Учебная программа Резьба по дереву
рабочая программа на тему
Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.
Цель программы подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, привить умения и навыки художественной резьбы по дереву, развитие и воспитание творческой инициативной и предприимчивой личности, развитие мелкой моторики руки.
Основные учебно-воспитательные задачи курса. Развитие эстетического вкуса, формирование духовной культуры и потребности в общении с искусством, воспитание внимательного бережливого отношения к живой природе, окружающему миру; Общее развитие ребенка через мелкую моторику мышц руки ; развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащегося, их фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы; профориентация школьников; воспитание правильной организации труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Резьба по дереву Кузьмин С.Ю. | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ города Москвы Санаторно-лесная школа №7
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Утверждаю:
Директор
____________________
А.С.Ващилин
____________________
(дата утверждения)
Резьба по дереву
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа _от10 до 18 лет______________
Срок реализации дополнительной образовательной программы 68 часов_______________________________
Ф.И.О., должность автора дополнительной образовательной программы Кузьмин Сергей Юрьевич
Москва, __2013________
(год разработки)
Пояснительная записка.
Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.
Цель программы подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, привить умения и навыки художественной резьбы по дереву, развитие и воспитание творческой инициативной и предприимчивой личности, развитие мелкой моторики руки.
Основные учебно-воспитательные задачи курса. Развитие эстетического вкуса, формирование духовной культуры и потребности в общении с искусством, воспитание внимательного бережливого отношения к живой природе, окружающему миру; Общее развитие ребенка через мелкую моторику мышц руки ; развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащегося, их фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы; профориентация школьников; воспитание правильной организации труда.
Структура документа
Данная программа включает разделы: пояснительная записка, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета.
В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Цель данной программы не только помочь учащимся самоопределиться в выборе профессии, но и создание духовно и творчески развитой личности, способной легко адаптироваться к современному технократичному, урбанизированному миру, не утратив своей индивидуальности и не разорвав естественной связи Человека с Природой.
Народные промыслы не рождаются в один день. Многие десятилетия, а то и столетия нужны, чтобы промысел «встал на ноги», приобрел собственное имя, мастеров, признание. Так рождались Палех и Хохлома, Богородская игрушка и Кудринская резьба. Художественная резьба по дереву доступна большинству людей, поэтому она достаточно легко может быть внедрена в школьную программу. Сегодня очень немногие виды прикладного искусства могут изучаться в школе. К примеру, чеканка по металлу, Палех, Жостово, Хохлома, требуют большого количества материалов, приспособлений и химикатов для обработки, инструментов, специального оборудования. Все это дорого и труднодоступно. К тому же сложная технология вредна для здоровья школьников.
Резьба по дереву по затратам несоизмеримо проще, дешевле, а главное -доступнее. Заниматься резьбой могут как мальчики, так и девочки. Важной особенностью резьбы является то, что технология выполнения её элементов имеет свои обязательные правила. Благодаря этим правилам, которые отработаны, целенаправленно теоретически закреплены и подтверждены длительной практикой, систематизированы и методически описаны в текстовой форме - появляется возможность академического обучения детей, приобщения их к истиной самобытной творческой деятельности, не стесненной рамками традиционной культуры и в то же время не противореча ей.
Резьба выполняется по самостоятельным, достаточно простым элементам , лёгким и доступным , не требует особого оборудования , что позволяет вести обучение в любом классе любой школы . Убеждении в простоте её выполнения и захватывающе - интересном результате достигается на первом же уроке за счёт демонстрации приёмов непосредственно преподавателем . Демонстрируется практически законченный элемент рисунка . Присутствие реального образца резьбы оказывает дополнительный успокаивающий , психокорректирующий эффект . В дальнейшем приём повторяет сам ученик , в начале под наблюдением преподаватель , затем - самостоятельно . Дополнительный положительный эффект связан с простым и удачным выполнением элементов резьбы , что так же усиливает эффект обучения , формирует удовлетворённость , а часто и радость от истинного творческого результата.
