Урок. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Волков Сергей Васильевич

Приемы соединения тонколистового металла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_22_sborka_izdeliy_tonkolistvogo_metalla1.doc616 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Базовый учебник. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2012.

Тема урока.  Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. 

Цель урока: формирование приёмов выполнения соединения деталей из металла.

Планируемые результаты:

а) предметные: уметь выполнять разметку, сверление, соединение деталей из тонколистового металла;

б) личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения;

            в) метапредметные:  уметь обрабатывать информацию, выбирать рациональные способы решения технических задач в зависимости от  конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи урока:

а) образовательные (формирование познавательных УУД):

- обеспечить осознанное усвоение последовательности выполнения соединения деталей из тонколистового металла;

- совершенствовать навыки работы слесарным инструментом;  

б) развивающие (формирование регулятивных УУД):

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу,

выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, ставить и разрешать проблемы во время урока);

- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений с конструкционными свойствами обрабатываемого материала;

в) воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- прививать соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- воспитывать ответственность, добросовестность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам.

г) профориентационные (формирование познавательных УУД):

- познакомить с профессией слесаря-сборщика.

Тип урока. Комбинированный урок (лекция с элементами беседы, практическая часть) с применением ИКТ.

Объект труда. Формы для выпечки печения.  

Необходимое оборудование, инструменты, материалы, приспособления:

- образец формы для выпечки печения;

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Сборка изделий из тонколистового металла»;

- верстаки слесарные, линейки, чертилки, молотки, наборы для клепки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Выявление проблемы.                                                                       - Что изготовляли на прошлом уроке? (Формы для выпечки печения).                                                                     - Где он применяется?                                            – Что предстоит сделать сегодня? (Соединить фальцевым швом).                                               - Сможете самостоятельно выполнить это?

- Сформулируйте проблему, которую вам предстоит решить? (Соединить фальцевым швом).                                                                            - Где будете использовать совочек?

Подготовка класса к работе. Положительный эмоциональный настрой на урок.

Выдвижение предложений по теме беседы.

Проблема: соединить фальцевым швом и заклепкой.

Личностные:           мотивация, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности      Регулятивные:              помощь учителю в самоорганизации.             Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний.

2

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний, необходимых для изготовления изделия.

Проверим, а что мы уже знаем и умеем делать по этой проблеме?

Ответим на вопросы.

- Какую ответственную технологическую операцию выполняли на прошлом уроке?

- На чем?

- Что такое ручная дрель?

(Ответы на вопросы учителя)

- Что является рабочим органом у ручной дрели?

Предлагается назвать варианты решения проблемы.

1. Соединение на клею                                              2. Соединение на винтах                                            3. Соединение на заклепках                                        4. Соединение фальцевым швом.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Актуализация имевшихся ранее знаний.

Ответы на вопросы учителя.

Высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

1. Соединение на клею

2. Соединение на винтах и гайках

3. Соединение на заклепках

4. Соединение фальцевым швом

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:     развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

3

Постановка учебной задачи

(1 слайд)

Создает проблемную ситуацию.  

Предложить наиболее доступный и надёжный способ соединения деталей изделия.   Соединение тонколистового металла.

Назовите тему урока. 

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Сформулируйте цель.     

Формы для выпечки печения.  

Ставят цели, формулируют 

(уточняют) тему урока.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Осмысление темы нового материала и основных приёмов выполнения  соединения деталей из тонколистового металла.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: выделение проблемы, самостоятельное формулирование познавательной цели, темы урока.

4

Ввод нового материала.

Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» детьми нового знания).

(2 слайд)

(3 слайд)

(4 слайд)

(5 слайд)

(6 слайд)

(7 слайд)

(8 слайд)

(9 слайд)

(10 слайд)

(11 слайд)

(12 слайд)

(13 слайд)

(14 слайд)

(15 слайд)

(16 слайд)

(17 слайд)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (определение задач)

Предложить последовательность выполнения соединения.

1. Работа с учебником, стр.146-151.

2. Работа с презентацией.

- Назовите элементы заклепки.

- Назовите последовательность выполнения соединения заклепкой.

- Какие приспособления изображены на слайде?

- С какой целью они применяются?

- Где применяются заклепочные соединения?

- Какой брак в заклепочных соединениях?

- Назовите последовательность выполнения фальцевый шов.

- Где применяется фальцевый шов.  

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Составление технологической карты (последовательности операций) изготовления изделия.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе решения.

