ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.
статья ( класс) по теме
в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса в хореографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovannye_tehnolgii.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.
Мы сегодня много говорим о здоровом образе жизни, и о том, как сохранить здоровье в современном мире при условиях быстро развивающей цивилизации. Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и больному, и здоровому человеку.
В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Стрессы, всплески вирусных заболеваний, гиподинамия, вредные привычки подстерегают нас на каждом шагу. Как научится противостоять таким факторам и воспитать здоровую личность? Ответ, наверное, будет однозначным, нужно сформировать культуру здорового образа жизни, в которой будет определенный уровень знаний, физической культуры и социально-духовных ценностей.
Большая роль, пожалуй, самая важная отводиться образовательным учреждениям и особенно дополнительному образованию. Посещение детьми спортивных секций и детских объединений, есть отличная профилактика вредных привычек. Это возможность заинтересовать ребенка в творчестве и отвлечь его от влияния улицы.
Современное образование по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Это является одной из приоритетных задач образовательного процесса. Для данной работы педагоги в своей деятельности наряду с различными технологиями используют здоровьесберегающую.
Здоровье формирующие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе хореографических объединений позволяют создать:
- хорошие условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональную организацию учебного процесса (гигиенические нормы, организация расписания в соответствии с возрастными особенностями)
- соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
Хореография делают свой и весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения.
Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии (школьные уроки, игры за компьютером). А вот у детей, занятых двигательным развитием:
- повышается ферментативная активность крови,
- улучшаются показатели иммунитета,
- уменьшается частота функциональных изменений осанки.
- средняя за год заболеваемость снижается
- уровень физической и умственной работоспособности повышается.
В совокупности данная работа способствует развитию природных способностей ребенка: нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством и культурой.
Рассказывая о технологии здоровьясбережения в хореографической школе Дома детского творчества «Гармония» можно сказать, что она классифицируется на узкоспециализированную и интегрированную.
В узкоспециализированную технологию входит - медицинская. Это обеспечение гигиенических условий и соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, оформление хореографического класса по нормам Сан Пин, организация медицинского осмотра обучающихся и допуска к занятиям, требование к форме одежды на занятиях.
К интегрированным технологиям относятся:
- оздоровительные (физическая подготовка);
- технологии обучения здоровью (включение в образовательный процесс инструктажей, бесед, игровых программ, деловых игр на тему здорового образа жизни, профилактике ПАВ);
- воспитание культуры здоровья (организация спортивных, культурно-массовых мероприятий, фестивалей, проектов, акций)
Весь процесс обучения в хореографической школе связан с оздоровительной технологией т. к. вся работа основывается на двигательной активности. В процессе обучения дети приобретают красивую осанку, подтянутые мышцы, тренированный вестибулярный аппарат.
И чем большим запасом хореографических навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном мире. Позы, перемещения, прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма танцевальные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Поэтому четкая организация занятия, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций педагога, сочетаются с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе.
Успех образовательного процесса основывается на учете возрастных особенностях детей и подростков.
В организации учебного процесса, на занятиях младшего школьного возраста используется несколько видов учебной деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы и т.д. Чередование видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, дает возможность длительно поддерживать работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Целесообразно в организации обучающего процесса опираться на межпредметные связи: с окружающим миром (в таких вопросах, как требования к одежде, работе мышц, режим дня и др.); музыкально-ритмическим воспитанием (ритм, темп, характер музыки); изобразительным искусством (красота движений, поз).
Для рациональной организации учебной деятельности среднего и старшего звена используются на занятиях видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует интерес обучающихся. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию обучающегося процесса.
Одним из важнейших принципов обучения по здоровьесберегающей технологии является психологический комфорт детей во время занятия. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Технология обучения здоровью включает в себя беседы на тему «Воздух, вода и правильная еда», «Правила поведения на воде», «Правила поведения во время экстренных случае», «Правила поведения в холодное время суток», игровые викторины «Суд над микробами», интерактивные игры.
Одной из самой популярной и продуктивной технологией в организации деятельности хореографической школы является воспитание культуры здоровья. На протяжении 3-х лет в хореографической школе реализуется воспитательный проект «Детская выездная филармония», в которую входит организация концертной деятельности на территории Борского района. Тематикой таких концертов «Береги здоровье смолоду», «Лето впереди себе не навреди».
Подводя итог, хочется сказать, что каждое занятие в хореографической школе направлено на поддержание у обучающихся хорошей физической формы и на формирование пожизненной установки на здоровый образ жизни.
Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи, произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам негде этого делать, кроме вашей гостиной…» Танцуйте и будете здоровы!
Библиографический список
- Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
- Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Составитель И.А.Мухина. Выпуск 1.-СПб., 1995
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей -М.,1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации. М., 1998.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.Е. Соколова И.Ю. Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор в работе подробно ...
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе
Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...
«Повышение качества проведения образовательных занятий, дополнительного образования, на основе внедрения информационных технологий» «Использование ИКТ в воспитательном процессе»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновени...
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»
Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012. Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....
Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса
Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...
МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.
МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ....