Конспект урока по швейному делу на тему "Фартук"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
конспект урока по швейному делу для 6 класса СКОУ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по шв.делу "Фартук" | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по швейному делу в 6 классе
Тема: Фартук с нагрудником
Цель: Знакомство с особенностями фартука с нагрудником
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей фартука
- закрепить навыки снятия мерок с фигуры человека
Коррекционно-развивающие:
- формировать пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентирные точки
- развивать память, внимание, мышление обучающихся посредством описания фасона фартука
Воспитательные:
- формировать у учащихся точность, сосредоточенность при выполнении самостоятельной работы (формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности к работе)
- умение работать в парах
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, сантиметровая лента.
Словарь: цельнокроеный фартук
Ход урока.
I. Организационный момент:
- Всё готово к уроку.
У каждой вещи своё место!
А девиз у нас, какой? (Все что нужно под рукой!)
Рапорт дежурного:
II. Актуализация знаний:
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами говорили о карманах.
- -кто мне скажет, что такое карман (даст определение)
(Карман – вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей. Это самая распространенная деталь швейных изделий)
- для чего служит карман
(они служат для временного хранения различных мелких предметов, для отделки одежды)
- какие виды карманов вы знаете?
(накладные: гладкие и с отворотом)
- в каких видах одежды могут встретиться карманы
(Карманы можно встретить практически во всех видах одежды: рабочей, деловой, спортивной, праздничной.)
Молодцы!
III. Изучение нового материала
В начале изучения новой темы мне хочется предложить вашему вниманию небольшой рассказ С. Могилевской «Две хозяйки». Я надеюсь, что послушав его, вы без труда назовете изделие, о котором говорится в рассказе.
Рассказ «Две хозяйки»
«Две хозяйки» С. Могилевская.
Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:
- Ох, устала!
- Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось оладьи жарила?
- Оладьи. А ты откуда знаешь?
- И клюквенный кисель варила?
- Что верно, то верно! Вкусный получился.
- А борщ-то томатом заправляла?
- Да ты откуда такая догадливая?
- Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.
Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:
- Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.
- Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.
- Так о каком изделии говориться в рассказе?
- Конечно же, о фартуке.
- Девочки, скажите какой из представленных, НА СТЕНДЕ фартуков мы уже шили? (фартук на поясе)
- А хотели бы вы научиться шить фартук с нагрудником?
- Сегодня мы и начнём изучать эту тему.
- Кто сможет сформулировать (назвать) тему урока?
- И тема нашего урока «Фартук с нагрудником» СЛАЙД 1 Запишите тему в тетрадь.
- Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим? Давайте вместе попробуем их сформулировать. (формулирование учащимися учебных задач): СЛАЙД 2
- познакомиться с историей фартука; (для начала мы должны узнать, откуда произошел фартук)
- научиться правильно, измерять фигуру человека и грамотно записывать мерки.(для построения чертежа нам что необходимо знать, что мы снимаем с человека перед тем как изготовить чертеж- выкройку изделия)
- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.( какие качества нам будут необходимы при выполнении снятия мерок)
Учитель. СЛАЙД 3-6
– Фартук (или передник) – широко распространенная с древних времен и до наших дней часть одежды. За время своего длительного существования вид фартука почти не изменился. История его начинается в Древнем Египте. Египетские мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались подобием фартука – примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковых стеблей.
С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Он превратился в кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
В эпоху средневековья он становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.
Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.
Долгое время передник был частью детского костюма.
Постепенно переднички плавно перекочевали в школьную форму.
Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского. В далеком прошлом в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, а ее украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивыми орнаментами. Фартук считался истинным символом плодородия, его использовали в различных церемониях и носили все представительницы слабого пола. Мамы носили своих маленьких детей завернутыми в фартук – это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.
- Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! СЛАЙД 6
- Сегодня фартук тоже не утратил своего значения.
СЛАЙД 7 Где сегодня применяются фартуки? (Ответы обучающихся.)
Для чего служит? Фартуки служат для защиты одежды от загрязнения. Фартук является специальной одеждой – спецодеждой. Фартук может быть самостоятельным изделием или частью комплекта. СЛАЙД 8
Давайте вместе рассмотрим фартуки, и подумаем, в каких случаях (ситуациях) его используют:
СЛАЙД 9 Задание № 1 Определить назначение фартуков, изображенных на слайде.
