Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"
проект по русскому языку
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления
Сегодня русский язык является основным экзаменом по окончании школы, результаты ЕГЭ по русскому языку влияют на поступление в ВУЗы. И моя задача как учителя - помочь школьникам успешно выдержать это испытание. Мой педагогический опыт совсем не велик. На протяжении 5 лет работы в школе мне приходится наблюдать, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Нежелание заниматься русским языком порождает функциональную неграмотность. Особенно тяжело было это осознавать 2 года назад, когда необходимо было подготовить своих восьмиклассников к ОГЭ.
Комплексная диагностика, проведенная в сентябре 2012 года, показала, что интеллектуальное развитие 8б класса в целом хоть и находилось на среднем уровне, тем не менее, отдельные ученики обнаружили низкий уровень.
А если чего-то не умеешь делать – значит, к этому быстро пропадает интерес. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям у своих ребят, как повысить грамотность будущих выпускников, которые, ко всему, не хотят читать. Перечитала много литературы, посещала уроки коллег, обращалась за помощью к наставнику. Понятно было, что необходимо искать новые подходы к преподаванию. К тому же подготовка к реализации федеральных государственных стандартов в основной школе побуждала к изучению новых технологий (новых для меня). Познакомившись с опытом коллег, остановилась на технологии развития критического мышления, которая позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать у детей умения владеть собой, подчиняться требованиям, побуждать к сотрудничеству, к достижению общего успеха. Данная технология в полной мере соответствует требованиям ФГОС, где результатом совместной деятельности учителя и ученика должно стать формирование универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность моего педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между требованиями инновационного образовательного процесса (ФГОС) и традиционными формами обучения. Вот здесь и выходит на сцену новая для многих технология - технология развития критического мышления.
Цель педагогического опыта: развитие познавательных универсальных действий учащихся посредством технологии развития критического мышления (ТРКМ). (оформить как гипотезу на слайде)На мой взгляд, это позволит повысить не только познавательный интерес у учеников к изучению русского языка, научит их самостоятельно мыслить, но и позволит добиться более высоких результатов в обучении и сдать удачно государственный экзамен.
Для реализации цели поставила задачи (не читать, они на слайде)
Результатом формирования познавательных (логических) универсальных учебных действий должны стать умения, они оформлены на слайде (слайд).
Основным средством достижения результата должны стать методические приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться лишь с 1997 года. Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления (на слайд 3 определения из работы, оформить списком). Мне более понятно определение института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления»: «Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью».
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия (таблица на слайд):
Фаза | Задачи для субъектов образовательного процесса |
Фаза вызова | - самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме; - пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой - самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы |
Фаза осмысления («Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?») | - организация активной работы с информацией; - самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями |
Фаза рефлексии («встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов). | - самостоятельно систематизировать новый материал; - определить направления для дальнейшего изучения темы |
Формирование и развитие критического мышления школьников на уроках литературы происходит через чтение и письмо, а также через развитие культуры работы с текстом. Существует множество различных приёмов, используя которые педагог развивает у учащихся критическое мышление. Приемы, используемые мной, позаимствованы у Н.Г. Гудаевой. Именно эти приемы позволяют решать проблемы, имеющиеся в моей педагогической практике, т.е. являются средствами достижения поставленной цели.
Познакомлю лишь с некоторыми приемами, которые чаще всего использую на уроках русского языка и литературы и которые нравятся моим ученикам.
1. Разбивка на кластеры.
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, которые писать не любят. Поскольку эта деятельность связана с письмом, она также может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, по-видимому, даже и не осознавал (слайд).
2. Синквейн.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Перед вами получившаяся работа шестиклассников по литературе, выполненная при подготовке к изложению «Настя и Митраша» (Слайд таблица)
3. Разработки для самостоятельных занятий.
Такие разработки, которые помогают направить исследовательскую деятельность учащихся, допустимы, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст. При сквозном чтении - благодаря листку с вопросами - внимание учащихся привлекается к определенным деталям, разбросанным по тексту. После чтения организуется небольшое групповое обсуждение.
4. Двойные дневники. Двойные дневники дают возможность учащимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома. Но я использую данный прием при работе с текстами на уроке русского языка. Чтобы сделать двойной дневник, ученики должны, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. При подготовке к экзамену данный навык помогает ученикам более осмысленно подходить к работе с текстами, развивает ассоциативную память.
