Программа кружка "Резьба по дереву"
рабочая программа
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rezba_po_derevu.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашковская основная школа»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано заместитель директора по УВР _________________Н.В.Горбачёва | Утверждаю директор МБОУ «Ашковская основная школа» __________________М.Н.Белокрылова |
Рабочая программа кружка
«Резьба по дереву»
Учитель технологии
первой категории
Горбачёв Виктор Анатольевич
д.Ашково
2017 г
Пояснительная записка
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Провожу внеурочную работу по предмету, которая является важным звеном в подготовки учащихся к самоопределению.
Мой курс разработан и ориентирован на социально – трудовую подготовку учащихся возрастных групп, с 5-го по 8 класс. Внеурочная работа призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, сроком реализации на 4 года обучения. Основанная на индивидуально-личностном подходе к обучению, программа учитывает разный уровень психофизических возможностей детей. При реализации программы отдается приоритет воспитанию личностных качеств обучающихся, воспитывая в детях дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.
Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН для общеобразовательных учреждений.
Прививаю им любовь, уважение к традициям родного края, развиваю умение видеть красоту окружающего мира и творить прекрасное своими руками.
Резьба по дереву национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Она всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции.
Цель: Ознакомление с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
Развивающие:
развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции;
развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать;
развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве;
развитие двигательной сферы:
развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями;
развитие двигательной сноровки, соразмерность движений.
Воспитывающие:
воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры;
воспитание высокой коммуникативной культуры;
воспитание толерантного сознания подрастающего поколения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
5класс
Учащиеся должны знать:
основные сведения о древесине и её свойствах
о классификации видов резьбы;
об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву
правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;
делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
создавать не сложные композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева;
выполнять узоры геометрической резьбы на изделиях из дерева;
выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
6 класс
Учащиеся должны знать:
образ мира в художественной резьбе. Классификацию видов резьбы по дереву;
об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву.
Учащиеся должны уметь:
рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;
делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”:
7класс
Учащиеся должны знать:
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
правила безопасности при обработке художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе;
техника резьбы “Муравка”
техника резьбы “Ромашки”
вырезать на сферических поверхностях
разрабатывать резные композиции и реализовывать их в материале
8 класс
Учащиеся должны знать:
классификацию видов резьбы;
историю возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
правила безопасности при обработке художественных изделий;
о технике резьбы “Альпийская роза”. Про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка.
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы ;
владеть инструментом для резьбы по дереву;
владеть техническими приемами резьбы ;
выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
разрабатывать резную композицию и реализация её в материале , техника резьбы “Альпийская роза”.
Преподаватель должен использовать рабочую программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
В результате занятий художественными, декоративными и конструктивными видами деятельности в рамках рабочей программы «Резьба по дереву» развиваются следующие качества личности учащихся:
аккуратность и трудолюбие;
нравственные и эстетические чувства;
целостное и гармоничное восприятие мира;
интерес к родной природе, своему народу, уважения к его культуре;
коммуникабельность.
Оценка эффективности занятий:
анкетирование учащихся;
анкетирование родителей;
участие в выставках, конкурсах;
выполнение проектов;
изготовление макетов.
Личностные УУД:
Социализация личности.
Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу;
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;
бережное отношение к духовным ценностям;
Метапредметные УУД:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Предметные УУД:
Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву
сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
1 год обучения | |||
1 | Введение | Беседа | познавательная |
2 | Основы материаловедения.
| практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 | Основы конструирования. | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 | Техника выполнения геометрической резьбы. | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
5 | Заключительное занятие | практическая работа |
|
2 год обучения | |||
1 | Введение. | Беседа | познавательная |
2 | Материаловедение для художественных работ по дереву. | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 | Техника резьбы “Ивушка”: | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 | Заключительное занятие | практическая работа |
|
3 год обучения. | |||
1 | Введение | Беседа | познавательная |
2 | Техника резьбы “Муравка” | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 | Техника резьбы “Ромашки” | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 | Заключительное занятие | практическая работа |
|
4 год обучения. | |||
1 | Введение | Беседа | познавательная |
2 | Техника резьбы “Альпийская роза” | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
3 | Техника резьбы “Чешуйки” | практическая работа | Освоение основных приёмов работы с материалами, |
4 | Заключительное занятие | практическая работа |
|
Тематическое планирование
Наименование тем и разделов | Кол-во час. | Форма проведения | Форма контроля | |||||||||||||||||
всего | теория | практика |
|
| ||||||||||||||||
1 год обучения | ||||||||||||||||||||
1.Вводное занятие | 1 | 1 |
| Виртуальная экскурсия | беседа | |||||||||||||||
2.Основы материаловедения. | 2 | 2 |
| Презентации, | Беседа | |||||||||||||||
3.Основы конструирования. | 9 | 4 | 5 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
4. Создание не сложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева | 10 | 4 | 6 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева | 10 |
| 10 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
6.Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 | Презентации | Беседа | |||||||||||||||
Итого | 34 | 12 | 22 |
|
| |||||||||||||||
2 год обучения | ||||||||||||||||||||
1. Введение. | 3 | 3 |
| Презентации | Беседа | |||||||||||||||
2. Декоративные свойства дерева. | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
3.Технология выполнения резьбы “Ивушка”. | 18 | 6 | 12 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
4. Разработка резной композиции и реализация её в материале | 8 | 1 | 7 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
5.Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Презентации | Беседа | |||||||||||||||
Итого | 34 | 13 | 21 |
|
| |||||||||||||||
3 год обучения. | ||||||||||||||||||||
1. Введение. Народные художественные промыслы. | 3 | 3 |
| Презентации | Беседа | |||||||||||||||
2. Технология выполнения резьбы “Муравка”. | 4 | 4 |
| Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
3. Разработка резной композиции и реализация её в материале | 13 | 3 | 10 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
4. Технология выполнения резьбы “Ромашки” | 1 | 1 |
| Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
5. Разработка резной композиции и реализация её в материале | 11 | 2 | 9 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
6.Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Презентации | Беседа | |||||||||||||||
Итого | 34 | 14 | 20 |
|
| |||||||||||||||
4 год обучения. | ||||||||||||||||||||
1. Введение. | 4 | 3 | 1 | Презентации | Беседа | |||||||||||||||
2. Технология выполнения резьбы “Альпийская роза” | 4 | 4 |
|
Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
3. Разработка резной композиции и реализация её в материале | 10 | 2 | 8 | Практическая работа | Выполнение упражнений | |||||||||||||||
4. Проектная деятельность. |
|
|
| Практическая работа. Презентации | Беседа | |||||||||||||||
6.Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Презентации | Беседа | |||||||||||||||
Итого | 34 | 16 | 18 |
|
|
Заключение.
Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» именно для педагогов - предметников обусловлена, тем, что:
по новым стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;
так как ребёнок посещает занятия внеурочной учебной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;
повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;
при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение внеурочных занятий позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики [1].
При этом нужно отметить, что практически все направления взаимосвязаны. Действительно, ведь проектная деятельность не исключает научно – исследовательскую или общественно - полезную, а говорить о патриотическом воспитании гораздо легче осваивая на практике старинное рукоделие или приготовив обрядовое блюдо, связав тем самым патриотическое и эстетически-художественное направление.
Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка я старался использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. При выборе форм работы по внеурочной деятельности принимаю во внимание возрастными и личностными особенностями учащихся, а также цели и задачи, которые ставлю перед собой , разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.
Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.
В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности, им хорошо подходят занятия по осваиванию резьбы по дереву. Художественно- эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бутовыми традициями нашей страны (как впрочем, и любого другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. Архитектурное наследие города Мариинска как раз позволяет реализовать эту задачу.
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах я работаю по проектным, общественно- полезным и научно – исследовательским направлениям. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.
Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного способствует:
овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки [4].
