Дополнительная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро»
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Программа «Конструкторское бюро» обучит подростков применять гофрокартон для обустройства жизненного пространства, и придания ему экологичности и эстетичности по содержанию она является программой технической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей «Радуга» города Перми
Дополнительная общеразвивающая программа
«Конструкторское бюро»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12-17 лет
Составитель:
Стомаченко Анастасия Андреевна
Педагог организатор
Беляева Елена Федоровна
методист
Пермь, 2017
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы
«Конструкторское бюро»
МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей «Радуга»
города Перми
Название программы | «Конструкторское бюро» |
Направленность программы | Техническая |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Стомаченко Анастасия Андреевна Беляева Елена Федоровна |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Педагогическим советом МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» города Перми 27 сентября 2017 года |
Цель программы | Развитие творческого потенциала подростков через приобщение к графической культуре и моделированию изделий из гофрокатрона |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты освоения программы | Предметные:
Познавательные:
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
научатся бережно относиться к труду товарищей |
Сроки реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю/год | 2 часа в неделю / 72 часа в год |
Возраст обучающихся | 12-17 лет |
Форма занятий | мастер-классы, презентация, проектная исследовательская и экспериментальная деятельность, эксперимент, исследование, проблемное обучение, метод проектов |
Методическое обеспечение | Разработки мастер-классов и занятий по техническому моделированию. Наличие шаблонов и разработок по макетированию и конструированию. |
Условия реализации программы | Наличие кабинета и оборудования: картон, ножи, клей ПВА, дыроколы, скотч (малярный, цветной, двухсторонний, и т.д), материалы для декорирования, линейки, карандаши, лекало, циркуль, ластик. |
Пояснительная записка
Изделия из картона — отличная альтернатива, если вам обычные вещи не интересны или не подходят! Аксессуары, игрушки, полки, шкафы, столы, стулья и даже диваны можно сделать из картона своими руками! Такая обыденная вещь, как картон, который мы зачастую, не раздумывая, выбрасываем с остальным мусором, может оказаться отличным материалом для постройки оригинальной поделки. Конечно, многие предполагают, что такие предметы будут непрочными и легко прогнутся под весом поставленных на неё предметов, но этого можно и нужно избежать, правильно обработав картон. Программа «Конструкторское бюро» обучит подростков применять гофрокартон для обустройства жизненного пространства, и придания ему экологичности и эстетичности по содержанию она является программой технической направленности.
Конструкторское бюро - это участок исследований и разработок. Именно здесь рождаются новые модели и получают второе дыхание старые. Сотрудники конструкторского бюро тщательно продумывают каждую деталь и исследуют ее возможности в различных условиях, создают что-то новое и интересное.
При разработке программы использованы материалы программы Н.В. Калмыковой и И.А. Максимовой «Макетирование из бумаги и картона» для учащихся художественных и художественно-прикладных училищ, и Заворотова В.А. «От идеи до модели».
Данная программа рассчитана на подростков с 12 лет. В настоящее время у большинства детей отсутствует пространственное воображение, в рамках школьных программ дети учатся работать на плоскости и зачастую не представляют конечный результат. В современном мире много компьютерных игр, которыми увлекаются дети (например, Minecraft -открытый мир), в этих играх имеется возможность пространственного воображения, но многие не представляют на практике как этот мир будет выглядеть в реальности.
Для формирования образно-пространственного мышления предлагается обучить детей основам черчения и практического моделирования, не только на бумаге, но и в компьютерных программах. Данная программа формирует у подростков пространственное воображение и позволяет при помощи моделирования и конструирования увидеть реальный результат.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний и практических умений в области конструирования и моделирования и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, дизайнер-конструктор, проектировщик, экодизайнер, разработчик упаковок из картона.
В данной программе впервые детям предлагается конструирование и моделирование из гофрокартона, достаточно необычного и легкодоступного материала. Созданные детьми модели имеют практическое применение, что немаловажно для детей подросткового возраста – они хотят видеть результат и приносить реальную пользу как в семье, так и в социуме.
