Предлагает определить какие трудности возникли во время решения задачи | Формулируют трудности, которые возникли во время решения задачи | Определить какие трудности появились при решении учебной задачи | Умение формулировать трудности, которые возникли во время решения задачи | Умение формулировать трудности, которые возникли во время решения задачи и находить пути выхода | Л. Смыслообразование. П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации из текстов. Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
III. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | 1.Предлагает подвести итог, сформулировать тему урока 2.Предлогает определить список вопросов, которые необходимо знать о фартуке | 1.Формулируют тему урока 2.Определяют список вопросов, которые необходимо знать о фартуке | Подвести итог, определить тему урока. Определить вопросы необходимые знать о фартуке | Учащиеся формулируют тему урока | Формулируют тему урока, составляют план действий | П. Анализ, синтез, постановка и формулирования проблемы, структурирование знаний. Чтение технологических карт, работа с учебником |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца) Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | 1.Предлогает сформулировать определение фартук 2.Предлогает назвать назначение фартука 3.Предлогает составить хронологию возникновения фартука 4.Предлогает определить виды фартуков 5.Предлогает определить необходимые мерки для изготовления фартука | 1.Формулируют определение фартук 2.Определяют назначение фартука 3.Составляют хронологию возникновения фартука 4.Определяют виды фартуков | 1.Сформулировать и записать определение фартук 2.Определить назначение фартука 3.Составить в виде таблицы хронологию возникновения фартука 4.Определить и нарисовать виды фартуков | Понимание и адекватное употребление в речи терминов | Самостоятельно работают с литературой, выбирать нужную информацию | Личностные (УУД): - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор. Метапредметные (УУД): Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - проводить анализ своей творческой деятельности; П - самостоятельное создание способов решения творческого характера. К- ориентироваться в учебнике и в технологической карте; |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | Ответить на вопросы 1. Что такое фартук, его назначение 2. Что называют мерками 3. Почему мерки длин записывают полностью, а обхватов в половинном размере 4. Какие мерки необходимы для построения фартука | Формулируют краткие ответы на поставленные вопросы с помощью литературы | Формулируют самостоятельно ответы на вопросы без помощи | Р. определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | 1.Предлагает разработать и нарисовать эскиз фартука. 2.Разделится на пары снять мерки | 1.Разрабатывают и зарисовывают свой вариант фартука 2.Снимают друг с друга мерки | 1.Разработать и нарисовать свой вариант фартука, написать его назначение и вид 2.Выполнить практическую работу | Выполняют практическую работу при помощи учителя | Выполняют практическую работу самостоятельно | Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построения логической цепи рассуждений, доказательство. К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | Предлагает вспомнить изученное на уроке | Обобщают знания полученные на уроке | Подвести итог урока | Подводят итог урока, делают вывод | Подводят итог урока, формулируют основные направления деятельности на уроке | Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Приложение
История фартука.
Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.
Древние века.
История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.
С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.
Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии. С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н. э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.
А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.
Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.
Средние века.
Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).
Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV () дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.
Городской костюм Европейский костюм
(Германия, XVI в) (XVIII в.)
Бретонка
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.
Голландская девушка Белорусская женщина
Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.
Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по теме: "Изготовление композиции с использованием пуговиц"
Занятие предназначено для учащихся 2-3 х классов. Тема : «Изготовление композиции с использованием пуговиц». Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные):а) Дать...
Технологическая карта 5класс по теме "Моделирование фартука"
Технологическая карта-это новый вид методической продукции, обспчивающей эффективное и качественное преподование в школе и возмжость достижения планируемых результатов освоения основных образовательны...
Технологическая карта урока по теме "Изготовление греческой амфоры" 5 класс
На ранее изученного материала по истории Древней Греции, в ходе урока учащиеся должны суметь изготовить амфору из глины....
Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс
Данный материал является технологической картой одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе....
Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс
Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука" по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...
Технологическая карта урока "Швейная машина. Изготовление машинных швов. 5 класс
Технологическая карта урока "Швейная машина. Изготовление машинных швов" для 5 класса по предмету "Технология. Технологии ведения дома"...
Технологическая карта урока 5 класс. Раскрой фартука
В методической разработке представлена технологическая карта урока для 5 класса, а так же инструкционная карта по раскрою изделия....