Дополнительная общеобразовательная программа. Конструкторская лаборатория "HI-TECH цех"
рабочая программа по технологии (7, 8 класс)

Белоглазов Алексей Аркадьевич
    В нашем современном мире понятие «Производство» неотъемлемо связанно с компьютерным моделированием процессов самого
производства. В основе своей технология производственного процесса состоит из компьютерного моделирования, грамотного составления и
обработки компьютерных файлов и изготовления деталей с помощью станков с числовым и программным управлением (ЧПУ).
   Станки с ЧПУ неотъемлемо входят в нашу жизнь. Зарубежный опыт показывает всю целесообразность и рентабельность использования
станков с ЧПУ.
   Мы живем в век, когда компьютер и компьютерные технологии заняли прочное место в нашей жизни. Современное производство так же
не обошла всеобщая компьютеризация, и оно нуждается в модернизации своих ресурсов. Станки с ЧПУ значительно отличаются от
универсальных станков. При сравнении оказывается, что работать на них много проще и удобнее при владении определенными навыками.
За последние годы процесс переоснащения производств новым оборудованием с ЧПУ приобретает все более возрастающую значимость.
   Данная программа, согласно концепции развития технологического образования, формирует интерес к техническим видам творчества,
знакомит учащихся с современным производством посредством моделирования производственной деятельности с использованием станков с
ЧПУ, является инструментом, профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konstruktorskaya_laboratoriya_hi-tech_tseh.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма

                                                  Центр дополнительного образования  

                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                       

             Дополнительная общеобразовательная программа

Конструкторская лаборатория "HI-TECH цех"

Программа рассчитана на детей 13-17 лет, базовый уровень

Срок реализации программы 1 год

Составители: Белоглазов А.А. -  учитель технологии

                                  г. Надым

                                   Пояснительная записка

Основание для разработки:

В настоящее время присутствует избыток специалистов экономического и управленческого направлений, а инженерного и технического направлений наоборот, острая нехватка. Технологическому обучению в средней школе уделяется крайне мало времени. Поэтому основной задачей элективных курсов является предпрофессиональная подготовка учащихся.

В нашем современном мире понятие «Производство» неотъемлемо связанно с компьютерным моделированием процессов самого производства. В основе своей технология производственного процесса состоит из компьютерного моделирования, грамотного составления и обработки компьютерных файлов и изготовления деталей с помощью станков с числовым и программным управлением (ЧПУ).

Станки с ЧПУ неотъемлемо входят в нашу жизнь. Зарубежный опыт показывает всю целесообразность и рентабельность использования станков с ЧПУ. Во-первых, самое основное это снижение производственного брака практически к нулю, т.к. брак возможен только на первоначальном этапе во время составления файлов на изделие, и на втором этапе ввода параметров в станок с ЧПУ. В первом и втором случае эти ошибки легко устранимы. Во-вторых, существенное снижение задействованного персонала при производстве.

На станках с ЧПУ влияние точности установочного приспособления на точность изготовления сведена практически к нулю, так как приспособление необходимо, чтобы обеспечить исходное, базовое положение заготовки для обработки. В случае сложного пространственного положения детали при обработке применяются многокоординатные станки, где пространственное положение детали задается по программе и обеспечивается кинематикой станка. При необходимости изменений размеров детали нужно лишь внести корректировку в управляющие программы.

Мы живем в век, когда компьютер и компьютерные технологии заняли прочное место в нашей жизни. Современное производство так же не обошла всеобщая компьютеризация, и оно нуждается в модернизации своих ресурсов. Станки с ЧПУ значительно отличаются от универсальных станков. При сравнении оказывается, что работать на них много проще и удобнее при владении определенными навыками.

За последние годы процесс переоснащения производств новым оборудованием с ЧПУ приобретает все более возрастающую значимость.

Данная программа, согласно концепции развития технологического образования, формирует интерес к техническим видам творчества, знакомит учащихся с современным производством посредством моделирования производственной деятельности с использованием станков с ЧПУ, является инструментом, профессиональной ориентации.

Новизна:

Сейчас процесс перехода на новые технологии и освоения нового оборудования в той или иной степени уже затронул многие предприятия – от частных небольших предприятий до структурообразующих гигантов.

Перевооружение дошло и до производств, где выпускают продукцию по давно отлаженному технологическому процессу.