1-домашний
2- рабочий
3- детский
4 – национальный
5- нарядный (праздничный)
6- школьный
-К какому виду одежды относится фартук? СЛАЙД 10-11
(Фартук-это специальная одежда.)
Служит…(для защиты одежды от загрязнения.)
-Продолжите предложение:
Домашние фартуки надевают…
(Уборка квартиры, приготовление пищи, как часть школьной формы, для работы на производстве, работе в саду. Нарядные фартуки для сервировки стола, обслуживание гостей, как часть национального костюма.)
- Почему нельзя надеть белый фартук для уборки?
- какие бывают фартуки по покрою? СЛАЙД 12
(цельнокроеный, на поясе, с нагрудником)
Фартук, нижняя часть которого, выкроена вместе с нагрудником называется цельнокроеным. СЛАЙД 13
«К какому виду одежды относится фартук на поясе? (Ответы обучающихся- поясной.)
А фартук с нагрудником?
– это нагрудно-поясное изделие, которое держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии). СЛАЙД 14 запишите в тетрадь
Нижняя часть фартука может быть разной формы – прямоугольной, закругленной, углом. Мы будем шить фартук с нагрудником, обработанный
подкройной обтачкой. СЛАЙД 15
Фартук с нагрудником состоит из нескольких деталей: нижняя часть, нагрудник, пояс, 2-х бретелей, 2-х карманов. СЛАЙД 16 запишите в тетрадь
Крой фартука имеет детали одинарные - нижняя часть, пояс и детали парные – карманы, бретели, нагрудник. СЛАЙД 17 запишите в тетрадь
- Девочки, а какие ткани применяются при пошиве фартуков?
СЛАЙД 18 (х/б, льняная, шелковые, синтетические)
- А какие виды отделки можно применить? (кружево, тесьму, шитьё, вышивка, аппликация и т.д.) СЛАЙД 19
- От чего зависит выбор ткани и отделки фартука? СЛАЙД 20
Задание 2. У вас на столах лежат конверты. В них находятся этапы работы по изготовлению фартука. Ваш задача составить план работы. Работаем каждый индивидуально.
План работы по изготовлению фартука СЛАЙД 21
1. Снять мерки.
2. Построить чертеж.
3. Подготовить детали выкройки к раскрою.
4. Подготовить ткань к раскрою.
5. Раскроить детали изделия.
6. Подготовить крой к обработке.
7. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.
Учитель.
– Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. Как он звучит? (Ответы обучающихся.)
– Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Какой измерительный инструмент мы пользуем для снятия мерок? (служит сантиметровая лента).
СЛАЙД 22
Давайте вспомним условные линии на фигуре человека. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
На уровне середины колена проходит линия колен.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
- кто помнит правила снятия мерок.
Правила при снятии мерок СЛАЙД 23
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен сто ять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
5. Мерки длины записываются полностью.
Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука.
Для построения чертежа фартука с нагрудником нам понадобятся следующие мерки:
Посмотрите, пожалуйста, в учебнике на стр.118 табл. 6.
Кто прочитает? Какие мерки мы с вами уже можем снимать?
Для удобства снятия мерок длины нагрудника Дн по условной линии, соединяющей углы подмышечных впадин, дат же можно завязать шнурок. Мерку Дн (длина нагрудника) снимают от линии талии вверх до желаемой длины и записывают полностью.
Мерку Дтк (длина от талии до колена) снимают по боку от линии талии дл линии колен. Для определения длины нижней части фартука от мерки Дтк при расчетах отнимают 15 см. длину бретелей не измеряют её берут равной 50 см. Работу по снятию мерок следует выполнять в парах.
Я вам раздам инструкционные карты. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
Практическая работа
Инструкционная карта
«Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Оборудование: рабочие коробки, тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
Полуобхват груди | Сг | ||
| Полуобхват талии | Ст | |
| Полуобхват бедер | Сб | |
Длина нагрудника | Дн | ||
| Длина от талии до колен | Дтк |
2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.
3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
4. Проверьте правильность выполненных измерений.
6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Учитель. С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно.
Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука с нагрудником: сняли мерки для построения чертежа.
Оценка работы обучающихся на уроке.
7. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал.
Рефлексия. Подведение итогов.
IV. Закрепление изученного материала.
- Для чего служит фартук? (Для уборки квартиры, приготовление пищи…)
- Какие фартуки бывают по назначению? (Национальные, домашние, рабочие, детские)
- Из каких тканей шьют фартук, почему? (Фартуки шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.)
