Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду рад Вашим комментариям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_tekhnologicheskaya_karta_8_kl.docx | 30.32 КБ |
statya_individualnye_zadaniya_po_khimii.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
модели урока химии в 8 классе.
Учитель: Галкин Евгений Юрьевич, I квалификационная категория.
Предметная область: химия.
Тема: Изменения, происходящие с веществами.
Тема урока - «Химические реакции».
Тип урока – практическое закрепление знаний, умений, навыков.
Дидактическая цель: формирование образовательных компетенций (практических, информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 8 класса в предметной области «Химия» по теме «Химические реакции».
Цели по содержанию урока:
Обучающие:
- Продолжить формирование у учащихся понятия о химических реакциях;
- Способствовать усвоению учащимися знаний о признаках химических реакциях.
Развивающие:
- Продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с инструкциями.
- Продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке;
- Создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету через использование исследовательской работы на уроке.
Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для работы в пар, инструкционные карты, лабораторное оборудование.
Методы обучения: - частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
Средства обучения:
- учебник «Химия», 8 класс, Габриелян О.С.,
- инструкции для работы в группах,
- оборудование и реактивы (см. приложение 1).
Структура урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: проверка готовности учащихся, их настроя н работу | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
| Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин) Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы | Опорными являются знания учащихся о химических явлениях, приобретенные в повседневной жизни. Провожу подготовку мышления детей. Вспомните примеры различных процессов в повседневной жизни. Как вы думаете какие из этих явлений можно отнести к химическим? Ребята подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока «Химические реакции». Сформулируйте цель урока Ключевой вопрос нашего урока: “Как химические реакции распознать среди других процессов и явлений”. | Дыхание, дождь, снег, ветер, скисание молока, коррозия металлов и т.д. Рассуждают, отвечают, поправляют тех, кто отвечает неверно. Формулируют цель: изучить свойства кислот. Записывают тему урока в рабочих тетрадях | Познавательные формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу Личностные формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
III | Совместное открытие новых знаний (20 мин) Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы Задачи: составить представления учащихся о химических реакциях , экспериментально познакомить с признаками химических явлений. | Беседа: 1. Как можно отличить химические процессы от других? 2. Предлагает экспериментально познакомиться с признаками химических реакций. 3. Проводит инструктаж по ТБ. 4.Раздаёт инструкционные карты обучающимся(приложение 1) и следит за выполнением работы. 5. Подводит итоги лабораторных опытов. . | Выдвигают предположения. По различным признакам. Внимательно слушают инструктаж, задают вопросы, расписываются в журнале по ТБ. Получают карточки и выполняют в группах работу. Делают выводы. | Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению Предметные умения должны знать определения понятий: химическая реакция и признак химической реакции; должны уметь: определять химические процессы среди других явлений,, исследовать,оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Метапредметные умения Познавательные общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности. |
| ||||
IV | Закрепление изученного материала (10 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями. | 1. Упражнение в применении знаний ( приложение 2) 2. :Выполните следующий тест (приложение 3) 3. Теперь вернемся к ключевому вопросу урока: “Как химические реакции распознать среди других явлений окружающего мира” | Выполняют записи в тетради 1. по определённым признакам 2.экспериментально: | Коммуникативные формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника Познавательные формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) |
IV | Домашнее задание | Планирование работы на следующий урок. Предлагает домашнее задание на следующий урок § 26, упр.3,4. | Записывают задание | |
V | Рефлексия | Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… | Оценивают свои знания. | Регулятивные формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. |
Информационные ресурсы
1. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432с.
Приложение 1.
Инструкционная карта. 8 класс
Лабораторная работа: «Признаки химических реакций»
Цель: научиться экспериментальным путём распознавать химические реакции от физических явлений.
Оборудование и реактивы: Растворы солей хлорида железа (2) , нитрата серебра, красная кровяная соль, желтая кровяная соль, раствор хлороводородной кислоты, цинк, кристаллический хлорид натрия, набор пробирок, спиртовка, предметное стекло.
Метод работы: исследовательский.
Время выполнения работы: 20 минут.
Литература: учебник « Химия 8 класс» Габриелян О.С. Базовый уровень”.
Вводный инструктаж (прилагается).
Ход работы:
1. Налейте в пробирку 2мл воды, закрепите пробирку в пробиркодержателе и осторожно прогрейте пробирку в пламени спиртовки до кипения. Что наблюдаете? Поднесите аккуратно к отверстию пробирки предметное стекло. Что наблюдаете? Сделайте и запишите вывод.
2. Налейте в пробирку 1мл воды, добавьте шпателем немного поваренной соли и размешайте стеклянной палочкой . Что наблюдаете? Перенесите аккуратно две-три капли раствора на предметное стекло и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Сделайте и запишите вывод.
