Открытый урок по швейному делу в 9 классе Пошив фартука без нагрудника для дежурного в столовой. (19.04.18г.)
план-конспект урока по технологии (9 класс)
Тип урока: Практическое повторение
Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».
Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.
Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная
Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fartuk_dlya_dezhurnyh_po_stolovoy.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа - интернат №2
Согласовано
Зам. по УВР______Л.А.Осколкова
"_____"__________2018г.
Открытый урок по швейному делу в 9 классе
Пошив фартука без нагрудника
для дежурного в столовой.
(19.04.18г.)
Учитель технологии:
Будаева Тамара Гончиковна
2018г.
Тема: Пошив фартука без нагрудника для дежурного в столовой.
Тип урока: Практическое повторение
Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».
Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.
Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная
Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Организация этапа, оборудование | Основное содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. | Организационный момент | Релаксация на начало урока | Организует выполнение упражнения Проверяет готовность к уроку | Выполняют упражнения Готовятся к уроку, садятся за парты |
2. | Целеполагание, планирование деятельности на уроке | Введение в тему урока Ситуации для обсуждения | Вступительное слово, загадка. Читает ситуации для обсуждения, задает вопрос, организует обсуждение | Слушают учителя, отгадывают загадку, Обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение, формулируют вывод |
3. | Актуализация знаний | Словарная работа Фронтальная беседа, презентация «Фартук» Игра «Да - нет» | Проводит словарную работу с использованием словаря Организует беседу по вопросам, демонстрирует презентацию Организует игру, чтобы выбрать ткань для фартука | Работа со словарем Составляют предложения со словом «фартук» Отвечают на вопросы Выбирают правильный образец ткани, объясняют свой выбор |
4. | Подготовка к практической работе | Анализ образца Работа с иллюстративным материалом «Виды швов». Определение последовательности изготовления изделия Физкультминутка | Организует обсуждение, анализ модели фартука Организует работу с карточками Организует работу с технологической картой Организует выполнение упражнение на снятие напряжения | Рассматривают фартук, отвечают на вопросы Рассматривают карточки, отвечают на вопросы, делают выбор Самостоятельно составляют план технологических операций с помощью табличек с выполнением работ; располагают на технологической карте правильную последовательность изготовления фартука; читают по цепочке план пошива фартука на поясе Выполняют упражнение |
5. | Практическая работа | Инструктаж по охране труда и технике безопасности Выполнение практической работы по технологической карте Текущий инструктаж | Организует повторение правил по технике безопасности Контролирует выполнение практической работы, помогает при затруднениях Проверяет организацию рабочего места учащихся, соблюдение правил ТБ, правильность и качество выполнения работы | Повторяют правила техники безопасности Выполняют практическую работу по технологической карте Осуществляют самоконтроль |
Итог урока | Анализ выполнения практической работы. Уборка рабочих мест Рефлексия деятельности | Предлагает учащимся проанализировать свои работы Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест Подводит итоги практической работы. | Оценивают свою работу обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку. Убирают рабочее место Читают стихотворение |
Ход урока.
- Организационный момент
1. Релаксация на начало урока
«Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».
- Целеполагание, планирование деятельности на уроке
1. Введение в тему урока
- Отгадайте загадку. Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед (Фартук)
- Ваше внимание на стенд «Сегодня на уроке». Назовите изделие.
2. Ситуации для обсуждения
- пятиклассники дежурили в столовой. Таня случайно пролила компот, и брызги попали на новую юбку. Как предотвратить такую ситуацию? (Во время дежурства одевать фартук)
- Некоторые учащиеся нашей школы неохотно дежурят в столовой. Какой может быть выход? ( В новых нарядных фартуках ребята добросовестно и с удовольствием будут выполнять обязанности дежурного).
- Сегодня на уроке мы будем изготавливать фартуки для дежурных в столовой
- Актуализация знаний
- Словарная работа
- Я хочу обратить ваше внимание на наш словарик - слово «фартук».
Придумайте, каждая, по одному предложению со словом фартук.
- Фронтальная беседа с демонстрацией слайдов презентации
- Для чего служит фартук? (Для защиты одежды от загрязнения. Слайд 1, 2)
- Для кого мы шили фартуки?
