Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
статья по физкультуре по теме
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает реализацию следующих требований к результатам освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных.
Для того, чтобы обеспечить эти результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено: личностные – через формирование развития базовых национальных ценностей; предметные – через освоение основных элементов научного знания, метапредметные – через овладение универсальных учебных действий (далее УУД).
Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов
Данный проект предполагает создание условий развития УУД учащихся посредством современных механизмов интерактивных образовательных технологий.
Думается , что будет целесообразным для развития УУД учащихся использование таких механизмов, которые на наш взгляд, дадут наибольший эффект:
· системно-деятельностный подход
· краткосрочные курсы по выбору
· курсы дистанционного обучения
· курсы, программы, предназначенные для самообразования ( виртуальный учитель физической культуры –ВУФ)
· обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты, создание интерактивные сетевые викторины, игры
· консультационные виртуальные блоги (для школьников, родителей).
· метапредметная промежуточная аттестация учащихся 5-8 классов, итоговая аттестация в 9 кл.
· видеотрансляция выполнения техники двигательных действий
Работа направлена на систематизацию, создание критериальной базы, мониторинг и сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по формированию УУД учащихся основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mutagarova_l.r.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пермский государственный педагогический университет
Конкурс исследовательских проектов,
реализуемых педагогами Центров инновационного опыта
Исследовательский проект
Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
Мутагарова Люция Рифовна,
учитель физической культуры
высшей категории
МАОУ «Гимназия № 33» г.Перми
Пермь 2011
Информационная часть
Тема
Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
Адрес
614107, Пермский край, г. Пермь, ул. Н.Островского, д. 68, e-mail: school33@bk.ru,
р.т. 216-67-97
Автор
Мутагарова Л.Р., учитель физической культуры высшей категории
Аннотация
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает реализацию следующих требований к результатам освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных.
Для того, чтобы обеспечить эти результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено: личностные – через формирование развития базовых национальных ценностей; предметные – через освоение основных элементов научного знания, метапредметные – через овладение универсальных учебных действий (далее УУД).
Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов
Данный проект предполагает создание условий развития УУД учащихся посредством современных механизмов интерактивных образовательных технологий.
Думается , что будет целесообразным для развития УУД учащихся использование таких механизмов, которые на наш взгляд, дадут наибольший эффект:
- системно-деятельностный подход
- краткосрочные курсы по выбору
- курсы дистанционного обучения
- курсы, программы, предназначенные для самообразования ( виртуальный учитель физической культуры –ВУФ)
- обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты, создание интерактивные сетевые викторины, игры
- консультационные виртуальные блоги (для школьников, родителей).
- метапредметная промежуточная аттестация учащихся 5-8 классов, итоговая аттестация в 9 кл.
- видеотрансляция выполнения техники двигательных действий
Работа направлена на систематизацию, создание критериальной базы, мониторинг и сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по формированию УУД учащихся основной школы.
Содержательная часть проекта
Проблема (идея)
Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12.10 предполагает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основного образования Метапредметные результаты обеспечиваются через универсальные учебные действия (далее УУД).
УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в широком смысле – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов.
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает, в основном, две задачи – оздоровительную и тренирующую. В современных же условиях системы физического воспитания учащихся формулируются другие задачи:
- создание условий для развития и самосовершенствования индивидуальных способностей ребенка средствами физической культуры
- обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: неумение ставить цель, выполнять ее, работать в команде, выделять ключевые моменты в изучаемом двигательном действии.
Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена вызовами времени (новая образовательная парадигма), отраженными в ФГОС, инновационной образовательной практикой.
Местом апробации проекта является «Гимназия№33» г. Перми. Апробация возможна в образовательных учреждениях Свердловского района, в сети творческих учителей физической культуры Пермского края и РФ.
Объект
Развитие УУД учащихся основной школы.
Предмет
Современные интерактивных образовательные технологии, механизмы на уроках ФК и во внеурочной деятельности для развития УУД.
Гипотеза
Если создать условия для развития УУД учащихся посредством современных интерактивных технологий и механизмов, то портрет выпускника основной школы будет соответствовать ФГОС
Цель проекта
Создание условий развития УУД учащихся основной школы посредством современных механизмов интерактивных образовательных технологий.
Задачи проекта:
- освоить интерактивные образовательные технологии и механизмы формирования УУД учащихся основной школы;
- создать программу формирования УУД на уроках физической культуры и во внеурочное время;
- разработать программу краткосрочного курса «Учимся проектировать.»
- создать современные дидактические материалы для использования в образовательном процессе (метапредметные, компетентностно - ориентированные задания для метапредметной промежуточной аттестации в 5 – 8 классах, для итоговой аттестации в 9х классах, критерии оценивания УУД и др.);
- организовать деятельность совета Физической культуры и спортана основе субъектности.
