Открытый урок по теме «Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Кочергин Иван Андреевич

Урок подготовлен и проведён в 5 классе по технологии в рамках конкурса "Учитель года-2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_na_uchitel_goda-2018.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бычковская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Открытый урок на конкурс «Учитель года-2018»

по теме «Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов» в 5 классе
на базе

Касторенской СОШ №1

Подготовил и провёл Кочергин И.А.
учитель технологии

с.Бычок 2018г.

Тема урока: « Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов»

        Цель урока:  Дать учащимся представление о технологии  изготовления  изделий  из  металлов  и  искусственных  материалов.

        Задачи урока: 

         1. Ознакомить учащихся с технологическими процессами несложных металлических и пластмассовых деталей;

2. Научить учащихся формулировать и записывать последовательность технологического процесса изготовления простой детали из металла или из пластмассы;

3. Развивать технологическое мышление, навыки планирования трудовой деятельности;

          4.  Воспитывать усидчивость, аккуратность,

Оборудование: заготовки из тонколистового металла (жести), проволоки, пластмассы (оргстекло), киянки, ножницы по металлу, напильники, рулетка, молоток, наждачная бумага (шлифшкурка), ручной лобзик, ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на работу

А) представление учителя

   

 Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Меня зовут Иван Андреевич.

   Ребята, сегодня мы с Вами проведем урок технологии.

Б) настрой уч-ся на работу

Учитель: Начать наш сегодняшний урок я хочу, рассказав вам одну притчу, которая называется “Все в твоих руках”.

(Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек  захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    Вот и у вас сегодня все в ваших руках. А чтобы наш урок принес вам не только новые знания, но и доставил удовольствие,  повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Знакомство с новой темой

           1. Презентация по теме «  Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов»

          1)Слайд 1. Сообщение темы и цели урока – Сегодня на уроке мы познакомимся с технологией изготовления изделий из металла и искусственных материалов.

Цель нашего урока иметь представление о технологии изготовления изделий из металла и искусственных материалов

          -Ребята откройте, пожалуйста, учебники на стр. 110 и  тетради.  Запишите дату и  тему нашего урока.

           4. Рассказ учителя

Слайд 2. Ребята, я напомню Вам историю изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

Жесть – тонколистовая сталь, с нанесенными защитными покрытиями из олова, цинка, хрома, лака. Выпускают в листах и в рулонах (массой 15т). Первоначальное производство жести было секретом (подобно производству фарфора), которым на протяжении 300 лет владели лишь Австрия и Германия.  Однако, в 1665 году секрет изготовления жести был украден англичанами, которые постепенно стали перехватывать лидерство у немцев, создавая собственные технологии по производству. Своему успешному продвижению в мире жесть обязана созданию консервной банки. А именно Наполеону Бонапарту, который в 1810 году для своей армии сделал заказ английским производителям жести, которые должны были создать емкость для длительного хранения продуктов, в результате чего, они изготовили консервную банку прямоугольной формы, запаянную оловом изнутри, в неё помещались продукты, после чего верхняя часть банки также запаивалась оловом. Для того, чтобы её открыть, применяли молоток и зубило, в наше время жесть на производство консервной банки берётся меньше по толщине, где мы легко можем открыть банку с помощью консервного ключа или открывалки.

Применение жести: консервная банка, тара для лакокрасочных материалов, тара для нефтехимических продуктов, хозяйственные изделия - ведра, банки, крышки, тёрки и прочее, аэрозольные баллоны, информационные указатели и дорожные знаки, в строительстве – кровельные элементы, системы вентиляций, козырьки, несущие конструкции миниатюрных моделей транспортных средств и техники.

Слайд 3. А далее мы узнаем о проволоке, проволока исторически известна со 2 века до н.э., изобрели проволоку в Древнем Египте, в основном проволоку использовали для украшений.

 В настоящее время проволока широко применяется в электроэнергии (линии электропередач), в автомобилестроении (электронная начинка автомобиля), в строительстве (проволока является конструкцией многоквартирных домов, залитая бетоном) и т.д.

