Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
рабочая программа (5 класс) на тему

Дополнительная образовательная программа  «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ok_rezba_po_der.5-8_kl.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 4

Рассмотрена                                                                         Утверждена___________                                                                                        

     Экспертным советом                                                          Директор

     «____»____________                                                          Карчкова С.Е.                                                                  

                        

Дополнительная образовательная программа

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет

Срок реализации: 3года

Составитель: Коваленков Анатолий Михайлович,

                                   педагог дополнительного                                            образования                                                                                                                                                1 квалификационной категории                                                                                                                        

Южноуральск

2011 г.

Внутренняя рецензия

на дополнительную образовательную программу «Резьба по дереву»

Структура и содержание дополнительной образовательной программы «Резьба по дереву» педагога I квалификационной категории Коваленкова Анатолия Михайловича в целом соответствует требованиям.

Информационная карта характеризует программу по типу  создания, по целевой установке, по образовательной области, по направлениям деятельности, по способам и форме реализации, по продолжительности реализации программы.           

Пояснительная записка раскрывает актуальность программы, новизну, педагогическую целесообразность, цели и задачи курса для каждого года обучения; особенности набора детей, их возрастные и психологические особенности.

        Автор  даёт обоснование использования  ведущих  теоретических, педагогических идей и общепедагогических принципов обучения, кратко описывает разнообразные формы работы с детьми; прогнозирует результаты усвоения программы и критерии их оценки, отмечает формы подведения итогов  реализации  образовательной  программы и средства, необходимые для  реализации  данной  программы.

Учебно-тематический план программы включает темы и разделы, расположенные в логической последовательности.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем и разделов с указанием основных вопросов теоретического плана и видов практических работ в соответствии с возрастными особенностями детей. Автор указывает формы занятий по каждой теме, даёт перечень практических заданий, методы, формы контроля и учёта знаний и умений обучающихся, отмечает дидактическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного процесса. Автор даёт список литературы для педагога и обучающихся.

Программа имеет вариативную часть, которая предусматривает корректировку в объёме содержания, в количестве времени, отведенного на изучение отдельных тем.

Данная программа ориентирована на прогнозируемый результат, соответствует предъявляемым требованиям и может быть использована педагогами дополнительного образования других учреждений.                                                                                                

 

Руководитель ГМО педагогов                                                                                                              дополнительного образования:                             Н.Ф. Алексеева                                          

Вариативная часть

  1. Корректировка программы ________________________

Учебный год

п/п

Тема

Всего

 часов

Теория

Практика

Контроль

Результаты


 

Анализ образовательной программы

Критерии оценивания

Оценка

1.

Оформление титульного листа

*

2.

Заполнение информационной карты программы

*

3.

Пояснительная записка:

а) Обоснование необходимости разработки П.

б) Актуальность П., ее новизна и отличие от аналогичных программ

в) Преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательной школы

г) Цели и задачи курса для каждого года обучения

д) Взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в реализации

е) Особенности набора детей, из возраст, особенности (возрастные, психологические)

ж) Продолжительность реализации программы (Этапы)

з) Ведущие теоретические идеи, подходы, концепции

и) Общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой

к) Основные методы усвоения детьми материала, развивающиеся навыки их творческой деятельности

л) Формы работы с детьми (экскурсии, походы, мероприятия)

м) Прогнозируемые результаты (что будут знать и уметь  обучпающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей и как это определяется)

н) Формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции, конкурсы)

о) Средства реализации программы

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

4.

Учебно-тематический план

*

5.

Содержание программы

*

6.

Условия реализации программы

  1. перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения
  2.  Материально-техническое оснащение программы, средства обучения

*

7.

Механизм оценки получаемых знаний

  1. Формы учета ЗУН
  2. Формы оценки качества результативности обучения
  3. Диагностические методики

*

*

8.

Литература

1) Методическая литература для педагогов

2) Учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, место издания, издательство, год издания)

*

9.

Перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей

  1. Репертуарный план для художественных коллективов
  2. Список изделий прикладных работ

*

                                                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная образовательная программа рассчитана на 3-х годичное обучение детей резьбе по дереву. Актуальность и новизна программы заключается в том, что, усваивая ее, дети приобщаются к специфическому виду трудовой деятельности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местных художественных промыслов, знакомятся с основами экономических знаний, что в дальнейшем дает (или даст) им возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

       Отличительной особенностью программы является и то, что дети получают знания не только из книг, но и от народных умельцев забытого ремесла ручной работы.

      Преемственность программы выражается в том, что она составлена с учетом знаний и умений детей, которые они получают на уроках технологии, черчения, изотворчества в общеобразовательной школе и используют при изучении программы «Резьба по дереву».  

Особенностью данной программы является то, что в процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о художественно-декоративной композиции. Данная программа педагогически целесообразна, так как в результате преобразования материалов в художественные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту мастерства, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. В процессе реализации программы элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Физические и духовные способности личности в процессе освоения программы развиваются во взаимосвязи, цельно, гармонично. Радость творчества в трудовом процессе – неотъемлемое состояние подростка при активной деятельности в ходе изготовления резных изделий из дерева, и в этом тоже проявляется особенность данной программы.    

Основной целью данной программы является создание условий и возможностей для психологической и практической подготовки детей к труду, к выбору профессии, что достигается через решение следующих задач:

- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

- привить любовь к традиционному народному искусству;

- сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

- усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

-   развивать художественно- творческие способности обучающихся;

- развивать трудовые умения и навыки подростков;

- обучать детей навыкам и приемам традиционной художественной резьбы по дереву и изготовлению художественных изделий из дерева;

- включить детей в активную творческую деятельность;

- создать атмосферу сотрудничества, благоприятный психологический микроклимат.

