Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рябкова Надежда Андреевна

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные , образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.odt28.72 КБ

Предварительный просмотр:

                            Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

     Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образования личности . К личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

     В связи с этим возросла роль некоторых качеств личности, ранее не обязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,основывать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций»

     Не менее важными качествами, необходимыми молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь, являются так называемые «личностные компетенции». К ним можно отнести такие черты характера, как инициативность, мобильность , гибкость, динамизм, конструктивность, а также стремление в самообразованию и саморазвитию. Обладая всеми вышеперечисленными свойствами, любая личность способа достойно реализовать себя в сложных условиях современной жизни и конкурировать с себе подобными.

     Новые образовательные стандарты нам говорят о необходимости сформировать универсальные учебные действия у обучающихся. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности одну из образовательных технологий, а именно «технологию проектной деятельности».

      Под термином «технология» поднимается такая ученая деятельность, которая предполагает использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения, направленная на достижениеконкретной образовательной цели. Ряд педагогических теорий. Особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развитие личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие. Вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к осмыслению своей деятельности с позиции ценного подхода;
  • к целеполаганию;
  • к синтезированию,  интеграции и обобщению информации из разных источников;
  • делать выбор и принимать решения.

      Проектирование определяют как сложный вид деятельности, который ведет к изменениям искусственной среде, и связывают с творческим процессом, так как результатов такой деятельности становится новая реальность, конкретные образы будущего.
     На ряду с этим ,проектная деятельность обучает работать в малых группах, развивает исследовательские умения а также позволяет использовать приемы мозгового штурма, дискуссии, ролевой игры, рефлексии и др. выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются обращаются не только к учебникам, о и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

     Существуют разнообразные классификации учебных проектов

     Возможна классификация проектов по:

  • тематическим областям;
  • срокам реализации;
  • срокам реализации;
  • количеству исполнителей;
  • важности результатов.

       Современная  классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей ( преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентировнный проект(от наглядного пособия до устава конкретного образовательного учреждения;
  • исследовательский проект -исследование какого-либо спорного вопроса или проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект -сбор и обработка информации по интересующей школьников теме с целью ее презентации в широкой аудитории( статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — личный авторский подход к решению проблемы. Продукт — репортажи, видеофильмы, театрализации. Произведения изо или декоративно-прикладного искусства  и т. п.;
  • Ролевой проект — литературные исторические и т. п. Деловые ролевые игры. Данный вид проекта можно считать пограничным, так как он включает в себя основные характеристики последних трёх проектов (исследовательского, информационного и творческого)

Проектная деятельность предполагает выполнение целого комплекса самостоятельных работ, направленных в первую очередь на развитие у школьников различных мыслительных операций, т. к. процесс мышления представляет собой их совокупность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию). И только потом на формирование УУД.

Средствами для создания условий для проявления познавательной активности учеников могут быть:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и внеклассной позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
  • стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность;

Обучение навыкам и умениям исследовательской деятельности целесообразно проводить поэтапно, согласно возрастным особенностям учащихся.

  • 1 этап — это работа с учащимися 5-6 классов, во время которой учащиеся знакомятся с отдельными элементами исследовательской деятельности: умение наблюдать ( как вести наблюдение ), анализировать и сравнивать.
  • 2 этап — работа с учащимися 7-8 классов , во время которой они знакомятся с исследованием как одним из видов учебно-познавательной деятельности.
  • 3 этап - работа учащимися 9 классов , во время которой они знакомятся со структурой исследования (постановка целей , задач и пути их реализации)
  • 4 этап -работа с учащимися 10-11 классов , которые выполняют исследовательскую работу с соблюдением особенностей исследовательской технологии в более расширенном варианте ( постановка целей, задач , методика исследования , обработка материала, анализ, сравнение и вывод).

Надо заметить, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников.Младшие дети не обладают большим лексическим запасом , не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. Но зато они эмоционально сильнее мотивированы , т. к. младший школьный возраст — возраст, когда дети с удовольствием занимаются  тем , что им интересно , той деятельностью, в которой они смогут почувствовать и осознать себя уникальными и неповторимыми  проектная деятельность в полной мере позволяет им испытать этот опыт , а учебный процесс сделать увлекательным и запоминающимся, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности и усвоению, и способствовал формированию навыков воспроизведения полученной информации. Кроме того, при проверке знаний полученных, приобретенных школьниками самостоятельно, убеждаешься в том, что они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения учебного материала учителем.

 И в заключение своей небольшой работы хочется сказать, что технология проектирования осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе  становится все более актуальной. В этой статье я бы хотела поделиться не только теоретическими особенностями использования технологии проектной деятельности, но показать Вам наш с ребятами проект. Мы ездили в киностудию снимать свой клип на песню «Black and White ,  (Michael Jackson). Проект был представлен к дню толерантности в нашей школе. ( см. доп. Вложение к программе)

            Список литературы:

  • Агафонова М.А. Метод проектов.// Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
  • Бахтиярова Е.М. Метод проектов  и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
  • Кудрявцев А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы/ А. Кудрявцев// Директор школы . - 2007. - №1. - С.14-20.
  • Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская// Химия в школе. - 2007. - №2 — С.34-36

Сравнительная таблица преимуществ использования технологии проектирования с традиционными формами при написании докладов, рефератов и т. д.

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка учащихся

Получить хорошую отметку

Проявить свои способности. Сделать важное дело

2. Организационные формы работы

Индивидуальная

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы

3. Источники информации

Как правило. Один-два источника

Различные источники из разных областей знания

4. Предметная область

Один учебный предмет

Как правило, содержание полипредметно.

5. Характер работы по содержанию

Реферирование.

Как правило. Сочетание теоретических и практических методов исследования

6. Презентация или защита работы

Не обязательна

Обязательна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

данный материал поможет поможет учителям реализовать проектную деятельность на уроке....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Использование современных технологий, как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Вданной статье рассказывается о том, что в  современной школе используется коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникация осуществляется на основе ранее полученных знаний об...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ

Статья будет актуальна учителям, использующим в своей работе метод проекта....

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках физической культуры

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ. Данная статья будет полезна педагогам и учителям при подготовке выступления  на семинарах и к...