Программой решается и важная воспитательная цель. Школьники учатся создавать товарную продукцию, имеющую потребительскую стоимость . Производство товарной продукции требует развития у учащегося художественного вкуса, точности и аккуратности выполнения технологических операций , ответственности за конечный результат , технологической дисциплинированности , рациональной организации индивидуального и коллективного труда .
Основное содержание
Основным инструментом резчика являются стамески. « Понятия и формы.» авт. Афанасьев «Круглое и плоское.»
Основное техническое правило пользование стамесками - работа двумя руками. Правая рука - рабочая ставит указательный палец на металлическую часть стамески возле деревянной ручки. Обхватите ручку стамески пальцами и притягиваете её к ладони так, чтобы она плотно легла в ладонь и была закреплена пальцами. Нижняя часть стамески должна быть свободна так, чтобы при нормальном положении стамески в ладони нижней частью стамески можно было постучать по нижней кромке стола или доски. Пальцы обхватывающие стамеску не мешают. Все движения происходят сверху вниз, след стамески делает (оставляет) каплеобразную форму с широкого на узкий рез (капля). Работая стамеской необходимо распределить рез на две части, первая половина рез уходит в глубину, вторая выходит на поверхность. Для этого нужно в первой половине реза ручку стамески поднять вверх, во второй половине реза плавно прижимать ручку стамески к режущей плоскости (доски). Вторая рука с разжатыми пальцами поддерживает доску в удобном положении для резчика. Указательным пальцем прижимает лезвие (режущую кромку) стамески плотно к доске (к изделию) одновременно управляя стамеской влево или вправо. Необходимо усвоить два вида стамески - долевое и осевое.
Долевое - это когда стамеска движется вдоль оси, относительно центра режущей кромки. Если стамеску положить на доску и относительно режущей кромки от точки упора (поворачивать) толкать ручку стамески в лево или право. Относительно точки упора будет происходить движение, выбирающее возле центра движения самую глубокую точку. Вращение стамески вокруг одной точки опоры влево или право, перпендикулярно этой точки вдоль режущей плоскости.
Осевое. Если взять и провести ось вдоль всей стамески и покрутить влево или право, так как вращается сверло, получается вкручивающее движение относительно оси. В таком положении стамеска стремится занять наименьшую точку сопротивления из любой глубокой точки, стремясь выйти на поверхность. Из этих двух касательных движений необходимо вытекает движение режущей кромки: продольное и поперечное. Продольное - вдоль реза, поперечное поперёк реза.
Усвоив эти два реза можно без особых препятствий и усилий со стороны древесины выбрать ту стружку, что вам необходима. Главное не увлекаться резом при обретении стамесок в половину диаметра радиуса, значит глубокая стамеска стремится выбрать очень большую щепку (глубоко залезая в дерево) в заготовку. Истинный рельеф будет достигнут, если будет вырабатываться тонкая стружка. Овладев этой техникой, можно довести технику до совершенства, не зависимо от художественных способностей. Пример на доске в 10 мм. Можно вырезать один лист с изгибом в резе 5-8шт или пустить рядом листья с тем же изгибом сдвинув их на половину периода, выбрав глубину листьев на 2-3мм и вместо одной строки листьев, получаются две строки чуть тоньше и чуть больше по толщине крышки, или один лист -8мм , или 2 листа по 8мм, сдвинутых на поле листа. Вторая рука резчика имеет такое же рабочее состояние, как и первая. Она позволяет основной режущей руке не выходить за рамки рисунка, левой руке это сделать проще, так как она свободно лежит на рисунке, и ни в коем случае это выпускать из внимания. Левая рука больше следит за рисунком, чем правая, хотя, по мнению резчика, мешает или делает вспомогательную работу. Все резы делают двумя руками. Правая - основная силовая, левая управляющая, но следящая за рисунком.
