Художественная обработка древесины
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Художественная обработка древесины более предпочитаемый вид декоративно-прикладного искусства в школе. Простота оборудования, наличие инструментов, материалов, доступность в работе – все это дает возможность проводить занятия художественной обработки древесины учеников с 5 - 8 класс. Такие занятия можно проводить в кружках дополнительного образования. Занятия состоят из теоретических и практических блоков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная обработка древесины
Концепция педагога: труд ученика - непременно творческий.
Важнейший закон работы: «Ум ребенка на кончиках его пальцев»
(В.А Сухомлинский).
В школьном обучение добавлено изготовление изделий народного промысла. Важным является решение ученика, то есть самостоятельный выбор вида деятельности. Важным является индивидуальный подход к каждому ученику.
Художественная обработка древесины более предпочитаемый вид декоративно-прикладного искусства в школе. Простота оборудования, наличие инструментов, материалов, доступность в работе – все это дает возможность проводить занятия художественной обработки древесины учеников с 5 - 8 класс. Такие занятия можно проводить в кружках дополнительного образования. Занятия состоят из теоретических и практических блоков. Перед учениками ставят воспитательные задачи:
- умение довести работу до конца;
- соблюдать нехитрые правила культуры труда;
- содержать рабочее место в чистоте;
- рационально и осторожно использовать необходимый материал;
- уметь использовать инструменты и соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.
В программе освоения есть задания для индивидуального или коллективного труда. Коллективные работы проводятся тремя и более учениками. Коллективные задания способствуют быстрому решению поставленной задачи, так как происходит распределение труда с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Совместное создание эскизов изделий обсуждение и выполнение их в материал, воспитывает у учеников чувство взаимопомощи, ответственности за дело, что позволяет хорошо выполнить задание. У учеников в процессе совместного выполнения работы развивается художественный вкус, понятие ритма, светотени, объема, уметь увидеть и передать красоту окружающего мира через древесные материалы соответствующего цвета и текстуры.
Суть программы обучения резьбы по дереву направлено на формирование художественного вкуса, развитие интереса к народному промыслу и его сохранение.
Целью резьбы по дереву является ознакомление учеников с традициями наших предков в обработке дерева, развить любовь к этому художественному ремеслу, научить практическим знаниям резьбы по дереву, научить делать собственные творческие проекты по традициям местных мастеров.
Задачи занятий резьбы по дереву делятся на:
Обучающие:
- научить практическим навыкам резьбы по дереву
- техническим приемам геометрической резьбы
- научить делать индивидуальные работы декоративно-прикладного промысла
- научить работать с инструментами резьбы
- развить представление у учеников о народном промысле предков нашей истории
- объяснить технику безопасности при работе с древесиной;
Развивающие:
- постараться развить у ученика умение самому составлять простые чертежи резьбы, по дереву используя традиции народного промысла
- постараться развить художественный вкус и общую культуру личности ученика
- помочь развить навык оценивать свою работу;
Воспитательные:
- приобщать учеников к русской народной культуре нашего народа
- воспитывать уважение к другим людям, их традициям
- воспитывать терпимость к другому мнению
- воспитывать у учеников культуру общения.
В ходе обучения резьбы по дереву ученики узнают основные традиционные виды художественной резьбы, учатся технологическому изготовлению резных изделий из дерева и их отделки, знакомятся с инструментами для работы с древесиной и правилами безопасности их применения.
В конце обучения программы резьбы по дереву ученик должен уметь и знать:
- народный промысел территории нашей страны;
- историю возникновения народного промысла и территориальные особенности художественной резьбы;
- весь ход изготовления изделия;
- технику безопасности работы в классе/мастерской;
- инструменты и оборудование, необходимые для резьбы по дереву;
- оформлять и защищать творческий проект;
- делать чертежи с образцов народного промысла;
- делать индивидуальную композицию изделия применяя резьбу по дереву;
- вытачивать разные поделки на токарном станке по дереву;
- знать принципы плоско выемчатой резьбы, прорезной, скульптурной резьбы;
- рисовать с натуры и на память;
- сдавать готовый проект.