Конечно, переход на обработку деталей на станках с ЧПУ – прогрессивный шаг и дает ряд преимуществ, таких как:

– повышение производительности труда;

– уменьшение количества оборудования и как следствие производственных площадей;

– сокращение количества персонала.

– отказ от некоторых технологических приспособлений и упрощение их конструкции.

Упрощаются требования к рабочим, уже не нужны высококвалифицированные станочники, когда каждый токарь или фрезеровщик по сути являлся и в какой-то степени технологом;

Сроки и целевая аудитория:

Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа), 2 часа в неделю, 8-11 классы

Цель: формирование интереса к техническим видам творчества, ознакомление учащихся с современным производством посредством моделирования производственной деятельности с использованием станков с ЧПУ, ранняя профессиональная ориентация.

Задачи:

  • ознакомление с фрезерным станком с ЧПУ;
  • Познакомить с  принципами работы станков с ЧПУ
  • ознакомление с основами программирования станков;
  • ознакомление со средой управления станками Mach;
  • получение навыков работы с датчиками и двигателями;
  • получение навыков программирования;
  • развитие навыков решения базовых ЧПУ обработки.

Методы преподавания:

  • объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый (или эвристический) метод;
  • исследовательский метод;
  • метод проектов;
  • метод обучения в сотрудничестве;
  • метод взаимообучения.

Планируемые результаты освоения программы

ПРЕДМЕТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • знания компьютерных программ, предназначенных для работы на станках с ЧПУ;
  • понятие  о видах станков с ЧПУ;
  • сформированность начальных  навыков решения базовых ЧПУ обработки;
  • навыки работы с датчиками и двигателями на элементарном уровне;
  • основные понятия современных профессий связанных с компьютерными технологиями;
  • этапах выполнения и защиты творческого проекта;
  • теоретические знания о свойствах современных технологических материалах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно выбирать материал для изготовления того или иного изделия;
  • самостоятельно составлять компьютерную модель выбранного изделия при помощи необходимой  компьютерной программы;
  •           вводить необходимые параметры в станок с ЧПУ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • формировать желание решать поставленные задачи собственными силами.
  1. Познавательные универсальные учебные действия:
  • формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
  • формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
  • формировать умение применять любые знания к реализации цели.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия:
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

  • формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;
  • формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения;

Оценка и контроль результатов усвоения программы.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

  • знание основных компьютерных программ, предназначенных для работы на станках с ЧПУ;
  • знание устройства моделей, их возможностей и о способах программирования ЧПУ;
  • умение самостоятельно составлять компьютерную модель выбранного изделия;
  • Умение создать проект и выполнить его на основе полученных знаний до конца самостоятельно.

Система контроля

Тема контроля

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

ЧПУ станки

Устный опрос назначение основных видов станков ЧПУ

Составление управляющих программ.

Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования ЧПУ

Самостоятельная работа

Моделирование и проектирование в САПР.

Устный опрос о создании моделей, их возможностях.

Самостоятельная работа

Преобразование моделей в управляющую программу.

Устный опрос о назначении программ конверторов, и способах конвертации.

Самостоятельная работа

Работы для участия в соревнованиях

Устный разбор моделей и программ

Проведение соревнования среди учащихся группы

Разработка индивидуальных проектов

Контроль реализации этапов проекта

Защита проекта

Содержание программы

Рассмотрим содержание каждой темы тематического плана.

Тема 1. Основы технологических процессов обработки материалов резанием.

Основные теоретические сведения

Физические основы обработки металлов резанием

 Изучаются основные методы обработки поверхностей деталей машин точением, сверлением, фрезерованием, шлифованием, отделочными, электрофизическими и другими специальными методами обработки.

Сведения о металлорежущих станках, особое место занимают станки с программным управлением и многооперационные.

Механизация и автоматизация технологических процессов механической обработки.

Одно из направлений в решении задач автоматизации процессов обработки – программное управление (ПУ) металлорежущими станками. Металлорежущие станки оснащаются числовыми (ЧПУ) видами программного управления (ПУ)

Практические работы

Обработка заготовок на токарных станках

Ознакомление с характерными особенностями метода точения, с типами станков токарной группы. Уясните название и назначение узлов токарно-винторезного станка. 

Обработка заготовок на сверлильных станках

Ознакомление с характерными особенностями метода сверления.