Есть понятие, как механическая память. Рисунок должен запомнить две руки, как правую, так и левую. Если правая рука движется по рисунку, она механически запоминает движения
Программа обучения резьбы по дереву разработана для средней общеобразовательной школы 5-11 классов. Программа составлена так, чтобы за короткое время ученик мог овладеть техникой резьбы по дереву. Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученными учащимися в 1 -4 классах при выполнении ручных операций по обработке древесины. Курс резьбы по дереву включает в себя целый комплекс навыков и умений. Обработка древесины предусматривает ознакомление учащихся с основными технико-технологическими знаниями деревообработки, сведения об ручной и механической обработке древесины, о применяемых инструментах и станках; об основных заготовительных, обработочных, контрольно - измерительных, отделочных операция . Древесина является доступным, экологически - чистым материалом для поделок. Учащиеся знакомятся с распространенными древесными породами, их свойствами. Прогулки в лес, подбор
материала, формирует заботливое и бережное отношение к природе. При резьбе по дереву используется специальные, инструменты и приспособления (какие?). Резьба является трудоёмким и кропотливым процессом, поэтому формирует трудовое и физическое развитие личности.
Подготовка к резьбе требует навыков в рисовании и черчении. Выбор рисунка, композиции, разработка эскиза, проработка мелких деталей конечного рисунка перевод на заготовку-всё это формирует трудолюбие, терпение, аккуратность и развитие творческих способностей учеников.
В связи с тем, что работы связаны с резьбой по дереву, обладают повышенной травмо-опасностью, особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Резьба по дереву является традиционным ремеслом русского народа. Материалы, связанные с местной историей народных ремёсел, направлены на формирование учащихся интереса и любви к истории родного края. Знакомство с различными школами резьбы (абрамцево-кудринский промысел, домовая и комплексная резьба) развивает не только эстетическое, но и творческие потребности учащихся.
При выполнении декоративно-прикладных работ из древесины у учащихся вырабатывается внимание, точность и аккуратность - качества, необходимые при овладении любой профессией. Помимо этого учащиеся приобретают общую трудовую культуру, выражающуюся в умении планировать свою работу, содержать в порядке помещения мастерских и своё рабочее место. Практические занятия строятся по принципу от простого к сложному, и дают простор для творчества учащимся.
Человек и природа, человек и лес . Для русского человека, живущего в полях и лесах, дерево- это всё. Это жилище, это утварь и обувь. Деревообрабатывающий промысел-это традиционно-русское ремесло. Любовь к дереву впитана с молоком матери. Не случайно в наш век синтетики и пластмассы, человек тянется неосознанно к тёплым и душистым деревянным изделиям. Радует глаз золотая хохлома, каждая хозяйка держит на кухне хоть одну расписную любимую ложку, а соль в деревянной солонке. Из поколения в поколение передаётся в семье незатейливая Богородская игрушка, и сколько выброшено пластмассовых игрушек, а бабушкина забава до сих пор радует малышей. Каменные громады больших мегаполисов давят на современного человека, и скромная деревянная дачка, отделка деревом, деревянные изделия - это скорее необходимость, лекарство от стресса. Приятно взять в руки деревянную вещицу, - она ласкает глаз тёплым цветом, греет руки, легка и податлива на ощупь. А если это вещь, вышедшая из рук мастера, несущая эго положительную энергию (ибо не один мастер не отдаёт на суд зрителя неудавшуюся вещь) то ощущаешь полное эстетическое удовольствие от изделия.