3. Налейте в пробирку 1 мл соляной кислоты, опустите 2 гранулы цинка. Что наблюдаете? Сделайте и запишите вывод.
4. Налейте в пробирку 1 мл соляной кислоты и добавьте 2-3 капли раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Сделайте и запишите вывод.
5. . В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl2, затем прилейте по 2-3 капли в каждую пробирку растворов красной кровяной соли, желтой кровяной соли. Запишите изменение окраски растворов.
6 . Сформулируйте вывод исследовательской работы: Как можно доказать протекание химических процессов?
7. Сдайте тетради с оформленной работой учителю.
Приложение 2.
Вернувшись домой с урока химии, ученик подумал: “Как же много вокруг химических явлений! Например:
А) идёт тепло от батареи отопления;
Б) зажглась неоновая реклама;
В) горят в торте именные свечи;
Г) мама “гасит“ соду уксусом;
Д) на замке появляется ржавчина.”
Помогите ученику разобраться: какие процессы химические, а какие- физические?
Приложение 3.
- Явления, в результате которых происходит изменение веществ, называются:
А) химическими;
Б) физическими;
В) историческими.
2. Смеси отличаются от химических веществ:
А) составом:
Б) агрегатным состоянием;
В) цветом.
3. Из приведённых явлений выберите химические:
А) горение новогодней гирлянды;
Б) брожение варенья;
В) образование инея.
4. Из приведённого перечня выберите сложные вещества:
А) KMnO4;
Б) Cl2;
В) NaOH.
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Галкин
Учитель химии
Статья на тему: ”Индивидуальные задания по химии“.
Для достижения успехов в обучении и воспитании учеников наряду с другими факторами важную роль играет учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. А они, как известно, бывают разные: и сильные, и средние, и слабые. Применяемые в настоящее время в процессе обучения различные методы и приёмы способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, развивают их способности.
Однако многие учителя до сих пор применяют такие коллективные формы работы школьников на уроке, при которых учебный процесс рассчитан в основном на среднего ученика, не стимулирует сильных, более способных обучающихся работать в полную меру, снижает их активность и самостоятельность. Индивидуализация обучения в преподавании часто сводится лишь к дополнительным занятиям с отстающими учениками.
Таким образом, применение в своей практике не только традиционных форм работы на уроке, но и новых, наиболее эффективных методов и приёмов, в том числе дифференцированного подхода у обучающимся, учитывая уровень подготовки каждого из них, помогает добиться высокой успеваемости по химии. Именно самостоятельные работы, составленные дифференцированно, с учётом индивидуальных особенностей учеников, позволяют им наиболее полно проявлять свои способности и творчество.
Как же определяется понятие «индивидуальный подход»? В педагогическом словаре сказано: «Индивидуальный подход- это принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом достигается педагогическое воздействие на каждого ученика, основанное на знаниях черт его личности и условий жизни.»
Отсюда ясно, что осуществить индивидуальный подход в обучении нельзя без знаний основ психологии, так как при организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и другие психологические особенности обучающихся.
Прежде чем приступить к работе по индивидуальным заданиям, необходимо изучить учащихся на основе их личных дел, медицинских карт, собственных наблюдений, бесед с учителями и т.д. Полученные таким образом сведения, хотя и не полные, характеризуют некоторые индивидуальные особенности учащихся. Их я и учитываю в дальнейшем при определении индивидуальных знаний по химии.
Организация и методика выполнения индивидуальных заданий
Обычно индивидуальные задания даются учащимся как дополнение к общему знанию класса. В зависимости от цели и содержания урока, уровня знаний учащихся они могут выполняться на уроке или дома. При разработке индивидуальных заданий учитываю уровень знаний учащихся, их способности, заинтересованность предметом. Так, слабым учащимся предлагаю повторительные упражнения для ликвидации пробела в знаниях. Тем из них, кто не имел навыка самостоятельной работы, помогаю, например: сообщаю план решения задачи, порядок выполнения лабораторной работы, подготовки доклада и т.п.
Для сильных учащихся, проявляющих интерес к химии, подбираю задания с постепенным усложнением, развивающие их мыслительную деятельность. Например, придумать новый способ решения задачи, составить самим условие аналогичной задачи; составить схему производственного процесса, используя дополнительную литературу; сделать сообщение о свойствах и применении вещества и т.д. Для каждой работы устанавливал срок её выполнения.
Классификация индивидуальных заданий по неорганической химии
В практике своей работы все индивидуальные задания классифицировал на четыре группы:
- Обзорно-познавательные- использую перед изучением новой темы или в процессе её изучения, при закреплении и проверке знаний и т.д.
- Практические- применяю для закрепления изученного материала, развития творческой инициативы, расширения политехнического кругозора учащихся и привития практических навыков.