Прием детей в объединение свободный без конкурсов и тестирования. Возраст детей 11-14 лет. В этом возрасте подростки проявляют адекватное отношение к своим способностям и возможностям, могут ставить перед собой определенные цели и добиваться заметных результатов. Данная программа составлена с учетом этих возрастных и психологических особенностей детей. Продолжительность реализации образовательной программы -  3 года.

Ежегодно на освоение программы отводится 180 часов, 5 часов в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа, не более 5 часов в день, так как длительная работа может привести к переутомлению детей, нарушению координации движений и, в конечном итоге, к травматизму. На 1-ом году обучения обучающиеся познакомятся с народными художественными промыслами России; с местными мастерами художественной резьбы по дереву; с инструментами, материалами и оборудованием, используемыми при резьбе по дереву; с основами черчения и токарного дела; с приемами геометрической резьбы.

На 2-ом и 3-ем годах обучения программа предусматривает дальнейшее развитие, последовательное расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных на 1-ом году обучения.

Концептуальная основа обучения

Педагогические технологии:

  1. личностно-ориентированная педагогика
  2. педагогика сотрудничества
  3. технология развивающего дифференцированного обучения

Методы обучения:

  1. репродуктивный
  2. эвристический
  3. креативный

Формы обучения:

  1. беседы
  2. практические занятия групповые и индивидуальные
  3. экскурсии
  4. конкурсы
  5. развивающее обучение
  6. выставки
  7. посещение выставок

Ведущей концепцией образовательной программы «Резьба по дереву» является социально-педагогическая поддержка личности ребенка и его продвижение. Реализация данной программы основывается на общепедагогических принципах: преемственности, научности, системности, доступности, связи обучения с жизнью, результативности на всех уровнях, а также на использовании педагогических технологий: личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества, технологии развивающего дифференцированного обучения.   В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, методы проблемного обучения. Основными формами учебной работы являются занятия (теоретические и практические),  практикумы, экскурсии, выходы на природу.

Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов народной резьбы по дереву. Копирование народных образцов позволяет детям   понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву  - ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву. В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнение требований безопасности труда. В этих целях руководитель занятий, помимо изучения общих требований, предусмотренных программой, должен значительное внимание уделять требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой темы или переходе к новому виду работ в процессе обучения. К самостоятельному выполнению работ учащиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса, предусмотренного программой, предполагает наличие следующих основных материалов и оборудования;

  • древесина хвойных и лиственных пород деревьев:
  • отделочные материалы (лаки, олифа, растворитель, шлифовальные шкурки, клей, морилка);
  • ножовки по дереву, лобзики с пилками, рубанки,  молотки, стамески, отвертки, шурупы,
  • линейки, циркули, карандаши, бумага для эскизов
  • деревообрабатывающий станок;
  • выпиловочный станок (электролобзик)
  • сверлильный станок   (электродрель);
  • заточной станок         (электроточило);
  • шлифовальный станок;
  • инструменты для работы на токарном станке;
  • токарный станок по дереву

В процессе обучения, в качестве дидактического обеспечения учебного процесса используются учебники;

  • Вуриков В.Г., Власов В. Н. "Домовая резьба".
  • Степанов Н. С.  "Резьбы очарование»
  • наглядные пособия;
  • фотоиллюстративный материал.

В основе программы лежит личностно-ориентированная педагогика. Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и народного творчества. В программе применяется система заданий, направленных на коррекции результатов уровня обучения. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учет их индивидуальных особенностей и последующую работу, с ними по индивидуальной программе. Контроль за результатами обучения осуществляется систематически, как в процессе трудовой практики, так и в конце изучения   наиболее важных тем в форме зачёта и один раз в четверть в форме контрольной работы.

Итоговые испытания проводятся в конце учебного года по 3 уровням     (Р - репродуктивный, Э - эвристический, К - креативный ) и фиксируются в журнале объединения.

Изучив 3-х годичную программу «Резьба по дереву», подростки смогут продолжить свои занятия по выбранному профилю в специальных технических училищах.

Конечным результатом освоения программы является:

- сформированность у выпускников умений и навыков традиционной художественной резьбы по дереву;

- сформированность качеств личности, присущих народному мастеру – умельцу: трудолюбия, аккуратности, творческой фантазии, стремления доводить начатое дело до конца.

Эффективными формами подведения итогов реализации программы являются конкурсы, выставки, с помощью которых определяются уровни усвоения подростками теоретических знаний и практических умений и навыков (репродуктивный, эвристический, креативный).

Для реализации программы «Резьба по дереву» необходим просторный, сухой, светлый кабинет с постоянной температурой и влажностью воздуха, с хорошо освещенными рабочими местами (свет должен падать спереди и слева); для выполнения работ необходимы столярные верстаки или столы с табуретами, станочное оборудование (универсальный станок, токарный станок с набором инструмента к нему, выпиловочный станок или электролобзик, шлифовальный станок). При организации рабочего места все должно быть под рукой, отвечать правилам пожарной безопасности и техники безопасности. В кабинете необходимо иметь научно-методическую и справочную литературу для педагога, учебно-познавательную литературу для детей, наглядно-дидактический материал, контрольно-измерительный инструментарий педагогической и психологической диагностики (методики контроля, тестовые задания, анкеты).

