Урок столярного дела в 8 классе по теме "Изготовление шахмат"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Белов Дмитрий Александрович

На данном уроке происходила отработка навыков владения учащимися лобзиком, ножницами, токарными резцами. Тип урока – изучение нового материала.  Применялись интересные методические приёмы «Кубики», «Ход конём», «Соедини стрелками». В результате выполнения данных заданий учащиеся познакомились с историей возникновения шахмат, развитием шахматной игры в разных странах, отгадали фамилии знаменитых шахматистов нашей страны. В ходе практической работы школьники изготовили шахматную доску и некоторые шахматные фигуры. Практическая работа носила индивидуальный характер в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_shahmat.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока столярного дела в 8 классе по теме

«Изготовление шахмат»

Цель: Обучать изготовлению шахматной доски и некоторых шахматных фигур.

Задачи

Образовательные: 1.Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматах.

2.Закрепить правила охраны труда при работе на токарном станке и с инструментами.

3.Изготовить шахматные фигуры «король», «конь», шахматную доску.

Коррекционно-развивающие:

1.Корригировать функции анализа и синтеза в процессе выполнения заданий «Кубики», «Ход конём», «Соедини стрелками».

2.Расширять и активизировать словарь в процессе работы с новыми терминами.

3.Работать над развитием связной речи при повторении правил охраны труда.

4.Тренировать мелкую моторику пальцев рук в процессе практической работы.

Воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, трудолюбие, аккуратность в работе.

2.Формировать навыки адекватной самооценки при анализе качества выполнения изделий.

Оборудование: заготовки деталей, шаблоны деталей, трафарет, краски, кисть, токарный станок, резцы, ножи, пилки, импровизированные лестницы успеха, тема урока, листы для задания «Кубики», иллюстрация шахматной доски, образцы шахматных фигур, словарь, фломастеры, карточки к заданию «Ход конём», фото Чигорина и Алёхина, карточки к заданию «Соедини стрелками», тестовые задания.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Индивидуальная работа

Деятельность учащихся

I.Организационный  момент.

 «Ребята, многие из вас любят спортивные игры. Сегодня наш урок я предлагаю посвятить одному  виду спорта. Урок будет состоять из 2-х частей: теоретической и практической. В теоретической части мы узнаем интересные сведения об этом виде спорта, а в практической – изготовим инвентарь для этой игры.  Название этого вида спорта вы сможете отгадать по итогам первого задания».

II. Основная часть

1.Актуализация знаний учащихся по теме

Задание № 1 «Кубики» [1, 32, модификация задания автора]

Учащиеся получают индивидуальные задания на листах с нарисованными вразброс и пронумерованными кубиками. На каждом кубике – буква. Учащимся нужно «расположить» кубики по порядку и составить слова.

1 ученик – пешка                                3 ученик - ферзь

2 ученик – ладья                                4 ученик – слон

Пример задания

        

Вопрос: К какой игре относятся эти понятия? – шахматы. Сегодня мы посвящаем нашу игру шахматам.

Сообщение темы урока и игры. Учитель открывает тему на доске.

Учитель:

«Шахматы – сложная, занимательная игра, превосходное развлечение в часы досуга. Они развивают выдержку, волю к победе, хладнокровие и сообразительность, приучает к расчёту и логическому мышлению. В то же время шахматы находятся на грани искусства и спорта».

Задание № 2 «Чей ответ быстрее?» Работа с изображением шахматной доски.

Вопросы

1.Какое приспособление нужно для игры в шахматы?

2.Высчитайте, из скольких клеток состоит шахматная доска, если по горизонтали и вертикали в каждом ряду по 8 клеток. – 64.

3.Какие цвета используют для обозначения клеток и фигур?

4.Из какого материала можно изготовить шахматный набор?

Задание № 3 «Назови фигуры»

Каждый ученик получает несколько фигур, нужно правильно их назвать и показать на шахматной доске правила их хода.

Словарная работа: ферзь, пешка, ладья.

Задание № 4 «Ход конём»

Учащиеся получают карточки с заданиями. На карточках нарисованы шахматные доски с буквами и фигуры (конь, ладья или ферзь). Уч-ся нужно выписать буквы соответственно ходам фигуры и составить из них слово.

1 ученик – Индия                                3 ученик - Чигорин

2 ученик – чатуранга                        4 ученик – Алёхин

Словарная работа: чатуранга, Алёхин, Чигорин.