- вести постоянный мониторинг уровня развития УУД учащихся экспериментальных классов
Инновационность проекта
Созданная современная интерактивная образовательная среда для учащихся основной школы «заставит» подростков быть субъектом развития своих УУД (личностных, метапредметных и предметных).
Формы апробации:
- использование интерактивных технологий, современных механизмов в учебной и внеурочной деятельности
- социальное проектирование учащихся основной школы
- метапредметная промежуточная аттестация учащихся 5-8 классов в виде интегрированного экзамена
- компетентностная аттестация в 9х классах
Этапы и план реализации проекта:
Этапы реализации | Мероприятия | Результаты | Срок | Ответственные |
I этап – подготовительный | Изучение существующего опыта по формированию УУД учащихся, механизмов; интерактивных технологий и мониторинга уровня развития УУД учащихся основной школы в педагогической практике | Приобретенный опыт | сентябрь – декабрь, 2011 | Мутагарова Л.Р. |
Разработка проекта | Индивидуальный образовательный проект | Сентябрь-ноябрь2011г. | Мутагарова Л.Р. | |
Защита проекта | Обобщение личного опыта по проектной деятельности | Ноябрь – декабрь 2011 | Мутагарова Л.Р. | |
Освоение современных механизмов (способов), интерактивных образовательных технологий | Новые профессиональные компетентности в: Системно-деятельностном подходе; социокультурном проектировании,краткосрочных курсах по проектной деятельности, использовании веб – технологий | ноябрь-май 2011 | Мутагарова Л.Р. | |
Определение контрольных и экспериментальных классов | Приказ о создании контрольных и экспериментальных классов параллелях 5 – 9 классов | 2 полугодие 2011-2012 учебного года | Директор гимназии | |
II этап – основной | ||||
Обсуждение проекта на МО учителей ФК, научно-методическом совете гимназии | Введении предмета Физическая культура в состав учебных предметов предметов промежуточной аттестации учащихся 5-8 кл. | Май,2012 | Администрация | |
Разработка программы формирования УУД на уроках ФК и во внеурочное время | Программа | Апрель-июнь,2012 | Мутагарова Л.Р. | |
Создание современных дидактических материалов | Комплект дидактических материалов | Мутагарова Л.Р. , партнеры | ||
Разработка критериев оценивания уровня УУД | Июнь-август ,20112 | |||
Использование современных дидактических материалов ОП | Проявление УУД в ОП | Сетябрь-май 2012-2013 | Мутагарова Л.Р. | |
Разработка программы курсов по выбору «Учимся проектировать» | Программа курса, утвержденная НМС гимназии | |||
Реализация программы курса по выбору «Учимся проектировать» для 5-8 классов | Проявление УУД | Январь-май 2012-2013 | ||
Реализация индивидуальных образовательных и социальных проектов | Продукты ученических проектов | |||
Разработка КОЗ для промежуточной аттестации в 5 - 8 классах, для итоговой аттестации в 9х классах. | Комплект КОЗ по физической культуре для промежуточной аттестации 5-8 класоов; Перечень тем исследовательских заданий , рефератов итоговой аттестацииучащихся 9х классов | |||
Проведение интегрированных экзаменов в 5 – 8 классах. | Анализ уровня развития УУД | |||
Организация работы Совета физкультуры и спорта | Совет физкультуры Календарный план работы Проекты | 2012-2014 | ||
Мониторинг уровня сформированности УУД в 5 – 8 классах. | Описание результатов диагностики уровня развития УУД учащихся | Апрель –май 2012- 2013 | ||
III этап - рефлексивный | ||||
Представление опыта на методическом семинаре для учителей Свердловского района | Организация и проведение семинара. | 2013-2014 учебный год | ||
Выпуск сборника проектно-методических материалов «Формирование УУД учащихся на уроках ФК». | СД –диск с дидактическими материалами | |||
Представление проектно-методических материалов на сайте школы и обмен опытом на форумах образовательных порталов Интернета | Обмен методическим опытом в педагогическом сообществе Пермского края, РФ |
Анализ нормативной правовой базы
- Закон РФ «Об образовании», утверждён
- Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый 17 декабря 2010 года №1897 Приказом Министерства образования и науки РФ. – Вестник образования, №4, 2011
Существующая нормативная правовая база современного образования разных уровней (российского, регионального, муниципального, институционального) позволяет нам создавать и использовать новые технологии, методы, механизмы и формы педагогической деятельности, направленные на достижение УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в основной школе
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД, которые являются инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимис...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова
Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в осн...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...
Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка
Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
В плане указан диагностический инструментарий, сроки диагностики по классам, кто проводит и где хранятся материалы диагностики...