Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
материал по технологии

   Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов.  

            Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, Она должна помогать ему  самореализовываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АШКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

            Формы и методы  работы с одаренными детьми

               при подготовке к олимпиаде  по технологии.

       

                                                                 

                Горбачёв Виктор Анатольевич-

                                                                              учитель технологии

                                                                              первой  категории      

д.Ашково

2019г

                   Формы и методы  работы с одаренными детьми

               при подготовке к олимпиаде  по технологии .

   Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов.  

            Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, Она должна помогать ему  самореализовываться.

            Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников.  (И такие дети в  школах  есть!)

Готовя учащихся к олимпиаде , я провожу с ними работу по следующим направлениям:

            - консультативная помощь «учитель-ученик»;

            - групповая работа (работа над творческими проектами, участие в выставках, конкурсах и марафонах);

            - массовая работа (школьная олимпиада, школьная научно-практическая конференция, предметные недели).

            Обобщая свой опыт работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по технологии, выделяю два основных подхода:

            - поддержание постоянного интереса к предмету путём выполнения нестандартных заданий и поощрения интереса к изучению внепрограммного материала через творческие задания, проблемные ситуации, конкурсные мероприятия;

            - индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (рекомендую школьнику литературу для подготовки к олимпиаде, даю ссылки в сети Интернет).

            При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание ребенку, поощряя его самостоятельную работу. Самостоятельный творческий поиск является эффективной формой подготовки к олимпиаде. Если ребенок в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

            Для достижения высоких результатов учащимся недостаточно лишь одного-двух уроков технологии в неделю. Требуется постоянный контакт ученика с учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.  Мне  данную проблему помогает решать кружковая работа, где учащиеся  совершенствуют  свои навыки , полученные на уроках технологии.

            Являясь не только учителем технологии, но и педагогом дополнительного образования  , считаю, что от такого сотрудничества выигрывают все, а главное - дети. К старшим классам учащиеся определяются с интересами и склонностями и те, кто продолжает заниматься в кружке, добиваются высокого уровня мастерства и способны изготавливать изделия, заслуживающие высокой оценки.

            Олимпиада по технологии    интересна тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.

            Первый тур - «Тестирование» - позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.        

            Второй тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами мне  также помогают кружковые занятия.                  

     

  Ну а теперь несколько слов о творческом проекте

            При выборе учеником темы творческого проекта  я  придерживаюсь следующих принципов:

            - заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

            - проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;

            - большое значение имеет оригинальность идеи;

            - важна социальная и практическая значимость творческого проекта;

            - доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;

            - соответствие материально-технической базы мастерской.

            Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда  я с  учащимся подолгу  рассуждаю, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени.  

            Поскольку оценка за творческий проект  складывается из оценок за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и , конечно ,защите проекта   Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его проект самый лучший. В общем, мелочей в этом деле нет.

            Третий тур олимпиады – практический( поводится на областном уровне). Хорошо, если ученик успел на уроке хотя бы примерно разобраться с технологией изготовления каких-либо изделий и познакомился с приёмами работы инструментами, но нарабатывать навыки приходится в дополнительное время. И в решении этой проблемы могут вновь быть полезны занятия кружка.  Для этого подбирать будущее изделие с учащимся следует таким образом, чтобы в процессе его изготовления он закрепил знания и навыки, полученные на уроке технологии.

            Разумеется, кружок — это не панацея, но он хороший помощник при подготовке к олимпиаде по технологии, хотя приходится искать и другие формы индивидуальной работы с одарёнными учащимися при подготовке к серьёзным стартам. Это индивидуальные консультации, беседы (которые не обязательно посвящать только предмету технологии), репетиции защиты творческого проекта, а в целом психологическая подготовка учащегося.    

Мне бы хотелось обратить Ваше внимание на особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии.

  Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является   разработка и выполнение творческих проектов.  

Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также на выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.  ( А  почему  бы и нет?)

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах   предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология   является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

Остановлюсь на   подготовке к защите творческих проектов

Учитель технологии , помогающий школьнику выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию, и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводиться не более 7 минут. При создании мультимедийной презентации не обходимо добиться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты, и прозрачности предъявляемого материала.

Существуют детально разработанные рекомендации по созданию презентаций на все случаи жизни:

* над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно    изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и обходима для комментарий  конкретного слайда.

* перегруженность и мелкий шрифт  тяжелы для восприятия,  недогруженность  оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

* пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на одну фразу, оптимально – одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.

* каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам – в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами – время дорого.

К презентациям  мультимедийного  типа можно отнести следующие требования:

 * количество  слайдов –до 13

* оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11.

* в тексте и формулах рекомендуется применять шрифт Аrial или Тimes.

* вся презентация выполняется в одной цветовой  гамме обычно на базе одного шаблона.

* необходимо выдерживать единый стиль представления формации.

* на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный комментарий должен быть направлен на выявление технических противоречий, обоснование конструкторских решений и выбор технологических приёмов.

* не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того, что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимание к ключевым моментам защиты.

* звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны  выступать на передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и изготовления изделия.

Учет разработанных выше рекомендации при разработке презентации позволит автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на защите, а это не маловажно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися

В данной статье описаны формы внеурочной работы с одаренными детьми...

Школьная газета как форма работы с филологически одаренными детьми

Работа с одаренными детьми - важная деятельность гимназии...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...