Слайд 4. Самым известным материалом в наше время стала пластмасса.  Хотя создана была в 1855 году английским металлургом Александром Пратсом, но своё основное применение пластмасса получила в 20 веке с развитием химической промышленности, заместив практически полностью изделия из жести, так как пластмасса является менее дешёвой, чем жесть и это экономически выгодно для производителя.

Применение пластмассы: в сельском хозяйстве (парники, теплицы и прочее), в медицине (аппараты, приборы), в машиностроении ( элементы автомобилей,, поездов, самолетов, кораблей, ракет и т.д.), в Быту (косметика, посуда, обувь, одежда и остальное)

Слайд 5. Ребята, а давайте вспомним, что такое Производственный процесс?

Производственный процесс – это процесс создания изделий из различных материалов – состоит из Технологического процесса.

А что такое Технологический процесс?

Технологический процесс – это процесс последовательного (поэтапного) изготовления изделия.

Технологический процесс состоит из технологических операций

А что такое Технологическая операция?

Технологическая операция – это часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте (разметка, пиление, сверление и т.д.)

Ребята, я Вам хочу сказать, чтобы изготовить изделие, нужно знать всю технологическую  последовательность, знать операции.

Слайд 6. Технология изготовления изделия из тонколистового металла включает обычно следующие операции:

  1. подготовительные (выбор металлических заготовок, их правка и разметка);

  2. обрабатывающие ( резание, гибка, обработка отверстий);

  3. сборочные (соединение деталей изделия фальцевым швом или заклёпкой);

  4. отделочные (зачистка поверхностей деталей, лакирование или окрашивание)

-Ребята, запишите, пожалуйста, в тетради основные технологические процессы. Записали?

На рисунках 101-103 показаны технологические процессы изготовления трёх изделий: коробки для мелких деталей (из тонколистового металла (жести), отвёртки (из проволоки) и номерка на дверь квартиры (из листовой пластмассы – оргстекла).

Слайд 7.  Показываю заготовку (жесть)

- Заготовка из тонколистового металла должна иметь припуски на обработку, так как невозможно найти заготовку, точно соответствующую размерам готовой детали. Припуски позволяют исправить неточности операций разметки или резания детали. Однако припуски не должны быть большими, поскольку металл, идущий на припуски при обработке заготовки, превращается в отходы.

Например, если изделие из жести имеет размер 150×190 мм, то для её изготовления следует взять заготовку размерами от 155×195 до 158×198 мм, т.е. припуск должен составлять 5…8 мм.

Фальцевый шов – это неразъёмное соединение двух листовых заготовок путем предварительного отгиба кромок с последующим плотным прижатием кромок одна к другой.

Заклёпочное соединение – неразъёмное соединение двух листовых заготовок или деталей  при помощи заклёпок.

Демонстрация поэтапного изготовления заготовок коробки из тонколистового металла (подготовительные операции: подготовить чертёж, выбрать заготовку, произвести правку, разметить по чертежу; обрабатывающие операции: вырезать заготовку по разметке, произвести правку, зачистить острые кромки; сборочные операции: согнуть заготовку по линиям сгиба, соединить изделия фальцевым швом или заклёпкой; отделочные: зачистить шлифовальной шкуркой поверхности изделия, окрасить изделие.

Закрепление информации учениками на слайде №7

 Слайд 8. При изготовлении изделий из проволоки, сначала выбирают заготовки деталей, из которых она состоит. Затем заготовки разрезают и гнут в соответствии с чертежом. Полученные детали зачищают, соединяют друг с другом в готовое изделие, которое затем лакируют или окрашивают.

Демонстрация поэтапного изготовления заготовок металлической проволоки  (подготовительные операции: подготовить чертёж, выбрать заготовку, произвести правку; обрабатывающие операции:, расклепать рабочую часть отвёртки, обработать рабочую часть отвёртки напильником; сборочные операции: согнуть заготовку по чертежу; отделочные: зачистить изделие шлифовальной шкуркой, окрасить изделие.