Средства обучения:

      Станки и оборудование, верстаки, инструмент, электроинструмент, материалы ( ДСП, ДВП, фанера, крошка, шурупы, ручки, фурнитура).

Учебно-тематический план

                                                      I год обучения

В результате обучения по программе первого года обучения учащиеся должны знать:

-        о народных художественных промыслах, расположенных на территории России и Южного Урала;

-        об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

-        виды и свойства материалов, применяемых в резьбе по дереву;
инструменты,  оборудование и приспособления;

  • основы черчения;
  • приёмы геометрической резьбы;
  • о профессиях токаря, столяра, резчика по дереву;
  • основы токарного дела;

      -   правила безопасности при обработке резных художественных изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного
    искусства;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по
    дереву;
  • владеть инструментом для резьбы по дереву;
  • выполнять несложные формы токарных изделий на станке;
  • владеть техническими приёмами геометрической резьбы в
    традициях местного художественного промысла;
  • выполнять все стадии геометрической резьбы по дереву,
    включая операции отделки готовых изделий;
  • выполнять итоговую контрольную работу за I год обучения.

Учебно-тематический план

I   год обучения (195 часов)

Разделы и темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практическая работа

Раздел I: Вводный.  

9

2

7

Вводное занятие

2

2

Экскурсия на местное предприятие по изготовлению столярных изделий

2

2

Экскурсия в местный краеведческий музей

2

2

Экскурсия в лес, на природу для заготовки природного материала

3

3

Раздел II: Основы материаловедения для резьбы по дереву.

18

11

7

Основные сведения о древесине, ее свойствах

2

2

Характеристика древесины основных пород и их применение в резьбе по дереву

4

2

2

Пороки древесины

2

2

Рабочее место резчика по дереву

2

1

1

Инструменты для резьбы по дереву. Зачет по теме

4

2

2

Измерительные инструменты для резьбы по дереву

2

2

Подготовка инструментов для резьбы по дереву. Зачет по теме

2

2

Раздел III: Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.

30

6

24

Геометрическая резьба на художественных изделиях из дерева

2

2

Начальные приемы геометрической резьбы

4

2

2

Приемы резьбы равнобедренных треугольников

4

2

2

Выполнение упражнений трехгранно-выемчатой резьбы

6

6

Приемы резьбы узоров из трехгранно-выемчатого сияния

6

6

Орнамент в технике геометрической резьбы

6

6

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел IV: Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделие из дерева

30

4

26

Основные понятия о композиции и ее закономерностях в резных изделиях из дерева

4

4

Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочных досок

6

6

Создание эскизов геометрических узоров для оформления шкатулок и ларцов

8

8

Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонного набора

10

10

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел V: Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева

40

40

Правила ТБ при работе с режущими инструментами

2

2

Выполнение геометрических узоров на разделочных досках

10

10

Выполнение геометрических узоров на шкатулках и ларцах

12

12

Выполнение геометрических узоров на кухонных наборах

14

14

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел VI: Знакомство с основами токарного дела

30

3

27

Знакомство учащихся с токарным станком

4

2

2

Основные приемы обтачивания фасонных поверхностей

8

1

7

Изготовление несложных токарных форм на станке

12

12

Отделка готовых изделий из дерева

4

4

Зачет по теме

2

2

Раздел VI: Итоговое занятие

2

2

 Подведение итогов изучения программы

2

2

Выставка работ, награждение лучших обучающихся

ИТОГО:

195

46

149

                                       СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                                                  I  год  обучения

I Раздел: Вводный. 9 часов.

 Тема I. Вводное занятие. 2 часа.

Теория: 2 часа. Беседа. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Понятие о народном декоративном искусстве и его видах. Резьба по дереву как один из видов народного декоративного искусства. Демонстрация лучших работ, выполненных учащимися, а также показ иллюстраций лучших изделий народных художественных промыслов. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Урала. Рассказ о местном художественном промысле.

Методическое и дидактическое обеспечение: книги, альбомы по народному искусству.

Тема 2. Экскурсия на местное предприятие по изготовлению столярных изделий. 2часа.

Знакомство с рабочими местами специалистов, занятых изготовлением столярных изделий; инструментами, которыми они пользуются в своей работе;  с технологическими процессами при изготовлении столярных изделий; с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами и на токарном станке,  наблюдение за работой столяров,  токарей,  отделочников.

Тема 3. Экскурсия в местный краеведческий музей. 2 часа.

Знакомство с разделом народного декоративного искусства. Рассказ об истории и художественной значимости искусства резьбы по дереву родного края. Работы художественной резьбы по дереву в экспозиции музея и в фондах.

Тема 4. Экскурсия в лес и на природу для заготовки природного материала. 3 часа.

Знакомство учащихся с различными породами деревьев,  растущими в местных лесах.  Заготовка материала для токарных работ.

Методическое и дидактическое обеспечение: книги, альбомы, образцы видов резьбы по дереву, росписи и мозаики по дереву.

II Раздел: Основы материаловедения для резьбы по дереву. 18 часов.

Тема 5. Основные сведения о древесине и ее свойствах. 2 часа.

Теория: 2 ч. Строение дерева и древесины. Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях: вдоль волокна, поперёк и под углом). Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных, и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 6. Характеристика древесины основных пород и их применение в резьбе по дереву. 4 часа.

Теория: 2 часа. Деление пород древесины  по классам и группам; их характеристика. Характеристика древесины основных хвойных пород:  сосны, ели, лиственницы, пихты, кедра. Характеристика древесины лиственных пород: дуба,  ясеня, ильма, вяза, карагача, березы,  осины,  ольхи,  тополя, ивы, липы,   ореха, клена, груши, яблони. Характерные свойства древесины различных пород и использование выбранной  породы при резьбе. Декоративные свойства древесин разных пород.

