Развитие универсальных учебных действий учащихся по технологии – новизна стандарта нового поколения
методическая разработка по технологии
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Проектная работа
Развитие универсальных учебных действий учащихся по технологии – новизна стандарта нового поколения
Автор: Чаенко Вадим Александрович
ГОБОУ МО КК «Североморский кадетский корпус»
Руководитель: Кунаш Марина Анатольевна, доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО «ИРО», к.п.н.
Мурманск,
2017 год
«Кто владеет информацией, тот владеет всем» Ли Якокка
«Главное не знания, а умение ими пользоваться» А.А. Леонтьев
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а, чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Так, меняется моя роль как учителя – я являюсь организатором развития ученика, который понимает и знаю, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Я как учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
В настоящее время происходит увеличение умственной нагрузки школьников на всех уроках. Это в свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока.
Для формирования универсальных ученых действий, я часто использую следующие технологии:
Метод исследования.
Данная технология позволяет развивать умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д), умение презентовать полученные результаты.
ИКТ – технологии.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании своего предмета.
Технология дискуссий.
Благодаря данной технологии у учащихся развиваются коммуникативные умения: высказывать свое мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)
Технология проектной деятельности учащихся.
Целенаправленная работа по применению проектной деятельности на уроках информатики позволяет совершенствовать познавательные универсальные учебные действия.
В заключение хотелось бы отметить, что перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Таким образом, формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии может осуществляться на любом этапе урока по любой теме рабочей программы. Овладение учащимися универсальными учебными действиями на уроках технологии ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Разработка технологической карты урока ТЕХНОЛОГИИ
Чаенко Вадим Александрович
Класс 6
Автор УМК:
Тема урока: Отделка и способы защиты древесины.
Планируемые результаты (цели):
Личностные:
будут сформирован интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной педагогом, правила безопасной работы с веществами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни
Метапредметные:
познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную на уроке; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе презентаций) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научаться задавать вопросы адекватные данной ситуации, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; работать в группе
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с таблицами, ориентироваться в информации на уроке; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Предметные:
научатся соблюдать нормы ТБ при использовании веществ; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки древесины; понимать информацию, представленную на различных формах (знаки и символы) на этикетке
Необходимое техническое оборудование:
проектор, набор средств защиты и отделки древесины (лак, олифа, воск, пропитка, эмалевая краска, масло растительного происхождения), бруски, вода, кисточки
Технологическая карта урока
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная) |
Организационно-мотивационный этап (2 мин) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, делятся на две группы Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2.Создаем проблему Постановка учебной задачи (5 мин) | Двум группам для анализа выдаются образцы деревянных изделий с пороками Подводит обучающихся к цели занятия: «расширить знания о видах защиты древесины» и ставит задачи: 1. научатся определять эффективные способы защиты; 2. научатся определять назначение 3. научатся изготавливать самостоятельно | Делают анализ и выясняют причины пороков Делают заключение и высказывают предположения Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Подготовка к освоению нового материала (10 мин) | Показ мультимедийной презентации Постановка проблемы, вытекающей из анализа презентации Объявление темы урока «Отделка и способы защиты древесины.» Что можно было сделать с древесиной, чтобы продлить срок службы? Докажите свои предположения. (вода + брусок) Сделайте вывод, что …… Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод | Работают и анализируют информацию на слайдах презентации. Рассматривают фото дер. изделия. Делятся впечатлениями Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в информации Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду и природным ресурсам |
4. Самостоя-тельная работа с дальнейшей проверкой. (10 мин) | Проверяет организацию рабочего места Определение направления работы | Организуют рабочее место Выполняют задание Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют воспроизвести ранее полученные знания (исходя из личного жизненного опыта) Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в задании, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке |
5 Мастер-класс по изготовлению пропитки в домашних условиях (7 мин) | ТБ Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Покраска дер. брусков различными веществами вода + покрашенные бруски Предлагает состав пропитки, исходя из жизненного опыта с показом изготовления | Заполнение таблицы. Вывод Руководство по изготовлению (на память об уроке) Познавательные: знакомство с новым способом приготовления пропитки |
Рефлексия деятельности (6 мин) | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: Таблица самооценки для обучающихся | Рассматривают итоги практических работ, оценивают их Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Критерии оценки достижения учащимися результатов занятия
№ | Показатель | Критерий оценки результата | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 | |||||
2 | |||||
… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"
Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-173436-1357647984.jpg)
Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-404715-1393322923.jpg)
Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся
Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...
Методическая разработка педагога ДО МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Кейкиевой Л.В. по теме: "Развитие универсальных учебных действий учащихся на занятиях скрипки в современных условиях"
Данный Материал рассказывает о методах и прёмах развития УУД у учащихся класса скрипки...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-589849-1423481742.jpg)
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...
Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...