урок технологии в 5 классе «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Манахова Светлана Владимировна

Цель: ознакомить учащихся с инструментами для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмассы, способами закрепления заготовок и приёмами пробивания и сверления отверстий, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умения качественно сверлить заготовки из металла и пластмассы по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: бородок (пробойник), электродрель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_v_5_klasse.docx842.95 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока № 47-48                 Класс: 5

Тема:  «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»

Цель: ознакомить учащихся с инструментами для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмассы, способами закрепления заготовок и приёмами пробивания и сверления отверстий, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умения качественно сверлить заготовки из металла и пластмассы по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: бородок (пробойник), электродрель.

ХОД УРОКА

Повторение пройденного материала.

Перед изучением темы целесообразно напомнить обучающимся материал урока 8 (§10 учебника), связанный со сверлением заготовок из древесины.

Фронтальный опрос (рекомендуемые вопросы):

Как называется инструмент для сверления отверстий? Что такое дрель? Как можно проверить, что сверло закреплено в патроне дрели без перекосов? Каким образом нужно вращать рукоятку дрели в начале сверления отверстия и в конце работы? Для какой цели при сверлении используют подкладную доску?


Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов».

Цель урока – познакомиться с технологией получения отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.


Изложение нового материала.

Сначала нужно сообщить учащимся, что отверстия в заготовке из жести можно получить, пробив её бородком (пробойником) или просверлив сверлом, напомнить, каково назначение различных свёрл, правила закрепления сверла в патроне дрели. Затем учитель показывает способы надёжного закрепления заготовок на верстаке при пробивании и сверлении отверстий, приёмы разметки центров отверстий, пробивания и сверления отверстий, акцентируя внимание на правилах безопасной работы. Следует сообщить обучающимся о том, что при пробивании отверстий бородком в жестяной заготовке её следует размещать именно на торце деревянного бруска, а не на боковой поверхности, иначе отверстие качественным не получится.

После этого учитель с помощью рисунка 138 из учебника рассказывает обучающимся о том, что на предприятиях для получения одновременно нескольких отверстий применяют специальные штампы. Причём отверстия могут быть не только круглой формы, но и фигурными: в виде звёздочек, квадратов, прямоугольников, треугольников и т. д.

Для получения в заготовках из жести отверстий диаметром до 8 мм применяют бородок (пробойник), который представляет собой стальной стержень, имеющий боёк и рабочую часть (рис. 133). Чтобы пробойник во время работы не скользил в руке, его цилиндрическая поверхность имеет рифления (крестообразную насечку).

https://pandia.ru/text/80/473/images/img1_75.jpg

Для получения отверстия (см. рис. 133) заготовку (корпус совка) размещают на торце деревянного бруска, устанавливают бородок в нужном месте и ударом молотка пробивают отверстие. При этом края отверстия с нижней стороны заготовки получаются отогнутыми, и их нужно выровнять ударами киянки.

https://pandia.ru/text/80/473/images/img2_34.jpg

Более качественные отверстия в металлических деталях можно получить сверлением. Сверление выполняют свёрлами с помощью ручной дрели, электродрели (рис. 134, а), дрели-шуруповёрта (рис. 134, б) или сверлильного станка. Приёмы сверления такие же, как и при сверлении древесины (см. §10). При сверлении тонколистовой стали толщиной 0,2…0,4 мм применяют спиральные свёрла с направляющим центром (см. рис. 39, а). Для более толстых заготовок используют обычные спиральные свёрла (см. рис. 39, д).

https://pandia.ru/text/80/473/images/img3_26.jpg

Рассмотрим технологию сверления на примере изделия «подвеска для настенной полки» (см. рис. 97, а).

https://pandia.ru/text/80/473/images/img4_23.jpg

Перед сверлением на заготовке размечают центры будущих отверстий. Кернером делают в них неглубокие лунки, чтобы сверло не скользило по заготовке в самом начале сверления (рис. 135).

Затем заготовку закрепляют в тисках (рис. 136), подложив под неё деревянную дощечку. В патроне дрели закрепляют сверло нужного диаметра и сверлят заготовку. При сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности. В конце сверления нажим на заготовку ослабляют.

Сверление также можно выполнять без тисков (рис. 137). Заготовку кладут на подкладную доску и крепят струбциной к крышке верстака.

https://pandia.ru/text/80/473/images/img5_23.jpg

На предприятиях одновременно несколько отверстий в заготовках пробивают с помощью штамповочного пресса. Пример такого пресса показан на рисунке 138. Заготовку 2 укладывают на матрицу 3, в которой имеются отверстия. Пуансоны 1, закреплённые в верхней плите 6, по направляющим 5 опускаются вниз и пробивают отверстия в заготовке. Отходы 7 в виде кружков с диаметром, равным диаметру отверстий, выталкиваются наружу.

https://pandia.ru/text/80/473/images/img6_20.jpg

Для сверления листовой пластмассы применяют обычные спиральные свёрла. Однако, для того чтобы пластмасса при сверлении не потрескалась, угол при вершине сверла (см. рис. 39, д), который у стандартных свёрл для сверления древесины и металла составляет 1200, обычно перетачивают на угол 900.