- Исследовательские- использую для выработки и закрепления навыков химического экспериментирования, обобщения изученного материала, для углубления и расширения знаний учащихся по изученным вопросам и т.д.
- Тренировочные упражнения- использую для выработки навыков в составлении химических формул и уравнений, решении задач, для ликвидации пробелов в знаниях.
В каждую группу включил следующие задания:
- Обзорно-познавательные:
- сочинения, доклады (история открытия кислорода); отчёты об экскурсии;
- отчёты о кинофильмах.
- Практические:
- проведение длительных наблюдений (рост кристаллов); составление коллекций (простые и сложные вещества, полимеры, соединения углерода);
- изготовление прибора для получения углекислого газа
- изготовление модели, стенда (кристаллические решётки , минеральные удобрения).
- Тренировочные
- ответы на вопросы к учебнику
- упражнения в написании уравнений
- вычерчивание графиков растворимости веществ; составление плана по учебнику.
- Исследовательские:
- конструирование прибора (прибор для получения дистиллированной воды)
- проектирование схемы (производство серной кислоты, аммиака)
- подготовка демонстрации опыта (получение углекислого газа)
- составление доклада на основании дополнительной литературы.
Виды индивидуальных заданий
Привожу примеры постепенного усложнения вопросов для заданий слабым и сильным учащимся, которые могут быть использованы на разных этапах учебного процесса:
- При устном изложении или беседе учителя: слабому ученику повторить определение понятия, ход решения задачи; сильному ученику – привести новые примеры задачи, подготовить доклад «История открытия щелочных металлов», показать опыт – электролиз иодистого калия (прибор может быть собран самим учеником) и т.д.
- При проведении практических работ: слабому ученику дать подробную инструкцию или план проведения опыта; сильному ученику - обосновать опыт теоретически, например, как объяснить, что вещество (сера) горит в кислороде более интенсивно, чем в воздухе); решить экспериментальную задачу (проделать опыт для доказательства наличия катиона меди в данном соединении) и т.д.
- При работе с учебником: слабому ученику – выписать определения понятий, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план прочитанного; сильному ученику – написать дополнительные уравнения реакций, характеризующие свойства данного вещества, сравнить свойства нового вещества с ранее изученным (например, сравнить свойства серной и соляной кислот) и т.д.
- При закреплении и повторении пройденного материала: слабому ученику выполнить упражнения и закрепить умение составить формулы по валентности, написать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде (например, FeCl3 + NaOH = …) и т.д.; решить задачу (план решения дан): сильному ученику – решить задачу повышенной трудности, предложить новый способ решения задачи и т.д.
- При учете знаний: слабому ученику предложить вопросы, охватывающие небольшой раздел изученного или раннее пройденного материала, сильному ученику – задать обобщающие вопросы из разных разделов программы, предложить решить задачу повышенной трудности, нарисовать на доске схему данного процесса и указать химизм его и т.д.
Планирование индивидуальных заданий
Индивидуальные задания включаю в общее тематическое планирование. В плане по каждой теме отмечаю: какой материал данной темы может быть дан для индивидуальной работы обучающимся, содержание заданий, когда и где следует его выполнить, кому из учащихся предназначено данное индивидуальное задание и с какой целью и т.д.
В дальнейшем при подготовке к каждому уроку подробно планирую индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся.
Карточки для индивидуальных занятий.
Весь изучаемый по программе материал разделяю на разделы, которые и определяют тематику индивидуального задания. Это задание обучающиеся получают на карточке (карточки изготавливаю на плотной бумаге и в дальнейшем использую их для создания картотеки).
Условно не сообщая об этом учащимся, на карточке отмечаю, какой группе учащихся (сильной, средней или слабой) оно предназначено. Карточки пронумерованы, указаны класс и тему. Карточки составлял в трех- четырех вариантах разной трудности. Вариант №1 – облегченный, для отстающих или слабоуспевающих учащихся; № 2 – средний и № 3 повышенной трудности; вариант № 4 для учащихся, интересующихся химией.
Чтобы не тратить время урока на разъяснение задания пи раздаче карточек, учителю следует рассказать ученикам , как пользоваться карточками в начале учебного года. Слабым учащимся полезны будут еще и дополнительные консультации, которые проводятся во внеурочное время. Карточки могут быть использованы при изучении, закреплении и даже при проверке знаний учащихся на уроке, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Проверку выполнения заданий всех вариантов целесообразнее проводить в классе.
Ниже приводиться материал для составления карточек индивидуальных заданий по некоторым разделам курса неорганической химии средней школы.
Примеры заданий по неорганической химии.
9 класс
Варианты заданий по теме «Кислород».
- (Задание может быть общим для класса.) Прочитать по учебнику § 20 и ответить письменно на вопросы 2 и 3, стр.95.
