технологическая карта урока "Снятие мерок для изготовления фартука"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Патрахина Екатерина Валерьевна

Учащиеся познакомятся с историей создания фартука, видами фартуков; ознакомятся с правилами снятия мерок; соблюдению правил безопасного труда; научатся самостоятельно снимать мерки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc685.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Патрахина Екатерина Валерьевна

Предмет: технология

Класс: 5

Тема

Снятие мерок для изготовления фартука

Целевые ориентиры

 Познакомится с понятием фартук; его видами; последовательностью снятия мерок для фартука

Планируемый результат

(Базовый уровень и повышенный уровень)

Предметные: учащиеся познакомятся с историей создания фартука, видами фартуков; ознакомятся с правилами снятия мерок; соблюдению правил безопасного труда; научатся самостоятельно снимать мерки.

Личностные: самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Метапредметные: регулятивные
 - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

Основные понятия

Фартук, мерки, выкройка

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация

Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия)

Беседа, работа с учебником

Технология преподавания

Деятельность

Задания

обучающимся, для достижения запланированных результатов

Базовый уровень

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

Базовый уровень

Повышенный уровень

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Задает проблемную задачу

1.Приветствие

2.Предлогают пути решения

1.Подготовить тетради, учебники к уроку

2.Расказать способы защиты одежды от загрязнений

Учащиеся решают задачу

Учащиеся ставят цели урока

Л. Самоопределение, самоорганизация,

К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

П. Правильность организации рабочего места

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

Предлагает определить какие трудности возникли во время решения задачи

Формулируют трудности, которые возникли во время решения задачи

Определить какие трудности появились при решении учебной задачи

Умение формулировать трудности, которые возникли во время решения задачи

Умение формулировать трудности, которые возникли во время решения задачи и находить пути выхода

Л. Смыслообразование.

П. Анализ, синтез, обобщение, классификация,                  извлечение необходимой информации из текстов.

Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

1.Предлагает подвести итог, сформулировать тему урока

2.Предлогает определить список вопросов, которые необходимо знать о фартуке

1.Формулируют тему урока

2.Определяют список вопросов, которые необходимо знать о фартуке

Подвести итог, определить тему урока. Определить вопросы необходимые знать о фартуке

Учащиеся формулируют тему урока

Формулируют тему урока, составляют план действий

П. Анализ, синтез, постановка и формулирования  проблемы, структурирование знаний.

Чтение технологических карт, работа с учебником

IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

1.Предлогает сформулировать определение фартук

2.Предлогает назвать назначение фартука

3.Предлогает составить хронологию возникновения фартука

4.Предлогает определить виды фартуков

5.Предлогает определить необходимые мерки для изготовления фартука

1.Формулируют определение фартук

2.Определяют назначение фартука

3.Составляют хронологию возникновения фартука

4.Определяют виды фартуков

1.Сформулировать и записать определение фартук

2.Определить назначение фартука

3.Составить в виде таблицы хронологию возникновения фартука

4.Определить и нарисовать виды фартуков

Понимание и адекватное употребление в речи терминов

Самостоятельно работают с литературой, выбирать нужную информацию

Личностные (УУД):

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.

Метапредметные (УУД):

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

П - самостоятельное создание способов решения творческого характера.

К- ориентироваться в учебнике и в технологической карте;

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Предлагает ответить на вопросы

Отвечают на вопросы

Ответить на вопросы

1. Что такое фартук, его назначение  

2. Что называют мерками

3. Почему мерки длин записывают полностью, а обхватов в половинном размере

4. Какие мерки необходимы для построения фартука

Формулируют краткие ответы на поставленные вопросы с помощью литературы

Формулируют самостоятельно ответы на вопросы без помощи

Р. определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

1.Предлагает разработать и нарисовать эскиз фартука.

2.Разделится на пары снять мерки

1.Разрабатывают и зарисовывают свой вариант фартука

2.Снимают друг с друга мерки

1.Разработать и нарисовать свой вариант фартука, написать его назначение и вид

2.Выполнить практическую работу

Выполняют практическую работу при помощи учителя

Выполняют практическую работу самостоятельно

Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.

П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построения логической цепи рассуждений, доказательство.

К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Предлагает вспомнить изученное на уроке

Обобщают знания полученные на уроке

Подвести итог урока

Подводят итог урока, делают вывод

Подводят итог урока, формулируют основные направления деятельности на уроке

Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Приложение

История фартука.

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.

Древние века.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image001_177.gifhttp://pandia.ru/text/78/380/images/image002_125.gif

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии. С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н. э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image003_85.gif

http://pandia.ru/text/78/380/images/image004_75.gif

 

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Средние века.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image005_59.gif 

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV () дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image006_51.gif

 

Городской костюм Европейский костюм

(Германия, XVI в) (XVIII в.)

http://pandia.ru/text/78/380/images/image007_53.gif 

Бретонка

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image008_42.gif

http://pandia.ru/text/78/380/images/image009_38.gif

 

Голландская девушка Белорусская женщина

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image010_31.gif

 

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image011_21.jpg

 

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.

http://pandia.ru/text/78/380/images/image012_19.jpg

http://pandia.ru/text/78/380/images/image013_21.jpg

 

http://pandia.ru/text/78/380/images/image014_17.jpg

 

http://pandia.ru/text/78/380/images/image015_15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по теме: "Изготовление композиции с использованием пуговиц"

Занятие предназначено для учащихся 2-3 х классов. Тема : «Изготовление композиции с использованием пуговиц».  Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные):а)  Дать...

Технологическая карта 5класс по теме "Моделирование фартука"

Технологическая карта-это новый вид методической продукции, обспчивающей эффективное и качественное преподование в школе и возмжость достижения планируемых результатов освоения основных образовательны...

Технологическая карта урока по теме "Изготовление греческой амфоры" 5 класс

На ранее изученного материала по истории Древней Греции, в ходе урока учащиеся должны суметь изготовить амфору из глины....

Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс

Данный материал является  технологической  картой  одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе....

Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс

Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука"  по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока:  повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...

Технологическая карта урока "Швейная машина. Изготовление машинных швов. 5 класс

Технологическая карта урока  "Швейная машина. Изготовление машинных швов" для 5 класса по предмету "Технология. Технологии ведения дома"...

Технологическая карта урока 5 класс. Раскрой фартука

В методической разработке представлена технологическая карта  урока для 5 класса, а так же инструкционная карта по раскрою изделия....