Для подготовки к экзамену я часто использую приемы:
Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания
Пятиминутное эссе.
5. Стратегию "Fishbone" члены жюри могли наблюдать на моем открытом уроке. Мне и моим ученикам нравится этот прием, который помогает ставить и решать проблемы. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone (рыбная кость) для систематизации этого материала. Прием «Фишбоун» использую на уроках обобщения и систематизации знаний (5 класс, тема «Морфемика. Словообразование») (слайд)
или на этапе первичного усвоения новых знаний (6 класс, тема «Местоимение как часть речи») (2 слайда в 6 и 9 классе)
Используемые мной методические приемы направлены на формирование всех логических познавательных УУД (приложение 3). Особую практическую ценность они имеют для меня и моих учеников при подготовке к итоговой аттестации.
6. Прием «Общее - уникальное» (Кольца Венна)
Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. Использование данного приема способствует развитию аналитических способностей, умению синтезировать, сравнивать. Работа с этим приемом на стадии рефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой (слайд)
На уроках русского языка и литературы я начала использовать ТРКМ два года назад. Чтобы наблюдать эффект от нововведений, на первоначальном этапе мной был разработан диагностический инструментарий.
Для систематического отслеживания результатов была разработана диагностическая карта (ДК) (приложение 3) сформированности логических универсальных действий по следующим показателям:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов
- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям
- умение устанавливать причинно-следственные связи
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
- умение создавать и преобразовывать модели и схемы.
Такая карта предполагает отслеживание результатов как отдельного ученика, так и класса в целом. С периодичностью1 раз в полгода ученикам предлагалось выполнить диагностические работы (это не были контрольные работы) (диагностическая работа №2 приведена в приложении 6).
Анализ результативности работы за 2 года показывает, что в целом в классе повысился уровень сформированности УУД по всем показателям (приложение 5). Это нашло отражение в положительной динамике показателей успеваемости и качества обучения по русскому языку и литературе (Приложение 5). В 2013-2014 учебном году по результатам итоговой аттестации в форме ОГЭ качество составило 46,7% при 100%-ой успеваемости; средний балл по школе составил 3,6 (по городу – 3,9).
В декабре 2013года педагог-психолог по моему запросу провела повторное обследование школьников в этом же классе.
Результаты порадовали положительной динамикой. В среднем на 5% выросли данные по всем показателям, что говорит о повышении общего уровня интеллектуального развития.
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | |
Стартовая диагностика (сентябрь 2012) | 12% | 56% | 32% |
Промежуточная диагностика (декабрь 2013) | 14% | 59% | 27% |
За 2 года мной сформирован и систематизирован банк заданий для диагностических работ, банк творческих работ учащихся, собраны кластеры и другие работы, выполненные учениками на уроках и дома (я их часто демонстрирую родителям на собраниях) Каждый ученик (теперь уже 10 класса) ведет портфолио, где находит место для всех своих достижений.
4.Заключение.
Работа над формированием УУД в течение двух лет показала положительную динамику в интеллектуальном развитии учеников. Положительный результат, на мой взгляд, был обеспечен благодаря использованию на уроках методических приемов ТРКМ. Можно говорить о том, что систематически используемые деятельностные методы и приемы действительно развивают умения синтезировать, сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять главное. Положительный эффект стал возможен при условии заинтересованной работы учителя и учеников в их тесном сотрудничестве. При подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку я могла наблюдать, как мои ученики преодолевали страх перед экзаменом, большая часть справлялась с текстами экзаменационных заданий (75-80%). У детей стала более развитой речь, суждения по тексту в монологической речи могли высказывать даже слабые ученики.
В конце 9 класса все учащиеся успешно сдали ОГЭ по русскому языку.
Сегодня перед моим ученикам предстоит еще одно испытание – сдача ЕГЭ по предмету. Я думаю, что мы успешно его преодолеем, так как выбранные мною средства для повышения качества образования оказались эффективными.
Приложение 1
Памятка для ученика.
Как составить кластер.
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине
большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
- Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
- По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
- Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
Нужно выполнять лишь несколько основных правил:
1. Записывайте все, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
- Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей или их поток и связи между ними.
