Адаптированная рабочая программа производственного обучения по специальности "Столяр"
рабочая программа по технологии (10 класс)
Программа знакомит обучающихся с ОВЗ с основами обработки древесины на уровне квалификационной характеристики "Столяра" I - II разрядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_po_10_klass.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 20___ г. №______
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10 класс
(разделы программы: общая технология, охрана труда, материаловедение, практикум в учебных мастерских)
на 2020/2021 учебный год
Составитель: А.В. Глушак,
учитель трудового обучения,
высшая квалификационная категория
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Производственное обучение» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- приказом от 28.08.2020 № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- приказом от 28.08.2020 № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
- приказом от 28.08.2020 № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
Цели и задачи образования
Реализация рабочей программы учебного курса «Технология» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на подготовку самостоятельного, активного и профессионально грамотного рабочего деревообрабатывающего и мебельного производства. Рабочая программа способствует формированию знаний, умений и навыков по профессии «Столяр» на широкой политехнической основе.
Рабочая образовательная программа производственного обучения по профессии «Столяр» преследует цель:
- подготовка обучающихся с ОВЗ к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне начального разряда квалификационной характеристики столяра (деревообрабатывающее производство), и возможность дальнейшей специализации по направлениям: столяр, столяр – сборщик мебели, столяр – отделочник мебели.
Актуальность реализации изучаемого курса:
Опираясь на опыт и трудовую подготовку предшествующих этапов профессионально-трудового обучения в V – IX классах, обучающиеся с нарушением интеллекта осваивают свою первую профессию, начинают профессиональную деятельность, к которой у них проявился устойчивый интерес и способности. В этот период целенаправленно осуществляется трудовая и социально-профессиональная адаптация старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья, направленная не только на формирование профессиональных знаний и умений, но и на освоение норм и ценностей конкретного трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.
Задачи и специфика курса:
- формировать доступные технические и технологические знания и умения по данному профилю;
- обучать доступным приемам труда ручными и электрифицированными инструментами;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и других двигательных качеств;
- воспитывать устойчивое положительное отношение к труду;
- формировать таких качеств личности, как чувство коллективизма, товарищества, честности, ответственности за порученное дело, аккуратности, настойчивости и целеустремленности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей учебной программы начального профессионального обучения по профессии «Столяр» в X—XI классах школы разработано на основе системного анализа структуры деревообрабатывающего и мебельного производства, требований государственного стандарта по вышеуказанным профессиям, трудовых функций столяров, во взаимосвязи с программой для профессиональных классов на базе специальной коррекционной школы VIII вида (под редакцией Перелетов А.Н.) и программой профессионально-трудового обучения в IX классе (под редакцией Воронковой В.В).
В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях, с новым технологическим оборудованием, технологией обработки древесины, основными свойствами и областью применения современных древесных, древесно-стружечных, волокнистых и других материалов на основе древесины. В изучение всех тем программы входят вопросы современной техники и технологии производства, безопасности труда, научной организации труда и конкретной экономики. Обучающиеся получают представление о правилах чтения конструкторской и технологической документации, изучают основы стандартизации и метрологии, методы проектирования и конструирования мебели. Занимаются поиском новых технических решений и преодолением технических противоречий.
В теоретических разделах программы следует обратить внимание на изучение основ технологии изготовления деталей мебели, основные технологические операции, наиболее широко применяемые в столярном деле, сортамент и разновидность поделочных материалов, порядок организации рабочего места, методы рационализаторской работы, закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технического прогресса, повышение уровня научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий, основы законодательства в области охраны труда и производственной санитарии.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков выполнения основных столярных и сборочных операций, приемов применения режущих инструментов и приспособлений, использования контрольно-измерительных средств, рационального выбора технологической оснастки и дальнейшее их закрепление в процессе практических работ и производительного труда.
На учебных занятиях и в ходе производительного труда особое внимание следует обращать на соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.
С целью повышения эффективности воспитания старшеклассников с нарушением интеллекта интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать их к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера с использованием технической и справочной литературы, к разработке технических проектов и участию в творческих работах.