Виды резьбы по дереву
Есть различные виды резьбы по дереву. Рассмотрим основные виды, применяемые на уроках в школе и кружках дополнительного образования:
- Плоско выемчатая или углубленная резьба.
Суть данного вида заключается в том, что фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или его заготовки. Рисунком служат разной формы углубления выемок. В зависимости от характера и формы выемок рисунка плоско выемчатая резьба бывает геометрической или контурной.
Геометрическая резьба — это самый древний вид резьбы по дереву. Он осуществляется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующий на поверхности изделия или заготовки узор из геометрических фигур-треугольников, квадратов, окружностей. В геометрической резьбе по дереву множество приемов художественного оформления деревянной поверхности. Геометрическая резьба не сложный вид резьбы не требует от ученика особых знаний в теории рисунка или сложного набора инструментов. Преимущество геометрической резьбы по дереву в небольшой глубине резного рисунка, который не нарушает общую композицию изделия.
Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, которые проходят по всему контуру рисунка. В контурной резьбе применяют изобразительные мотивы: листья, фигурки животных, цветы, птиц. Эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно. Контурная резьба требует от ученика внимание, хорошее владение инструментом и хороший художественный вкус.
- Плоскорельефная резьба.
Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:
- с завальным контуром
- с подушечным фоном
- с подобранным, то есть выбранным контуром.
Объединяет эти разновидности невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является переходом от контурной к рельефной резьбе.
- Рельефная резьба.
Суть рельефной резьбы заключается в подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба практически не имеет поверхности. Орнамент является рельефом разной высоты. Отличие рельефной резьбы в выразительности и декоративности.
- Прорезная резьба.
В прорезной резьбе отсутствует фон. Прорезную резьбу можно выполнять как в плоскорельефной резьбе и в рельефной резьбе. Фон прорезной резьбы удаляют долотом или пилой. Если фон удаляется пилой, то такую резьбу считают пропильной. Пропильная резьба может быть механизированной и это удобно использовать в массовом изготовлении мебели. Прорезная резьба с рельефным орнаментом – ажурной. Выполнение такой резьбы требует высокого умения. Прорезную резьбу можно приклеивать к деревянной основе. Тогда ее называют накладной или наклеенной.
- Скульптурная или объемная резьба.
Суть этой резьбы в том, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, трансформируясь в скульптуру. Скульптурная резьба использовалась для украшения мебели и интерьеров. В древности часто украшали стулья, кресла фигурами диковинных зверей, птиц. Миниатюрные деревянные скульптуры и резные игрушки относятся к объемной резьбе.
- Домовая резьба.
Применяется в основном на древесине хвойных пород с использованием топора, пилы и долота и используется для украшения деревянных построек. По технике выполнения и характеру домовая резьба бывает рельефной, ажурной или объемной. Есть мнение, что резные украшения на дома перешли с кораблей, отсюда домовую резьбу часто называют корабельной.
- Глухая рельефная резьба.
Это резьба с не прорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора – украшали фронтоны домов, наличники окон. В этой резьбе наглядно представлены сюжеты листвы с завивающимися крутыми встречными спиралями, их соединяют вместе и тут же отделяют цветочными розетками. Так же в сюжетах листьев могут изображаться русалки, львы, птицы.
Инструменты, используемые для резьбы по дереву.
Стамески разной формы являются основным инструментом резьбы по дереву. Они бывают: плоские, прямые, полукруглые, уголки, клюкарзы, церазики, косяки. Эти инструменты являются дорогостоящими, поэтому резцы можно сделать самому из сверл, стамесок, напильников. Так же важным инструментом является нож-косяк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"
Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.
В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...
Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва
Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....