- Из каких частей состоит фартук, который мы будем шить? (фартук состоит из деталей: нижняя часть, пояс, 2 кармана, и т.д.
V. Подведения итогов работы на уроке.
Давайте вместе подведем итог нашего урока. Для этого мы
Домашнее задание.
5. Разработка мини-проекта.
Моделирование фасона фартука с нагрудником.
Девочки работают в группах. Сначала каждая выполняет свой эскиз, затем они обсуждают все варианты и создают один общий. Затем изготавливают выбранную модель фартука в виде аппликации из цветной бумаги и подбирают для неё ткань. В заключении каждая группа представляет свою модель по плану:
-Назначение
-Покрой
-Ткань
-Форма деталей
-Отделка
-Другие особенности
СЛАЙД 21 Задание № 2 индивид. Рассмотреть рисунок фартука и устно дать описание его фасона по предложенному плану.
- Из какой ткани изготовлен
- Количество деталей
- Форма нижней части фартука
- Форма нагрудника
- Отделка (кружево, тесьма, вышивка, аппликация и т.д.)
- Где можно применить (для праздника, для домашних работ, спецодежда и т.д.)
Давайте попробуем вместе описать фасон фартука. СЛАЙД 22
- Спасибо за урок. До свидания.
VI. Уборка рабочих мест.
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Практическая работа: “Снятие мерок”.
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
- Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).
- Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
- Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
было интересно…
- было трудно…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Выставление оценок за урок.
Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу.
Для истории
- История фартука начинается с древнего египта
-
ФАРТУК С НАГРУДНИКОМ |
ФАРТУК ЦЕЛЬНОКРОЕНЫЙ |
ДЕТАЛИ ОДИНАРНЫЕ |
ДЕТАЛИ ПАРНЫЕ |
Записи в тетради
Тема: Фартук с нагрудником
Фартук с нагрудником – это нагрудно-поясное изделие, которое держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии).
Фартук с нагрудником состоит из нескольких деталей: нижняя часть, нагрудник, пояс, 2-х бретелей, 2-х карманов.
Крой фартука имеет детали одинарные - нижняя часть, пояс и детали парные – карманы, бретели, нагрудник.
План работы по изготовлению фартука с нагрудником
Снять мерки |
Построить чертеж |
Подготовить детали выкройки к раскрою |
Подготовить ткань к раскрою |
Раскроить детали изделия |
Подготовить крой к обработке |
Выполнить работы по пошиву и отделке изделия |
Практическая работа
Инструкционная карта «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Оборудование: рабочие коробки, тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
Полуобхват груди | Сг | ||
| Полуобхват талии | Ст | |
| Полуобхват бедер | Сб | |
Длина нагрудника | Дн | ||
| Длина от талии до колен | Дтк |
2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.
3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
4. Проверьте правильность выполненных измерений.
5. Вклеить инструкционную карту в тетрадь.
Практическая работа
Инструкционная карта «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Оборудование: рабочие коробки, тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
Полуобхват груди | Сг | ||
| Полуобхват талии | Ст | |
| Полуобхват бедер | Сб | |
Длина нагрудника | Дн | ||
| Длина от талии до колен | Дтк |
2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.
3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
4. Проверьте правильность выполненных измерений.
5. Вклеить инструкционную карту в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".
разработка урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...
конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"
Цели урока Образовательные: Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....
конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"
Цели урока Образовательные: Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....
Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме "Сумки: фасоны, размеры, швы".
Урок изучения нового материала знакомит учащихся с швейным изделием - хозяйственной сумкой. Учащиеся познакомятся с историей появления сумки, разнообразием сумок по видам, фасонам, назначению. Презент...
Конспект урока швейное дело. Тема Вязание рукавиц.
Урок разработан для учащихся с ОВЗ профильный труд (швейное дело) 7 класс. На уроке показана лабораторная работа "Определение свойств шерстяного волокна". В практической части урока - ...
Конспект урока швейного дела "Изготовление прихватки с аппликацией"
Тема урока: Изготовление прихватки квадратной формы с аппликацией Цели урока. Образовательные: -познакомить учащихся с технологией соединения деталей кроя прихватки; оформлен...
Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"
Конспект урока швейного дела в 9 классе на тему "Разработка фасонов платья, отрезного по линии талии или линии бедер"...