Подросткам в силу возраста и психологических особенностей, необходимо экспериментально опытным путем выявить проблемы, возникающие при создании изделия, и самостоятельно найти пути решения данных проблем. В рамках программы, мы даем им такую возможность, дети сами определяют прочность материала и находят практические способы как увеличить срок применения изделия.
Основные принципы построения программы:
доступность – детям предлагается материал соответствующий их возрасту и знаниям,
постепенность – данная программа предусматривает постепенное изучение материала, если в начале программы дети работают на занятиях используя шаблон, то в конце программы дети самостоятельно конструируют и моделируют изделие,
результативность – практически каждое занятие дети видят свои результаты (законченное изделие) и понимают свои достижения.
Формы и методы: мастер-классы, презентация, проектная исследовательская и экспериментальная деятельность, эксперимент, исследование, проблемное обучение, метод проектов.
Контроль осуществляется ежедневным оцениванием выполнения задания, согласно технологической карте, в которой подросток и педагог оценивает выполненные действия, когда подобный тип мышления становится составной частью каждого занятия, учащиеся стремятся получить больше знаний. В действительности, они становятся еще и более мотивированными, настойчивыми в решении сложных задач и более уверенными в своих способностях. Предоставление учащимся возможностей для оценки практических действий дает им шанс попрактиковаться в умениях, которые необходимы, чтобы стать независимыми, легко обучаемыми и самостоятельно управлять процессом обучения. Результаты представляются на выставке практических работ, изделий и презентации полученных продуктов.
Оборудование: картон, ножи, клей ПВА, дыроколы, скотч (малярный, цветной, двухсторонний, и т.д), материалы для декорирования, линейки, карандаши, лекало, циркуль, ластик.
Цель: развитие творческого потенциала подростков через приобщение к графической культуре и моделированию изделий из гофрокатрона.
Задачи.
- Научить подростков читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; технические рисунки деталей различного назначения;
- Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- Обучить работать с гофрокартоном, как с материалом для создания действительных объемных объектов;
- Познакомить с практическими возможностями использования изделий из гофрокартона;
- Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные:
- узнают особенности материала и о возможностях применения гофрокартона;
- освоят основы черчения на бумаге и картоне;
- освоят основные принципы моделирования и конструирования;
- научатся работать с гофрокартоном при помощи ножа, дырокола, линейки и других материалов;
- самостоятельно сконструируют итоговое изделие (полка, рамка, предмет интерьера и другое).
Познавательные:
- Научатся использовать экологически чистый материал в интерьере;
- знают способы декорирования гофрокартона и практическую пользу от декорирования;
- умеют эстетически верно декорировать изделие, для практического его применения;
- научатся экспериментировать с гофрокартоном, выявлять проблемы и пути их решения.
Личностные:
- Познакомятся с профессиями связанными с дизайном интерьера и конструированием из картона (разработчик упаковок);
- смогут самореализоваться, создав изделия имеющие практическое применение;
- научатся презентовать результат деятельности.
Регулятивные:
- научатся прогнозировать результат работы по технологической карте, отслеживать, оценивать и корректировать выполненную работу самостоятельно.
Коммуникативные:
- научатся сотрудничать и совместно выполнять работу;
- научатся бережно относиться к труду товарищей.
Критерии оценивания:
Критерий | Ожидаемые результаты | Форма подведения итогов |
Освоение теоретического и практического материала | Создание технически верных изделий согласно технологической карте по темам. | Самооценка, презентация изделия (приложение 1) |
Творческий подход и новаторство | Умение самостоятельно и эстетически верно конструировать и декорировать изделие, для практического его применения | Проверочный лист творческих способностей (приложение 2) Наблюдение |
Критическое мышление и способность решать проблемы | Умение прогнозировать результат работы по технологической карте, отслеживать, оценивать и корректировать выполненную работу самостоятельно. | Проверочный лист регулятивных умений (приложение 3) Самооценка, оценка педагога, |
Умение сотрудничать в коллективе | Умение сотрудничать и совместно выполнять работу | Проверочный лист сотрудничества (приложение 4) Самооценка, оценка педагога,
|
Учебно-тематический план
Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | |
Введение в программу | 8 | 2 | 6 | Изготовление «Бесконечного квадрата» | |
Аксессуары | 13 | 1 | 12 | Выставка | |
Игрушки | 11 | 1 | 10 | Изготовление игрушки «лабиринта» | |
Интерьер | 15 | 3 | 12 | Создание полки в 2 плоскостях | |
Оборудование детской комнаты | 21 | 1 | Изготовление изделия «табурет» | ||
Изготовление итогового изделия | 4 | 4 | Презентация итогового изделия | ||
72 |
1 Введение в программу. Правила поведения в кружке. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.