- Назовите детали фартука. (Нижняя часть, нагрудник, бретель, пояс, карман. Слайд 3)
- От чего зависит количество деталей фартука? (От фасона. Слайд 4)
- Что такое фасон? (Внешний вид изделия. Слайд 5)
- От чего зависит выбор фасона фартука?
- Перед вами фартуки. Чем отличаются фартуки? Что общего? (Разной формы, разного цвета, с разной отделкой. Слайд 6).
- Что может использоваться в качестве отделки? (Ткань другого цвета и фактуры, декоративную тесьму, вышивку, кружево, оборки, аппликацию).
- Какие ткани применяются при пошиве фартука? (х/б, бязь, ситец, сатин, нейлон, лен)
- Какой фартук можно сшить для работы в столовой? Почему? (фартук для кулинарных работ лучше шить из х/б тканей светлых тонов гладкокрашеных или с печатным рисунком, отделка должна быть простой, так как фартуки часто стирают и гладят. Слайд 7)
2. Игра «Да - нет»
Я показываю образцы тканей, вы выбираете: из какой ткани можно сшить фартук для столовой, отвечая – «Да», «Нет».
- Подготовка к практической работе
- Анализ образца
- Рассмотрите образец фартука, который мы будем изготавливать.
- Пошив какого фартука мы сегодня будем выполнять? (фартук без нагрудника на поясе)
- Сколько деталей имеет фартук на поясе? (две детали)
- Назовите эти детали (нижняя часть и пояс).
- Из какой ткани сшит фартук? (бязь)
2. Работа с иллюстративным материалом «Виды швов»
У каждого из вас на столе лежат карточки с образцами машинных швов. Отберите те, которыми вы будете пользоваться во время работы. Назовите отобранные швы.
- Какие швы применяем при пошиве фартука на поясе? (стачной, накладной)
- К каким группам относятся эти швы?
- Что такое соединительная группа швов?
- Для чего служит краевая группа швов?
3. Определение последовательности изготовления изделия.
- Давайте составим план по пошиву фартука с помощью табличек с выполнением работ. (Учащиеся самостоятельно составляют план технологических операций с помощью табличек с выполнением работ)
- Расположите на технологической карте правильную последовательность изготовления фартука
- Посмотрите на доску - в правильной ли последовательности расположены
этапы изготовления фартука?
- Читаем по цепочке план пошива фартука на поясе
1. Обработать боковые и нижний срезы двойной косой обтачкой. Ширина шва 2 см.
2. Обработать пояс
3. Обработать верхний срез поясом стачным (1см) и накладным швом (1-2 мм)
4.Отутюжить изделие.
4. Физкультминутка
- Упражнения "Шары здоровья"
- Практическая работа
- Инструктаж по охране труда и технике безопасности
- Можем ли мы приступить к выполнению практической работы?
Почему? (не повторили правила ОТ и ТБ)
- Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Требования безопасности перед началом работы.
- Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Требования безопасности при работе с иглой.
- Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
- Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
- Шить иголками только с наперстком.
- Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
- Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности при работе на бытовой швейной машине.
- Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
- Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
Требования безопасности по окончании работы на бытовой швейной машине.
- Отключить электрическую швейную машину от сети.
- Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
- Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности при пользовании электрического утюга
- Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
- Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.
- Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
- При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
- При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
- Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
- Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
- Отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не за шнур.
- Выполнение практической работы
(Выполняют практическую работу по технологической карте)
- Текущий инструктаж
(Проверка организации рабочего места учащихся, соблюдения правил ТБ, правильности и качества выполнения работы.)
- Итог урока
- Анализ выполнения практической работы.
- Какое изделие изготавливаем? (Фартуки для дежурных в столовой)
- Назовите план пошива фартука.
- Давайте посмотрим ваши работы, сегодня у вас особенно хорошо и аккуратно выполнена работа. Все дети работали хорошо, старались. Технологические операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие и отличные оценки
2. Уборка рабочих мест
Самоанализ урока трудового обучения (швейное дело) в 9 классе
Урок практического повторения.
"Пошив фартука без нагрудника для дежурства в столовой"
- Анализ цели урока.
Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремилась точно сформулировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока.
Учебная цель.
1.Закрепление навыков пошива фартука .
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний и практических умений по теме «Пошив фартука».
Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции памяти, путём повторения, осмысления, восприятия; развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера; развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать культуру труда, стремление к повышению качества, бережное отношение к материалам, инструментам и к швейному оборудованию.
