«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»
статья по технологии
«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии» | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании учащихся на уроках технологии»
Эстетическое воспитание – это развитие способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
Эстетическое воспитание не только расширяет художественный кругозор, но и влияет на духовный рост личности. Если аморальный поступок, отталкивают своей анти эстетичностью и ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка, то это говорит о его эстетическом развитии.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома – всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.
Важно научить учащихся ценить прекрасное. Вот почему народное декоративно-прикладное искусство является одним из главных средством эстетического воспитания учащихся.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в трудовом воспитании школьников. Оно способствуют воспитанию трудолюбия. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.
Воспитание гармонически развитого человека средствами искусства не мыслится без приобщения к окружающему миру природы. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности.
Занятия различными видами искусства – это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовно-практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. В педагогике каждая из сторон воспитания подрастающего поколения рассматривается не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими направлениями этого многогранного процесса.
Никакие рассуждения о художественной красоте, никакие лекции не могут оказать такого эстетического воздействия, как непосредственное восприятие красоты. Искусство -это живой материал – не роскошь, не излишество, не комфорт, не сладкое блюдо после обеда – это необходимый элемент воспитания.
Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда художественных произведений, он должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным. Декоративно-прикладное искусство в образной форме выражает красоту жизни, природы и общества, обогащает духовный мир, идейные, эстетические и нравственные идеалы личности.
Умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия и сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.
Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла:
- резьба и роспись по дереву;
- художественная керамика;
- резьба по кости;
- художественная обработка камня;
- художественная обработка металла;
- декоративная роспись на металле и лаковая живопись;
- вышивка;
- кружевоплетение;
- узорное ткачество;
- ковроделие;
- узорное вязание;
- ручная набойка;
- художественные изделия из кожи и меха.
Чем больше узнаешь мастеров народных промыслов, знакомишься с их творчеством и жизнью, тем яснее становится, что большинство из них уже в детские годы приобщилось к народному творчеству. А то, что закладывается в детстве, остается с нами на всю жизнь.
Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.
Показать учащимся эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени, добиться восприятия детьми, значит вовремя заложить фундамент для развития художественного вкуса школьников.
Процесс эстетического познания детьми произведений прикладного искусства на уроках технологии включает как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Выполнение учащимися декоративных работ– результат целенаправленной работы учителя над формированием у школьников целого комплекса практических навыков и эстетических познаний.
Соответственно, цель программы по формированию и развитию эстетического воспитания учащихся на уроках технологии посредствам декоративно-прикладного искусства -это расширить знания учащихся о родном крае, изучая основные виды народных промыслов.
Одним из результатов изучения художественных прикладных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Знакомство учителей с произведениями народного искусства вызывает, естественно, желание привлечь красочным материалом на уроки, чтобы разнообразить изобразительную деятельность учащихся, более эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.
Обобщение опыта, связанного с привлечением народного искусства на уроке, находит отражение в исследованиях последних лет. Теоретически осмысляются разные стороны учебного процесса, направленного на ознакомление школьников с народным творчеством: развитие детского воображения, формирование художественного вкуса, эстетическое отношение к действительности.
Учителю в выборе многочисленных путей привлечения народного искусства на уроке могут помочь некоторые наметившиеся в преподавании методические решения в этой области:
- беседы о возникновении тех или иных промыслов;
- технология изготовления;
- практические работы;
- показ образцов и эмоциональное восприятие;
- использование метода проектов.
Процесс эстетического познания детьми произведений народного искусства может по-разному оказывать влияние на их художественную практику. В одних случаях декоративные композиции учащихся могут возникать непосредственно под воздействием народного узора. В других – возможна более опосредованная связь эстетического восприятия художественных произведений с декоративной работой детей.
В ходе педагогической деятельности на уроках технологии можно столкнуться с проблемами:
- отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
- ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как)
- использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни, разных видов декоративно – прикладного искусства);
- испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, самостоятельно начать работу, ждет помощи учителя);
Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).
Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Поэтому в первую очередь необходимо:
- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел.
Список литературы:
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995.
- Немов Р.С. Практическая психология. 1997.
- Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М., 1991.
- Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников /М.Е. Кузнецов — Брянск: Издательство Брянского государственного
педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с. 16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология:
- Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
- Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997. 230 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1968
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.
Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...
Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"
В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...
Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г. учитель иностранного языкаШевченко С.А. учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...
Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка
В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...
Эстетическое воспитание учащихся на уроках технологии
Формируя у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребности в деятельности по законам прекрасного и развивая его эстетический вкус, учитель технологии может научить школьников видеть и о...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ : ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...