Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Москвина Татьяна Николаевна

Данный материал является  технологической  картой  одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_5_klass_snyatie_merok.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:            Москвина Татьяна Николаевна    (ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Предмет:            Технология. Технологии ведения дома (девочки)

Класс:                 5

Автор УМК:      Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Раздел:                Создание изделий из текстильных материалов

Тема урока:        Определение размеров швейного изделия. Снятие мерок для изготовления фартука (2 спаренных урока – 90 минут)

Тип урока:          «Открытия» нового знания

Оборудование:  Учебник, манекен, сантиметровая лента, плакат «Размерные признаки фигуры девочки»

Цели урока -  как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • снимать мерки с фигуры человека
  • определять размерные признаки одежды

понимание, узнавание, обоснованное применение

Познавательные

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение

самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Регулятивные

  • устанавливать цель дальнейшей деятельности
  • планировать работу

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

  • обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

  • осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности;
  • ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь)

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оганизацион-ный этап

  • 4 минуты

1.Настроить  учащихся на работу по предмету

Фронталь-ная

1.Приветствует учащихся

2.Проверяет  списочный  состав класса

3.Санкционирует  подготов-ку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку

1.Приветствуют учителя

2.Староста класса пофамиль-но сообщает количество отсутствующих на уроке

3.Выполняют  подготовку к уроку

Личностные УУД:

- овладевать установ-ками, нормами и пра-вилами научной организации умствен-ного и физического труда

Мотивацион-но-целевой этап

  • 21 минута

1.Формиро-вать личност-ный мотив учения

2. Организо-вать само-стоятельную постановку цели

Беседа

Фронталь-ная

1. Формулирует проблему:

- В этом учебном году вы изготовите своё первое швейное изделие – фартук.

С чего начинается изготовление  швейного изделия?

 

2.Предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Как учитываются особен-ности фигуры человека при изготовлении одежды?

- Как в математике определя-ют размер фигуры?

- При помощи какого инструмента производят измерения?

- Какие единицы измерения длины вы знаете?

- Как вы думаете,  какая единица измерения длины используется для определе-ния размера одежды?

- А теперь давайте назовём инструмент для определения размеров фигуры человека:

У портного есть она,

Ей фигуру обвивают и размеры измеряют,

Называется она – лента сантиметровая.

3.Предлагает сформулиро-вать вопросы, возникшие после обмена мнениями

1.Высказывают мнения о последовательности изготовления швейного изделия («мозговой штурм», звёздочка)

2.Отвечая  на вопросы,  высказывают мнения о вариантах определения размеров одежды,  исполь-зуемых единицах измерения и инструментах

3.Формулируют вопросы,  на которые надо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель):

- Что надо знать для снятия мерок?

- Какие правила существуют при снятии мерок с фигуры человека?

- Как определить по меркам размер одежды?

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следствен-ные связи;

Регулятивные УУД: 

- определять цель дальнейшей деятель-ности

Коммуникативные УУД:

- слушать других, быть готовым изме-нить свою точку зрения

Личностные УУД:

 - формировать позна-вательный интерес к предметной деятель-ности;

- осознавать необхо-димость в новых зна-ниях и их использова-нии в жизни

Ориентиро-вочный этап

  • 5 минут

1.Организо-вать само-стоятельное планирование и  выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронталь-ная

Задаёт вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последователь-ность действий

Регулятивные УУД:

- планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Поисково-ис-следователь-ский этап

  • 15 минут

Перемена

  • 10 минут

1.Организо-вать поиск решения проблемы

Исследо-вание

Фронталь-ная

1.Предлагает найти и про-вести анализ информации в учебнике

2.Актуализирует полученные знания об основных линиях мерок на фигуре человека и правила их снятия

ПОКАЗ:

плакат «Размерные признаки фигуры девочки», линии мерок на манекене

3.Объясняет какая мерка используется для определе-ния размера одежды

1.Читают текст учебника и анализируют его 

§ 16 стр. 95 – 97

2.Записывают в тетрадь названия основных линий мерок,  правила снятия и записи мерок (см. ресурсный материал)

3.Высказывают предположе-ние о необходимых мерках для изготовления фартука

Познавательные УУД:

- искать, выделять и анализировать необхо-димую информацию 

Коммуникативные УУД:

- формулировать вопросы

Практический этап

  • 20 минут

1.Организо-вать практи-ческую работу

Объясни-тельно-иллюстративный, практи-ческий

Групповая, фронталь-ная

1.Предлагает, работая в па-рах снять и записать мерки для изготовления фартука. Результаты измерений запи-сываются в таблицу рабочей тетради

2.Лично проверяет все снятые мерки у обучающих-ся и записывает их в той же таблице в графе «Контроль»

(ошибка в измерениях на 2 см ведёт к снятию 1 балла оценки)

1.Снимают и записывают в таблицу рабочей тетради индивидуальные мерки для изготовления фартука, работая в парах (см. ресурсный материал)

2.Смотрят за работой учителя и сверяют полученные результаты измерений

Регулятивные УУД:

- осуществлять сравнение особен-ностей  снятия мерок для швейных изделий и фартука

Коммуникативные  УУД:

- осуществлять учеб-ное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

Рефлексивно-оценочный этап

  • 15 минут

1.Оценивать свою  способ-ность  и готовность к труду,  в конкретной предметной деятельности

2.Самооценка

Метод «незакон-ченных высказы-ваний»

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и оценивает результаты выполненных практических работ

2. Предлагает объяснить, для чего нужны мерки фигуры человека

3.Задаёт вопросы:

- Какие сложности были при снятии мерок?

- Какие возможны ошибки при снятии мерок с фигуры человека?

 

4. Предлагает закончить фразы:

  «Я сегодня узнала……»

  « Я сегодня научилась….»

5. Сообщает, что на следующий урок надо принести миллиметровую бумагу

 

1.Слушают учителя

2.Делают вывод о значимос-ти снятия мерок для изготовления швейного изделия

3.Проговаривают возникшие сложности и анализируют ошибки

4. Дают ответ на сформулированное начало фраз

5.Делают записи в дневник

Регулятивные УУД:

- анализировать процесс снятия мерок

Коммуникативные  УУД:

- осуществлять учеб-ное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

 

Ресурсный материал к уроку

Основные линии мерок на фигуре человека:

  • линия шеи
  • линия груди
  • линия талии
  • линия бёдер

Правила снятия мерок с фигуры человека:

  1. При снятии мерок участвуют два человека – тот,  кто снимает мерки и тот с кого снимают мерки
  2. Перед снятием мерок у измеряемого человека, для точности,  линию талии фиксируют пояском
  3. Измеряемый человек должен стоять ровно в естественной позе, без напряжения
  4. Мерки  с фигуры снимают сантиметровой лентой, которую не натягивают и не ослабляют
  5. Для записи мерок используют условные обозначения
  6. Мерки длины записываются полностью, а мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертёж основы изделия строится на половину фигуры

Размер женской одежды определяется по мерке – полуобхват груди

Таблица записи мерок:

Название мерки

Условное обозначение мерки

Числовое значение мерки, см

Контроль

Длина нагрудника

Дн

Длина нижней части

Днч

Полуобхват талии

Ст

Полуобхват бёдер

Сб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и технологическая карта урока ПТО "Швейное дело" 9 класс.Тема:Подготовка ткани к раскрою

Разработка урока "Подготовка ткани к раскрою" с презентацией,  для учеников выпускного 9 класса коррекционной школы....

Технологическая карта урока: «Бытовая швейная машина» - 5 класс

Технологическая карта урока "Бытовая швейная машина" для 5 класса.1 урок. Разработка урока будет полезна для учителей технологии....

Урок Технологии 5 класс. Конструирование швейно изделия. Снятие мерок. Построение чертежа фартука на поясе.

Урок технологии "Конструирование швейного изделия" в 5 классе направлен на формирование понятий о мерках, необходимых для построения чертежа фартука, о правилах снятия мерок с фигуры человек...

Конструирование швейных изделий. Снятие мерок. 5 класс

Методический материал к уроку "Конструирование швейных изделий" в 5 классе. Правила снятия мерок и их запись....

Технологическая карта урока по швейному делу в 5 классе по теме "Салфетка"

Урок швейног дела в 5 классе по теме "Салфетка". Это первый вводный ознакомительный урок  в данной теме....

Методическая разработка: "Конструирование швейных изделий. Снятие мерок" 5 класс.

Презентация для учеников 5 класса. В презентации даётся понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, моделировании....