Методическая разработка с инструкционной картой и презентацией "Славянский конь-оберег"
методическая разработка по технологии (7 класс)
Конспект к мастер-классу "Славянский конь-оберег" с инструкционной картой и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_i_instruktsionnaya_karta_solnechnyy_kon.docx | 927.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса «Солнечный конь. Славянский оберег».
Рекомендуется к использованию для проведения занятий по внеурочной работе в среднем и старшем звене.
Мастер-класс современная форма для отработки практических навыков, где за небольшой период времени обучающийся проходит путь от заготовки к завершенному изделию.
Мастер – класс дает положительный эффект по подготовке учеников к новой теме. В нем отражена структура ведения практического занятия с педагогическим эффектом и мотивацией на развитие творческого мышления и развития творческих умений и способностей.
Использование данной методической разработки позволяет повысить качество обучения, повысить интерес к славянской культуре.
Цель: Обобщение и распространение опыта изготовления традиционных славянских кукол.
Задачи:
Предложить практические рекомендации для использования в работе с учениками.
Познакомить с технологией, формами и методами работы при создании оберега «Солнечный конь».
Способствовать изготовлению изделия, развитию творческой фантазии
Методы, формы проведения занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная
Материально-техническое оснащение: раздаточный материал, инструмент, видеопроектор для демонстрации
презентации
Структура мастер-класса | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Вводный инструктаж Оргмомент. | Приветствует обучающихся, проверка посещаемости, проверка готовности к занятию. | Приветствие Самопроверка готовности к уроку |
Целевая установка. | Тема мастер-класс: Славянский оберег «Солнечный конь» По окончании занятия вы научитесь выполнять славянский оберег из подходящего подручного материала | Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | Проводит беседу по теме: Что такое оберег? Какие обереги вы знаете? Значение разных оберегов. Какое значение может быть у коня? Почему?
| Анализ собственных знаний по заданной теме, интерпретация информации. Представление их группе, обсуждение в группе. Повышение мотивации к освоению нового знания. |
Инструктирование обучающихся по вопросам темы | Обратите внимание на технику безопасности при работе инструментами. Приемы намотки шпагата, навивки и завязывания узлов на пучках шпагата. Посмотрите на порядок выполнения оберега. ( Презентация.) | Учитывает выделенные ориентиры и действия в новом учебном материале, |
Тренировочные упражнения | Показ приемов выполнения по этапам. | Преобразует познавательные задачи в практическую деятельность, инициативу в учебном сотрудничестве. |
Текущий инструктаж Выдача задания Самостоятельная работа обучающихся | Знакомит с раздаточным материалом для выполнения самостоятельной практической работы: | Осуществляет пошаговый самоконтроль, творческое осмысление задачи |
Целевые обходы | Обход рабочих мест во время самостоятельной деятельности обучающихся с целью: -организации рабочих мест, -проверки правильности выполнения -контроль за соблюдением безопасных приемов труда, -организация индивидуальной помощи обучающимся. | Развитие способности организации практической деятельности |
Заключительный инструктаж Сообщение о результатах в достижении целей урока | Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы. Анализирует и обобщает: Разбор типичных ошибок. Выделяет лучших обучающихся. | Осуществляет презентацию, самооценку готового изделия. Рефлексия |
Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание. | Запись домашнего задания |
История возникновения
Образ коня в славянской культуре занимает особое место, и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое.
Славяне связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Славяне верили, что солнечный диск по небесному своду несет колесница, запряженная тремя конями. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, на детских люльках, резных ковшах, кровли домов, ювелирных украшениях.
Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд, они - покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небеса ,но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца. Сказочные золотые скакуны находят живую и мертвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей, а иногда и затаптывают врага копытами.
Интересно что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как, «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.
В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными. Сколько разных народных пословиц про коней сложено:
Дареному коню в зубы не смотрят.
Счастье на коне, бесчестье под конем.
Кто в кони пошел, тому и воду возить.
Образ коня во многих культурах означает успех, процветание, благородство и богатство.
