Дополнительная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро»
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Беляева Елена Федоровна

Программа «Конструкторское бюро» обучит подростков применять гофрокартон для обустройства жизненного пространства, и придания ему экологичности и эстетичности по содержанию она является программой технической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc820.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей «Радуга» города Перми

Дополнительная общеразвивающая программа

«Конструкторское бюро»

Срок реализации программы: 1 год

        Возраст детей: 12-17 лет        

Составитель:

Стомаченко Анастасия Андреевна

Педагог организатор

Беляева Елена Федоровна

методист

Пермь, 2017

Паспорт дополнительной общеразвивающей программы

«Конструкторское бюро»

МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей «Радуга»

города Перми

Название программы

«Конструкторское бюро»

Направленность программы

Техническая

Ф.И.О. педагога, реализующего

дополнительную

общеобразовательную программу

Стомаченко Анастасия Андреевна

Беляева Елена Федоровна

Где, когда и кем утверждена

дополнительная

общеобразовательная программа

Педагогическим советом МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» города Перми

27 сентября 2017 года

Цель программы

Развитие творческого потенциала подростков через приобщение к графической культуре и моделированию изделий из гофрокатрона

Задачи программы

  1. Научить подростков читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; технические   рисунки деталей различного назначения;
  2. Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление;  
  3.  Обучить работать с гофрокартоном,  как с материалом для создания действительных  объемных объектов;
  4. Познакомить с  практическими возможностями использования изделий из гофрокартона;
  5. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Ожидаемые результаты освоения

программы

Предметные: 

  • узнают особенности материала и о возможностях применения гофрокартона;
  • освоят основы черчения на бумаге и картоне;
  • освоят основные принципы моделирования и конструирования;
  • научатся работать с гофрокартоном при помощи ножа, дырокола, линейки и других материалов;
  • самостоятельно сконструируют итоговое изделие (полка, рамка, предмет интерьера и другое).

Познавательные: 

  • Научатся использовать экологически чистый материал в интерьере;
  • знают способы декорирования гофрокартона и практическую пользу от декорирования;
  • умеют эстетически верно декорировать изделие, для практического его применения;
  • научатся экспериментировать с гофрокартоном, выявлять проблемы и пути их решения.

Личностные: 

  • Познакомятся с профессиями связанными с дизайном интерьера и конструированием из картона (разработчик упаковок);
  • смогут самореализоваться, создав изделия имеющие практическое применение;
  • научатся презентовать результат деятельности.

Регулятивные: 

  • научатся прогнозировать результат работы по технологической карте, отслеживать, оценивать и корректировать выполненную работу самостоятельно.

Коммуникативные: 

  • научатся сотрудничать и совместно выполнять работу;

научатся бережно относиться к труду товарищей

Сроки реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

2 часа в неделю / 72 часа в год

Возраст обучающихся

12-17 лет

Форма занятий

мастер-классы, презентация, проектная исследовательская и экспериментальная деятельность, эксперимент, исследование, проблемное обучение, метод проектов

Методическое обеспечение

Разработки мастер-классов и занятий по техническому моделированию. Наличие шаблонов и разработок по макетированию и конструированию.

Условия реализации программы

Наличие кабинета и оборудования: картон, ножи, клей ПВА, дыроколы, скотч (малярный, цветной, двухсторонний, и т.д), материалы для декорирования, линейки, карандаши, лекало, циркуль, ластик.


Пояснительная записка

Изделия из картона — отличная альтернатива, если вам обычные вещи не интересны или не подходят! Аксессуары, игрушки, полки, шкафы, столы, стулья и даже диваны можно сделать из картона своими руками!  Такая обыденная вещь, как картон, который мы зачастую, не раздумывая, выбрасываем с остальным мусором, может оказаться отличным материалом для постройки оригинальной поделки. Конечно, многие предполагают, что такие предметы будут непрочными и легко прогнутся под весом поставленных на неё предметов, но этого можно и нужно избежать, правильно обработав картон. Программа «Конструкторское бюро» обучит подростков применять гофрокартон для обустройства жизненного пространства, и придания ему экологичности и эстетичности по содержанию она является программой технической направленности.

