Развитие универсальных учебных действий учащихся по технологии – новизна стандарта нового поколения
методическая разработка по технологии

Вадим Александрович Чаенко

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Проектная работа

  Развитие универсальных учебных действий учащихся по технологии – новизна стандарта нового поколения

Автор: Чаенко Вадим Александрович

ГОБОУ МО КК «Североморский кадетский корпус»

Руководитель: Кунаш Марина Анатольевна, доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО «ИРО», к.п.н.

Мурманск,

2017 год

«Кто владеет информацией, тот владеет всем» Ли Якокка

«Главное не знания, а умение ими пользоваться» А.А. Леонтьев

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а, чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Так, меняется моя роль как учителя – я являюсь организатором развития ученика, который понимает и знаю, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Я как учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

В настоящее время происходит увеличение умственной нагрузки школьников на всех уроках. Это в свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока.

Для формирования универсальных ученых действий, я часто использую следующие технологии:

Метод исследования.

Данная технология позволяет развивать умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д), умение презентовать полученные результаты.

ИКТ – технологии.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании своего предмета.

Технология дискуссий.

Благодаря данной технологии у учащихся развиваются коммуникативные умения: высказывать свое мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)

Технология проектной деятельности учащихся.

Целенаправленная работа по применению проектной деятельности на уроках информатики позволяет совершенствовать познавательные универсальные учебные действия.

В заключение хотелось бы отметить, что перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Таким образом, формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии может осуществляться на любом этапе урока по любой теме рабочей программы. Овладение учащимися универсальными учебными действиями на уроках технологии ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Разработка технологической карты урока ТЕХНОЛОГИИ

Чаенко Вадим Александрович

Класс 6

Автор УМК:

Тема урока: Отделка и способы защиты древесины. 

Планируемые результаты (цели):

Личностные:

будут сформирован интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной педагогом, правила безопасной работы с веществами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную на уроке; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе презентаций) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы адекватные данной ситуации, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; работать в группе

 регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с таблицами, ориентироваться в информации на уроке; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Предметные:

научатся соблюдать нормы ТБ при использовании веществ; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки древесины; понимать информацию, представленную на различных формах (знаки и символы) на этикетке

Необходимое техническое оборудование:

проектор, набор средств защиты и отделки древесины (лак, олифа, воск, пропитка, эмалевая краска, масло растительного происхождения), бруски, вода, кисточки

Технологическая карта урока

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационно-мотивационный этап (2 мин)

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, делятся на две группы

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.Создаем проблему

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Двум группам для анализа выдаются образцы деревянных изделий с пороками

Подводит обучающихся к цели занятия:

«расширить знания о видах защиты древесины» и ставит задачи:

1. научатся определять эффективные способы защиты;

2. научатся определять назначение

3. научатся изготавливать самостоятельно

Делают анализ и выясняют причины пороков

Делают заключение и высказывают предположения

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

3. Подготовка к

освоению нового материала

(10 мин)

Показ мультимедийной презентации

Постановка проблемы, вытекающей из анализа презентации  

 Объявление темы урока «Отделка и способы защиты древесины.» 

Что можно было сделать с древесиной, чтобы продлить срок службы?

Докажите свои предположения. (вода + брусок)

Сделайте вывод, что ……

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Работают и анализируют информацию на слайдах презентации. Рассматривают фото дер. изделия. Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в информации

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду и природным ресурсам

4. Самостоя-тельная работа с дальнейшей проверкой.

(10 мин)

Проверяет организацию рабочего места

Определение направления работы

Организуют рабочее место 

Выполняют задание

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные: умеют воспроизвести ранее полученные знания (исходя из личного жизненного опыта)

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в задании, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

5 Мастер-класс по изготовлению пропитки в домашних условиях

(7 мин)

ТБ

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Покраска дер. брусков различными веществами

вода + покрашенные бруски

Предлагает состав пропитки, исходя из жизненного опыта с показом изготовления

Заполнение таблицы. Вывод

 Руководство по изготовлению (на память об уроке)

Познавательные: знакомство с новым способом приготовления пропитки

Рефлексия деятельности (6 мин)

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

 Таблица самооценки для обучающихся

Рассматривают итоги практических работ, оценивают их

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных испытаниях

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Критерии оценки достижения учащимися результатов занятия

Показатель

Критерий оценки результата

«5»

«4»

«3»

«2»

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся

Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...