Обработка заготовок на расточных станках

Ознакомление с характерными особенностями метода растачивания.

Обработка заготовок на фрезерных станках

Ознакомленние с характерными особенностями метода фрезерования. Изучите типы фрезерных станков, элементы и геометрию   цилиндрической и торцовой фрез.

Обработка заготовок на шлифовальных станках

Шлифование – один из самых распространенных методов окончательной обработки заготовок абразивными инструментами.
           Ознакомление с характерными особенностями шлифования.

Отделочные методы обработки

Отделочные методы применяются для окончательной обработки и придания поверхностям высокой точности, качества и повышения надежности работы.

2. Общие вопросы программирования и компьютерные программы для моделирования, совместимые со станками с ЧПУ.

Основные теоретические сведения

Термины и основные понятия.

Особенности обработки на станках с ЧПУ.

Системы счисления. Программоносители.

Подготовка информации для управляющих программ.

Кодирование информации.

Практические работы

Программа для моделирования FreeCad, Компас 3D

Основные инструментальные средства программа СorelDRAW и
           ArtCAM Решение конструкторско-технологических задач. Решение дизайнерских задач.

Составление компьютерных моделей.

3. Структура металлорежущих станков с ЧПУ ( токарный, фрезерный, гравировальный)

 Основные теоретические сведения

Комплекс «Станок с ЧПУ».

Функциональная схема управления станков с ЧПУ.

Характеристика функций СЧПУ.

Система координат станков с ЧПУ. Размещение координатных систем различных станков с ЧПУ. Связь систем координат для    различных станков.

            Информационная структура систем числового программного управления (СЧПУ) станками.

Структурно-информационный анализ УЧПУ разных классов, системы классов CNC, DNC, HNC. Модели устройств ЧПУ (УЧПУ

Практические работы

Просмотр учебных видеофильмов.

Варианты объектов труда

Рассмотрение моделей УЧПУ начинается со структуры обозначения моделей. Изучаются характеристики моделей, их функциональные  особенности.

4. Технологические процессы обработки детали на станках с ЧПУ и введения цифровой информации в станок с ЧПУ

Основные теоретические сведения

Проектирование токарных операций.

Элементы контура детали и заготовки.

Припуски на обработку деталей. Зоны обработки.

Разработка черновых переходов при токарной обработке основных поверхностей.

Типовые схемы переходов при токарной обработке дополнительных поверхностей. Назначение инструмента для токарной обработки.

Выбор параметров режима резания при токарной обработке.

Практические работы

Системы координат станков с ЧПУ(2D и 3D)

Определение координат профиля

Нулевые и исходные точки станков с ЧПУ

Числовое программное управление станков

Инструменты и приспособления для работы на станках (фрезы, цанги и т.д.)

Коррекция инструмента

Просмотр учебных видео фильмов

Варианты объектов труда

5. Подготовка управляющих программ для станков токарной и фрезерной групп

Основные теоретические сведения

Ознакомление и изучение вспомогательных программ станков с ЧПУ.

Теоретические основы построения управляющих программ.

Изучение основных способов построения компьютерных программ.

Ознакомление с основными программами для компьютерного моделирования.

Основные программы для компьютерного моделирования. Принцип действия.

Практические работы

Программа для моделирования CorelDraw, ArtCAM

Основные инструментальные средства программа СorelDRAW и  ArtCAM

 Решение конструкторско-технологических задач. Решение дизайнерских задач.

Составление компьютерных моделей.

Способы введения информации в станок с ЧПУ.

6 Маршрутные технологические процессы и резание деталей на станке с ЧПУ 

Практические работы

Создание компьютерной модели

Настройка параметров станка

Выбор инструмента

Коррекция инструмента

Резание деталей

Финишная обработка деталей;

Контроль готового изделия;

7. Выполнение проекта по фрезеровке на станке с ЧПУ

Составление технологической документации;

Составление технологических карт, электронной презентации;

Демонстрация навыков у станка.


                                                                                 Тематическое планирование

Тема

Всего

 часов

Теория

Практика

Основы технологических процессов обработки материалов резанием

6

1

Физические основы обработки металлов резанием

2

1

1

2

Резание, фрезерование, сверление, точение на различных видах станков.

2

1

1

3

Механизация и автоматизация технологических процессов механиче-ской обработки.