Для ознакомления обучающихся со структурой деревообрабатывающего предприятия, мебельной фабрики, с основными этапами производственного процесса изготовления мебельных изделий из древесных материалов, с работой станков и оборудования, с условиями труда и отдыха рабочих в программу включены экскурсии на деревообрабатывающие предприятия и мебельные фабрики.
Программа состоит из следующих разделов:
- Материаловедение;
- Технология столярных работ;
- Основы конструирования и моделирования мебели;
- Общая технология деревообрабатывающего производства;
- Охрана труда и производственная санитария;
- Практикум в учебных мастерских.
Обучение ведется с опорой на знания, которые обучающиеся приобрели на уроках профессионально-трудового обучения, математики, естествознания, рисования. Эти знания помогают обучающимся разрабатывать конструкторско-технологическую документацию на изделие, учитывать расходы материалов. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении столярных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется с учетом педагогической дифференциации по возможностям обучения (классификация по В.В.Воронковой).
Программа определяет содержание теоретического и практического обучения, перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся X—XI классов.
Основные принципы обучения, на основе которых решаются поставленные задачи:
1. Принцип наглядности – позволяет формировать у обучающихся целостную систему профессиональных знаний, умений и навыков. Применение ИКТ, позволяет обеспечить иллюстрированную поддержку уроков, решает проблему отсутствия достаточного количества наглядных пособий.
2. Принцип научности и доступности – материалы, предлагаемые к изучению, основываются на точных технологических сведениях из области материаловедения, машиноведения, конструирования и технологии изготовления столярных изделий и соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
3. Принцип систематичности и последовательности. В основе принципа лежит усложнение тематики изучаемого материала, где каждый последующий тематический блок представляет собой логическое продолжение и дополнение предыдущего, а также одновременно является определенным этапом в формировании у обучающихся практических умений и навыков.
Обучение ведется с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках математики, биологии, рисования. Эти знания помогают старшеклассникам разрабатывать конструкторско-технологическую документацию на изделие, учитывать расходы материалов. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении столярных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Программа построена с учетом основных педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- деятельностного подхода;
- уровневой дифференциации;
- информационно-коммуникативной деятельности;
- здоровьесберегающих технологий.
Методы повышения мотивации, применяемые в ходе реализации программы:
- использование наглядных пособий, раздаточного материала;
- создание ситуации успеха;
- занимательные задания, упражнения;
- проведение экскурсий;
- участие в олимпиадах, конкурсах;
- участие в тематических выставках декоративно-прикладного творчества.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Производственное обучение» включен в обязательную часть учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (X-XI классы) I вариант – 1.2 на 2020-2021 учебный год недельный и входит в предметную область «Технология».
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися начального уровня знаний, умений и профессиональных навыков по специальности «Столяр», что соответствует образовательной программе школы. Рабочая программа состоит из следующих разделов: «Материаловедение», «Общая технология деревообрабатывающего производства», «Охрана труда и производственная санитария», «Практикум в учебных мастерских». На освоение программы учебного курса отводится 748 часов учебного времени. На раздел «Материаловедение» отведено 68 часов, на разделы «Общая технология деревообрабатывающего производства» и «Охрана труда и производственная санитария» отводится по 34 часа учебного времени, на раздел «Практикум в учебных мастерских» - 408 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
«Академический» компонент
Обучающиеся по производственному обучению должны знать:
- основные породы древесины, свойства и пороки древесины;
- способы предохранения древесины и столярных изделий от порчи и разрушения;
- пиломатериалы и другие материалы, применяемые в столярном производстве;
- конструкции основных видов столярных изделий, применяемых в мебельном производстве;
- технологический процесс изготовления и отделки столярно-мебельного изделия;
- виды столярных операций, приемы и последовательность их выполнения;
- приемы заточки и правки режущего инструмента;
- устройство, правила и приемы работы ручными механизированными и электрофицированными инструментами;
- основные виды деревообрабатывающих станков, их назначение и приемы работы на них;
- виды и свойства столярных клеев, способы их приготовления и использования при склеивании и фанеровании;
- причины и виды брака, способы его предупреждения и устранения;
- требования, предъявляемые к качеству готовых изделий и столярных работ;
- контрольно-измерительные инструменты и правила пользования ими;
- допуски и посадки в деревообрабатывающем производстве и строительных работах по дереву;
- правила и способы изображения и чтения чертежей и эскизов столярных изделий;
- правила технической эксплуатации и регулирования столярного оборудования;
- правила техники безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, мероприятия по пожарной безопасности и охране окружающей среды.