Конструкторское бюро - это участок исследований и разработок. Именно здесь рождаются новые модели и получают второе дыхание старые. Сотрудники конструкторского бюро тщательно продумывают каждую деталь и исследуют ее возможности в различных условиях, создают что-то новое и интересное.

При разработке программы использованы материалы программы Н.В. Калмыковой и И.А. Максимовой «Макетирование из бумаги и картона» для учащихся художественных и художественно-прикладных училищ, и Заворотова В.А. «От идеи до модели».

Данная программа рассчитана на подростков с 12 лет. В настоящее время у большинства детей отсутствует пространственное воображение, в рамках школьных программ дети учатся работать на плоскости и зачастую не представляют конечный результат. В современном мире много компьютерных игр, которыми увлекаются дети (например, Minecraft -открытый мир),  в этих играх имеется возможность пространственного воображения, но многие не представляют на практике как этот мир будет выглядеть в реальности.

Для формирования образно-пространственного мышления предлагается обучить детей основам черчения и  практического моделирования, не только на бумаге, но и в компьютерных программах. Данная программа формирует у подростков пространственное воображение и позволяет при помощи моделирования и конструирования увидеть реальный результат.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний и практических умений в области конструирования и моделирования и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, дизайнер-конструктор, проектировщик, экодизайнер, разработчик упаковок из картона.

В данной программе впервые детям предлагается конструирование и моделирование из гофрокартона, достаточно необычного и легкодоступного материала. Созданные детьми модели имеют практическое применение, что немаловажно для детей подросткового возраста – они хотят видеть результат и приносить реальную пользу как в семье, так и в социуме.

Подросткам в силу возраста и психологических особенностей, необходимо экспериментально опытным путем выявить проблемы, возникающие при создании изделия, и самостоятельно найти пути решения данных проблем. В рамках программы, мы даем им такую возможность, дети сами определяют прочность материала и находят практические способы  как увеличить срок применения изделия.

Основные принципы построения программы:

доступность – детям предлагается материал соответствующий их возрасту и знаниям,

постепенность – данная программа предусматривает постепенное изучение материала, если в начале программы дети работают на занятиях используя шаблон, то в конце программы дети самостоятельно конструируют и моделируют изделие,  

результативность – практически каждое занятие дети видят свои результаты (законченное изделие) и понимают свои достижения.

Формы и методы: мастер-классы, презентация, проектная исследовательская и экспериментальная деятельность, эксперимент, исследование, проблемное обучение, метод проектов.

Контроль осуществляется ежедневным оцениванием выполнения задания, согласно технологической карте, в которой подросток и педагог оценивает выполненные действия, когда подобный тип мышления становится составной частью каждого занятия, учащиеся стремятся получить больше знаний. В действительности, они становятся еще и более мотивированными, настойчивыми в решении сложных задач и более уверенными в своих способностях. Предоставление учащимся возможностей для оценки практических действий  дает им шанс попрактиковаться в умениях, которые необходимы, чтобы стать независимыми, легко обучаемыми и самостоятельно управлять процессом обучения. Результаты представляются на выставке практических работ, изделий и презентации полученных продуктов.

Оборудование: картон, ножи, клей ПВА, дыроколы, скотч (малярный, цветной, двухсторонний, и т.д), материалы для декорирования, линейки, карандаши, лекало, циркуль, ластик.

Цель:  развитие творческого потенциала подростков через приобщение к графической культуре и моделированию изделий из гофрокатрона.

Задачи.