Практика: 2 ч. Определение пород древесины по классам и группам.

Тема 7. Пороки древесины. 2 часа.

Теория: 2 ч. Определение пороков древесины. Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Влияние пороков на качество материала для резных работ. Основные пороки древесины:  сучки, глазки, гниль, червоточины,  трещины, наросты, кривизна, крен,  свиневатость, закаменелость и т.д. Использование пороков древесины при выполнении художественных работ.

Тема 8. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. 2 часа.

Теория: 1 час. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением.  Различные виды держалок: упорные,  торцевые,  угловые, фигурные, гнездовые, выносные скобы, упорные винты. Изучение правил по технике безопасности.

Практика: 1 час. Подготовка рабочего места резчика по дереву.

Тема 9. Инструменты для резьбы по дереву. 4 часа.

Теория: 2 часа. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву,  ознакомление с правилами их использования. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Зарисовки учащимися основных видов резаков,  стамесок с краткой характеристикой каждого инструмента. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментами для резьбы.  

Практика: Контрольный зачет по теме. 2 часа.

Тема 10. Измерительные инструменты для резьбы по дереву. 2 часа.

Теория: 2 часа. Значение измерительных инструментов: метра, линейки, угольника,  мелка,  шила-рейсмуса - в работе резчика по дереву. Зарисовки учащимися основных видов   измерительных, инструментов с краткой характеристикой каждого из них. Изучение правил пользования измерительными инструментами.

Тема II. Подготовка инструментов для резьбы по дереву. 2 часа.

Практика: 2 часа. Освоение учащимися навыков заточки инструментов на наждачном точиле с ручным или механическим приводом (первоначальная заточка инструментов, правка их на брусках,  оселках и гибком ремне). Правила техники безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы. Зачёт по теме.

Методическое и дидактическое обеспечение: образцы видов древесины, пороков древесины, режущие и измерительные инструменты.

III Раздел: Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву. 30 часов.

Тема 12. Геометрическая резьба на художественных изделиях из дерева. 2 часа.

Теория: 2 часа. Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация лучших образцов народного искусства, показ цветных диапозитивов,  таблиц и фотографий с изображением памятников народного декоративного искусства, современных изделий художественных промыслов (пряжки,  бытовая утварь, наличники и др.)

Тема 13. Начальные приёмы геометрической резьбы. 4 часа.

Теория:  2 часа. Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы "шашечек",  приёмы резьбы "сетки". Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Практика: 2 часа. Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках.

Тема 14. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. 4 часа.

Теория: 2 часа. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников с углублением на
вершине.

Резьба равнобедренных треугольников с углублением у основания.

 Узор из равносторонних треугольников с углублением в центре.

Практика: 2 часа. Практическая работа по выполнению приемов резьбы равнобедренных треугольников.

Тема 15. Выполнение упражнений трёхгранно-выемчатой резьбы. 6 часов.

Практика: 6 часов.  Геометрическая резьба по дереву - трёхгранно- выемчатая резьба. Её художественные и технические приёмы.

Выполнение узоров "куличик",  "змейка",  "витейка",  "бусы".,

Тема 16. Приёмы резьбы узоров из трёхгранно-выемчатого сияния. 6 часов.

Практика: 6 часов. Приёмы резьбы узора "трёхстороннее сияние со срезкой",  узор "розетка с сиянием". Приёмы резьбы узора и трёхгранно-выемчатое "четырёхстороннее сияние".

Тема 17. Орнамент в технике геометрической резьбы. 6 часов.

 Практика: 6 часов. Создание на дощечках из осин и сосен вариантов узоров,  образуемых из технических приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 18. Контрольная работа по разделу. 2 часа.

Выполнение на дощечках, из сосны основных узоров геометрической резьбы.

Методическое и дидактическое обеспечение: образцы видов древесины, пороков древесины, режущие и измерительные инструменты.

IV Раздел: Создание несложных. композиций, узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.  30 часов.

  Тема 19. Основные понятия о композиции и её закономерностях в резных изделиях из дерева. 4 часа.

Теория: 4 часа. Понятие о композиции. Виды композиции. Понятие о равновесии. Симметрия и асимметрия. Понятие о ритме и метре в композиции. Типы орнаментов и принципы их построения.

Тема 20. Создание эскизов геометрических узоров на разделочных досках. 6 часов.

Практика: 6 часов. Создание эскизов геометрических, узоров для оформления разделочных досок на бумаге. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий при помощи линейки,  циркуля, карандаша.

Тема 21. Создание эскизов геометрических узоров для оформления шкатулок и ларцов. 8 часов.

Практика: 8 часов. Создание эскизов геометрических узоров для оформления крышек и боковых стенок шкатулок и. ларцов на бумаге. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделии из дерева при помощи линейки, циркуля, карандаша.

Тема_22._Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонного набора. 10 часов.

Практика: 10 часов. Создание эскиза геометрических узоров для оформления деталей кухонного набора на бумаге. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность деталей из дерева при помощи линейки, циркуля, карандаша.

Тема_23. Контрольная работа по разделу. 2 часа.

Создание эскиза геометрического орнамента плоской поверхности.

Методическое и дидактическое обеспечение: образцы видов древесины, пороков древесины, режущие и измерительные инструменты.

V Раздел: выполнение эскизов геометрической резьбы на изделиях из дерева. 40 часов.