Обучающиеся по производственному обучению должны уметь:
- определять породы древесины, качество материалов, дефекты и пороки древесины в пиломатериалах и столярных изделиях, предупреждать возможный брак в работе и исправлять его;
- выполнять все виды столярных работ и операций без нарушения технологического процесса, с помощью ручных, механизированных и электрифицированных инструментов и на основных деревообрабатывающих станках;
- изготавливать столярно-мебельные изделия и выполнять основные работы в мебельном цеху по несложным чертежам и эскизам, по технологическим и инструкционным картам;
- производить отделку столярно-мебельных изделий прозрачными и непрозрачными покрытиями;
- производить ремонт столярно-мебельных изделий и конструкций;
- пользоваться контрольно-измерительными инструментами при контроле точности и качества столярных работ;
- выполнять правила бережной эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Компонент «жизненной компетенции»
Обучающиеся должны уметь:
- работать самостоятельно и в коллективе;
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
- владеть различными способами контроля и оценки деятельности;
- применять теоретические знания, практические умения в дальнейшей профессиональной деятельности в соответствии с учетом требований рынка труда;
- осуществлять социальное и трудовое взаимодействие.
- владеть этикой профессиональных взаимоотношений.
Содержание тем учебного курса
(Материаловедение)
1. Вводное занятие
Значение древесины для народного хозяйства России. Потребление древесины по основным видам.
2. Строение дерева и древесины
Дерево: основные части, строение ствола, годичные кольца. Сердцевидные лучи, древесные ткани и сосуды. Смоляные ходы. Разрезы древесины.
3. Физические свойства древесины
Внешний вид древесины: цвет, блеск, текстура, запах. Характерные показатели микроструктуры. Влажность древесины. Определение влажности. Усушка и разбухание древесины в разных направлениях. Внутренние напряжения, растрескивание и коробление. Плотность, электропроводность, звукопроводность.
4. Механические свойства древесины
Общие понятия о механических свойствах древесины. Пределы прочности древесины на сжатие, растяжение, изгиб и сдвиг. Сопротивление древесины резанию. Технологические свойства древесины: свойство удерживать металлические крепления, способность к гибке, износостойкость, сопротивление к раскалыванию.
5. Пороки древесины
Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков древесины. Сучки: виды, измерение. Классификация трещин. Пороки формы ствола: виды (сбежалость, наросты, кривизна), характеристика. Пороки строения древесины: виды (наклон волокон, крень, тяговая древесина, свилеватость, завиток, глазки, смоляной кармашек, сердцевина, пасынок, прорость, рак, засмолок, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водостой), характеристика.
Грибковые поражения и повреждения древесины насекомыми. Общие сведения об инородных включениях и дефектах. Деформация древесины.
6. Лабораторно-практическая работа
Изучение пороков древесины по альбомам и образцам в натуре.
7. Характеристика древесины основных пород и их промышленное значение.
(Общая технология деревообрабатывающего производства)
1. Введение
Основные особенности деревообрабатывающего производства. Основные и вспомогательные цеха деревообрабатывающего предприятия.
2. Раскрой древесных материалов
Понятие заготовка, припуск заготовки. Средние нормы вектора заготовок при раскрое. Технологический процесс раскроя прямолинейной и криволинейной заготовок. Раскрой материалов на торцевом и обрезных станках. Организация рабочего места. Раскрой столярных плит и фанеры. Технологическая система раскроя клееной фанеры.