  1. Научить подростков читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; технические   рисунки деталей различного назначения;
  2. Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;  
  3.  Обучить работать с гофрокартоном,  как с материалом для создания действительных  объемных объектов;
  4. Познакомить с  практическими возможностями использования изделий из гофрокартона;
  5. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предметные: 

  • узнают особенности материала и о возможностях применения гофрокартона;
  • освоят основы черчения на бумаге и картоне;
  • освоят основные принципы моделирования и конструирования;
  • научатся работать с гофрокартоном при помощи ножа, дырокола, линейки и других материалов;
  • самостоятельно сконструируют итоговое изделие (полка, рамка, предмет интерьера и другое).

Познавательные: 

  • Научатся использовать экологически чистый материал в интерьере;
  • знают способы декорирования гофрокартона и практическую пользу от декорирования;
  • умеют эстетически верно декорировать изделие, для практического его применения;
  • научатся экспериментировать с гофрокартоном, выявлять проблемы и пути их решения.

Личностные: 

  • Познакомятся с профессиями связанными с дизайном интерьера и конструированием из картона (разработчик упаковок);
  • смогут самореализоваться, создав изделия имеющие практическое применение;
  • научатся презентовать результат деятельности.

Регулятивные: 

  • научатся прогнозировать результат работы по технологической карте, отслеживать, оценивать и корректировать выполненную работу самостоятельно.

Коммуникативные: 

  • научатся сотрудничать и совместно выполнять работу;
  • научатся бережно относиться к труду товарищей.


Критерии оценивания:

Критерий

Ожидаемые результаты  

Форма подведения итогов

Освоение теоретического и практического материала

Создание технически верных изделий согласно технологической карте по темам.

Самооценка, презентация изделия

(приложение 1)

Творческий подход и новаторство

Умение  самостоятельно и эстетически верно конструировать и декорировать изделие, для практического его применения

Проверочный лист творческих способностей (приложение 2) Наблюдение

Критическое мышление и способность решать проблемы

Умение прогнозировать результат работы по технологической карте, отслеживать, оценивать и корректировать выполненную работу самостоятельно.

Проверочный лист регулятивных умений (приложение 3) Самооценка, оценка педагога,

Умение сотрудничать в коллективе

Умение сотрудничать и совместно выполнять работу

Проверочный лист сотрудничества (приложение 4)

Самооценка, оценка педагога,

 


Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

Введение в программу  

8

2

6

Изготовление «Бесконечного квадрата»

Аксессуары

13

1

12

Выставка

Игрушки

11

1

10

Изготовление игрушки «лабиринта»

Интерьер

15

3

12

Создание полки в 2 плоскостях

Оборудование детской

комнаты

21

1

Изготовление изделия «табурет»

Изготовление итогового изделия

4

4

Презентация итогового изделия

72

1 Введение в программу. Правила поведения в кружке. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

 Основы работы с бумагой: правила техники безопасности, знакомство с материалами необходимыми для работы (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти, карандаши, лекало, дыроколы и д.р.).

Обучение основам черчения. Вычерчивание изделия в масштабе. Правила конструирования поделок путём сгибания бумаги.

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где кружковцы могут познакомиться о технической деятельности человека.

Экспериментальная деятельность: простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Практические занятия: конструирование моделей из бумаги - изготовление объемных фигур, вычерчивание конструирование из полоски бумаги, конструирование моделей из сложенного листа.

Итоговое занятие: конструирование и моделирование игрушки из бумаги «Бесконечный квадрат» (приложение 5).

2. Аксессуары. В рамках данной темы необходимо познакомить детей с  особенностями работы с гофра-картоном обучить детей работе с наборами готовых деталей, приемами вырезания элементов моделей, особенностями формирования прямых и кривых линий прогибов на деталях из гофра-картона. При изготовлении изделий дети знакомятся с приемами сборки и склеивания деталей в узлы и блоки.

При изготовлении аксессуаров подростки понимают практическую значимость такого материала как картон и возможности его применения в деятельности.

Экспериментальная деятельность: изучение практичности и износостойкости гофра-картона, увеличение практичности материала.

Практические занятия: Изготовление подставки для обуви, рамочки для фото, подставки под ноутбук, изготовление кубика, подставки под сотовый, карандашниц,  украшения (бусы, предметы интерьера).