- Прочитать по учебнику §20 и составить план прочитанного. Подготовить ответы на вопросы в конце параграфа.
- Прочитать по учебнику §20, составить к нему план. Найти в справочнике по химии, чему равен атомный вес (по кислородной и углеродной шкале), распространённость кислорода в природе , значение слова, год открытия кислорода .
- (Для особо интересующихся.) Прочитать из «Книги для чтения по химии»4 (ч. 1, стр. 154) статью Б. Яффе «Пристли находит газ, поддерживающий жизнь». Подготовить небольшой доклад-сообщение к уроку.
8 класс
Варианты тренировочных упражнений по теме «Химические свойства оснований».
- Написать уравнение реакций, характеризующих химические свойства едкого натра.
- Указать, с какими из выделенных веществ будет реагировать гидроксид натрия: оксид кальция, хлорид железа(II), цинк, медь, серная кислота, оксид меди(II), углекислый газ. Написать уравнения всех возможных реакций.
- 1. Почему нельзя хранить кусочки гидроксида натрия в открытой склянке? Какие явления могут произойти? 2. Как доказать опытным путём наличие углекислого газа в плохо проветренной химической лаборатории? Написать уравнения химических реакций и дать письменные ответы на предложенные вопросы.
8 класс.
Варианты заданий по теме «Оксиды».
- Написать уравнение реакций, характеризующих химические свойства углекислого газа. Как определить, к группе каких оксидов- основных или кислотных- углекислый газ относится?
- С какими из указанных ниже веществ будет вступать в реакцию углекислый газ: оксид меди, едкое кали, соляная кислота, хлорид кальция? Написать все возможные уравнения реакций.
- Какие из перечисленных ниже веществ можно использовать для осуществления углекислого газа: гидроксид натрия, фосфорный ангидрид, серная кислота, оксид калия? Почему нельзя использовать для этой цели другие вещества? Подтвердите соответствующими уравнениями реакций.
- Где и какие из известным вам оксидов используется в обыденной жизни?
9 класс.
Варианты заданий по теме «Углерод и его соединения».
Цель задания- научить учащихся проверять решение задачи путём создания обратной.
- а) Сколько граммов кислорода получается при разложении 6,51 г оксида ртути? б) Какое количество окиси ртути было взято, если в результате реакции получилось 0,48 г кислорода?
- Сколько граммов водорода можно получить, действуя 0,2 г кальция на воду? Составьте задачу обратную первой и, решив её, проверьте ответ.
- Составьте условие задачи самостоятельно и решите её. Правильность проверьте составлением и решением обратной задачи.
9 класс
Варианты заданий по теме «Галогены».
- Можно ли хранить хлор в газометре, наполненном водой? Ответ поясните соответствующим уравнением реакции. Нарисуйте газометр по памяти.
- Можно ли использовать газометр, если в нём разбита воронка? Как это сделать? Нарисуйте предложенный вами прибор. Какие газы можно хранить в газометре?
- Нарисуйте прибор, который можно использовать для хранения хлора. Растворы каких веществ следует налить в газометр, чтобы хлор не вступал с ними в реакцию?
- (Для интересующихся конструированием). Приготовить чертёж (рисунок), по которому можно собрать прибор для хранения хлора. Составьте паспорт прибора с указанием схемы, оборудования, необходимого для его изготовления. Какой срок потребуется для конструирования прибора?
В заключение необходимо отметить положительное влияние индивидуальных заданий на повышение успеваемости и качество знаний обучающихся, а также на развитие интереса по химии. Ряд учеников повысили свою успеваемость по данному предмету.
Применение дифференцированного подхода на уроках и во внеурочной
работе при обучении химии в школе требует длительной работы учителя в этом направлении.
Рекомендуемая литература.
- Габриелян О.С., Казанцев Ю.Н.. Химия для всех и для каждого.-М.: “Cиринь према “, 2006.
- Казанцев Ю.Н.Химия. Материалы для индивидуальной работы.8-9 класс.-М.: Айрис-пресс.2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"
Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.
Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....
Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....
Методическая разработка урока химии по теме "Окислительно-восстановительные реакции" (11 класс)
На лекции обобщаются знания о процессах окисления и восстановления, повторяется написание ОВР методом электронного баланса, изучается метод ионно-электронного баланса, определяется место ОВР в ок...
Методическая разработка урока (технологическая карта урока) по теме: "Где мы живём", 7 класс.
В разработке рассматриваются цели учителя и учащихся, планируемые результаты в соответствии с ФГОС основного общего образования, с применением технологической карты урока....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА) ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «THERE IS/THERE ARE» С ИПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Технологическая карта урока по английскому языку для 4 класса "There is/There are" с использованием ИКТ...