Тема 24. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. 2 часа.

Практика: 2 часа. Основные правила техники, безопасности при работе с режущими инструментами. Оказание первой помощи, при порезах и ссадинах

Тема_25.  Выполнение геометрических узоров на разделочных досках. 10 часов.

Практика: 10 часов. Подготовка поверхности изделия под резьбу. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделия. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках.

Тема 26.  выполнение геометрических узоров на шкатулках и ларцах. 12 часов.

Практика: 12 часов. Подготовка поверхности   изделия под резьбу. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделия. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на поверхности и боковых стенках шкатулок  ларцов..

Тема 27.   Выполнение    геометрических узоров на кухонных наборах. 14 часов.

Практика: 14 часов. Подготовка поверхности изделий под резьбу. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий. Выполнение в технике геометрической резьбы   орнаментальных композиций на поверхности   деталей кухонного набора.

Тема 28.  Контрольная работа по разделу. 2 часа.

Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальной полосы на плocкой    поверхности.

Методическое и дидактическое обеспечение: измерительные и режущие инструменты, наборы древесины.

VI  Раздел: Знакомство   с основами токарного дела по дереву. 30 часов.

Тема 29.  Знакомство учащихся с токарным станком. 4 часа.

Теория: 2 часа. Устройство токарного станка по обработке древесины. Правила техники безопасности при работе на токарном станке.

Практика: 2 часа. Приемы работы на станке.

Тема 30.  Основные приёмы обтачивания фасонных поверхностей. 8 часов.

Теория: 1 час. Технологическая последовательность и основные приёмы обтачивания фасонных поверхностей деталей. Приемы разметки, и шлифования.

Практика: 7 часов. Обтачивание фасонных поверхностей.

Тема 31. Изготовление несложных токарных форм на станке. 12 часов.

Практика: 12 часов. Правила безопасности труда,  организации рабочего места. Подбор материала. Разметка. Вытачивание токарного изделия (скалка, толкушка, лопатка, молоток) Шлифование готового изделия.  Зачёт по теме.

Тема 32.  Отделка готовых изделий из дерева. 4 часа.

Практика: 4 часа. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование,  морение или травление, вощение, лакирование, полирование. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.

Тема 33. Зачет по теме. 2 часа.

VII Раздел ;    Заключение. 2 часа.

Тема 34. Итоговое занятие. 2 часа.

 Практика: 2 часа. Подведение итогов изучения программы.

 Выполнение письменной контрольной работы за I год обучения по основам материаловедения, композиции и технике безопасности. Выставка работ обучающихся.

Обсуждение с учащимися вариантов экспозиции выставки. Обсуждение работ, отобранных на выставку.

 VШ Психологическая культура личности. 36 часов.

Теория (20  часов): Беседы.                                                                       1.Знакомство.  (2ч.)

2.Психологические особенности подростков (2ч.)

3.Самооценка. (2ч.)

4.Темперамент человека (психологическая характеристика типов                 темперамента) (2ч.)

5.Холерики.     (2ч.)

6.Сангвиники. (2ч.)

7.Флегматики. (2ч.)

8.Меланхолики. (2ч.)

9.Адаптивность человека, его толерантность. (2ч.)

10.Психогеометрическая типология. (2ч.)

Практика (16 часов): анкетирование, тестирование, работа с первоисточниками. Мероприятия по сплочению коллектива. Экскурсии. Посещение выставок. Дни именинников.

   

Учебно - тематический план

II год обучения

В результате обучения по программе II года обучения учащиеся должны знать:

- о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства;

-о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву;

- основные физико-механические свойства древесины;

- технику использования и назначение инструментов применяемых при резьбе

- правила заточки и правки инструментов;

-приёмы   трёхгранной, скобчато-выемчатой и геометрической резьбы;

- основы композиции;

- правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.

Учащиеся должны уметь:

- различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров;

- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;

- делать зарисовки   с образцов изделий;

-выполнять элементы   и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;

- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия;

-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

-обрабатывать простые изделия   на токарном станке;

  • выполнять все стадии отделки готовых изделий;

-соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности;

-выполнить итоговую контрольную работу за II год обучения.

Тематический план

II год обучения (195 часов)

Разделы и темы

Общее количество часов

теория

практика

Раздел I: вводный

9

5

4

Вводное занятие

2

2

Народные художественные промыслы

2

2

Основные виды резьбы по дереву. Зачет по теме

3

1

2

Экскурсия на местное предприятие по изготовлению художественных изделий из дерева

2

2

Раздел II: Основы материаловедения для резных работ по дереву

18

8

10

Лесоматериалы и их производство

2

2

Породы дерева и древесины

2

2

Хранение, сушка, антисептирование и огнезащитная обработка древесины

2

2

Операции ручной обработки древесины

2

2

Оклеивание древесины

4

4

Отделка готовых  изделий

4

4

Контрольная работа по разделу.