Правила безопасной работы


Перед началом сверления следует проверить надёжность закрепления заготовки в тисках или на верстаке. Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов. Рукоятку дрели вращать плавно, без рывков. Не укладывать дрель на верстак сверлом к себе.
Фронтальный опрос по новому материалу.

Почему дрель не следует класть на верстак сверлом к себе? Почему при сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности? Как вы думаете, каким образом на предприятиях при штамповке используют отходы металла? Можно ли пробивать отверстия бородком в листовой пластмассе?


Далее учащиеся приступают к выполнению задания 26 в рабочей тетради и практической работы № 26 из учебника.

Практическая работа № 26.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов

В результате выполнения этой работы каждый пятиклассник должен приобрести умения пробивать отверстия в заготовке из жести бородком, а также сверлить отверстия в тонколистовом металле и заготовках из пластмассы ручной дрелью.

Внимание! Заточку свёрл выполняет только учитель!

Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для пробивания и сверления отверстий в заготовках, выберите необходимые инструменты. Получите заготовку у учителя или подготовьте заготовку детали своего проектного изделия. Разметьте центры будущих отверстий. Надёжно закрепите заготовку в тисках или на верстаке. Подберите бородок или сверло нужного диаметра. Установите сверло в патроне и проверьте правильность установки. Пробейте отверстия бородком или просверлите размеченные заготовки. Проверьте размеры полученных отверстий.

Наиболее часто встречающиеся ошибки пятиклассников при сверлении:

ненадёжное закрепление сверла в патроне; чрезмерный нажим на заготовку при сверлении, приводящий к изгибу или поломке сверла; сверление не под прямым углом к плоскости заготовки; упущение момента соприкосновения ограничителя с поверхностью заготовки, вследствие чего получение глухого отверстия большей глубины, чем нужно.

В связи с этим учитель должен объяснить школьникам правила недопущения этих ошибок.

Критерии оценки качества работы на данном уроке могут быть следующими:

правильность выполнения задания 26 в рабочей тетради; соблюдение правил безопасной работы; точность разметки центров будущих отверстий; правильный выбор бородка и свёрл; надёжность закрепления сверла в патроне; надёжность закрепления заготовки на верстаке; правильное накернивание центров будущих отверстий при сверлении; правильное использование приёмов пробивания отверстия бородком и приёмов сверления с помощью дрели; совпадение оси просверленного и пробитого отверстий с разметкой; качественно выполненные отверстия.

Текущий инструктаж

Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при пробивании и сверлении отверстий в заготовках.



Итог урока.

По окончании урока школьники отвечают на проверочное задание 26 в рабочей тетради.

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»

Верны ли следующие утверждения?

Утверждение

Да

Нет

1

+

2

+

3

+

4

+


Фронтальный опрос:

Почему при пробивании отверстий бородком заготовку кладут не на боковую поверхность, а на торец деревянного бруска? В чём недостаток пробивания отверстий бородком? Для чего накернивают центры будущих отверстий? Для какой цели при сверлении тонколистовой заготовки в тисках под неё подкладывают деревянный брусок? Почему в конце сверления необходимо замедлить скорость вращения сверла и ослабить нажим на заготовку?

Выставление и комментирование отметок за урок. Комплексная оценка выставляется обучающимся по результатам выполнения всех заданий данного урока. Вместе с учениками сделайте выводы по изученному материалу. Домашнее задание. 1) Ответить на вопросы, приведённые в конце § 28 учебника (с. 141).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов».

Представлен план проведения урока по теме: "Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов" на уроке технологии в 5-ом классе...

Презентация к уроку « Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов» 5 класс на конкурс "Учитель года"

Презентация подготовлена к уроку « Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов» 5 класс на конкурс "Учитель года"...

Открытый урок по теме «Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов»

Урок подготовлен и проведён в 5 классе по технологии в рамках конкурса "Учитель года-2018"...

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов....

Рабочая программа дополнительного внеурочного образования технической направленности "Применение станков с ЧПУ для обработки металла и искусственных материалов"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Укротители цифр и металла» (Применение станков с ЧПУ для обработки металла и искусственных материалов). Р...

конспект урока применения знаний и умений по теме "Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов" 5 класс

На уроках применения знаний и умений необходимо создавать условия для  самостоятельного  и творческого  применения  знания, навыков  и умений, полученных на предыдущих ур...