Программа кружка "Резьба по дереву"
рабочая программа

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rezba_po_derevu.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ашковская основная школа»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Н.В.Горбачёва

Утверждаю

директор МБОУ «Ашковская основная  школа» __________________М.Н.Белокрылова

Рабочая программа кружка

«Резьба по дереву»

Учитель технологии

первой категории

Горбачёв Виктор Анатольевич

д.Ашково

2017 г

   Пояснительная записка

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Провожу внеурочную работу по предмету, которая является важным звеном в подготовки учащихся к самоопределению.

  Мой курс разработан и ориентирован на социально – трудовую подготовку учащихся возрастных групп, с 5-го по 8 класс.  Внеурочная работа призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, сроком реализации на 4 года обучения. Основанная на индивидуально-личностном подходе к обучению, программа учитывает разный уровень психофизических возможностей детей. При реализации программы отдается приоритет воспитанию личностных качеств обучающихся, воспитывая в детях дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН для общеобразовательных учреждений.

Прививаю им любовь, уважение к традициям родного края, развиваю умение видеть красоту окружающего мира и творить прекрасное своими руками.

Резьба по дереву национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Она всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции.

Цель: Ознакомление с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.

Задачи:

Обучающие:

формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;

формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;

Развивающие:

развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции;

развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать;

развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве;

развитие двигательной сферы:

развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями;

развитие двигательной сноровки, соразмерность движений.

Воспитывающие:

воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры;

воспитание высокой коммуникативной культуры;

воспитание толерантного сознания подрастающего поколения.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

5класс

Учащиеся должны знать:

основные сведения о древесине и её свойствах

о классификации видов резьбы;

об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву

правила безопасности при обработке художественных изделий;

Учащиеся должны уметь:

рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;

делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

создавать не сложные композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева;

выполнять узоры геометрической резьбы на изделиях из дерева;

выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале;

владеть инструментом для резьбы по дереву;

выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

6 класс

Учащиеся должны знать:

образ мира в художественной резьбе. Классификацию видов резьбы по дереву;

об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву.

Учащиеся должны уметь:

рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;

делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”;

владеть инструментом для резьбы по дереву;

вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”:

7класс

Учащиеся должны знать:

о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;

о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;

о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;

правила безопасности при обработке художественных изделий.

Учащиеся должны уметь:

вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе;

техника резьбы “Муравка”

техника резьбы “Ромашки”

вырезать на сферических поверхностях

разрабатывать резные композиции и реализовывать их в материале

8 класс

Учащиеся должны знать:

классификацию видов резьбы;

историю возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;

о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;

о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;

правила безопасности при обработке художественных изделий;

о технике резьбы “Альпийская роза”. Про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка.

Учащиеся должны уметь:

разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы ;

владеть инструментом для резьбы по дереву;

владеть техническими приемами резьбы ;

выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

разрабатывать резную композицию и реализация её в материале , техника резьбы “Альпийская роза”.

Преподаватель должен использовать рабочую программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.

В результате занятий художественными, декоративными и конструктивными видами деятельности в рамках рабочей программы «Резьба по дереву» развиваются следующие качества личности учащихся:

аккуратность и трудолюбие;

нравственные и эстетические чувства;

целостное и гармоничное восприятие мира;

интерес к родной природе, своему народу, уважения к его культуре;

коммуникабельность.

Оценка эффективности занятий:

анкетирование учащихся;

анкетирование родителей;

участие в выставках, конкурсах;

выполнение проектов;

изготовление макетов.

Личностные УУД:

Социализация личности.

Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру;

развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции

развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;

развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу;

формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;

формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;

развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;

бережное отношение к духовным ценностям;

Метапредметные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности;

развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства;

формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;

воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение;

овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты.

Предметные УУД:

Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву

сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.

развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;

нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

1 год обучения

1

Введение

Беседа

познавательная

2

Основы материаловедения.

 

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

3

Основы конструирования.

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

4

Техника выполнения геометрической резьбы.

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

5

Заключительное занятие

практическая работа

 

2 год обучения

1

Введение.

Беседа

познавательная

2

Материаловедение для художественных работ по дереву.

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

3

Техника резьбы “Ивушка”:

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

4

Заключительное занятие

практическая работа

 

3 год обучения.