2

2

Раздел III: техническое рисование и основы композиции

30

10

20

Рисование плоских фигур

4

4

Рисование объемных фигур (тел) с изображением светотени

6

6

Технический рисунок детали с натуры

4

4

Виды композиций

2

2

Орнамент и его виды

2

2

Плоские орнаментальные композиции

4

4

Проект орнаментальной полосы на заданной плоскости

6

6

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел IV: Создание собственных композиций по мотивам геометрической резьбы

30

30

Копирование образцов народной резьбы по дереву

4

4

Создание эскизов собственных композиций для оформления разделочных досок

6

6

Создание эскизов собственных композиций для оформления табуретов, скамеек

6

6

Создание эскизов собственных композиций для оформления кухонного набора

6

6

Создание эскизов собственных композиций для оформления журнальных столиков

6

6

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел V: Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале

40

40

Выполнение геометрической резьбы на разделочных досках

8

8

Выполнение геометрической резьбы на табуретах, скамеечках

10

10

Выполнение геометрической резьбы на кухонном наборе

10

10

Выполнение геометрической резьбы на журнальном столике

10

10

Контрольная работа по разделу

2

2

Раздел VI: Знакомство с художественными и техническими приемами резьбы по дереву, работа на токарном станке

30

6

24

Скобчатая или ногтевидная резьба. Ее художественные и технические особенности

8

2

6

Контурная резьба, ее художественные и технические особенности

10

2

8

Основные приемы обтачивания фасонных поверхностей на токарном станке по дереву

10

2

8

Выполнение токарных форм изделий на станке, зачет по теме

2

2

Раздел VII: заключительный

2

2

Подведение  итогов изучения программы

2

2

Выставка работ учащихся, награждение лучших обучающихся

ПКЛ

36

20

16

ИТОГО:

195

49

146

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                 II год обучения.

I Раздел: Вводный 9 часов.

Тема I.       Вводное занятие. 2 часа.

Теория: 2 часа. Беседа с учащимися о произведениях народной резьбы по дереву. Показ иллюстраций из книг и альбомов по народному искусству. Зарисовки учащимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок, быстрый набросок и длительная проработка. Краткое описание зарисовок.

Тема 2.      Народные художественные промыслы. 2 часа.

Теория: 2 часа. Беседа: Художественная обработка дерева как один из видов народного художественного творчества. Виды художественной обработки дерева. Основные центры художественной резьбы по дереву в России.   Художественная резьба по дереву в местных традициях, её  своеобразие.  Особенности резьбы по дереву в России. Роспись по дереву в России. Хохломская роспись и её особенности. Семёновская и полхов-майданская расписная игрушка. Городецкая роспись по дереву, её особенности. Художественная обработка бересты; изделия из бересты, их особенности. Мозаика по дереву: её виды, характеристика.

Тема 3.   Основные виды резьбы по дереву. 3 часа.

Теория: 1 час. Разнообразие видов резьбы по дереву. Разделение видов резьбы на группы. Плосковыемчатая и плоскорельефная резьба; их разновидности, характерные особенности, назначение и примеры применения. Рельефная резьба (барельефная и горельефная), характерные особенности, и применение. Прорезная или ажурная резьба; её разновидности, характерные особенности и применение. Объёмная или скульптурная резьба; её разновидности и применение. Домовая резьба; её разновидности, характеристика и применение. Комбинированная резьба; её применение.

Практика: 2 часа. Определение видов резьбы. Зачет по теме.

Тема 4.   Экскурсия на местное предприятие по изготовлению художественных изделий из дерева. 2 часа.

Ознакомление со структурой предприятия, расположением цехов и участков, основным оборудованием и рабочими местами. Ознакомление с технологическими процессами изготовления изделий.

Методическое и дидактическое обеспечение: книги, альбомы по народному искусству.

II Раздел; Основы материаловедения для разных работ по дереву. 18 часов.

Тема 5.     Лесоматериалы и их производство. 2 часа.

Теория: 2 часа. Беседа. Классификация лесоматериалов по механической обработке на круглые, пиленые, лущёные, колотые и измельчённые. Виды пиломатериалов, их характеристика и способы получения. Черновые и чистовые заготовки. Рассмотрение и изучение лесоматериалов по образцам.

Тема 6.       Пороки дерева и древесины. 2 часа.

Теория: 2 часа. Определение пороков древесины. Характерные черты отличия пороков от дефектов. Классификация пороков древесины (сучки, глазки, грибные окраски и гнили, червоточина, трещины). Пороки формы ствола: сбежистость, закаменелость, наросты, кривизна. Пороки строения древесины; наклон волокон, крень, свилеватость, завиток, смоляные кармашки, двойная сердцевина, пасынок и т.д.   Влияние пороков на качество материала для резных работ по дереву.

Тема 7.     Хранение, сушка, антисептирование и огнезащитная  обработка древесины. 2 часа.

Теория: 2 часа. Значение хранения и сушки древесины для её долговечности и повышения качества. Способы хранения и сушки, древесины, достоинства и недостатки различных способов сушки древесины. Антисептирование и консервирование древесины. Виды антисептических составов Способы антисептирования. Ознакомление с составами для огнезащитной обработки древесины.

           Методическое и дидактическое обеспечение: антисептические и огнезащитные составы, наборы древесины.

Тема 8.     Операции ручной обработки древесины. 2 часа.

Теория: 2 часа. Организация рабочего места. Ознакомление   с правилами безопасности труда, бережного отношения к инструментам к материалам. Выполнение основных операций, применяемых в художественных работах  по дереву:

  • разметка материала;
  • набор древесины по цвету и текстуре;
  • пиление заготовок вдоль и поперёк волокон;
  • строгание заготовок;
  • резание стамеской или долбление округлых частей изделий
  • сверление сквозных и несквозных, отверстий

Контроль  качества выполненной работы.

Тема 9.       Склеивание древесины.  4 часа.

Практика: 4 часа. Организация рабочего места и правила   безопасности труда при операциях склеивания. Сущность процесса склеивания. Понятие о склеивании древесины, виды клеевых соединений. Классификация клеев. Выбор, приготовление и нанесение клея, Факторы, влияющие на прочность склеивания. Режим склеивания. Технология склеивания деталей по кромке и пластин. Способы приклеивания раскладок и декоративных деталей. .Дефекты склеивания, способы, их предупреждения и устранения.