Основы работы с бумагой: правила техники безопасности, знакомство с материалами необходимыми для работы (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти, карандаши, лекало, дыроколы и д.р.).
Обучение основам черчения. Вычерчивание изделия в масштабе. Правила конструирования поделок путём сгибания бумаги.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где кружковцы могут познакомиться о технической деятельности человека.
Экспериментальная деятельность: простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Практические занятия: конструирование моделей из бумаги - изготовление объемных фигур, вычерчивание конструирование из полоски бумаги, конструирование моделей из сложенного листа.
Итоговое занятие: конструирование и моделирование игрушки из бумаги «Бесконечный квадрат» (приложение 5).
2. Аксессуары. В рамках данной темы необходимо познакомить детей с особенностями работы с гофра-картоном обучить детей работе с наборами готовых деталей, приемами вырезания элементов моделей, особенностями формирования прямых и кривых линий прогибов на деталях из гофра-картона. При изготовлении изделий дети знакомятся с приемами сборки и склеивания деталей в узлы и блоки.
При изготовлении аксессуаров подростки понимают практическую значимость такого материала как картон и возможности его применения в деятельности.
Экспериментальная деятельность: изучение практичности и износостойкости гофра-картона, увеличение практичности материала.
Практические занятия: Изготовление подставки для обуви, рамочки для фото, подставки под ноутбук, изготовление кубика, подставки под сотовый, карандашниц, украшения (бусы, предметы интерьера).
Итоговое занятие: проведение выставки (приложение 6).
3. Игрушки. В данном разделе программы подростки обучаются работать с картоном, как материалом для творчества, и обучатся самостоятельно проектировать планируемый продукт. При изготовлении изделий дети знакомятся с приемами вырезания внутренних радиусов, способах создания маленьких отверстий для декорирования, квилингу из картона, возможностям нетрадиционного применения картона.
Экспериментальная деятельность: изучение возможностей гофра-каротна для создания творческих поделок.
Практические занятия: изготовление лабиринта с вертикальными отверстиями, копилки из картона, лабиринт с вертикальными перегородками, проектирование и создание картины из картона, создание логических и ролевых игрушек (логический куб, макетные машинки, кроватки и др)
Итоговое занятие: совместное изготовление лабиринта для общественного пользования (Приложение 7).
4. Интерьер
В рамках данной темы подростки знакомятся с особенностями применения картона в интерьере. Преимуществами изделий из картона: стильный дизайн, экономность, мобильность, эргономичность, безопасность, экологичность, прочность. И его недостатками – при нахождении во влажной среде мебель портится и становится непригодной для эксплуатации.
В данном разделе большое количество времени затрачивается на экспериментальную деятельность, подростки во всем убеждаются а собственном опыте, поэтому больше экспериментов - больше опыта.
Экспериментальная деятельность: Как сделать мебель из картона более прочной
- Использование лаков и клеев для декорирования, скотча и различных видов бумаги – продляет жизнь изделия.
- Соблюдение симметрии – нет симметрии больше опор для крепости
- Чем больше у вашей мебели поперечных частей, тем она более устойчива;
- Чтобы придать больше прочности вашей конструкции, пользуйтесь хитростью – делайте два слоя картона на всех элементах мебели. Но, внимание, слои должны быть разные: у одного слоя волны должны быть горизонтальные, у другого – вертикальные;
Практические занятия: изготовление изделия полка угловая и ее декорирование, полка напольная (овечка, слон, олень и т.д.), полка для животных, светильник (приложение 8).
Итоговое занятие: разработка, создание и декорирование полки по собственному макету.