1

Введение

Беседа

познавательная

2

Техника резьбы “Муравка”

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

3

Техника резьбы “Ромашки”

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

4

Заключительное занятие

практическая работа

 

4 год обучения.

1

Введение

Беседа

познавательная

2

Техника резьбы “Альпийская роза”

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

3

Техника резьбы “Чешуйки”

практическая работа

Освоение основных приёмов работы с материалами,

4

Заключительное занятие

практическая работа

 


 

Тематическое планирование

Наименование тем и разделов

Кол-во час.

Форма проведения

Форма контроля

всего

теория

практика

 

 

1 год обучения

1.Вводное занятие

1

1

 

Виртуальная экскурсия

беседа

2.Основы материаловедения.

2

2

 

Презентации,

Беседа

3.Основы конструирования.

9

4

5

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

4. Создание не сложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева

10

4

6

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева

10

 

10

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

6.Заключительное занятие.

2

1

1

Презентации

Беседа

Итого

34

12

22

 

 

2 год обучения

1. Введение.

3

3

 

Презентации

Беседа

2. Декоративные свойства дерева.

3

2

1

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

3.Технология выполнения резьбы “Ивушка”.

18

6

12

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

4. Разработка резной композиции и реализация её в материале

8

1

7

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

5.Заключительное занятие

2

1

1

Презентации

Беседа

Итого

34

13

21

 

 

3 год обучения.

1. Введение.

Народные художественные промыслы.

3

3

 

Презентации

Беседа

2. Технология выполнения резьбы “Муравка”.

4

4

 

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

3. Разработка резной композиции и реализация её в материале

13

3

10

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

4. Технология выполнения резьбы “Ромашки”

1

1

 

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

5. Разработка резной композиции и реализация её в материале

11

2

9

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

6.Заключительное занятие

2

1

1

Презентации

Беседа

Итого

34

14

20

 

 

4 год обучения.

1. Введение.

4

3

1

Презентации

Беседа

2. Технология выполнения резьбы “Альпийская роза”

4

4

 


 

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

3. Разработка резной композиции и реализация её в материале

10

2

8

Практическая

работа

Выполнение

упражнений

4. Проектная деятельность.

 

 

 

Практическая работа. Презентации

Беседа

6.Заключительное занятие

2

1

1

Презентации

Беседа

Итого

34

16

18

 

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение.

Таким образом, актуальность внедрения внеурочной деятельности в рамках предмета «Технологии» именно для педагогов - предметников обусловлена, тем, что:

по новым стандартам школа обязана предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Как следствие необходимы разработки программ различных кружков и секций;

так как ребёнок посещает занятия внеурочной учебной деятельности по желанию, и к их проведению школа может привлекать специалистов со стороны, появляется педагогическая конкуренция. В этих условиях возникает необходимость в повышении качества дополнительных образовательных услуг;

повышает творческую активность, компетентность и мобильность педагога;

при тенденции к сокращению часов учебного предмета «Технология», ведение внеурочных занятий позволяет сохранить педагогическую нагрузку преподавателя, что является немаловажным личностным фактором в условиях современной экономики [1].

При этом нужно отметить, что практически все направления взаимосвязаны. Действительно, ведь проектная деятельность не исключает научно – исследовательскую или общественно - полезную, а говорить о патриотическом воспитании гораздо легче осваивая на практике старинное рукоделие или приготовив обрядовое блюдо, связав тем самым патриотическое и эстетически-художественное направление.

Говоря об организации внеурочной деятельности, необходимо отметить, что сам принцип использования традиционных форм и методов классно-поурочной системы работы здесь не уместен. Составляя программу курса, кружка я старался использовать самые разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. При выборе форм работы по внеурочной деятельности принимаю во внимание возрастными и личностными особенностями учащихся, а также цели и задачи, которые ставлю перед собой , разрабатывая программу в целом или на отдельно взятом занятии.

Занятия художественным трудом позволяют развивать у учащихся мелкую моторику, творческое и пространственное воображение, воспитывает навыки организации труда.

В среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности, им хорошо подходят занятия по осваиванию резьбы по дереву. Художественно- эстетическое и патриотическое направление ВУД позволяют удовлетворить эти потребности в полном объёме. Необходимо отметить, что освоение новых знаний, связанных с историей и культурно – бутовыми традициями нашей страны (как впрочем, и любого другого материала) гораздо успешнее осваивается через практическую деятельность. Архитектурное наследие города Мариинска как раз позволяет реализовать эту задачу.

Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8-9 классах я работаю по проектным, общественно- полезным и научно – исследовательским направлениям. При этом учащиеся приобретают готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, к самостоятельным поступкам и действиям, готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.

Реализация организации внеурочной деятельности по технологии с учетом выше сказанного способствует:

овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;

формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки [4].

Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от сохранения здоровья подрастающего поколения, до формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося. И здесь для учителя предоставляется обширное поле деятельности как в выборе форм и методов работы, так и в выборе конечного (прогнозируемого) результата, так как внеурочная деятельность не ограничена рамками программы.

 

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во час.

Дата

план

факт

1 год обучения

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

 

 

2-3

Основные сведения о древесине и её свойствах

2

 

 

4-5

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

2

 

 

6

Классификация ручного инструмента.

1

 

 

7

Подготовка инструмента.

1

 

 

8

Технологическая карта

1

 

 

9-10

Способы раскроя материала

2

 

 

11-12

Подготовка поверхности для резьбы

2

 

 

13-14

История возникновения и развития

2

 

 

15-16

Элементы геометрической резьбы.

2

 

 

17-18

Сочетание различных элементов

2

 

 

19-20

Способы вычерчивания орнамента

2

 

 

21-22

Создание не сложных композиций на бумаге.

2

 

 

23-24

Нанесение на заготовку

2

 

 

25-26

Способы выполнения резьбы

2

 

 

27-30

Резание рисунка.

4

 

 

31-32

Отделка изделия

2

 

 

33-34

Итоговое занятие

2

 

 

2 год обучения

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

 

 

2-3

Роль художественной традиции

2

 

 

4-6

Декоративные свойства дерева

3

 

 

7-8

Технологическая карта

2

 

 

9-10

Способы раскроя материала

2

 

 

11-14

Подготовка поверхности для резьбы

4

 

 

15-16

Создание композиций на бумаге.

2

 

 

17-18

Нанесение на заготовку

2

 

 

19-20

Способы выполнения резьбы

2

 

 

21-22

Виды резьбы по дереву.

2

 

 

23-24

Характерные особенности и разновидности резьбы

2

 

 

25-30

Резание рисунка.

6

 

 

31

Отделка изделия.

1

 

 

32

Способы устранения дефектов

1

 

 

33-34

Итоговое занятие

2

 

 

3 год обучения

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

 

 

2-3

Народный традиционный орнамент

2

 

 

4-5

Характерные особенности резьбы “Муравка”.

2

 

 

6-7

Своеобразие резьбы “Муравка”.

2

 

 

8-9

Технологическая карта

2

 

 

10-12

Подготовка поверхности для резьбы

3

 

 

13-14

Создание композиций на бумаге.

2

 

 

15

Нанесение на заготовку

1

 

 

16-18

Резание рисунка.

3

 

 

19-20

Отделка изделия.

2

 

 

21

Отличительные черты резьбы “Ромашки”

1

 

 

22-23

Технологическая карта

2

 

 

24-25

Подготовка поверхности для резьбы

2

 

 

26-27

Создание композиций на бумаге.

2

 

 

28

Нанесение на заготовку

1

 

 

29-32

Резание рисунка.

4

 

 

33-34

Итоговое занятие

2

 

 

4 год обучения.

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

1

 

 

2-3

Отличительные черты резьбы “Альпийская роза”

2

 

 

4-6

Технологическая карта

3

 

 

7-12

Изготовление изделия для нанесения резьбы “Альпийская роза”

6

 

 

13-14

Создание композиций

2

 

 

15-16

Нанесение на заготовку

2

 

 

17-25

Резание рисунка.

9

 

 

26-27

Отделка изделия.

2

 

 

28-30

Метод проектной деятельности.

3

 

 

31-32

Создание презентации.

2

 

 

33-34

Итоговое занятие .Защита проекта.

2

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Резьба по дереву"

Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...

Программа росписи по дереву на три года обучения

Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...

Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Дополнительная образовательная программа  «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....

Учебная программа Резьба по дереву

Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...

Программа "Роспись по дереву"

Для учащихся 8-15 лет....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....