Итоговое занятие: проведение выставки (приложение 6).

3. Игрушки. В данном разделе программы подростки обучаются работать с картоном, как материалом для творчества, и обучатся самостоятельно проектировать планируемый продукт. При изготовлении изделий дети знакомятся с приемами вырезания внутренних радиусов, способах создания маленьких отверстий для декорирования, квилингу из картона, возможностям нетрадиционного применения картона.

Экспериментальная деятельность: изучение возможностей гофра-каротна для создания творческих поделок.

Практические занятия: изготовление лабиринта с вертикальными отверстиями, копилки из картона, лабиринт с вертикальными перегородками, проектирование и создание картины из картона, создание логических и ролевых  игрушек (логический куб, макетные машинки, кроватки и др)  

Итоговое занятие: совместное изготовление лабиринта для общественного пользования (Приложение 7).

4. Интерьер

В рамках данной темы подростки знакомятся с особенностями применения картона в интерьере.  Преимуществами  изделий из картона: стильный дизайн, экономность, мобильность, эргономичность, безопасность, экологичность, прочность. И его недостатками – при нахождении во влажной среде мебель портится и становится непригодной для эксплуатации. 

В данном разделе большое количество времени затрачивается на экспериментальную деятельность, подростки во всем убеждаются а собственном опыте, поэтому больше экспериментов - больше опыта.

Экспериментальная деятельность: Как сделать мебель из картона более прочной

  1. Использование лаков и клеев для декорирования, скотча и различных видов бумаги – продляет жизнь изделия.
  2. Соблюдение симметрии – нет симметрии больше опор для крепости
  3.  Чем больше у вашей мебели поперечных частей, тем она более устойчива;
  4. Чтобы придать больше прочности вашей конструкции, пользуйтесь хитростью – делайте два слоя картона на всех элементах мебели. Но, внимание, слои должны быть разные: у одного слоя волны должны быть горизонтальные, у другого – вертикальные;

Практические занятия: изготовление изделия полка угловая и ее декорирование, полка напольная (овечка, слон, олень и т.д.), полка для животных, светильник (приложение 8).

Итоговое занятие: разработка, создание и декорирование полки по собственному макету.

5  Оборудование детской комнаты:  Стол, стулья, Складной стол и стул. Шкаф для игрушек, Домик для куклы, шалаш

В рамках данной темы дети занимаются конструированием мебели для детей более младшего возраста, создают мебель подходящую по размеру для данных детей, учатся аккуратно создавать модели и придают ей практическое применение.

Экспериментальная деятельность использование изделий из картона в практике, износостойкость, применение ребра жесткости.

Практические занятия создание изделий для оборудования безопасной и экологически чистой детской игровой комнаты объемный стол, стулья, складной стол и стулья, шкаф для игрушек, домик для куклы, игровое пространство для детей (Приложение 9).

Итоговое занятие: создание итогового изделия табурет объемный.

  1. Изготовление итогового изделия, самостоятельное конструирование и моделирование изделия для школьника


 Условия реализации программы

Для  реализации программы привлекаются два специалиста: педагог-организатор, и методист, привлеченные специалисты с

Неизменными материалами будут:

Упаковочный картон/картонные коробки – можете попросить коробки в магазине или поискать дома от покупной техники;

Обычный и цветной скотч, бумажный скотч, двусторонний скотч;

Канцелярский нож для резки картона (следите за остротой лезвий и меняйте по мере затупления);

Острые ножницы;

Тупой нож;

Рулетка/железная линейка;

Карандаш и ластик;

Клей (ПВА, термоклей, клей для обоев, жидкий «момент» – в зависимости от ситуации, но порой можно обойтись только скотчем);

Наждачная бумага (ей вы будете шлифовать срезы картона);

Крафт-бумага (белая и темная) и калька. 