Закрепление информации учениками на слайде №8

Слайд 9.       3. Физкультминутка

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

I. И.п. — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и.п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и.п.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

I. И.п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

Повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

Гимнастика для глаз .

Упражнение: круговые вращения глазами сначала посмотреть вдаль класса , потом на указательный палец вытянутой руки.

Упражнение: держа голову прямо и неподвижно, направьте свой взгляд сначала влево, потом прямо, вправо и затем в обратном направлении. Упражнение: моргание глазами — начните быстро моргать глазами.

Слайд 10.

-  А технологический  процесс изготовления изделия номерка на дверь квартиры из оргстекла мы рассмотрим в учебнике на стр.113 рис.103,

Ученику №1: «пожалуйста, прочитай первую технологическую операцию.

Ученик №1: «Нужно выбрать заготовку»

 - спасибо, вторую операцию изготовления номерка прочитает ученик №2 и т.д.

Хочу добавить, что органическое стекло (оргстекло)– это искусственный материал, один из видов пластмассы

Закрепление информации на примере изготовления номерка на дверь из оргстекла Слайд10. (подготовительные операции: подготовить чертёж, выбрать заготовку, разместить и перенести рисунок на заготовку; обрабатывающие операции: просверлить два крепёжных и два технологических отверстия, вырезать внутренние контуры по разметке, отпилить припуски наружного контура, зачистить наружный контур; отделочные: отполировать изделие, окрасить изделие.

В школьных мастерских при изготовлении детали из металла или искусственного материала учащиеся работают обычно по технологической карте (имеющей вид таблицы), в которой излагается технологический процесс изготовления детали.

На предприятиях технологические процессы изготовления деталей из металла и искусственных материалов разрабатывают технологи.

- Ребята, при работе с металлами и искусственными материалами  нужно обязательно соблюдать технику безопасности. У вас на партах лежат памятки.

  Техника безопасности при работе с металлом и другими материалами и инструментами:

  1. Правильно надень спецодежду
  2. При рубке металла одень очки.
  3. Проверь наличие инвентаря
  4. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках
  5. Работу выполнять только исправным, хорошо налаженным инструментом и только по их прямому назначению, в случае неисправности инструмента доложи учителю
  6. Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности
  7. При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке
  8. Стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками
  9. Положи инструменты туда, где брал их.
  10. Приведи себя в порядок, из мастерской выходи с разрешения учителя

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Ребята, скажите, пожалуйста, с какими технологическими процессами мы познакомились?
  2. Что такое неразъёмные соединения?
  3. Какие технологические операции вы будете выполнять при изготовлении металлической коробки?

5. Рефлексия (самоанализ).

         Подвожу итог проделанной работы на уроке.

       

 Вопросы:

         - ребята, с помощью смайликов, которые лежат у Вас на партах, оцените наш урок.

         - Что показалось трудным?

         - Будете ли применять полученные знания на практике?

6.        Домашнее задание. 

   

  Параграф 22 с 110-114.Выучить правила  техники  безопасности при работе с металлом и искусственными материалами.

Учитель: Мне хотелось бы сказать, что успех в жизни и работе зависит от нескольких факторов:

  1. Исследуйте и поймите реальность, которая вас окружает

  2. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение

  3. Не делайте поспешных и неправильных выводов

  4. Действуйте уверенно и без сомнений

  5. Не бойтесь совершить ошибку.

Спасибо Вам за урок, всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов».

Представлен план проведения урока по теме: "Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов" на уроке технологии в 5-ом классе...

Презентация к уроку « Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов» 5 класс на конкурс "Учитель года"

Презентация подготовлена к уроку « Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов» 5 класс на конкурс "Учитель года"...

Презентация по теме:"Технология изготовления изделия".

изготовление изделия из древесины,понятия модели и моделирование...

конспект урока применения знаний и умений по теме "Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов" 5 класс

На уроках применения знаний и умений необходимо создавать условия для  самостоятельного  и творческого  применения  знания, навыков  и умений, полученных на предыдущих ур...