Приложение 2
Самая большая ценность народа – это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и АО ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
(Д.С. Лихачев)
Приложение 3
Формируемые УУД | Методический прием |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | «Двойные дневники», разработки для самостоятельных занятий |
Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | «Двойные дневники», разработки для самостоятельных занятий |
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач | «Фишбоун», «Кластер» |
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Прием «Фишбоун» |
Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей | Прием «Синквейн» |
Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям | «Кольца Венна», «Кластер», таблица, детонатный граф |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи | Разработки для самостоятельных занятий |
Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | «Оставьте последнее слово за мной», «пятиминутное эссе», «десятиминутное эссе» |
Уметь устанавливать аналогии | «Двойные дневники» |
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Прием «Кластер» |
Приложение 4
Диагностическая карта сформированности логических универсальных учебных действий учеников 8б класса.
ФИО ученика | Формируемые УУД | Уровень сформированности УУД | ||||||||
ДР №1 (17.09.2012) | ДР №2 (.12.2012) | ДР №3 (20.05.2013) | ||||||||
Сформировано | Частично | Не сформировано | Сформировано | Частично | Не сформировано | Сформировано | Частично | Не сформировано | ||
Которова Марина (обучается на «4» и «5» | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | + | + | + | ||||||
выделять существенную информацию из текстов разных видов | + | + | + | |||||||
использовать знаково-символические средства | + | + | + | |||||||
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | + | + | |||||||
осуществлять сравнение по заданным критериям | + | + | + | |||||||
осуществлять классификацию по заданным критериям | + | + | + | |||||||
устанавливать причинно-следственные связи | + | + | + | |||||||
строить рассуждения в форме связи простых суждений | + | + | + | |||||||
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | _ | + | + |
Диагностическая карта сформированности логических универсальных учебных действий учеников 8б класса.
ФИО ученика | Формируемые УУД | Уровень сформированности УУД | ||||||||
ДР №1 (17.09.2012) | ДР №2 (.12.2012) | ДР №3 (20.05.2013) | ||||||||
Сформировано | Частично | Не сформировано | Сформировано | Частично | Не сформировано | Сформировано | Частично | Не сформировано | ||
Жильцов Даниил (обучается на «3» | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | + | + | + | ||||||
выделять существенную информацию из текстов разных видов | + | + | + | |||||||
использовать знаково-символические средства | + | + | + | |||||||
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | + | + | |||||||
осуществлять сравнение по заданным критериям | + | + | + | |||||||
осуществлять классификацию по заданным критериям | + | + | + | |||||||
устанавливать причинно-следственные связи | + | + | + | |||||||
строить рассуждения в форме связи простых суждений | + | + | + | |||||||
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | + | + |
Приложение5.
Динамика сформированности логических универсальных учебных действий учеников 9б класса (количество учащихся – 26)
Формируемые УУД | Уровень сформированности УУД | |||||
2012-2013учебный год | 2013-2014 учебный год | |||||
Сформировано | Частично | Не сформировано | Сформировано | Частично | Не сформировано | |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | 3/12% | 15/56% | 8/32% | 7/27% | 14/54% | 5/20% |
Выделять существенную информацию из текстов разных видов | 6/23% | 12/47% | 8/31% | 6/16% | 14/54% | 6/23% |
Использовать знаково-символические средства | 12/47% | 10/26% | 4/16% | 13/50% | 11/43% | 4/16% |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | 3/12% | 15/56% | 8/32% | 4/16% | 17/66% | 5/20% |
Осуществлять сравнение по заданным критериям | 10/39% | 10/39% | 6/32% | 11/43% | 11/43% | 4/16% |
Осуществлять классификацию по заданным критериям | 11/43% | 11/43% | 4/16% | 12/47% | 11/43% | 4/16% |
Устанавливать причинно-следственные связи | 3/12% | 15/56% | 8/32% | 6/23% | 12/47% | 8/32% |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений | 10/39% | 10/39% | 6/23% | 10/39% | 16/62% | 0 |
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | 3/12% | 15/56% | 8/32% | 6/16% | 15/56% | 5/28% |
Позитивная динамика обучения
Предмет | 2012-2013 учебный год Качество/успеваемость | 2013-2014 учебный год Качество/успеваемость |
Русский язык | 47/100% | 49/100% |
Литература | 50/100% | 55/100% |
Приложение 6
Диагностическая работа №2 «Комплексный анализ текста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...
Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "
Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...
Формирование читательской грамотности средствами технологии «Развитие критического мышления»
В презентации освещается роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности. Приводятся примеры применения приемов и методов ТРКМ на уроках русской и родной л...
Мастер-класс "Формирование познавательных логических универсальных учебных действий на уроках математики"
Цель мастер-класса: познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) У...