5

Первичное закрепление

(18 слайд)

Устанавливает осознанность ситуации.

Предлагается:

- Какую наиболее опасную технологическую операцию сегодня будете выполнять?

- Изучить правила безопасной работы при выполнении соединения.

А теперь сможем самостоятельно выполнить соединение фальцевым швом и сделать первый шаг по достижению цели? Кстати, напомните цель урока.

- Демонстрация учеником последовательности и приёмов выполнения соединения фальцевым швом.

- Фиксация ошибок в работе.

Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работа со слайдами по правилам безопасной работы.

Тренировочные упражнения по выполнению соединения  фальцевым швом.

Регулятивные:          контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:          умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов соединения деталей из металла.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6

Применение нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(18 слайд)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Практическая работа, учебник, стр. 151 (п. 6).

Предлагается:                                                               - повторить инструкцию по выполнению соединения фальцевым швом (с. 150, рис. 150);                - разметить заготовки для соединения;                    

- выполнить соединение фальцевым швом;  

- придать изделию товарный вид.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Демонстрация образца.

Выполнение практической работы в соответствии с инструкцией в учебнике.

Распределение обязанностей в парах.

Разметка деталей изделия.

Подгонка деталей изделия.

Выполнение соединения фальцевым швом.

Контроль качества изделия по эталону (образцу).

Регулятивные:           контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение, формирование умения работать в парах, группах,

применение на практике полученных знаний и последующий контроль. Познавательные:            выбор наиболее эффективных способов решения технических задач.

7

Включение в систему знаний.

Рефлексия деятельности. Итог урока

(19 слайд)

Организует рефлексию.

1. Ответить на вопросы в учебнике  (стр. 152).

2. Оценить свою работу, используя лист самооценки.  

Сделайте вывод (по цели урока).

Определите цели дальнейшей деятельности: сделать форму для выпечки печения.

(Подумайте над этой проблемой)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

1. Ответы на вопросы.

2. Оценка своей работы в соответствии с критериями листа самооценки.

Делают вывод (по цели урока): освоили соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.                

Личностные:                          оценка и самооценка учебной деятельности.

8

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание.

1. Выявить соединение фальцевым швом и заклепками у предметов, применяемых в быту, и объяснить рациональность их применения.

2. Определить отличия заводских фальцевого шва от тех, которые вы выполнили.  

Записывают домашнее задание в дневник.

Методические материалы к проектированию урока

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  2. Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
  3. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2013
  4. Есенкова Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 88с.
  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – № 12/2011.– С. 12-18
  6. Синица Н.В. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Методическое пособие. -М.: Вента-Граф, 2013.
  7. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2012.

ОМ 16 (5 класс)

1

2

3

1. Что называют гибкой металла?

Слесарная операция по выравниванию заготовок

Слесарную операцию, при которой от заготовки отрезают ненужную часть

Слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма

2. Какие инструменты применяют для гибки тонколистового металла?

Киянку

Круглогубцы, плоскогубцы, пассатижи

Слесарный молоток

3. Что изображено на рисунке?

Сгибание заготовок из тонколистового металла в тисках

Гибка тонколистового металла с помощью оправок

Гибка проволоки в тисках

4. Рабочие, какой профессии выполняют гибку металла?

Слесари-жестянщики

Резчики - металла

Кузнецы и штамповщики

ОМ 16 (5 класс)

1

2

3

1. Что называют гибкой металла?

Слесарная операция по выравниванию заготовок

Слесарную операцию, при которой от заготовки отрезают ненужную часть

Слесарная операция, с помощью которой заготовке придается необходимая форма

2. Какие инструменты применяют для гибки тонколистового металла?

Киянку

Круглогубцы, плоскогубцы, пассатижи

Слесарный молоток

3. Что изображено на рисунке?

Сгибание заготовок из тонколистового металла в тисках

Гибка тонколистового металла с помощью оправок

Гибка проволоки в тисках

4. Рабочие, какой профессии выполняют гибку металла?

Слесари-жестянщики

Резчики - металла

Кузнецы и штамповщики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

Тема: Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов5 класс.Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.Раздел: Технологии обр...

« Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов»

данная разработка поможет учителям ознакомить обучающихся с инструментами и приспособлениями для резания заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов, правилами и последов...

Технологическая карта урока технологии (Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы)

Тема: Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:...

Урок технологии в 5 классе Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Предлагаю урок технологии в 5 классе "Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы."...