Методическое и дидактическое обеспечение: разные виды клеев, детали для склеивания. 

Тема 10.     Отделка готовых изделий. 4 часа.

Практика: 4 часа. Понятие об отделке художественных изделий из дерева. Технологические  и художественно-эстетические цели отделки.  Виды отделки разных изделий: вощение, лакирование, полирование, морение.  Материалы для отделки, зависимость выбора отделки от породы древесины,  способы декорирования,  технологии изготовления изделия и его назначения. Способы подготовки поверхности для отделки в зависимости от вида отделки. Способы нанесения отдельных материалов при различных видах отделки, применяемые инструменты и приспособления» Сушка покрытий.  Дефекты отделки их причины, меры предупреждения.

Методическое и дидактическое обеспечение: декоративные детали для отделки.

Тема II.     Контрольная работа по разделу 2 часа.

Практика: 2 часа. Склеивание древесины и отделка готовых изделий.

III. Раздел: Техническое рисование и основы композиции. 30 часов.

Тема 12.     Рисование плоских фигур. 4 часа.

Практика: 4 часа. Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа. Техника зарисовки плоских фигур: квадрата, шестиугольника и окружности в прямоугольной изометрической проекции.

Тема 13.   Рисование объёмных, фигур (тел) с изображением светотени 6 часов.

Практика: 6 часов. Приёмы зарисовки геометрических тел: призмы, пирамиды, цилиндра и конуса. Выявление объёма предмета с помощью штриховки и методом точек.

Тема 14.     Технический рисунок детали с натуры. 4 часа.

Практика: 4 часа. Наглядность технического рисунка в зависимости от выбора аксонометрической проекции. Приёмы построения рисунка с  натуры. Нанесение светотени.

Методическое и дидактическое обеспечение: чертежные инструменты, бумага.

Тема 15.        Виды композиции. 2 часа.

Теория: 2 часа. Фронтальная, объёмная и глубинно-пространственная композиции, их особенности. Анализ, композиций станкового и декоративного искусства. Роль прикладного искусства  в повседневной жизни человека.

Методическое и дидактическое обеспечение: Колебакиин Г.И. Рисунок и основы композиции, 1989.

Тема _16. _        Орнамент и его виды. 2 часа.

Теория. 2 часа. Типы орнаментов   и принципы их построения. Применение орнаментов в декоративно-прикладном искусстве и в мебельных изделиях. Творческая переработка реальных, растительных, форм в орнаментальные. Построение орнаментальных композиций.

Тема 17. Плоские орнаментальные композиции. 4 часа.

Практика: 4 часа. Правила и приемы построения плоских орнаментальных композиций на основе трёхгранно-выемчатой резьбы. Выполнение композиций на конкретные темы.

Тема 18.  Проект орнаментальной полосы на заданной плоскости. 6 часов.

Теория: 6 часов. Орнаментальная полоса на плоскости. Выполнение орнаментальной полосы на плоскости,  представляющей элемент мебели (стол, стул, шкаф) или элемент художественной декоративной утвари.

Тема 19.        Контрольная работа по разделу. 2 часа.

  Практика: 2 часа. Построение орнаментальной композиции на заданной плоскости.

IV Раздел. Создание собственных композиций по мотивам геометрической резьбы. 30 часов.

Тема 20.       Копирование образцов народной резьбы по дереву. 4 часа.

Практика: 4 часа. Отбор образцов для копирования (Фотоиллюстрации, рисунки, предметы, и т.д.) Постановка перед учащимися разных задач при копировании народных образцов (длительная зарисовка и создание рисунков-схем, фрагментов орнаментов и. т.д., умение пользоваться разными изобразительными материалами при создании зарисовок.) Образцы для копирования - геометрическая резьба средней сложности на бытовых предметах. Выполнение зарисовок с народных образцов.

Методическое и дидактическое обеспечение: Фотоиллюстрации, рисунки, предметы, образцы для копирования.

Тема 21.  Создание эскизов собственных композиций для оформления  разделочных досок. 6 ч.

Разработка эскизов собственных композиций типа "сияние",  "розетка" для оформления разделочных досок. Выполнение эскизов композиций на бумаге и перевод геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи линейки» циркуля, карандаша.

Тема 22.      Создание эскизов собственных композиций для оформления   табуретов, скамеек. 6 ч.

Разработка эскизов собственных композиций типа "сияние"» "звёздочки" для оформления царг и ножек скамеек и табуретов. Выполнение эскизов композиций на бумаге и перевод геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи линейки, циркуля, карандаша.

Тема 23. Создание эскизов собственных композиций для оформления кухонного набора. 6 ч.

Разработка эскизов собственных композиций типа "розетки", "сияние в ромбе" и др. для оформления кухонного набора. Выполнение эскизов композиций на бумаге и перевод геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи линейки, карандаша, циркуля.

Тема 24. Создание эскизов собственные композиций для оформления журнальных столиков. 6 ч.

Разработка эскизов собственных композиций типа "сияние в круге", "витейка", "лесенка" для оформления ножек и царг журнальных столиков. Выполнение эскизов композиций на бумаге и перевод геометрического орнамента на поверхность изделий при помощи линейки, циркуля, карандаша.

Тема 25.     Контрольная работа по разделу. 2 ч.

Разработка эскиза собственной композиции для оформления хлебницы.