Здоровьесберегающая: способствовать формированию культуры здоровья: умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
Методы и приемы обучения: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная
Оборудование: Швейные машины, утюг, инструменты (иглы, ножницы, нитки, линейки, мелки), крой деталей фартука, образец, инструкционные карты, наглядный материал, дидактический материал, мультимедийное оборудование, презентация.
Цели и задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи, реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития интеллекта. Тема: «Пошив фартука без нагрудника для дежурных по столовой». По заказу школы. Учебный материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую последовательностью. Тип урока - практическое повторение. Урок проходил в 9 классе. Учебный материал отобран в соответствии с возможностями обучающихся согласно программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения материала в виде рассказа учителя, с опорой на наглядность и учебник. Цели и задачи реальные, достижимые.
- Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.
- Организационный момент
- Целеполагание, планирование
- Актуализация знаний
- Подготовка к практической работе
- Практическая работа
Тип урока: практическое повторение
Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел необходимые материалы: тетради, учебники, опорные схемы, карточки – задания Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла по степени необходимости
Мобилизующему началу урока способствовали развивающие упражнения, релаксация. Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов, анализа урока, рефлексии, что обеспечило целостность и завершённость
На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся работали активно, была работа в группах, выбор заданий дифференцировался. Я считаю, план урока выполнен, задачи реализованы,
- Анализ содержания
Содержание урока соответствует требованиям специальной программе по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б.Картушина для специальных (коррекционных) школ VIII вида. В основу изложения учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения. В уроке я учитывала особенности усвоения теоретических знаний учащимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний). Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Урок несёт практическую направленность, поскольку формирует представление учащихся о возможных способах обработки фартуков.
4.Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Моя задача как учителя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную деятельность учащихся.
Учеников 9 класса привлекают интересные по форме задания, они быстро вовлекаются в урок. Проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать задачу урока с учётом темы урока. Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый) Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность, раздаточный материал.
В условиях коррекционной школы я уделяла внимание методам стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а также поощрение, контроль, дискуссии. У детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ иллюстрации, показ образца, показ способа действия). Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа). Проблемное изложение материала было связано с использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений.
Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы проводится с целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальная беседа. Поскольку ученики с ограниченными возможностями здоровья испытывают определённые речевые трудности, очень важно для меня приучить давать полный ответ на вопрос. При проверке и оценке знаний применяю индивидуальный устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски.
Качественное освоение материала проверяется на этапе фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися предполагают два уровня сложности.
Учитывая сложность восприятия учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья, для меня является важным спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.
5.Анализ работы учащихся на уроке.
Среди недостатков развития учеников с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации занимательности, ситуаций успеха. Как следствие учащиеся проявляли активность, заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес и активность поддерживался проблемным изложением. Ученики с недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке. Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной работы с книгой, тестами, графическими схемами Учащиеся работали самостоятельно, овладевали навыками самоконтроля с помощью практических заданий. Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное восприятие материала, не способность учащихся с ограниченными возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является психологический комфорт. В конце уроке учащиеся показали своё настроение, отношение к уроку Ученики были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока.
6. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения урока.
Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также закрепления наглядности.
На перемене использую режим проветривания. В ходе урока была скрытая физминутка (перемещение в группы, согласен с ответом - встань).
Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс
Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались
Общие выводы по уроку: В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.
К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической работы. Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по швейному делу "Изготовление выкройки подкройной обтачки. Раскрой подкройной обтачки"
Распространение собственного педагогического опыта...
Конспекты открытых уроков по швейному делу в 7 классе
Тема урока: «Ремонт одежды. Наложение заплаты в виде аппликации».Цель: Формировать умение учащихся выполнять наложение заплаты в виде аппликации.Тема урока:Складка: виды, назначение, конструкция...
Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья».
Открытый урок по швейному делу в 12 классе на тему «Обработка мелких деталей платья». ...
Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе».
· Открытый урок по швейному делу в 10 классе на тему «Обработка фартука на поясе»....
Конспект открытого урока по швейному делу 7 класс «Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке»
Все воспитанницы 7 класса, обучающиеся швейному делу страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня...
Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»
Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...
Конспект урока по швейному делу на тему "Фартук"
конспект урока по швейному делу для 6 класса СКОУ 8 вида....