2

1

1

Общие вопросы программирования и компьютерные программы для моделирования, совместимые со станками с ЧПУ

10

4

Термины и основные понятия.

2

1

1

5

Особенности обработки на станках с ЧПУ.

2

1

1

6

Подготовка информации для управляющих программ

2

1

1

7

Программа для моделирования CorelDraw, ArtCAM

2

1

1

8

Составление компьютерных моделей.

2

1

1

Структура металлорежущих станков с ЧПУ (токарный, фрезерный, гравировальный)

6

9

Функциональная схема управления станков с ЧПУ.

2

1

1

10

Характеристика функций ЧПУ

2

1

1

11

Система координат станков с ЧПУ

2

1

1

Технологический процессы обработки детали на станках с ЧПУ и введение цифровой информации в станок с ЧПУ

12

12

Проектирование токарных операций.

4

2

2

13

Назначение инструмента для токарной обработки.

Выбор параметров режима резания при токарной обработке.

4

2

2

14

Инструменты и приспособления для работы на станках (фрезы, цанги и прочая оснастка.)

4

2

2

Подготовка управляющих программ для станков токарной и фрезерной групп

12

15

Основные программы для компьютерного моделирования. Принцип действия

2

1

1

16

Программа для моделирования FreeCad.

4

2

2

17

Решение конструкторско-технологических задач. Решение дизайнерских задач.

4

2

2

18

Способы введения информации в станок с ЧПУ.

2

2

2

Маршрутные технологические процессы и резание деталей на станках с ЧПУ

14

19

Составление компьютерных моделей.

4

1

5

20

Настройка параметров станка

4

2

2

21

Выбор инструмента. Коррекция инструмента

2

1

1

22

Резание деталей. Финишная обработка деталей.

4

1

3

Выполнение проекта по фрезеровке станка с ЧПУ.

12

23

Выбор индивидуальной траектории проектной деятельности, обоснование проекта.

2

24

Создание  и подбор узлов и деталей проекта.

2

2

25

Оформление технической документации проектной деятельности.

2

2

26

Создание презентационных материалов к защите индивидуальных проектов.

2

2

27

Защита и презентация проектов.

4

2

Итого

72

Материально-технические условия реализации программы:

Аппаратное и техническое обеспечение:

  • Фрезерный станок с ЧПУ CNC 20-30 – 2шт.;
  • Фрезерный станок с ЧПУ DiSYS RDS-F- 1шт. ;  
  • мобильный класс;
  • презентационное оборудование (проектор с экраном) с возможностью подключения к компьютеру;

Программное обеспечение:

свободно распространяемое программное обеспечение: FreeCad, NCorrector, Estlcam.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • методическое обеспечение: авторские презентации, авторские обучающие пособия по конструированию и программированию, Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года.
  • Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Приказ департамента образования Надымского района от 17.12.2015 № 1178 «Об использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях Надымского района»
  • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Список литературы:

  1. Серебреницкий П.П. Программирование для автоматизированного оборудования: учебник для средн. проф. учебных заведений. - М.:Высш. нк. 2005 - 592с.        
  2. Сибикин М.Б. Технологическое оборудование: Учебник. - М.: ФОРУМ:  ИНФРА – М., 2008.
  3. Схитладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств.: Учебник.- М.: Машиностроение, 2005.
  4. Черпаков Б.И., Альрерович Т.А. Металлорежущие станки: Учебник.- М. Академия, 2005г.

Справочники:

  1. Справочник технолога-машиностроителя, в 2-х томах. /Под ред. А.М. Дальского,  А.Г.Косиловой  и др. - М.: Машиностроение, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Холодкова А.Г. Общая технология машиностроения. - М.: Издательский центр  «Академия», 2005.

Периодические издания:

  1. Технология машиностроения: Обзорно-аналитический, научно-технический и производственный журнал.- Изд. центр «Технология машиностроения», 2009-2011

Интернет-ресурсы

  1. Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа:  www.ru.wikipedia.org
  2. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:  www.lib.ua-ru.net
  3. Электронный ресурс фирмы Siemens. Форма доступа: http://www.siemens.com/entry/ru/ru/
  4. Электронный ресурс фирмы Heidenhain. Форма доступа: http://www.heidenhain.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро»

Программа «Конструкторское бюро» обучит подростков применять гофрокартон для обустройства жизненного пространства, и придания ему экологичности и эстетичности по содержанию она является пр...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...