Первого солнечного коня получали дети раннего возраста. Народная кукла «солнечный конь» олицетворяет светлое весеннее солнце. Считается мужским оберегом, привлекающим в дом удачу, счастье, процветание, достаток. Подарить такой оберег мужчине, значит пожелать успеха, «быть всегда на коне», выходить победителем из любой неприятности.
Сила оберега “солнечный конь”
Солнечный конь — это мужской оберег, обладающей энергетикой солнца. Защищает от негативной энергии недоброжелателей; дарит мудрость и спокойствие; помогает в решении трудных жизненных задач; усиливает лидерские качества; помогает достичь поставленных целей, добиться успеха и признания; привлекает удачу, счастье, достаток.
Народная кукла-оберег делается хозяйкой дома для мужа, брата или сына. Вот созданием такого оберега мы и займемся.
Солнечный конь своими руками
Изготовить народный оберег можно из лыка, соломы, травы, джута, ткани. Мы делаем коня из шпагата
Инструкционная карта.
Делаем голову и шею коня. 1.Наматываем 24-28 витков вдоль длинной стороны картона, пучком. Снимаем пучок, и связываем с одной стороны, делая намотку 3-4 раза. Это зубы коня. 2. Разрезаем пучок с противоположной стороны от завязки, получили кисточку из шпагата. 3. На расстоянии 1 см от «зубов коня» делаем намотку яркой нитью 4-6 раз и завязываем. Это голова коня. 4. Сгибаем дугой пучок шпагата, формируя изгиб шеи коня, и делаем посередине длины кисточки из шпагата намотку 4-6 раз контрастной нитью и завязываем. Получилась голова коня с шеей, и кисточкой шпагата из которого будем потом формировать передние ноги коня. Отложили заготовку.№1 | |
Делаем тело коня 5.Наматываем те же 24-28 витков вдоль длинной стороны картонки, получая пучок шпагата, снимаем с картонки и разрезаем с одной стороны. Соединяем тело и голову. 6.Голову коня с шеей перехватываем плотно вторым пучком шпагата посередине (там, где последняя завязка) и завязываем с намоткой. | |
Делаем передние ноги коня. 7.Из первого пучка, из которого голова и шея коня, осталось сформировать передние ноги коня, для этого оставшуюся кисточку делим на две равные части и на расстоянии делаем навивку и завязку копыт коня, на обеих ногах на равном расстоянии. Отрезаем шпагат ровно, получая ровные с обеих сторон копыта. Делаем задние ноги коня. 8.Наматываем 24-28 витков по короткой стороне картонки, завязываем с одной стороны, снимаем и разрезаем с другой. Это будут задние ноги коня. | |
9.Определяем длину туловища коня и делаем навивку с завязкой. 10. После завязки на туловище, делим пучок пополам и вставляем заготовку задних ног коня. После туго перевязываем обе половины пучка с навивкой. Сформировалось тело коня с передними и задними ногами. 11. Задние ноги завязываем, так же как и передние, делая навивку и завязку копыт. 12. Из оставшейся кисточки формируем хвост коня по желанию, ровный или фигурный. | |
Делаем гриву коня. 13.Для этого готовим 5-7 маленьких пучков шпагата в 5-6 витков, 2 длины желаемой гривы. Каждый пучок завязываем с навивкой на шее коня. По завершении постригаем гриву по желанию, ровно или фигурно. | |
Украшаем оберег Здесь можно добавить ленты в хвост и гриву, надеть уздечку и попону. Попону к телу солнечного коня можно приклеить с помощью клеевого пистолета. Уздечка, просто красная нить, закрепленная на мордочке. |
Материалы и инструменты.
Шпагат, ножницы, контрастные нитки «Ирис», яркая тесьма, ткань или мешковина для попоны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"
Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...
Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.
Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду рад Вашим комментариям....
Методическая разработка "Запоминание фрагментов карты"
Благодаря этой разработке у детей развивается зрительная память, они учатся чувствовать и грамотно распределять свое внимание и скорость....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.
Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья"
Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья" снабжены подробным описанием и пошаговыми иллюстрациями технологии изготовления сувенира «Птицы счастья&raq...