Левая рука подстраховывает правую, и запоминает те же движения, что делает правая, подстраховывая. Если запомните движения вдоль и поперёк, вторая рука просто чётче подтверждает ваши движения. Непроизвольно ошибаясь режущей рукой, вспомогательная рука вас поправит. Нельзя работать одной рукой.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов | |
теоретические занятия | практические занятия | ||
Вводное занятие: Введение, инструктаж по технике безопасности | 1 | 0 | |
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 | 1 | |
Древесина как природный конструкционный материал | 2 | 0 | |
Пиломатериалы и древесные материалы | 2 | 1 | |
Сведения о народных промыслах и художественных ремеслах | 2 | 1 | |
Составление технологической карты изделия | 1 | 1 | |
Выбор инструмента, оборудования, материала и подготовка к работе | 1 | 1 | |
Разметка изделия, художественная обработка древесины | 1 | 1 | |
Основные законы композиции – ритм | 4 | 2 | |
Виды резьбы и их подвиды | 4 | 0 | |
Геометрическая резьба | 1 | 4 | |
Скобчатая резьба | 4 | 4 | |
Плоско-выемчатая резьба | 4 | 6 | |
Заточка и правка режущего инструмента | 1 | 1 | |
Орнамент и изделие, Виды орнаментальных мотивов народов мира | 4 | 0 | |
Техника выполнения элементов резьбы | 1 | 1 | |
Технология сборки изделия | 1 | 1 | |
Отделка изделия | 1 | 2 | |
Техника безопасности при работе с лакокрасочными материалами | 1 | 0 | |
Творческий проект | 1 | 2 | |
Защита проекта, участи в выставке | 0 | 1 | |
итого | 38 | 30 | |
Всего по курсу | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПУСКНИКАМ КУРСА «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
К концу курса учащиеся должны знать:
- виды и способы обработки древесины;
- виды инструментов и материалов, используемых для обработки древесины;
- основные виды резьбы (геометрическая, плоско-выемчатая, плоскостная, скобчатая);
- основные законы композиции;
- основные виды отделки древесины.
Учащиеся должны уметь:
- различать вид древесины;
- ухаживать за инструментом для резьбы;
- наносить рисунок на бумагу и переносить его на изделие;
- выполнять простейшие элементы резьбы;
- правильно использовать материалы для обработки и отделки древесины.
У учащихся должны сформироваться навыки:
- различения древесины по внешнему виду и её свойствам;
- правильного использования инструмента для резьбы;
- перенесения рисунка на заготовку;
- резьбы по дереву.
Список использованной литературы.
- Афанасьев, А. Ф. Резьба по дереву [Текст] / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 1999,2002. - 408 с.
- Бузинов, М. Искусство резьбы по дереву [Текст]: учебное пособие / М. Бузинов, Г. Потапов. - М: Антиква, 1994. - 600 с: ил.
- История русской архитектуры [Текст]: учебник для вузов / под ред. Ю. С. Ушакова. - СПб.: Стройиздат, 1994. - 600 с: ил.
- Левин, Л. П. Резьбы по дереву [Текст]: учебное пособие для учащихся проф.-худож. учебных заведений / Л. П. Левин. -М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1957. - 239 с.
- Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву [Текст] / Т. А. Матвеева. - М.: Высшая школа, 1978.
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы, 5-11 классы [Текст] / науч. рук. Ю.Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко.- М.: Просвещение,2001.
7. Прозоровский, Н. И. Технология отделки столярных изделий [Текст]: практич. пособие / Н, И. Прозоровский. - М.: Высшая школа, 1991. - 272 с: ил.
8. Рождественский, Ю. В. Введение в культуроведение [Текст] / Ю. В. Рождественский. - М.: ЧеРо, 1996. - 288 с.
9. Розенберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства [Текст]: учебник для 10 кл. / Б. А. Розенберг. - М.: Просвещение, 1995.
10. Рябцев, Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVI-XVII вв. [Текст]: учебное пособие Ю. С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 336 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Резьба по дереву"
Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"
Информационная карта1. Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»2....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...
Дополнительная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"
Программа художественной напрвленности, рассчитанная на 3 года оучения, с национально-региональным компонентом....
Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву»
Кружок по технологии...