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во час. | Дата | |
план | факт | |||
1 год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 |
|
|
2-3 | Основные сведения о древесине и её свойствах | 2 |
|
|
4-5 | Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. | 2 |
|
|
6 | Классификация ручного инструмента. | 1 |
|
|
7 | Подготовка инструмента. | 1 |
|
|
8 | Технологическая карта | 1 |
|
|
9-10 | Способы раскроя материала | 2 |
|
|
11-12 | Подготовка поверхности для резьбы | 2 |
|
|
13-14 | История возникновения и развития | 2 |
|
|
15-16 | Элементы геометрической резьбы. | 2 |
|
|
17-18 | Сочетание различных элементов | 2 |
|
|
19-20 | Способы вычерчивания орнамента | 2 |
|
|
21-22 | Создание не сложных композиций на бумаге. | 2 |
|
|
23-24 | Нанесение на заготовку | 2 |
|
|
25-26 | Способы выполнения резьбы | 2 |
|
|
27-30 | Резание рисунка. | 4 |
|
|
31-32 | Отделка изделия | 2 |
|
|
33-34 | Итоговое занятие | 2 |
|
|
2 год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 |
|
|
2-3 | Роль художественной традиции | 2 |
|
|
4-6 | Декоративные свойства дерева | 3 |
|
|
7-8 | Технологическая карта | 2 |
|
|
9-10 | Способы раскроя материала | 2 |
|
|
11-14 | Подготовка поверхности для резьбы | 4 |
|
|
15-16 | Создание композиций на бумаге. | 2 |
|
|
17-18 | Нанесение на заготовку | 2 |
|
|
19-20 | Способы выполнения резьбы | 2 |
|
|
21-22 | Виды резьбы по дереву. | 2 |
|
|
23-24 | Характерные особенности и разновидности резьбы | 2 |
|
|
25-30 | Резание рисунка. | 6 |
|
|
31 | Отделка изделия. | 1 |
|
|
32 | Способы устранения дефектов | 1 |
|
|
33-34 | Итоговое занятие | 2 |
|
|
3 год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 |
|
|
2-3 | Народный традиционный орнамент | 2 |
|
|
4-5 | Характерные особенности резьбы “Муравка”. | 2 |
|
|
6-7 | Своеобразие резьбы “Муравка”. | 2 |
|
|
8-9 | Технологическая карта | 2 |
|
|
10-12 | Подготовка поверхности для резьбы | 3 |
|
|
13-14 | Создание композиций на бумаге. | 2 |
|
|
15 | Нанесение на заготовку | 1 |
|
|
16-18 | Резание рисунка. | 3 |
|
|
19-20 | Отделка изделия. | 2 |
|
|
21 | Отличительные черты резьбы “Ромашки” | 1 |
|
|
22-23 | Технологическая карта | 2 |
|
|
24-25 | Подготовка поверхности для резьбы | 2 |
|
|
26-27 | Создание композиций на бумаге. | 2 |
|
|
28 | Нанесение на заготовку | 1 |
|
|
29-32 | Резание рисунка. | 4 |
|
|
33-34 | Итоговое занятие | 2 |
|
|
4 год обучения. | ||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 |
|
|
2-3 | Отличительные черты резьбы “Альпийская роза” | 2 |
|
|
4-6 | Технологическая карта | 3 |
|
|
7-12 | Изготовление изделия для нанесения резьбы “Альпийская роза” | 6 |
|
|
13-14 | Создание композиций | 2 |
|
|
15-16 | Нанесение на заготовку | 2 |
|
|
17-25 | Резание рисунка. | 9 |
|
|
26-27 | Отделка изделия. | 2 |
|
|
28-30 | Метод проектной деятельности. | 3 |
|
|
31-32 | Создание презентации. | 2 |
|
|
33-34 | Итоговое занятие .Защита проекта. | 2 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Резьба по дереву"
Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...
Программа росписи по дереву на три года обучения
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Учебная программа Резьба по дереву
Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...
Программа "Роспись по дереву"
Для учащихся 8-15 лет....
"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"
Методическая разработка занятия. Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....
"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"
Методическая разработка занятия. Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....