3. Сушка и продление срока службы древесины
Сушка древесины: значение, цель, виды. Атмосферная сушка древесины: преимущества и недостатки. Виды искусственной сушки древесины. Сушильная камера: виды и устройство. Предохранение древесины от гниения.
4. Самостоятельная работа
(Охрана труда и производственная санитария)
1. Введение
Конституция российской федерации. Трудовой кодекс РФ – основа законодательства об охране труда. Роль профсоюзов в области охраны труда.
2. Организация работы по охране труда на деревообрабатывающем производстве
Общие сведения об охране труда на деревообрабатывающем производстве. Трудовое законодательство. Коллективный договор. Правила внутреннего трудового распорядка на территории производства. Рабочее время: продолжительность, использование. Режим рабочего дня. Перерывы на обед и отдых. Льготы, предоставляемые законодательством об охране труда в деревообрабатывающем производстве.
Охрана труда женщин и молодежи. Контроль за выполнением законов об охране труда. Обучение, инструкции и допуск к работе. Средства индивидуальной защиты. Оказание доврачебной помощи.
3. Общие вопросы безопасности труда на мебельном производстве
Организация безопасности труда на мебельном производстве. Электробезопасность. Пожарная безопасность. Освещение. Работа с химически опасными и отравляющими веществами.
Погрузо-разгрузочные и транспортные работы. Шум и вибрация: влияние на человека. Сигнальные цвета и знаки безопасности: роль, назначение. Расследование и учет несчастных случаев.
4. Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены рабочего
Гигиенические правила и режимы питания. Гигиена труда и производственная санитария. Производственная гимнастика. Санитарно-технологические мероприятия, направленные на снижение загрязнений, запыленности, загазованности производственного помещения. Производственные шумы и борьба с шумами. Правильное освещение рабочего места. Санитарный уход за учебными и производственными помещениями. Древесная пыль: образование, влияние на человеческий организм, удаление из цеха. Первая помощь при несчастном случае. Аптечка: назначение, состав, пользование.
5. Самостоятельная работа
(Практикум в учебных мастерских)
1. Вводное занятие
Профессионально-техническое училище: формирование достойного пополнения рабочего класса. Общая характеристика учебного процесса. Роль производственного обучения. Базовое предприятие. Выпускники школы: специальности, места работы, зарплата. Квалификационная характеристика столяра 2-го разряда.
2. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебной мастерской
Требования техники безопасности труда в учебной мастерской. Причины травматизма. Травма: виды, меры по предупреждению. Основные правила и инструкции: требования выполнение. Основные правила электробезопасности. Пожарная безопасность. Причины пожаров в помещениях учебного заведения. Меры предупреждения пожаров. Правила пользования электрическими приборами и инструментами. Отключение электросети. Меры предосторожности при пользовании пожароопасными жидкостями. Правила поведения при пожаре. Вызов пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройства и применение огнетушителей и внутренних пожарных кранов.
3. Пиление древесины
Правила разметки при распиливании досок и брусков. Ручные пилы для поперечного, продольного и криволинейного пиления древесины. Форма зубьев (резцов) у пил для продольного, поперечного и смешанного пиления. Заточка и развод зубьев у пил для продольного, поперечного и смешанного пиления. Приемы распиливания брусков и досок. Приспособления для распиливания. Устройство электропилы. Разметок досок и брусков для поперечного и продольного пиления. Подготовка ручных пил к работе. Проверка правильности развода и заточки зубьев пил. Поперечное одиночное и пакетное распиливание досок и брусков по разметке (по рискам) и без нее (по шаблону).
4. Разметка и разметочный инструмент
Разметочный инструмент: виды, уход. Требования к качеству разметки. Приемы работы разметочными инструментами. Предварительная разметка. Изготовление разметочных инструментов.