Список литературы и интернет источников

  1. От идеи до модели. Заворотов В.А. – М.: Просвещение
  2.  «Макетирование из бумаги и картона» для учащихся художественных и художественно-прикладных училищ  Н.В. Калмыковой и И.А. Максимовой
  3. Курс «Методы оценивания в классе 21 века»
  4. Блог о мебели и дизайне http://mebelvbloge.ru/unikal-naya-mebel-iz-kartona/ 
  5. Делаем эконом мебель из картона: стол, полки для книг и обуви

http://kallibry.ru/sdelat-mebel-iz-kartona-svoimi-rukami/

  1. Детские кубики своими руками: безопасно и весело http://www.7ya.ru/article/Detskie-kubiki-svoimi-rukami-bezopasno-i-veselo/


Приложение 1.

Технологическая  карта

для оценивания этапов создания изделия

Самооценка

Оценка педагога

Да

С чьей-либо помощью

Нет

Да

С чьей-либо помощью

Нет

Выбрать изделие

Начертить части изделия по шаблону

Вырезать части изделия

Первичная сборка частей изделия

Корректировка частей изделия

Собрать или склеить части

Декорировать изделие


Приложение 2

Проверочный лист творческих способностей

Дата:                       ФИО:                      группа:             

Всегда

Иногда

Редко/

никогда

Комментарии

Ученик может самостоятельно генерировать различные идеи.

      

Ученик использует знания предмета для генерации большого количества идей.

     

Ученик создает идеи на основании  информации, выходящей за рамки программы обучения.

Ученик определяет промежуточные цели и способы их достижения.

     

Ученику нравится  работать в команде и совместно разрабатывать идеи.

     

Ученик легко принимает идеи других.

     

Ученик помогает одноклассникам в генерации их идей.

     

 


Приложение 3

Проверочный лист регулятивных умений

Дата:                       ФИО:                      Группа:             

Самооценка

Оценка педагога

Всегда

Иногда

Почти никогда

Всегда

Иногда

Почти никогда

  1. Я устанавливаю цели.

  1. Я определяю задачи.

  1. Я намечаю новые подходы.

  1. Я предлагаю новые идеи и направления.

  1. Я добровольно принимаюсь за решение сложных задач.

  1. Я задаю вопросы.

  1. Я нахожу информацию и делюсь ею.

  1. Я задаю уточняющие вопросы.

  1. Я ищу факты.

  1. Я сравниваю факты и мнения.

  1. Я с энтузиазмом откликаюсь на предложения других.

  1. Я приглашаю других к участию в совместной работе.

  1. Я способствую формированию положительной самооценки у членов группы.

  1. Я обобщаю точки зрения, высказанные в обсуждении.

  1. Я упрощаю сложные мысли.

  1. Я задаю вопросы на перспективу.

  1. Я помогаю создать график работы и установить приоритеты.

  1. Я удерживаю обсуждение в нужном русле.


Приложение 4

Проверочный лист сотрудничества (коммуникативные результаты)

Дата:                       ФИО:                      Группа:             

Самооценка

Оценка педагога

Да

С чьей-либо помощью

Нет

Да

С чьей-либо помощью

Нет

Я могу выполнять много заданий в группе.

Я соглашаюсь с тем, как задания разделяются внутри группы.

Я выполняю все порученные мне задания.

Я могу согласиться с планом, даже если это не мой план.

Я принимаю идеи других людей.

Я ясно выражаю свои мысли.

Я пытаюсь помочь одноклассникам разобраться в  проекте.

Я воодушевляю других членов группы.

Я задаю вопросы, чтобы полностью прояснить неясные моменты.

Я делаю отзывы в дружелюбной манере, стараясь помочь.

Я умею слушать других.

Я пытаюсь решать возникающие проблемы.


Приложение 5

Приложение 6


Приложение 7

Приложение 8


Приложение 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа. Конструкторская лаборатория "HI-TECH цех"

  В нашем современном мире понятие «Производство» неотъемлемо связанно с компьютерным моделированием процессов самогопроизводства. В основе своей технология производственного п...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования» имеет техническую направленность и предполагает подготовку обуча...