Пример задания «Ход ладьёй»

1

2

3

4

5

А

Ч

И

Г

Б

П

Т

В

Р

О

Г

Б

А

Д

۩

И

Н


Ответ

А-1

А-3

А-5

В-5

В-3

Д-3

Д-5

Ч

И

Г

О

Р

И

Н

Учитель даёт объяснение этим словам:

«В Индии впервые зародилась игра в шахматы. Там она первоначально называлась чатуранга. Чигорин М.И. был основоположником русской шахматной школы. Алёхин А.А. был знаменитым шахматистом, дважды чемпионом мира по шахматам в общей сложности он удерживал чемпионство мира 17 лет! (показ фото)».

Учитель:

«Итак, игра чатуранга зародилась в древней Индии, а уже оттуда распространилась в страны Азии, а также в Европе и в России. Почти во всех странах было принято вырезать шахматы из древесины, но выглядели они по - разному и отражали особенности страны».

Задание № 5 «Соедини стрелками».

Учащимся выдаются листы, на которых изображены шахматные фигуры и написаны названия стран. Нужно соединить стрелками изображения фигур с названием страны.

Учитель: «Ребята нашей школы также учатся играть в шахматы. Поэтому они должны не только знать правила игры и её историю, но и уметь изготовить детали шахматного набора. Переходим к практической части урока».

2.Практическая часть

Вопросы

1.Рассказать о правилах безопасной работы на токарном станке.

2.Рассказать о правилах безопасной работы с ножом.

3.Рассказать о правилах безопасной работы с красками.

4.Рассказать о правилах безопасной работы с пилой.

Уч-ся выполняют практическое самостоятельное задание

1.Изготовление шахматного  короля.

2.Изготовление фигуры «конь».

3.Изготовление шахматной доски.

Оценивание изделий.

3.Закрепление материала

Уч-ся получают тестовые задания по изученному материалу, выполняют их устно фронтально.

Тест

Задание: выбрать правильные ответы.

1.Какие операции применяются при изготовлении шахматной доски?

        -выжигание                        -полирование

        -сверление                                -окрашивание

        -вырезание                                -выпиливание

2.Какие инструменты необходимы для изготовления шахматной доски?

        -ножовка                                -дрель

        -нож                                        -рашпиль

        -лобзик                                -кисть

3.Как называется главная шахматная фигура?

        -пешка                                -слон

        -ферзь                                -король

4.Выбери названия шахматных фигур.

        -барс                                        -слон

        -конь                                        -бизон

 Выставление оценок за урок.

III.Итог урока: «Какие изделия мы сегодня выполняли?»

Рапорт дежурного

Выполняют задание

Делают обобщение

Слушают учителя

Отвечают  на вопросы

Работа над построением полных предложений с

Произношение новых слов –  

Выполняют задание

Помощь в выполнении –

 Произношение новых слов –

Слушают учителя

        

Выполняют задание

Рассказывают правила охраны труда

Работа над построением полных предложений с

Выполняют практическую работу.

Помощь в выполнении

Читают по - очереди вопросы теста, выбирают устно правильные ответы.

Литература


1.Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс», Москва «Школьная Пресса», 2004.

2. Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс», Москва «Школьная Пресса», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН урока по профессионально-трудовому обучению по профилю «Столярное дело» 11 класс

ТЕМА: Художественная обработка готового изделия из древесины. Разделочная доска.ЗАДАЧИ: 1. Обучающая:Учить оформлению разделочной доски геометрической резьбой.2.  Развивающая:Совершенствова...

Открытый урок "Столярное дело" 6 класс

Тема урока: Общие сведения о древесине.               Породы древесины, части дерева.       Виды пил...

Урок по технологии (столярное дело) 9 класс вспомогательной коррекционной школы VIII вида «Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей».

Предлагаю вашему вниманию разработку урока (столярное дело)в 9 классе "Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей" во вспомогательной школе VIIIвида. Последовательное изложение материала дает ...

Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".

Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины.                        Развива...

плант урока столярное дело 7 класс "Вводный урок"

Тема урока: «Вводное занятие».Цель урока:1. Ознакомить учащихся с планом работы на учебный год, ТБ.2.Развить у учащихся умение применять ранее полученные знания и умения в столярных работа...

Урок по профильному труду (столярное дело) 9 класс. Тема урока: Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, рейки, дощечки, планки.

Цели урока:обучающие:·         научить учащихся разбираться в пиломатериалах,коррекционная:развить трудовые навыки и умения обучающихся;развивать воображ...