5. Строгание древесины
Ручные инструменты для строгания древесины. Приемы пользования и ухода. Строгание брусков и досок шерхебелем, рубанком и фуганком с проверкой правильности и чистоты строганных поверхностей. Понятие шероховатости поверхности. Строгание брусков разного сечения по заданным размерам под угольник и рейсмус. Строгание деталей конического и круглого сечений. Строгание деталей с проверкой первой остроганной стороны линейкой и парными проверочными планками. Фрезерование досок и брусков с проверкой угольником. Строгание и торцевание брусков и досок под прямым углом и «на ус» с применением донцев. Строгание профильных изделий (снятие фасок, отборка фальца, четверти). Заточка ножа у рубанка, фуганка и инструмента для профильного строгания. Проверка качества заточки ножей. Ознакомление с ручным электроинструментом для строгания древесины.
6. Сверление, долбление и резание стамеской
Разметочный инструмент, применяемый при сверлении и долблении. Инструменты для сверления отверстий. Ручные инструменты для долбления. Разметка под сверление отверстий, перпендикулярных и наклонных к поверхности детали. Сверление перпендикулярных и наклонных отверстий (сквозных и на заданную глубину). Заточка сверл, долот и стамесок. Проверка качества заточки. Резание стамеской вдоль и поперек древесных волокон.
7. Работа на токарном станке по дереву
Устройство токарного станка по дереву. Инструменты и приспособления для вытачивания изделий. Правила безопасной работы на станке. Вытачивание скалки, картофелемялки по заданным размерам. Вытачивание ручки для напильника. Контроль точности обработки с помощью штангенциркуля. Приемы обработки внутренней поверхности детали. Инструмент для внутренней проточки. Чистка и смазка станка.
8. Нарезание шипов и выдалбливание проушин
Шаблоны и приспособления для разметки шипов и проушин. Брак при разметке: причины, меры предупреждению. Демонстрация приемов разметки, обработка шипа и проушины. Разметка шипа и проушины. Нарезание прямых одинарного и двойного шипов и выдалбливание проушины в столярных заготовках ручными и электрифицированными инструментами с применением приспособлений.
9. Изготовление столярного соединения
Основные виды столярных соединений. Технические требования к качеству соединения. Брак в столярном соединении: причины, способы предупреждения, устранение. Способы приготовления клеевого раствора. Оборудование и приспособления для склеивания деталей. Разметка и изготовление основных стандартных соединений деталей (угловых концевых, угловых серединных и ящичных). Определение качества выполненных соединений. Определение качества клеевого раствора. Сборка столярного соединения насухо и на клею с применением зажимных приспособлений. Зачистка клеевого шва и обработка склеенного узла.
10. Годовая административная контрольная работа
2. Учебно-тематический план
Четверть | № п/п | Темы программы | Количество часов в теме | Количество часов в четверти | Количество часов за год |
Первая четверть | 1 2 3 4 5 6 7 | Введение. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебной мастерской. Пиление древесины. Разметка и разметочный инструмент. Художественно-декоративная отделка столярных изделий. Изготовление декоративной тарелки или розетки с украшением резьбой. Изготовление декоративного панно в стиле рельефной резьбы по дереву. | 2 6 8 8 30 20 34 | 108 | 408 |
Вторая четверть | 1 2 3 | Вводное занятие. Строгание древесины. Изготовление простейшего столярного изделия (хлебница). | 2 18 64 | 84 | |
Третья четверть | 1 2 3 4 5 | Вводное занятие. Сверление, долбление и резание стамеской. Нарезание шипов и выдалбливание проушин. Изготовление столярного соединения. Изготовление простейшего мебельного изделия (подцветочник). | 2 8 12 16 90 | 128 | |
Четвертая четверть | 1 2 3 | Вводное занятие. Работа на токарном станке. Изготовление детской кроватки. | 3 10 87 | 88 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методические средства обучения
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, коллекция пород древесины, образцы изделий, образцы столярных соединений, образцы изделий, альбомы узоров геометрической, контурной, рельефной резьбы и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разноуровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы, альбомы технологической документации.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Занятия по профессионально-трудовому обучению проводятся в специализированной столярной мастерской площадью 54 кв. метра. В мастерской оборудованы участки для ручной и механической обработки древесины, классный участок для теоретических занятий.