Методическое и дидактическое обеспечение: Фотоиллюстрации, рисунки, предметы, образцы для копирования.

V Раздел.     Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале. 40 ч.

Тема 26.  Выполнение композиций   геометрической резьбы на разделочных досках. 8 ч. Подбор материала по цвету и фактуре. Подготовка поверхности изделия под резьбу. Перенос рисунков готовых композиций на поверхность изделия. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Отделка готовых, изделий.

Тема 27.      Выполнение композиций геометрической резьбы на табуретах, и скамейках. 10 ч.

Изготовление ножек и царг для табуретов и скамеек. Подготовка поверхности изделий под резьбу. Перенос рисунков готовых, композиций на поверхность изделий. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Отделка готовых изделий.

Тема 28.  Выполнение композиций геометрической резьбы на кухонном наборе.10 ч. Изготовление деталей кухонного набора. Подготовка поверхности деталей под резьбу. Перенос рисунков готовых композиций на поверхность изделий. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Отделка готовых изделий

Тема 29.  Выполнение композиций геометрической резьбы на    журнальных столиках. 10 ч. 

Изготовление царг и ножек для журнальных столиков. Подготовка поверхности изделий под резьбу. Перенос рисунков готовых композиций на поверхность изделий. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Отделка готовых изделий. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 30.   Контрольная работа по разделу. 2 ч.

Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальной композиции на заданной плоскости.

Методическое и дидактическое обеспечение: инструменты, оборудование, древесина.

VI  Раздел.  Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы по дереву.  Работа на токарном станке. 30 ч.

Тема 31. Скобчатая   или ногтевидная резьба, её художественные и технические особенности. 8 ч.

Теория: 2 ч. Художественные и технические особенности скобчатой или ногтевидной резьбы. Инструменты и материалы для резьбы.                          Практика: 6 ч. Выполнение на дощечках упражнений:  "ноготки" - вдоль слоя и "ноготки" - поперек слоя.  Выполнение узора "зубчики». Создание вариантов скобчатой резьбы на дощечках. Правила техники безопасности при работе е. режущими инструментами.

Тема 32. Контурная резьба, ее  художественные и технические  особенности. 10 ч.

Теория: 2 ч. Знакомство с контурной резьбой. Её художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для контурной резьбы. Практика: 8 ч. Выполнение розеток и цветочных мотивов   орнамента в технике контурной резьбы на дощечках. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 33.    Основные приёмы обтачивания фасонных поверхностей на токарном станке по дереву. 10 ч.

Теория: 2 ч. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву. Технологическая последовательность и основные приёмы,  обтачивания фасонных поверхностей деталей. Приёмы разметки и шлифования.

Практика: 8 ч. Обтачивание фасонных поверхностей деталей на токарном станке по дереву. Разметка и шлифование.

Тема 34.   Выполнение токарных форм изделий на станке. 2 ч.

Требования к качеству изготовления художественных, изделий токарным способом.  Подбор материала по цвету и текстуре. Разметка.  Вытачивание токарного изделия по ранее выполненному эскизу. Предметы кухонного набора, ножки табуретов, столиков) Отделка готового изделия. Зачёт по теме.

VII  Раздел.  Заключительный. 2 ч.

Тема 35.       Выполнение итоговой контрольной работы за II год  обучения. 1 ч.

Выполнение контрольной работы по созданию эскиза собственных  композиций в технике геометрической резьбы.

Тема 36.       Выставка работ учащихся. 1 ч.

Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта её экспозиции. Организация и проведение выставки работ учащихся. Обсуждение её итогов.

VШ  Раздел.  Психологическая культура личности. 36 ч.                                        Теория (20 часов):  Беседы.                                                                            1.Установление контакта. (2ч.)

2.Уверенность в себе. Застенчивость. (2ч.)

3.Способности и их виды (одаренность, талант, гениальность). (2ч.)

4.Тревожность и способы ее преодоления (2ч.)

5.Агрессия и агрессивность (2ч.)

6.Способы снятия агрессии (2ч.)

7.Конфликтность, способы разрешения конфликтов. (2ч.)

8.»Я»- положительный. (2ч.)

9.»Я»- отрицательный.  (2ч.)

10.Мой идеал человека. (2ч.)

Практика (16 часов): анкетирование, тестирование, работа с первоисточниками. Мероприятия по сплочению коллектива. Экскурсии. Посещение выставок. Дни именинников.

Список литературы»

Вишневская В.М. Русская народная резьба по дереву-М;  Изобразительное искусство, 1974г.

Попова О. С., Каплан А.И. Русские художественные промыслы»- М: Знание.1984г.
Степанов А.С»,        Резьбы очарованье» - Лениздат. 1991г.

Матвеева Т. Д  Мозаика и резьба по дереву - Высшая школа, 1989г.

Буриков  В.Г., Власов В. А.  Домовая резьба»- М 1993г.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в шкоде»- М,  Просвещение» 1981г.

Газарян. С. Прекрасное своими руками "Народные художественные ремесла М. 1987г.

Вузинов М., Потапов Г.    Искусство резьбы по дереву – М  Антиквариат.1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Резьба по дереву"

Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...

Учебная программа Резьба по дереву

Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"

Информационная карта1.      Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»2....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...

Дополнительная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"

Программа художественной напрвленности, рассчитанная на 3 года оучения, с национально-региональным компонентом....

Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по бересте»

Паспорт программы1Полное название Дополнительная общеразвивающаяпрограмма «Резьба по бересте»2НаправленностьТехническая3Тип программыОбщеразвивающая4Вид деятельностиПрикладное творчес...