5 Оборудование детской комнаты: Стол, стулья, Складной стол и стул. Шкаф для игрушек, Домик для куклы, шалаш
В рамках данной темы дети занимаются конструированием мебели для детей более младшего возраста, создают мебель подходящую по размеру для данных детей, учатся аккуратно создавать модели и придают ей практическое применение.
Экспериментальная деятельность использование изделий из картона в практике, износостойкость, применение ребра жесткости.
Практические занятия создание изделий для оборудования безопасной и экологически чистой детской игровой комнаты объемный стол, стулья, складной стол и стулья, шкаф для игрушек, домик для куклы, игровое пространство для детей (Приложение 9).
Итоговое занятие: создание итогового изделия табурет объемный.
- Изготовление итогового изделия, самостоятельное конструирование и моделирование изделия для школьника
Условия реализации программы
Для реализации программы привлекаются два специалиста: педагог-организатор, и методист, привлеченные специалисты с
Неизменными материалами будут:
Упаковочный картон/картонные коробки – можете попросить коробки в магазине или поискать дома от покупной техники;
Обычный и цветной скотч, бумажный скотч, двусторонний скотч;
Канцелярский нож для резки картона (следите за остротой лезвий и меняйте по мере затупления);
Острые ножницы;
Тупой нож;
Рулетка/железная линейка;
Карандаш и ластик;
Клей (ПВА, термоклей, клей для обоев, жидкий «момент» – в зависимости от ситуации, но порой можно обойтись только скотчем);
Наждачная бумага (ей вы будете шлифовать срезы картона);
Крафт-бумага (белая и темная) и калька.
Список литературы и интернет источников
- От идеи до модели. Заворотов В.А. – М.: Просвещение
- «Макетирование из бумаги и картона» для учащихся художественных и художественно-прикладных училищ Н.В. Калмыковой и И.А. Максимовой
- Курс «Методы оценивания в классе 21 века»
- Блог о мебели и дизайне http://mebelvbloge.ru/unikal-naya-mebel-iz-kartona/
- Делаем эконом мебель из картона: стол, полки для книг и обуви
http://kallibry.ru/sdelat-mebel-iz-kartona-svoimi-rukami/
- Детские кубики своими руками: безопасно и весело http://www.7ya.ru/article/Detskie-kubiki-svoimi-rukami-bezopasno-i-veselo/
Приложение 1.
Технологическая карта
для оценивания этапов создания изделия
Самооценка | Оценка педагога | ||||||
Да | С чьей-либо помощью | Нет | Да | С чьей-либо помощью | Нет | ||
Выбрать изделие | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Начертить части изделия по шаблону | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Вырезать части изделия | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Первичная сборка частей изделия | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Корректировка частей изделия | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Собрать или склеить части | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Декорировать изделие | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Приложение 2
Проверочный лист творческих способностей
Приложение 3
Проверочный лист регулятивных умений
Дата: ФИО: Группа:
Самооценка | Оценка педагога | |||||
Всегда | Иногда | Почти никогда | Всегда | Иногда | Почти никогда | |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
| ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Приложение 4
Проверочный лист сотрудничества (коммуникативные результаты)
Самооценка | Оценка педагога | ||||||
Да | С чьей-либо помощью | Нет | Да | С чьей-либо помощью | Нет | ||
Я могу выполнять много заданий в группе. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я соглашаюсь с тем, как задания разделяются внутри группы. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я выполняю все порученные мне задания. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я могу согласиться с планом, даже если это не мой план. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я принимаю идеи других людей. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я ясно выражаю свои мысли. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я пытаюсь помочь одноклассникам разобраться в проекте. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я воодушевляю других членов группы. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я задаю вопросы, чтобы полностью прояснить неясные моменты. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я делаю отзывы в дружелюбной манере, стараясь помочь. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я умею слушать других. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | |
Я пытаюсь решать возникающие проблемы. | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ | ☐ |
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа. Конструкторская лаборатория "HI-TECH цех"
В нашем современном мире понятие «Производство» неотъемлемо связанно с компьютерным моделированием процессов самогопроизводства. В основе своей технология производственного п...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро: основы моделирования и конструирования» имеет техническую направленность и предполагает подготовку обуча...
- Мне нравится (1)