Участок для теоретических занятий:
Рабочее место учителя (стол, стул, компьютер, проектор, настенный экран, классная доска), парты и стулья для учащихся, книжный шкаф и шкафы для наглядных пособий (3 штуки).
Участок ручной обработки древесины:
Столярный верстак с набором столярного инструмента для ручной обработки древесины (6 штук); демонстрационный верстак учителя; ручной электроинструмент (электродрель, шуруповерт, электролобзик, ручная шлифовальная машинка, электровыжигатели).
Участок механической обработки древесины:
Сверлильный станок (1 штука), токарный станок по дереву (4 штуки), настольный электролобзик (2 штуки), ленточная пила (1 штука), заточной станок (1штука), шлифовальный станок (1 штука).
Участок заготовки и складирования пиломатериала:
Фуговально- пильный станок (2 штуки); заточной станок (1 штука); стеллажи для заготовок (4 штуки); шкаф для спецодежды (1 штука).
Литература:
Основная.
1. Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /А.Н.Переплетов.–М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018г. – 368с.
2. Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы. Для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) А.Н.Переплетов.–М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018г. – 159с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства».
Дополнительная литература.
1. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. / М.С. Глинин. М. Просвещение, 2001г. – 280с.
3. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. / И.А.Карабанов. М. Просвещение, 1991 г. – 160с.
4. Рыжко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. / В.И. Рыжко, В.И.Юров. М. КЛАССИК, 2003г. – 180с.
5. Якубин Н.Ф. учебные задания по труду. / Н.Ф. Якубин. М. Просвещение, 1996 г. – 120с.
Оценочные материалы
Формы оценивания:
Выставление оценочного балла происходит с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, степени прилежания ученика во время работы и качества выполненной им практической работы.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль обученности обучающихся
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения, а также административной контрольной работы в конце учебного года. Данные контрольные мероприятия разработаны в соответствии с требованиями типовой программы, с учетом психофизических особенностей учащихся, преследуют цель проверки теоретических знаний и практических умений за определенный промежуток учебного времени.
Контрольные работы
№ п/п | № урока | Тема контрольной работы | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 | 389 390 391 392 | Адм. к.р. Выполнение ящичного соединения УЯ-2. Адм. к.р. Выполнение ящичного соединения УЯ-2. Адм. к.р. Выполнение ящичного соединения УЯ-2. Адм. к.р. Выполнение ящичного соединения УЯ-2. | 19.05.2021г. 19.05.2021г. 19.05.2021г. 19.05.2021г. |
Самостоятельные работы
№ п/п | № урока | Тема самостоятельной работы | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 2 3 | 89 90 181 182 301 302 | С.р. Выполнение углового шипового столярного соединения. С.р. Выполнение углового шипового столярного соединения. С.р. Выполнение серединного шипового столярного соединения. С.р. Выполнение серединного шипового столярного соединения. С.р. Выполнение ящичного шипового соединения. С.р. Выполнение ящичного шипового соединения. | 23.10.2020г. 23.10.2020г. 23.12.2020г. 23.12.2020г. 17.03.2021г. 17.03.2021г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Автомеханик"
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Рабочая программа производственного обучения 3 курс по профессии "Тракторист-машинист с/х производства"
Программа производственного обучения включает в себя разделы: ремонтные работы, индивидуальное вождение, подготовка к работе машинно-тракторных агрегатов (МТА) к работе....
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа производственной практики (далее - рабочая программа) разработана на основе рабочих программ профессиональных модулей по данной профессии, для освоения ...
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по математике для учащегося 6 класса
Предлагаемая программа адаптирована и на работу с учащимся с задержкой психического развития, который в силу уровня познавательного развития может освоить базовый минимум содержания программного матер...
Адаптированная рабочая программа (интегрированное обучение) по письму и развитию речи. 6 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. ...
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия.
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предметам: Физическая культура, ЛФК, Игротерапия....